учебноый курса внеурочной деятельности «Моя лаборатория»
учебно-методическое пособие по биологии (5 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Моя лаборатория» разработана в соответствии с требованиями пункта 32.1 ФГОС ООО, положения о рабочих программах обновленных ФГОС НРМОБУ Куть-Яхская СОШ».
Актуальность программы: Программа внеурочной деятельности «Моя лаборатория» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что основными принципами, заложенными в программу, являются: принцип научности, принцип доступности, принцип систематичности и последовательности и принцип воспитывающего обучения. Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того, он подготавливает учащихся к изучению биологии в 6–7 классах.
Педагогическая целесообразность: Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Программа учебного курса внеурочной деятельности «Моя лаборатория» способствует формированию современной естественнонаучной картины мира и сочетает в себе практическую и исследовательскую деятельность.
Цели изучения учебного курса внеурочной деятельности
Цель: обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования формирование у обучающихся целостного отношения к знаниям и процессу познания.
Задачи:
1. Формировать и развивать научное мировоззрение обучающихся.
2. Формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации, умение ее анализировать и критически мыслить.
3. Создать условия для исследовательской, экспериментальной и проектной деятельности учащихся.
4. Формировать умение работать в команде: умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступкам других людей, вести диалог, участвовать в совместных мероприятиях.
5. Формировать креативное мышление школьников.
6. Развивать функциональную грамотность обучающихся.
7. Популяризовать науку через игровую деятельность.
Место учебного курса внеурочной деятельности «Моя лаборатория» в учебном плане:
Программа курса внеурочной деятельности «Моя лаборатория» состоит из двух модулей: «Под микроскопом», «Россыпь головоломок». На каждый модуль отводится по 17 часов, вся программа рассчитана на 34 часа в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_laboratoriya.docx | 42.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО решением методического объединения учителей предметов естественно-научного цикла протокол от 29.08.2022г. № 1 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _____________Н.И. Иванова дата 30.08.2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» ____________Е.В. Бабушкина приказ от 31.08.2022г № 507-0 |
Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Моя лаборатория»
для среднего общего образования
Срок освоения: 1 год (5 класс)
Составитель: Смышляева Н.Г., учитель биологии I квалификационная категория |
2022г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Моя лаборатория» разработана в соответствии с требованиями пункта 32.1 ФГОС ООО, положения о рабочих программах обновленных ФГОС НРМОБУ Куть-Яхская СОШ».
Актуальность программы: Программа внеурочной деятельности «Моя лаборатория» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что основными принципами, заложенными в программу, являются: принцип научности, принцип доступности, принцип систематичности и последовательности и принцип воспитывающего обучения. Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того, он подготавливает учащихся к изучению биологии в 6–7 классах.
Педагогическая целесообразность: Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Программа учебного курса внеурочной деятельности «Моя лаборатория» способствует формированию современной естественнонаучной картины мира и сочетает в себе практическую и исследовательскую деятельность.
Цели изучения учебного курса внеурочной деятельности
Цель: обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования формирование у обучающихся целостного отношения к знаниям и процессу познания.
Задачи:
1. Формировать и развивать научное мировоззрение обучающихся.
2. Формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации, умение ее анализировать и критически мыслить.
3. Создать условия для исследовательской, экспериментальной и проектной деятельности учащихся.
4. Формировать умение работать в команде: умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступкам других людей, вести диалог, участвовать в совместных мероприятиях.
5. Формировать креативное мышление школьников.
6. Развивать функциональную грамотность обучающихся.
7. Популяризовать науку через игровую деятельность.
Место учебного курса внеурочной деятельности «Моя лаборатория» в учебном плане:
Программа курса внеурочной деятельности «Моя лаборатория» состоит из двух модулей: «Под микроскопом», «Россыпь головоломок». На каждый модуль отводится по 17 часов, вся программа рассчитана на 34 часа в 5 классе.
Деятельность учителя с учетом программы воспитания:
- формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- определять роль в природе различных групп организмов;
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
- объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Моя лаборатория»
Модуль «Под микроскопом»
Тема 1. Устройство, открывающее дверь в новую вселенную. (2 часа)
История создания микроскопа. Виды микроскопов. Электронный микроскоп. Лазерный микроскоп. Устройство микроскопа и приемы работы с ним.
