Обобщение знаний учащихся по теме «Углеводы» посредством использования игровых технологий
статья по биологии (10 класс)
Технологическая карта урока на тему «Углеводы»
Аннотация: статья посвящена одной из активных форм обучения в образовательной среде – игровой технологии, а именно, ее применению на уроках биологии. Данные технологии хорошо изучены, но остаются высокоэффективными, так как их применение побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Ключевые слова: «образовательная среда», «активные формы обучения», «игровая технология», «познавательная активность», «технологическая карта».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение знаний учащихся по теме «Углеводы» посредством использования игровых технологий | 738.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Войнова Анастасия Владимировна
студент 4 курса,
естественно-географический факультет,
ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет»
Научный руководитель:
Наливайко Ирина Вячеславовна,
к.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет»
Технологическая карта урока на тему «Углеводы»
Аннотация: статья посвящена одной из активных форм обучения в образовательной среде – игровой технологии, а именно, ее применению на уроках биологии. Данные технологии хорошо изучены, но остаются высокоэффективными, так как их применение побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Ключевые слова: «образовательная среда», «активные формы обучения», «игровая технология», «познавательная активность», «технологическая карта».
Обобщение знаний учащихся по теме «Углеводы» посредством использования игровых технологий
На сегодняшний день в школьной образовательной среде имеется важная потребность в увеличении методических ресурсов и в активных формах обучения. Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Одним из активных методов обучения является игровая технология.
Познавательная активность школьника - качество, неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи, труда и других социальных факторов. Действия учителя, которые побуждают школьников к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебной работе и знаниям, являются средствами активизации. Разумеется, степень познавательной активности учеников зависит и от них, от их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий. Активные методы обучения максимально повышают познавательный уровень школьников. При активных методах все учащиеся класса на уроках работают интенсивно, с интересом и желанием.
Использование игровых технологий дает возможность для организации интересной и занимательной работы учащихся как на творческо-поисковом уровне, так и в повседневном изучении. Игра вызывает бурю положительных эмоций, что делает привычную деятельность по усвоению, повторению и закреплению материала более увлекательной, а работу всех психических процессов и функций учащегося более активной.
Школьники всегда не прочь поиграть на уроках. Для подростков даже более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя комфортно и свободно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Поэтому многие педагоги часто используют на своих уроках игровые формы.
Технологическая карта предназначена для работы с учащимися, изучающими биологию на профильном уровне. Также данное занятие можно проводить на элективных курсах по биологической химии, при подготовке к ОГЭ, ВПР, олимпиадам.
Таблица 1
Технологическая карта урока на тему «Углеводы»
Тема занятия | Углеводы | ||||||||
Цель занятия | Обобщение знаний учащихся по теме «Углеводы» | ||||||||
Задачи: | |||||||||
– обучающие | Рассмотреть особенности строения углеводов; проанализировать разнообразие углеводов в природе и особенности их функционирования. | ||||||||
– развивающие | Развитие умений выделять существенные признаки, давать характеристику веществам; умений работать со схемами и другими источниками информации; развитие навыков практического применения знаний об углеводах; развитие логического мышления учащихся на основании анализа, синтеза, обобщения; формирование умения работать в группах. | ||||||||
– воспитательные | Показать учащимся взаимосвязь изучаемого материала с жизнью и другими науками; продолжить формирование научного мировоззрения; формирование умения работать в группах; воспитывать культуру общения. | ||||||||
Образовательные результаты | |||||||||
Личностные (Л) | Метапредметные | Предметные | |||||||
-становление устойчивого познавательного интереса к изучению углеводов (Л1); -осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости (Л2); -осознание готовности к самообразованию и самовоспитанию (Л3); -формирование адекватной позитивной самооценки (Л4). | Познавательные (П): -исследование практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки (МП1); -формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы (МП2); -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (МП3); -установление причинно-следственных связей (МП4); -построение логической цепи рассуждений (МП5); -выстраивание доказательств (МП6); -объяснение явлений, процессов, связей (МП7); -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (МП8). Регулятивные (Р): - оценивание качества и уровня усвоения знаний (МР1); -формирование навыков работы в группах (МР2). Коммуникативные (К): - установление рабочих отношений в группе, планирование общих способов работы (МК1); -умение слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь (МК2); -представление информации, сообщение ее в письменной и устной форме (МК3); -вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений (МК4); -координирование собственного мнения и позиции с позициями партнеров при выработке общего мнения в совместной деятельности (МК5). | -выделение основных свойств углеводов и их функций (П1); -умение находить взаимосвязь строения углеводов с их функциями (П2); -знать схемы строения углеводов (П3); -выделять существенные признаки моно-, ди- и полисахаридов (П4); -знать определения терминов по теме «Обмен углеводов» (П5). | |||||||
