Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 7-9 классов по предмету биология «Основы овощеводства»
рабочая программа по биологии
Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 7-9 классов по предмету биология «Основы овощеводства»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programmv_ispravlennaya.docx | 67.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа внеурочной деятельности
учащихся 7-9 классов
для детей с ограниченными возможностями здоровья
по предмету биология: «Основы овощеводства»
Составитель программы:
учитель биологии – первой
квалификационной категории:
Фарзутдинова Валентина Михайловна
Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 7-9 классов для детей с ограниченными возможностями здоровья по предмету: биология
«Основы овощеводства» разработана учителем биологии (дефектологом) Альметьевской школы №19 и ориентирована на детей с ограниченными возможностями здоровья, которых интересует комплекс дисциплин, связанных с изучением и выращиванием растений, практическими работами на пришкольном участке и экологическим состоянием окружающей территории.
Программа составлена с учётом склонностей, потребностей и возможностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и даёт возможность более подробно изучить необходимый материал и применять полученные теоретические знания на практике. Привлечение детей к внеурочной деятельности по основам овощеводства формирует социально – значимые компетенции, и позволяет учащимся по окончанию школы рассчитывать на трудоустройство в муниципальных озеленительных и тепличных хозяйствах. Выращивание овощных культур способствует социальной адаптации обучающихся.
Активная деятельность педагога на всех занятиях носит коррекционный характер и позволяет приобщить обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к работе на земле, способствует развитию навыков исследовательской деятельности, повышает интерес к профессиям аграрного направления. Результат этого взаимодействия направлен на повышение уровня общего развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью и практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду.
Овощеводство одна из важных отраслей растениеводства, обеспечивающая человека ценными продуктами питания и является на сегодняшний день одним из развитых направлений сельского хозяйства. Овощи являются необходимой частью нашей жизни, что в последние годы положительно влияет на популярность профессий аграрной направленности и делает их востребованными на рынке труда.
Специфика учебного заведения предполагает, что ребята приходят в школу с различными психофизическими отклонениями. Поэтому перед нами стоят задачи комплексного развития школьников с учётом особенностей каждого ученика и сглаживание асоциальных проявлений.
Программа опубликована на страничке https://edu.tatar.ru/almet/sch- korr19/page2682582.htm.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторская программа по внеурочной деятельности учащихся 7-9 классов
«Основы овощеводства" составлена в соответствии:
- ФЗ от 29.12.2012г №273 ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;
- Федеральным Государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.01.2014г № 1599;
- СанПин 1.2.3.648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» - Постановление Главного государственного врача от 28.09.2020 №28;
- СанПин 1.2.3.685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» - Постановление Главного государственного врача от 28.01.2021 №2 (таблица 6.6.);
на основе:
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно-методического объёдинения по общему образованию протокол от 22.12.2015г №4\15;
- Адаптированной образовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Государственного бюджетного образовательного учреждения «Альметьевская школа №19 для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Актуальность и новизна предлагаемой программы велика. Во-первых: повышается познавательная мотивация и интерес учащихся к профессиям аграрного направления. Во-вторых: формируется социально – значимые компетенции, что позволяет выпускникам школы рассчитывать на трудоустройство в муниципальных озеленительных и тепличных хозяйствах. В-третьих: выращивание овощных культур способствует социальной адаптации обучающихся.
Цели программы:
- сформировать у обучающихся представлений об особенностях и основах агротехники выращивания овощных культур;
- ориентировать учащихся на осознанный выбор сельскохозяйственных профессий;
- вооружить учащихся практическими умениями и навыками, необходимыми в повседневной жизни.
Задачи программы:
- создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к изучению овощеводства и проведению практических занятий по выращиванию овощей:
- углубить и расширить знания учащихся об основных группах овощных культур;
- научить учащихся самостоятельно приобретать и применять знания в практической деятельности.
Каждой группе учащихся (классу) соответствуют определённые цели и задачи, учитывающие особенности развития обучающихся разных возрастных групп.
Цели программы для учащихся 7 класса:
- знакомство с разновидностями овощных культур, их значением для человека;
- знакомство с агротехникой выращивания культур в условиях местного климата.
Задачи программы для учащихся 7 класса:
- формировать начальное представление о разновидностях овощных культур, которые выращивают в данной местности и о роли овощных культур для сохранения здоровья человека;
- знакомить с агротехникой выращивания рассады овощных культур;
Знакомить с разновидностями профессий аграрного направления.
Цель программы для учащихся 8 класса:
- формирование позитивного отношения к профессиям людей аграрного направления;
- формирование практических умений и навыков по выращиванию овощных культур на пришкольном участке.
Задачи программы для учащихся 8 класса:
- формирование практические умения и навыки ухода за культурными растениями с помощью наблюдений, проводимых на пришкольном участке;
- способствовать применению знаний учащимися об агротехнике и овощных культур;
- знакомить со способами переработки и хранения овощных культур;
- формирование позитивного отношения к профессиям людей аграрного направления;
Цель программы для учащихся 9 класса:
- создать условия для получения общественно – значимого опыта по выращиванию овощной продукции, формирования социальной самостоятельности;
Задачи программы для учащихся 9 класса:
- дать возможность применения полученных знаний и умений по агротехнике овощных растений на пришкольном участке;
- способствовать развитию понимания учащимися общественной значимости полученных знаний и умений по выращиванию овощных культур;
- привлечение к работе по обеспечению овощами школьной столовой;
- способствовать формированию социальной самостоятельности во время работы по выращиванию и реализации овощных культур.
Программа по внеурочной деятельности «Основы овощеводства» для учащихся 7-9 классов разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида» под редакцией В.В.Воронкова
Направления работы:
-познавательное направление программы (повышение уровня познавательной активности учащихся) включает цикл познавательных мероприятий, проводимых в форме дидактических игр, бесед, викторин и конкурсов;
-практическое направление программы (практические дела) включает изучение овощных культур, состава почвы, работы ша пришкольном участке, экологические субботники, что способствует развитию способностей учащихся к осознанной регуляции трудовой деятельности.
-исследовательское направление программы осуществляется при помощи экскурсий, наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Режим занятий и форма организации деятельности:
Теоретические занятия по «Основам овощеводства» проводятся в учебном кабинете. Практические занятия проводятся на пришкольном участке. Учащиеся допускаются до работы на пришкольном участке, при ознакомлении с правилами по технике безопасности. Форма организации деятельности на занятиях групповая и индивидуальная. Режим занятий 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
Принципы организации:
В основу содержания программы положен концентрический принцип (повторение и закрепление полученные знания в течении года и дополнение их новыми сведениями), систематичность, непрерывность, междисциплинарность содержания.
Формы, методы обучения: традиционные, активные, инновационные.
Методы обучения: практические (упражнения, практические работы), наглядные (использование таблиц и схем, рисунков, моделей, ТСО, словесные (беседа, рассказ, объяснение).
Средства обучения: разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).
Срок реализации программы. На реализацию программы «Основы овощеводства» для учащихся 7-9 классов отводится 1час в неделю, 35 часов в год. Программа реализуется в форме совместной деятельности учителя и учащихся. Для обучения создаются условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном ему темпе. Учебный материал носит вариативный характер, и подбирается учителем самостоятельно в зависимости т уровня развития каждого ребёнка.
Формы контроля: выставка рисунков, выставка поделок, викторины, экологические игры, экологические акции, беседы.
Планируемый результат. Результат реализации программы внеурочной деятельности «Основы овощеводства» учащиеся 7-9 классов:
7 класс: приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни.
учащиеся должны знать:
-что такое почва, плодородие, её структура и химический состав;
- способы повышения плодородия с помощью внесения удобрений;
- разнообразие овощных культур;
- способы размножения растений;
- виды орудий сельскохозяйственного труда;
- значение зеленых растений для других живых организмов на Земле;
- разнообразие профессий аграрной направленности;
8 класс: формирование позитивных отношений школьника к профессиям аграрной направленности и социальной реальности в целом.
Учащиеся должны уметь:
- собирать семена, проверять их всхожесть, производить посев;
- использовать органические и минеральные удобрения;
- проводить работу по размножению и пересадке культурных
растений;
- проводить прополку, знать сорные растения, болезни растений;
- проводить механическую и биологическую борьбу с вредителями
растений;
- проводить простейшие опыты с растениями на пришкольном
участке,
- наблюдать и объяснять результаты;
- уважать сельскохозяйственный труд.
9 класс
учащиеся получат возможность:
- приобрести опыт деятельности, направленной на использование
- полученных знаний и умений по выращиванию овощей для столовой;
- приобрести опыт организации совместной деятельности с другими
детьми и работы в команде;
- приобрести опыт взаимодействия со взрослыми, которые работают
сельском хозяйстве.
В результате реализации программы сформируются
коммуникативные, гражданские, социальные компетентности школьников.
Личностные результаты
- формирование основ гражданской идентичности личности, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину.
- формирование картины мира как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека.
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
формирование умения определять цель деятельности; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
проявлять инициативу и сотрудничество в поиске и сборе информации. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь управлять поведением партнера: контроль, коррекция, оценка его действий.
Познавательные УУД:
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию.
Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Показателем эффективной реализации программы является уровень общего развития ребенка: положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной экологической деятельности, эстетическое восприятие окружающей среды.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7 класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 1ч | 1ч | Беседа Инструктаж | |
2 | Раздел 1. Значение овощей для человека. | 6ч | 3ч | 3ч | Беседа Практическая работа Инструктаж Викторина Экологическая игра Конкурс-выставка |
3 | Раздел 2. Комнатные растения и уход за ними | 3ч | 2ч | 1ч | Беседа Практическая работа Инструктаж |
4 | Раздел 3. Ознакомление с профессиями аграрного направления | 3ч | 3ч | - | Беседа по видеофильму Выставка рисунков Экологическая игра |
5 | Раздел 4. Выращивание и уход за рассадой овощных культур. | 6ч | 1ч | 5ч | Беседа Практическая работа Инструктаж |
6 | Раздел 5. Работа на пришкольном участке весной | 16 ч | 1ч | 15ч | Беседа Викторина Практическая работа Инструктаж Экологическая акция |
Итого | 35ч | 9ч | 26ч |
8 класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 1ч | 1ч | Беседа Инструктаж экскурсия | |
2 | Раздел 1. Работа на пришкольном участке осенью | 7ч | 1ч | 6ч | