Курс внеурочной деятельности Проектная лаборатория "Образование для общества"
рабочая программа по математике (9 класс) на тему
Курс внеурочной деятельности 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
курс внеурочной деятельности 9 класс Проектная лаборатория | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЛИЦЕЙ ИМЕНИ С.Н. БУЛГАКОВА" Г. ЛИВНЫ
ПРИНЯТО на заседании НМС протокол от «____» ____ 201___ г. №-____ РАССМОТРЕНО на заседании кафедры Рук. кафедры ___________________ Н.Н. Блынская |
УТВЕРЖДАЮ. Директор________________ М.О. Зиборова
приказ от «_____» ______.201____г. № ___ |
протокол от «____» ______________ 201___ г. № _____
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР_________
Е.В. Плясова
«_____» _________________ 201____ г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Проектная лаборатория
«Образование для общества»
Общекультурное направление
9"А" класс
Составитель программы:
Мартынова Ульяна Николаевна учитель математики 1 квалификационной категории, |
г. Ливны
2018 г.
1. Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности для 9 класса разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»с изменениями;
- ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»; с дополнениями и изменениями (приказ от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Минобразования РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»);
- Образовательная программа МБОУ "Лицей имени С.Н. Булгакова" г. Ливны
Также рабочая программа внеурочной деятельности разработана с учетом Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования с особенностями "Лицей имени С.Н. Булгакова" г. Ливны, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно - ориентированные; деятельностно - ориентированные и т.д.) вариативного развивающего образования, и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС.
Личностно-ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.
Культурно - ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Для реализации рабочей программы используется Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.
Проектная лаборатория «Образование для общества» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
-формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
-совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.);
-воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Цель программы: обучить детей работе над проектами; формировать ключевые компетентности: коммуникативную, информационную, решать проблемы.
Задачи:
- формировать навыки сотрудничества;
- формировать навыки презентации;
- обучить способам сбора и первичной обработки информации;
- формировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом;
- формировать умение планировать свою работу над проектом;
- формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.
2. Общая характеристика курса Проектная лаборатория «Образование для общества»
Призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.
3. Описание места курса в учебном плане
На изучение курса в 9 классе отводится 17 ч. Данный курс проводится во внеурочное время, стоит в расписании как внеурочная деятельность.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Проектная лаборатория «Образование для общества»
Планируемые результаты освоения курса «Образование для общества».
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.
-сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
-сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
-сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Одним из главных результатов обучения проектной деятельности является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Первый уровень результатов
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Второй уровень результатов
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности окружающего мира.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Третий уровень результатов
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, исследовательской и проектной деятельности.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Содержание тем учебного курса.
9 класс (17 часов, 1 час в неделю)
Тема 1: Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (6 ч)
Введение в учебный курс. Явление и понятие научного исследования. Выбор темы исследования. Цели и задачи исследования. Методы исследования. Мыслительные операции. Практика. Анкетирование. Эксперимент. Сбор материала для исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Обобщение полученных данных. Планирование деятельности. Ресурсы.
Тема 2: Работа с каталогами и справочной литературой (2ч).Каталог. Составление каталогов. Поиск информации. Карточный и электронный каталог. Виды справочной литературы.
Тема 3: Способы первичной обработки информации (2 ч). Чтение текста с маркированием. Практическая работа «Чтение текста с макрированием». Организация информации с помощью денотатного графа. Работа с терминами и понятиями. Коллаж. Способы первичной обработки информации. Введение проекта.
Тема 4: Как работать вместе (2ч).
Что такое команда? Кто со мной?! «За» и «против». Сам себе эксперт.
Тема 5: Выступление (2 ч).
Планирование публичного выступления. Отбор примеров для выступления. Систематизация информационного материала. Как можно завершать выступление. Взаимодействие с аудиторией.
Тема 6: Ведение дискуссии ( 3 ч).
Дискуссия – как основной вид коммуникации. Активное слушание. Вопросы. Аргументация. Коммуникативная игра. Защита проекта.
