Основные закономерности явлений наследственности
методическая разработка (биология, 10 класс) по теме

Костюченко Анна Николаевна

Четыре типа заданий ( с выбором правильных вариантов ответов, утверждений) на тему  "Закономерности явлений наследственности".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ЯВЛЕНИЙ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ»

Задание 1. Выберите один правильный ответ.

1.        Правило единообразия первого поколения проявится, если генотип одного из родителей аавв, а другого;

а)ААВв;        б) АаВВ;        в) ААВВ;        г) АаВв.

2.        Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании?

а) один;        б) два;        в) три;        г) четыре.

3.        Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50 % растений с желтыми и 50 % - с зелеными семенами (рецессивный признак).

а) АА х аа;        б) Аа х Аа;      в) АА х Аа;     г) Аа х аа.

4.        Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и контролирующие проявление одного и того же признака, называют:

а)        аллельными;        в) рецессивными;

б)        доминантными;        г) сцепленными.

5.        Сколько пар альтернативных признаков изучают при моногибридном скрещивании?

а) одну;        б) две;        в) три;        г) четыре.

6.        Определите, какую закономерность иллюстрирует данная схема:

Р    Аа х Аа

Ft   АА, Аа, Аа, аа

а)        закон расщепления;

б)        правило единообразия;

в)        закон сцепленного наследования;

г)        хромосомную теорию наследственности.

7.        С открытием мейоза «гипотеза чистоты гамет» получила подтверждение:

а)        цитологическое;        в) гистологическое;

б)        эмбриологическое;   г) генетическое.

8.        Может ли родиться дочь, больная гемофилией, если её отец - гемофилик?

а)        может, так как ген гемофилии расположен в У-хромосоме;

б)        не может, так как ген гемофилии расположен в соматических клетках;

в)        не может, так как она гетерозиготна по Х-хромосомам;

г)        может, если мать - носительница гена гемофилии.

23.        Рецессивный ген, вызывающий мышечную дистрофию, локализован в Х-хромосоме. Отец здоров, мать – носительница гена дистрофии. Вероятность рождения больных сыновей от этого брака (в % от числа сыновей) равна:

а)0%;        6)25%;       в) 50 %;        г) 75 %.

24.        Если при анализирующем моногибридном скрещивании в потомстве расщепление не произошло, то исследуемая особь по генотипу:

а)        гомозиготна по рецессиву;

б)        гетерозиготна;

в)        гомозиготна по доминанту;

г)        гемизиготна.

25.        У кроликов окраска шерсти обусловлена двумя парами генов. Наличие в генотипе гена А обусловливает черную окраску, гена В - желтые кольца на волосках, а двух доминантных
генов А и В - окраску агути (серую). Такой тип взаимодействия генов называется:

а)        кодоминированием;

б)        неполным доминированием;

в)        полимерией;

г)        комплементарностью.

Задание 2. Выберите три правильных ответа.

1. Заслугами Г. Менделя является то, что он впервые:

а)        разработал основной метод генетики - метод гибридологического анализа;        

б)        изучил наследование признаков, гены которых находятся в одной хромосоме;

в)        установил основные закономерности наследования признаков;

г)        доказал зависимость между условиями среды и генотипом организма;

д)        изучил наследование признаков, гены которых находятся в разных хромосомах;

е) разработал основные положения хромосомной теории наследственности.

2.        При моногибридном скрещивании исходные родительские формы должны:

а)        относиться к разным видам;

б)        относиться к одному виду;

в)        быть гомозиготными;

г)        отличаться по одной паре признаков;

д)        быть гетерозиготными.

е)        отличаться по нескольким парам признаков,

3.        Гомогаметным мужской пол является у:

а)        двукрылых насекомых;

б)        млекопитающих;

в)        пресмыкающихся;

г)        некоторых чешуекрылых;

д)        птиц;

е)        ракообразных.

4.        По типу комплементарности происходит наследование:

а)        окраски цветков у душистого горошка;

б)        окраски шерсти у кроликов;

в)        групп крови у человека;

г)        цвета кожи у человека;

д)        окраски оперения у кур;

е)        окраски чешуи у лука.

5.        При аутосомно-доминантном типе наследования:

а)        признак встречается у мужчин и у женщин;

б)        родители обычно здоровы;

в)        аномалия проявляется практически в каждом поколении;

г)        вероятность рождения ребенка с аномалией - 50 %;

д)        часто болен один из родителей;

е)        вероятность рождения ребенка с аномалией - 25 %;

6. В Х-хромосоме человека находятся гены, определяющие развитие таких аномалий, как:

а)        гемофилия;        г) дальтонизм;

б)        альбинизм;        д) атрофия зрительного нерва;

в)        карликовость;        е) гипертрихоз.

Задание 3.

1.        Какие из перечисленных ниже утверждений неправильны:

а)        гены, определяющие развитие разных признаков, называются аллельными;

б)        совокупность генов организма составляет его фенотип;

в)        примером анализирующего скрещивания может  служить скрещивание АА х аа;

г)        группы сцепления генов находятся в разных хромосомах;

д)        половые хромосомы называют аутосомами;

е)        новообразования возникают при взаимодействии разных генов.

2.        Какие из перечисленных ниже утверждений, касающихся наследования, сцепленного с полом, правильны:

а)        набор половых хромосом самца любого вида животных обозначается, как ХУ;

б)        У-хромосома содержит все гены, аллельные генам X -хромосомы;

в)        признаки, сцепленные с Х-хромосомой, проявляются у мужчин независимо от их доминантности или рецессивности;

г)        женщина - носительница гемофилии с вероятностью в 50 % передаст ген гемофилии своим детям;

д)        сын носительницы имеет 100 % вероятность заболеть гемофилией;

е)        хромосомы, одинаковые у самца и самки, называются аутосомами.

Задание 4. Заполните пробелы.

  1. Совокупность генов организма - __________________________________.
  1. Элементарная единица наследственности, представленная отрезком молекулы ДНК, -_____________.
  2. Скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, -__________        .
  3. Пара генов, определяющих контрастные (альтернативные) признаки, -________________________        .

  1. Скрещивание, проводящееся для определения генотипа организма, -        ________________________.
  2. Признак, проявляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий, -____________        .
  3. Форма наследования признаков у гибридов первого поколения, когда в присутствии доминантного гена частично проявляется рецессивный признак, -___________________________.
  1. В норме набор половых хромосом у мужчины -        .
  1. Особи, в потомстве у которых обнаруживается расщепление, -_________________________.

10.        Влияние одного гена на развитие многих признаков называется ____________________________        .



Предварительный просмотр:

Ключ: 

Задание 1. 1 - в, 2 - г, 3 - г, 4 - а, 5 - а, 6 - а, 7 - а, 8 -г, 9-а,10-а, 11 -а, 12 - в, 13 -в, 14-6, 15 - в,

16-б, 17-б, 18-г, 19-а, 20-в, 21 -в, 22-б, 23 -в, 24-в, 25 -г.

Задание 2. 1 - авд, 2 - бвг, 3 - вгд, 4 - абе, 5 - авг, 6 - агд.

Задание 3.1- абгд, 2 - вге.

Задание;4. 1 - генотип, 2 - ген, 3 - моно гибридное, 4 - аллельные, 5 - анализирующее,

 6 - доминантный, 7 - неполное доминирование, 8 - ХУ, 9 - гетерозиготы, 10 - плейотропия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности"

Методическая разработка урока может быть использована на уроках биологии в 9, 10, 11 классах в зависимости от программы, по которой пвботает учитель...

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЯВЛЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

Презентационный материал для вводного урока раздела "Закономерности наследственности и изменчивости живых организмов"....

Контрольная работа « Основные закономерности явлений наследственности»

Методические указания  для преподавателяЦель работы: проверка умений учащихся работать с информацией, ориентироваться в учебном материале, распределять рабочее время, работать в команде, сос...

Проверочная работа по теме "Основные закономерности явления наследственности"

Подборка заданий по теме "Основные закономерности явления наследственности" составлена с использованием открытого банка заданий ФИПИ и может быть использована для контроля знаний по дан...

Урок «Обобщение знаний теме: «Основные закономерности явлений изменчивости»

Конспект урока «Обобщение знаний  теме: «Основные закономерности явлений изменчивости»...