Тема 2. Что такое микропрепарат и как его рассмотреть. (3 часа)
Что такое микропрепарат? Техника приготовления временных микропрепаратов. Способы и правила изображения рассмотренных микропрепаратов. Описание рассмотренных микропрепаратов.
Тема 3. Клетка – это отдельная вселенная? (4 часа)
Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы.
Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Клетка — наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под световым микроскопом.
Одноклеточные и многоклеточные растительные организмы. Кто такие «водоросли»? Среда обитания одноклеточных водорослей.
Тема 4. Кто раскрасил мир растений? (4 часа)
Почему листья зеленые? Все ли листья зеленые? Ботаника — наука о растениях. Связь ботаники с другими науками и техникой. Общие признаки растений.
Разнообразие растений. Уровни организации растительного организма.
Тема 5. Самые маленькие животные планеты. (4 часа)
Животная клетка. Открытие животной клетки (А. Левенгук). Строение животной клетки. Одноклеточные животные — простейшие. Строение и жизнедеятельность простейших. Местообитание и образ жизни простейших. Почему «зацвел» пруд? Чем отличаются клетки растений от клеток животных?
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД:
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Смысловое чтение.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Коммуникативные УУД:
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Модуль «Под микроскопом»
- пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;
- проводить наблюдения за живыми объектами;
- давать научное объяснение биологическим явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;
- ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов, отводимых на освоение каждого раздела и темы | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Деятельность учителя с учетом программы воспитания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тема 1. Устройство, открывающее дверь в новую вселенную. (2 часа) | ||||
1. | Прибор, открывающий тайны. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7846/conspect/272131/ | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. |
2. | Устройство микроскопа и приемы работы с ним. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7846/conspect/272131/ | |
Тема 2. Что такое микропрепарат и как его рассмотреть. (3 часа) | ||||
3. | Что такое микропрепарат и как его рассмотреть. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2460/main/ | Характеризовать методы биологической науки и их роль в познании живой природы; Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. Формировать экологическое мышление. Понимать роль отечественных ученых в становлении науки биологии. |
4. | Техника приготовления временных микропрепаратов. | 1 | https://urok.1sept.ru/articles/601815 | |
5. | Способы изображения и описания рассмотренных микропрепаратов. | 1 | https://urok.1sept.ru/articles/601815 | |
Тема 3. Клетка – это отдельная вселенная? (4 часа) | ||||
6. | Понятие об организме. | 1 | https://videouroki.net/video/15-botanika-nauka-o-rasteniyah.html | Привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися). |
7. | Клетка и её открытие. | 1 | ||
8. | Одноклеточные и многоклеточные растительные организмы. | 1 | https://tvercult.ru/nauka/odnokletochnyie-organizmyi-spisok-s-nazvaniyami-i-primerami | |
9. | Почему «зацвел» пруд? | 1 | https://interneturok.ru/lesson/biology/5-klass/tsarstvo-rasteniya/vodorosli | |
Тема 4. Кто раскрасил мир растений? (4 часа) | ||||
10 | Ботаника — наука о растения. | 1 | https://videouroki.net/video/15-botanika-nauka-o-rasteniyah.html | Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки и организма в целом. Обсуждать биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты |
11 | Связь ботаники с другими науками и техникой. | 1 | https://videouroki.net/video/15-botanika-nauka-o-rasteniyah.html | |
12 | Разнообразие растений. | 1 | ||
13 | Уровни организации растительного организма. | 1 | ||
Тема 5. Самые маленькие животные планеты. (4 часа) | ||||
14 | Открытие животной клетки (А. Левенгук). | 1 | Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов. | |
15 | Одноклеточные животные — простейшие. | 1 | ||
16 | Местообитание и образ жизни простейших. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2465/main/ | |
17 | Кто быстрее плавает? | 1 | ||
ИТОГО | 17 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дата проведения | Наименование разделов и тем | Количество часов, отводимых на освоение каждого раздела и темы | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Деятельность учителя с учетом программы воспитания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тема 1. Устройство, открывающее дверь в новую вселенную. (2 часа) | ||||
