Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лингвистическая лаборатория»
рабочая программа по русскому языку на тему

Муковникова Татьяна Андреевна

Рабочая программа  курса  внеурочной деятельности «Лингвистическая лаборатория»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  курса  внеурочной деятельности «Лингвистическая лаборатория»

Пояснительная записка

Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей. Заканчиваются возможности экстенсивного пути развития образования, т. е. пути, при котором повышение образованности, социальной устроенности, профессиональности связывалось с повышением объема знаний, которым владеет человек. При экстенсивном пути развитие образования понималось преимущественно как увеличение количества предметов, учебной нагрузки, срока обучения и т. д. В настоящее время образованность обществом начинает осознаваться как владение техниками работы с информацией, развитие навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности.

Указанные изменения в понимании образования требуют развития принципиально новых образовательных технологий, в противовес широко распространенным в современной образовательной системе репродуктивным технологиям, основанным на простом воспроизводстве информации. Послешкольное образование предполагает ведение научно-исследовательской деятельности в тех или иных формах. Рефераты, курсовые работы, дипломные проекты становятся залогом продолжения научных поисков. Однако успешность научной деятельности зависит от навыка ее ведения. К сожалению, на практике мы часто сталкиваемся с тем, что хорошо написанный ребенком реферат выдается за исследовательскую работу. Господствующая в школе тенденция к подготовке докладов и рефератов научила наших детей лишь списывать с книг, подбирая материал по заданной теме.

 Предлагаемый курс позволит познакомить ребят с навыками исследовательской работы, сформировать необходимый минимум исследовательских умений. Кроме того, ознакомительный обзор состояния дел в  современной лингвистике позволит осуществить осознанный профессиональный выбор, особенно тем учащимся, кто проявляет интерес к изучению языка. Наконец, практическая составляющая курса позволит реализовать полученный в ходе изучения курса объем знаний  на практике, развивая и совершенствуя такие ключевые компетентности, как готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, коммуникативная компетентность.

 Цель  программы:

Цель программы внеурочной деятельности - формирование исследовательских умений учащихся, в том числе навыков работы с научной литературой, освоение методов научного исследования в лингвистике, формирование гностических умений как основы коммуникативно - компетентной и творчески мыслящей личности. Наиболее важной частью данного курса является практическая направленность.

Основные задачи программы:

1.  Познакомить  школьников с основами  исследовательской работы.

2. Расширить границы теоретических сведений учащихся и уровень творческого применения материала основной программы.

3.  Выработать у учащихся лингвистическое чутьё, заинтересовать их тайнами и законами языка.

4.  Вызвать интерес к гуманитарным наукам, способствовать выбору будущей профессии;

 Общая характеристика учебного процесса: методы и формы работы, средства обучения.

  Данный курс рассчитан на школьников, которые проявляют интерес к исследовательской работе в области лингвистики, русского языка и желают углубить и расширить свои теоретические знания по этому предмету. Программа курса опирается на те знания и навыки учащихся, которые были получены при изучении базового курса русского языка, дополнительно к программным знаниям предлагается данный курс. Использование лингвистического подхода к учебным материалам позволяет расширить кругозор учащихся и развить их интерес к научно-исследовательской работе, сформировать креативные способности, интеллектуальные умения и навыки

При изучении данного курса возможны разные методы и формы работы, обусловленные целями, задачами, спецификой предлагаемого языкового материала.

Среди них:

•  Проблемное изложение теоретического материала.

•  Частично-поисковая работа учащихся на практических занятиях.

•  Метод устного контроля и самоконтроля (устного и письменного).

•  Иллюстративно-объяснительный метод на лекционных занятиях

При организации учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:

· исследовательский, поисковый;

· метод развивающего обучения

Особенностью обучения курса являются повышенная мотивация учебной деятельности учащихся и широкое использование межпредметных связей, индивидуального подхода.

Исходя из этих целей формируются следующие умения:

школьники должны научиться подбирать литературу по теме; самостоятельно работать со справочной литературой, знать и владеть различными методами исследования: наблюдение, сопоставительный анализ, анкетирование, изучение и обобщение опыта, опрос и т. д.; оформлять исследовательскую работу в соответствии с требованиями.

Курс рассчитан на 35 часов и включает в себя  четыре модуля:

Как взаимосвязаны теория и практика.

Что можно исследовать в лингвистике?

Лингвистическая лаборатория.

Практикум «Проверьте  себя: есть ли у Вас шанс стать нобелевским лауреатом?»

1.Результаты освоения курса.

Учащийся, прослушавший курс, должен:

владеть навыками исследовательской работы: а) ставить цель и задачи исследования, б) выдвигать научную гипотезу, в) формулировать конкретные вопросы по проблеме, г) знать и владеть различными методами научного исследования, д) знать структуру исследовательской работы иметь представление о лингвистике  как современной науке; уметь анализировать языковой материал с точки зрения фонетики, этимологии, стилистики, ономастики; уметь оформлять результаты своей исследовательской деятельности; делать устную презентацию своей работы.

2.Содержание курса 

Что можно исследовать в лингвистике? ( 7 часов)

Тема 1. Что такое лингвистика – 2 часа

Лингвистика среди других наук. Предмет и задачи лингвистики.

Тема 2. Прикладная лингвистика – 3 часа

Направления прикладной лингвистики. Гипотеза лингвистической относительности. Лингвистическая география.

Тема 3. Проблемы современной лингвистики - 2 часа

Современные тенденции в прикладной лингвистике. Лингвистический эксперимент.

Лингвистическая лаборатория. Практикум ( 14 часов)

Практикум № 1. «Цветная музыка стиха.» - 2 часа

Теория содержательности звуковой формы в языке . Практикум «Звукоцветовой анализ стихотворения ( на выбор)»

Практикум № 2. «Что в имени тебе моем…»- 2 часа

История и функция имен в русском языке. Практикум « Имена моих одноклассников»

Практикум № 3. Вспомним о Золотой орде…- 2 часа

Сопоставительный анализ русского и татарского языков. Практикум «Общее и различное в английском и русском языках»

Практикум № 4. Разгадывая секреты ономастики - 2 часа

Сопоставительный анализ наименований улиц в населенных пунктах Самарской области. Практикум « Названия улиц моего города».

Практикум № 5. « Недаром слово молвится…»- 2 часа

Особенности речевого поведения в пословицах русского, английского и японского народов. Практикум « Иллюстрация особенностей речевого поведения пословицами названных народов»

Практикум № 6. Гендерные особенности  текста – миф или реальность? - 2 часа

Ученые о гендерных особенностях создания текстов. Практикум « Отражение половой принадлежности в создаваемых текстах»

Практикум № 7. «Вначале было слово…»- 2 часа

Заимствования в русском языке на материале слов тематической группы «Школа». Практикум «Знакомый незнакомец (родословная слова)»

Проверьте  себя: «Есть ли у Вас шанс стать нобелевским лауреатом?» ( 3 часа)

Анкета « Моя исследовательская культура» - 1 час

  Анкета «Потребность в достижениях», «Мой творческий потенциал» - 1 час Список практических работ

 «Звукоцветовой анализ стихотворения ( на выбор)»

 2. « Имена моих одноклассников»

 3. «Общее и различное в английском и русском языках»

4. « Названия улиц моего города».

5.«Иллюстрация особенностей национального речевого поведения пословицами английского и русского народов»

6. « Отражение половой принадлежности в создаваемых текстах»

 7. «Знакомый незнакомец (родословная слова)»  

3.Тематическое планирование

Название модуля

Количество часов

7 часов

Как взаимосвязаны теория и практика. Что можно исследовать в      лингвистике?

                                                                 

11 часов

Лингвистическая лаборатория. Практикум

14часов

«Есть ли у Вас шанс стать нобелевским лауреатом?»

3 часа

Итого:35 часов

Приложение

6.Календарно-тематическое  планирование

Название модуля

Содержание

Количество часов

Как взаимосвязаны теория и практика.

Что значит быть исследователем? Объект и предмет исследования.

 Что значит быть исследователем? Объект и предмет исследования.

Выдвижение гипотезы исследования.

 Учимся задавать вопросы.

 Методы исследования.

 Как оформить свою исследовательскую работу.

  2

  2

  1  

  1

  1

  1

  3

Что можно исследовать в лингвистике?

Что такое лингвистика.

 Прикладная лингвистика. Проблемы современной   лингвистики.

  2

  3

  2

Лингвистическая лаборатория. Практикум

Практикум № 1. «Цветная музыка стиха.»

Практикум № 2. «Что в имени тебе моем…»

Практикум № 3. Вспомним о Золотой орде…

 Практикум № 4. Разгадывая секреты ономастики.

Практикум № 5. « Недаром слово молвится…»

Практикум № 6. Гендерные особенности  текста – миф или реальность?

Практикум № 7. «Вначале было слово…»

  2

 2

2

2

2

2

2

«Есть ли у Вас шанс стать нобелевским лауреатом?»

Анкета « Моя исследовательская культура»

Анкета «Потребность в достижениях»,

«Мой творческий потенциал» Советы психологов.

1

1

1

Итого:

35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 7-м классе "Правописание предлогов. Лингвистическая лаборатория"

Презентация содержит материалы к итоговому уроку по теме "Правописание предлогов". Учащиеся на уроке выступают в роли исследователей, которые открывают и обобщают знания и умения, полученные в ходе из...

Тема урока: « Местоимение. Лингвистическая лаборатория»

Цели урока: обобщить знания по теме «Местоимение...

Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)

Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...

Лингвистическая лаборатория: подготовка одаренных детей в олимпиаде по русскому языку

Подготовка к олимпиаде по русскому языку: перевод латинских крылатых выражений...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Химическая лаборатория"

Программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта основного общего образования,  утверждённого приказом Минобразования России от 17.12.2010 3 1897 «Об утверждении и вве...

Дополнительная общеразвивающая программа "Лингвистическая лаборатория"

Программа интересна для тех, кто желает больше узнать о русском языке и с легкостью справляться с олимпиадами....

Рабочая программа внеурочной деятельности творческой лаборатории «СМАК»

Программа внеурочной деятельности рассчитана на девочек 7-8классов, реализуется в общеобразовательной школе на базе кулинарной мастерской с необходимым для этого оборудованием....