Тип занятия | |||||||||
Организация образовательной среды | |||||||||
Ресурсы | Демонстрации, лабораторные и практические работы | Технологии | Межпредметные и метапредметные связи | Формы работы | |||||
Информационный материал: Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалиф. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003. 272 с. Теремов А.А., Петросова Р.А. Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс: учебник для общеобр. учреждений (профильный уровень). – М: Мнемозина, 2012. – 400 с. Интернет-ресурсы: http://www.lmagic.info/biochemistry.html занимательный онлайн-опыты по химии http://bio.metodist.ru Методические материалы для учителя биологии http://festival.1september.ru/ сайт с интересными разработками учителей «Фестиваль педагогических идей», «Открытый урок» | - | Игровая технология | Химия: знание химических формул Биология: знание понятий о строении и биологических функциях углеводов | Фронтальная (Ф) Индивидуальная (И) Парная (П) Групповая (Г) | |||||
Организация деятельности по достижению образовательных результатов | |||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||
1 | 2 | 3 | |||||||
I. Вводная часть: организационный момент, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (5 минут) | |||||||||
1. Организует учащихся, приветствует их, проверяет присутствующих (1 мин.): настраивает учащихся на учебную деятельность; визуально проверяет готовность класса к занятию; приветствует учащихся; отмечает отсутствующих. Распределяет на команды. | Готовятся к уроку. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя. Сообщают отсутствующих. Делятся на команды: -заходя в класс, берут со стола по одной карточке (моносахариды, полисахариды, дисахариды); -занимают место за столом с соответствующей надписью; -таким образом, учащиеся делятся на 3 команды. | Л3 | |||||||
2. Мотивирует и стимулирует деятельность учащихся (1 мин.): «Сегодня уникальная возможность поработать в группах, проверить и показать свои знания, лидерские качества. Данное занятие позволит Вам понять суть работы в группах. А также подготовит Вас к дальнейшему изучению биохимии.» Каждой команде на стол кладет карточку с условиями игры (приложение 1). | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. | Л1, МП2 | |||||||
II. Основная часть: ход игры (30 минут) | |||||||||
Отводит время на игру – 5 минут. | Выбирают одного из участников команды (капитана). (Г) Капитан соревнуется с другими в разминочной игре. (И) В течении игры поддерживают его. (Г) | МК1, П3 | |||||||
Отводит время на игру – 5 минут. Оценивает задание: правильно указанное слово в схеме – 1 балл; правильно составленное определение – 2 балла (одна ошибка – 1 балл). Максимально 3 балла. | Выполняют задание 1 (Г) Задание 1.Ответ: Дисахариды - образованы двумя остатками простых сахаров и имеют общую формулу С6Н22О11. | МП5, МП7, МП8, МК4, П5 | |||||||
Отводит время на задание – 10 минут. Оценивает задания: за каждую правильно найденную ошибку и ее обоснование 2 балла; максимально – 6 баллов. | Выполняют задание 3 по командам. (Г)
Ответ: Ошибки допущены в предложениях 1, 4 и 5. (1) Азот не входит в состав углеводов. (4) Моносахариды не выполняют ферментативную функцию, эту функцию выполняют белки. (5) Гликоген запасается в клетках животных, но не в клетках растений. | МП3, МП6, МР2, МК3, П1, П4 | |||||||
Читает утверждения каждой команде по очереди, которые нужно подтвердить или опровергнуть. Отводит время на совещание – 20 секунд. Время на викторину – 10 минут. Если команда отвечает верно – получает 1 балл. Объявляет рубрику «Бонусный вопрос». Какая команда первая поднимет руку и даст правильный ответ, получает бонусный 1 балл. Максимально – 3 балла + 1 бонусный балл. | Выполняют задание 3: Посовещавшись друг с другом, дают ответ. (Г) Вопросы и ответы:
Бонусный вопрос: Какую функцию в живых организмах углеводы НЕ выполняют? (Собирательную) | МП1, МП4, МР2, МК5, П2 | |||||||
III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (10 минут) | |||||||||
1. Подводит итоги занятия: отмечает наиболее активных учеников выставляет баллы командам по результатам работы. 2. Осуществляет рефлексию: сообщает, что закрепили тему «Обмен углеводов». Просит закончить предложения: сегодня на уроке: - я узнал… - я научился… - мне было легко… - мне было сложно… 3. Задает домашнее задание: Познакомиться с темой «Обмен липидов», используя учебник и дополнительные источники информации, кратко законспектировать. | Отвечают на вопрос и дописывают предложения. (И) Записывают домашнее задание. | Л2, Л4, МР1 |
Приложение 1
Условия игры:
1. На каждом из трех столов стоят таблички с названиями: «Моносахариды», «Полисахариды», «Дисахариды». Заходя в кабинет, каждый из учащихся берет карточку, на которой написано название одной из команд. Таким образом класс делится на 3 команды с равным количеством человек.
