Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лингвистическая лаборатория»
рабочая программа по русскому языку на тему
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лингвистическая лаборатория»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.docx | 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лингвистическая лаборатория»
Пояснительная записка
Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей. Заканчиваются возможности экстенсивного пути развития образования, т. е. пути, при котором повышение образованности, социальной устроенности, профессиональности связывалось с повышением объема знаний, которым владеет человек. При экстенсивном пути развитие образования понималось преимущественно как увеличение количества предметов, учебной нагрузки, срока обучения и т. д. В настоящее время образованность обществом начинает осознаваться как владение техниками работы с информацией, развитие навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности.
Указанные изменения в понимании образования требуют развития принципиально новых образовательных технологий, в противовес широко распространенным в современной образовательной системе репродуктивным технологиям, основанным на простом воспроизводстве информации. Послешкольное образование предполагает ведение научно-исследовательской деятельности в тех или иных формах. Рефераты, курсовые работы, дипломные проекты становятся залогом продолжения научных поисков. Однако успешность научной деятельности зависит от навыка ее ведения. К сожалению, на практике мы часто сталкиваемся с тем, что хорошо написанный ребенком реферат выдается за исследовательскую работу. Господствующая в школе тенденция к подготовке докладов и рефератов научила наших детей лишь списывать с книг, подбирая материал по заданной теме.
Предлагаемый курс позволит познакомить ребят с навыками исследовательской работы, сформировать необходимый минимум исследовательских умений. Кроме того, ознакомительный обзор состояния дел в современной лингвистике позволит осуществить осознанный профессиональный выбор, особенно тем учащимся, кто проявляет интерес к изучению языка. Наконец, практическая составляющая курса позволит реализовать полученный в ходе изучения курса объем знаний на практике, развивая и совершенствуя такие ключевые компетентности, как готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, коммуникативная компетентность.
Цель программы:
Цель программы внеурочной деятельности - формирование исследовательских умений учащихся, в том числе навыков работы с научной литературой, освоение методов научного исследования в лингвистике, формирование гностических умений как основы коммуникативно - компетентной и творчески мыслящей личности. Наиболее важной частью данного курса является практическая направленность.
Основные задачи программы:
1. Познакомить школьников с основами исследовательской работы.
2. Расширить границы теоретических сведений учащихся и уровень творческого применения материала основной программы.
3. Выработать у учащихся лингвистическое чутьё, заинтересовать их тайнами и законами языка.
4. Вызвать интерес к гуманитарным наукам, способствовать выбору будущей профессии;
Общая характеристика учебного процесса: методы и формы работы, средства обучения.
Данный курс рассчитан на школьников, которые проявляют интерес к исследовательской работе в области лингвистики, русского языка и желают углубить и расширить свои теоретические знания по этому предмету. Программа курса опирается на те знания и навыки учащихся, которые были получены при изучении базового курса русского языка, дополнительно к программным знаниям предлагается данный курс. Использование лингвистического подхода к учебным материалам позволяет расширить кругозор учащихся и развить их интерес к научно-исследовательской работе, сформировать креативные способности, интеллектуальные умения и навыки
При изучении данного курса возможны разные методы и формы работы, обусловленные целями, задачами, спецификой предлагаемого языкового материала.
Среди них:
• Проблемное изложение теоретического материала.
• Частично-поисковая работа учащихся на практических занятиях.
• Метод устного контроля и самоконтроля (устного и письменного).
• Иллюстративно-объяснительный метод на лекционных занятиях
При организации учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:
· исследовательский, поисковый;
· метод развивающего обучения
Особенностью обучения курса являются повышенная мотивация учебной деятельности учащихся и широкое использование межпредметных связей, индивидуального подхода.
Исходя из этих целей формируются следующие умения:
школьники должны научиться подбирать литературу по теме; самостоятельно работать со справочной литературой, знать и владеть различными методами исследования: наблюдение, сопоставительный анализ, анкетирование, изучение и обобщение опыта, опрос и т. д.; оформлять исследовательскую работу в соответствии с требованиями.
Курс рассчитан на 35 часов и включает в себя четыре модуля:
Как взаимосвязаны теория и практика.
Что можно исследовать в лингвистике?
Лингвистическая лаборатория.
Практикум «Проверьте себя: есть ли у Вас шанс стать нобелевским лауреатом?»
1.Результаты освоения курса.
Учащийся, прослушавший курс, должен:
владеть навыками исследовательской работы: а) ставить цель и задачи исследования, б) выдвигать научную гипотезу, в) формулировать конкретные вопросы по проблеме, г) знать и владеть различными методами научного исследования, д) знать структуру исследовательской работы иметь представление о лингвистике как современной науке; уметь анализировать языковой материал с точки зрения фонетики, этимологии, стилистики, ономастики; уметь оформлять результаты своей исследовательской деятельности; делать устную презентацию своей работы.
2.Содержание курса
Что можно исследовать в лингвистике? ( 7 часов)
Тема 1. Что такое лингвистика – 2 часа
Лингвистика среди других наук. Предмет и задачи лингвистики.