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) | ||
1 | Этапы работы в рамках исследовательской деятельности | 6 | Получить представление о наблюдении и эксперименте как способах сбора первичной информации, их отличиях и разновидностях; опыт описания наблюдаемых качеств предметов и явлений, измерения простейших параметров объекта, обработки обсуждения результатов; анализировать опыт планирования наблюдений и экспериментов на основе поставленных задач; опыт выбора способа сбора эмпирических данных в соответствии с целью проекта. Уметь распознавать ситуацию по ее признакам, характеризовать желаемую ситуацию. Уметь обозначать проблему, формулировать цель на основании проблемы, формировать план деятельности. | ||
2 | Работа с каталогами и справочной литературой. | 2 | Получить представление о структуре каталогов, уметь самостоятельной работать с каталогами в библиотеке, в том числе с электронными; устранять ошибки, допущенные при поиске информации. Получить представление о структурировании информации в справочной литературе; получить опыт работы со справочной литературой, поиска информационных лакун, сопоставлять информацию из разных источников | ||
3 | Способы первичной обработки информации. | 2 | Уметь актуализировать имеющиеся знания по теме; различать новую и известную информацию; определять противоречия между имеющейся и новой информацией; определять отсутствие или недостаток информации; излагать информацию с помощью ключевых слов; задавать вопросы; представлять информацию в табличной форме. | ||
4 | Как работать вместе. | 2 | Уметь включаться в переговоры относительно процедур совместной деятельности, задач, способов командной работы; обозначать затруднения в командной работе и обращаться за помощью (если не способны сами устранить затруднения); разделять ответственность в процессе коллективного труда. | ||
5 | Выступление. | 2 | Планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях, уметь ясно излагать и оформлять выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. | ||
6 | Ведение дискуссии. | 3 | Освоить приёмы ведения дискуссии, выдвижения тезиса и антитезиса; получить представление о прямом и косвенном доказательстве, о прямом и косвенном опровержении; о правилах постановки вопроса; о правилах ведения дискуссии; получить опыт доказательства своих выводов и ведения дискуссии. |
Список литературы по проектной деятельности
- Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
- Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
- Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006
- Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.
- Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.
- Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Тема 1: Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (6 ч) | 6 | |||
1 | Введение в учебный курс. Явление и понятие научного исследования. | 1 | ||
2 | . Выбор темы исследования. Цели и задачи исследования. | 1 | ||
3-4 | Методы исследования. Мыслительные операции. Практика. Анкетирование. Эксперимент | 2 | ||
5 | Сбор материала для исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Обобщение полученных данных. | 1 | ||
6 | Планирование деятельности. Ресурсы. | 1 | ||
Тема 2: Работа с каталогами и справочной литературой (2ч). | 2 | |||
7 | . Виды справочной литературы. | 1 | ||
8 | Поиск информации. Карточный и электронный каталог. Каталог. Составление каталогов. | 1 | ||
Тема 3: Способы первичной обработки информации (2 ч). | 2 | |||
9 | Практическая работа «Чтение текста с макрированием». Организация информации с помощью денотатного графа. | 1 | ||
10 | Работа с терминами и понятиями. Коллаж. Способы первичной обработки информации. | 1 | ||
Тема 4: Как работать вместе (2ч). | 2 | |||
11 | Что такое команда? Кто со мной?! | |||
12 | «За» и «против». Сам себе эксперт. | |||
Тема 5: Выступление (2 ч) | ||||
13 | Планирование публичного выступления. Систематизация информационного материала | 1 | ||
14 | Взаимодействие с аудиторией. | 1 | ||
Тема 6: Ведение дискуссии ( 3 ч). | ||||
15 | Дискуссия – как основной вид коммуникации. Активное слушание. Коммуникативная игра. | 1 | ||
16-17 | Защита проекта. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность обучающихся» для 5 класса
кружок...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность"
Курс «Индивидуальный проект» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности обучающимися основной школы и подготовку их, таким образом, к ра...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Проектная деятельность «В мире ИКТ»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире ИКТ» для основного общего образования разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность"
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и направлена на развитие познавательного интереса к исследованиям, интеллектуальных способностей старшего звен...