2. Каждой команде поэтапно даются различного рода задания по теме «Углеводы» с обоснованием условий их выполнения и критериями оценивания.
3. Отвечают все время разные члены группы. В результате все школьники получают за урок индивидуальную оценку.
4. По итогу общественного смотра знаний подсчитываются заработанные баллы каждой команды. Каждый член лидирующей команды получает по бонусному баллу к индивидуальной оценке.
Приложение 2
Карточки для разминочной игры в «Домино – углеводы».
Заключение по статье:
Игра, как одна из активных форм обучения, предполагает развитие учащихся, достижение образовательных и личностных результатов, принося удовольствие, при этом деятельность учеников носит творческий и практический характер. Благодаря разнообразию учебных игр открываются способы использования их почти в каждой из ступеней урока – при осуществлении опроса и закреплении материала, как домашнее задание или как вариант проведения обобщающего урока по теме.
Разработанная нами технологическая карта с применением игровых технологий будет оказывать побуждающее и стимулирующее влияние на учащихся. Все виды игровых заданий, которые используются в технологической карте, помогут сформировать у учеников положительную динамику, повысить их активность на занятии. С помощью совместного поиска ответов на задания ученики смогут показать уровень своих знаний, будет формироваться уважительное отношение друг к другу, умение внимательно слушать собеседника, запоминать сказанное им. После мероприятия каждый из учащихся получит индивидуальную оценку и сможет поделиться впечатлениями о полученных знаниях и навыках.
Список литературы:
- Брунов Е.П., Бровкина Е.Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1981. 72с.
- Конюшко В.С. Требования к уроку и правила его организации: Метод. реком. М.: АПНРСФСР, 1986. 64с.
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224 с.
- Нога Г.С. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии. Ташкент, 1983.89 с.
- Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 176 с.
- Теремов А.И., Петросова Р.А. Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений (профильный уровень). – 2-е изд. Испр. – М. : Мнемозина, 2012. – 400 с.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1984. 320с.
- Liketest.ru – образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://liketest.ru/ (дата обращения: 13.12.2021).
- Profil.adu.by – профильное обучение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://profil.adu.by/ (дата обращения: 13.12.2021).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт. "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики"
Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы....
Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме имя существительное
Открытый урок в 5 классе. В архиве конспект урока и презентация. В презентацию включен самостоятельно разработанный клип...
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Скоробовенко А.В. учитель химииГБОУ СОШ №78 СПО Калининского района г. Санкт-Петербург И песенка, и песенкаВ пути н...
Контроль уровня сформированности лексических навыков у учащихся основной школы посредством использования игровых технологий
В начале обучения любому предмету, особенно иностранному языку,необходимо заинтересовать ученика и вызвать желание в изучениидисциплины. Именно игры вызывают огромный интерес школьников. Мыможем приве...
Технологическая карта к уроку английского языка по теме: Обобщение знаний учащихся по теме «Погода»
Данная технологическая карта подходит для обобщения лексического материала в 6 классе по теме: "Погода"....
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования игровых технологий на уроках французского языка
Одной из важнейших характеристик инновационных педагогических технологий является возможность их повторения, воспроизведения в сходных образовательных условиях. Игровые технологии в полной мере облада...