Тема 2. Прикладная лингвистика – 3 часа
Направления прикладной лингвистики. Гипотеза лингвистической относительности. Лингвистическая география.
Тема 3. Проблемы современной лингвистики - 2 часа
Современные тенденции в прикладной лингвистике. Лингвистический эксперимент.
Лингвистическая лаборатория. Практикум ( 14 часов)
Практикум № 1. «Цветная музыка стиха.» - 2 часа
Теория содержательности звуковой формы в языке . Практикум «Звукоцветовой анализ стихотворения ( на выбор)»
Практикум № 2. «Что в имени тебе моем…»- 2 часа
История и функция имен в русском языке. Практикум « Имена моих одноклассников»
Практикум № 3. Вспомним о Золотой орде…- 2 часа
Сопоставительный анализ русского и татарского языков. Практикум «Общее и различное в английском и русском языках»
Практикум № 4. Разгадывая секреты ономастики - 2 часа
Сопоставительный анализ наименований улиц в населенных пунктах Самарской области. Практикум « Названия улиц моего города».
Практикум № 5. « Недаром слово молвится…»- 2 часа
Особенности речевого поведения в пословицах русского, английского и японского народов. Практикум « Иллюстрация особенностей речевого поведения пословицами названных народов»
Практикум № 6. Гендерные особенности текста – миф или реальность? - 2 часа
Ученые о гендерных особенностях создания текстов. Практикум « Отражение половой принадлежности в создаваемых текстах»
Практикум № 7. «Вначале было слово…»- 2 часа
Заимствования в русском языке на материале слов тематической группы «Школа». Практикум «Знакомый незнакомец (родословная слова)»
Проверьте себя: «Есть ли у Вас шанс стать нобелевским лауреатом?» ( 3 часа)
Анкета « Моя исследовательская культура» - 1 час
Анкета «Потребность в достижениях», «Мой творческий потенциал» - 1 час Список практических работ
«Звукоцветовой анализ стихотворения ( на выбор)»
2. « Имена моих одноклассников»
3. «Общее и различное в английском и русском языках»
4. « Названия улиц моего города».
5.«Иллюстрация особенностей национального речевого поведения пословицами английского и русского народов»
6. « Отражение половой принадлежности в создаваемых текстах»
7. «Знакомый незнакомец (родословная слова)»
3.Тематическое планирование
Название модуля | Количество часов |
7 часов | |
Как взаимосвязаны теория и практика. Что можно исследовать в лингвистике?
| 11 часов |
Лингвистическая лаборатория. Практикум | 14часов |
«Есть ли у Вас шанс стать нобелевским лауреатом?» | 3 часа |
Итого:35 часов |
Приложение
6.Календарно-тематическое планирование
Название модуля | Содержание | Количество часов |
Как взаимосвязаны теория и практика. | Что значит быть исследователем? Объект и предмет исследования. Что значит быть исследователем? Объект и предмет исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Учимся задавать вопросы. Методы исследования. Как оформить свою исследовательскую работу. | 2 2 1 1 1 1 3 |
Что можно исследовать в лингвистике? | Что такое лингвистика. Прикладная лингвистика. Проблемы современной лингвистики. | 2 3 2 |
Лингвистическая лаборатория. Практикум | Практикум № 1. «Цветная музыка стиха.» Практикум № 2. «Что в имени тебе моем…» Практикум № 3. Вспомним о Золотой орде… Практикум № 4. Разгадывая секреты ономастики. Практикум № 5. « Недаром слово молвится…» Практикум № 6. Гендерные особенности текста – миф или реальность? Практикум № 7. «Вначале было слово…» | 2 2 2 2 2 2 2 |
«Есть ли у Вас шанс стать нобелевским лауреатом?» | Анкета « Моя исследовательская культура» Анкета «Потребность в достижениях», «Мой творческий потенциал» Советы психологов. | 1 1 1 |
Итого: | 35 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 7-м классе "Правописание предлогов. Лингвистическая лаборатория"
Презентация содержит материалы к итоговому уроку по теме "Правописание предлогов". Учащиеся на уроке выступают в роли исследователей, которые открывают и обобщают знания и умения, полученные в ходе из...
Тема урока: « Местоимение. Лингвистическая лаборатория»
Цели урока: обобщить знания по теме «Местоимение...
Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)
Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...
Лингвистическая лаборатория: подготовка одаренных детей в олимпиаде по русскому языку
Подготовка к олимпиаде по русскому языку: перевод латинских крылатых выражений...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Химическая лаборатория"
Программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 17.12.2010 3 1897 «Об утверждении и вве...
Дополнительная общеразвивающая программа "Лингвистическая лаборатория"
Программа интересна для тех, кто желает больше узнать о русском языке и с легкостью справляться с олимпиадами....
Рабочая программа внеурочной деятельности творческой лаборатории «СМАК»
Программа внеурочной деятельности рассчитана на девочек 7-8классов, реализуется в общеобразовательной школе на базе кулинарной мастерской с необходимым для этого оборудованием....