09.09 | Прибор, открывающий тайны. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7846/conspect/272131/ | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. |
16.09 | Устройство микроскопа и приемы работы с ним. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7846/conspect/272131/ | |
Тема 2. Что такое микропрепарат и как его рассмотреть. (3 часа) | ||||
23.09 | Что такое микропрепарат и как его рассмотреть, | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2460/main/ | Характеризовать методы биологической науки и их роль в познании живой природы; Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. Формировать экологическое мышление. Понимать роль отечественных ученых в становлении науки биологии. |
30.09 | Техника приготовления временных микропрепаратов. | 1 | https://urok.1sept.ru/articles/601815 | |
07.10 | Способы изображения и описания рассмотренных микропрепаратов. | 1 | https://urok.1sept.ru/articles/601815 | |
Тема 3. Клетка – это отдельная вселенная? (4 часа) | ||||
14.10 | Понятие об организме. | 1 | https://videouroki.net/video/15-botanika-nauka-o-rasteniyah.html | Привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися). |
21.10 | Клетка и её открытие. | 1 | ||
28.10 | Одноклеточные и многоклеточные растительные организмы. | 1 | https://tvercult.ru/nauka/odnokletochnyie-organizmyi-spisok-s-nazvaniyami-i-primerami | |
11.11 | Почему «зацвел» пруд? | 1 | https://interneturok.ru/lesson/biology/5-klass/tsarstvo-rasteniya/vodorosli | |
Тема 4. Кто раскрасил мир растений? (4 часа) | ||||
18.11 | Ботаника — наука о растения. | 1 | https://videouroki.net/video/15-botanika-nauka-o-rasteniyah.html | Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки и организма в целом. Обсуждать биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты |
25.11 | Связь ботаники с другими науками и техникой. | 1 | https://videouroki.net/video/15-botanika-nauka-o-rasteniyah.html | |
02.12 | Разнообразие растений. | 1 | ||
09.12 | Уровни организации растительного организма. | 1 | ||
Тема 5. Самые маленькие животные планеты. (4 часа) | ||||
16.12 | Открытие животной клетки (А. Левенгук). | 1 | Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов. | |
23.12 | Одноклеточные животные — простейшие. | 1 | ||
13.01 | Местообитание и образ жизни простейших. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2465/main/ | |
20.01 | Кто быстрее плавает? | 1 | ||
ИТОГО | 17 |
Список литературы
Литература для педагога
1. Биологическое разнообразие. Водоросли и грибы. Автор: Мухин В. А., Издание:
Феникс: 2013
2. Ботаника. Автор: Лазаревич С. В. Издание: ИВЦ Минфина: 2012
3. Ботаника. Руководство по учебной практике для студентов Автор: Анцышкина А. М.,
Барабанов Е. И., Мостова Л. В. Издание: Медицинское информационное агентство:
2011
4. Введение в экологию растений Автор: Афанасьева Н. Б., Березина Н. А. Издание:
Издательство МГУ: 2011
5. Естествознание. Ботаника Автор: Долгачева В. С., Алексахина Е. М. Издание:
Академия: 2012
Литература для учащихся
- Ботаника. Автор: Родионова А. С., Скупченко В. Б., Малышева О. Н., Джикович Ю. В.
- Издание: Академия: 2012
- Ботаника. Автор: Зайчикова С. Г., Барабанов Е. И. Издание: ГЭОТАР-Медиа: 2013
- Ботаника. Курс альгологии и микологии Издание: МГУ: 2011
Электронные образовательные ресурсы
Материалы сайтов:
2. https://www.yaklass.ru/?%08
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 5 классе «Зеленая лаборатория»
Программа внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория юного химика" 8 класс (ФГОС)
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися, интересующимися исследовательской деятельностью и направлена на формирование у них умения поставить цель и организов...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности !Лаборатория фенологических наблюдений" для учащихся 7 класса
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Лаборатория фенологических наблюдений"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лингвистическая лаборатория»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лингвистическая лаборатория»...
Курс внеурочной деятельности Проектная лаборатория "Образование для общества"
Курс внеурочной деятельности 9 класс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Химическая лаборатория"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Химическая лаборатория"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Исследовательская лаборатория по биологии"
Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Исследовательская лаборатория по биологии» разработана в соответствии с требованиями пункта 32.1 ФГОС ООО, по...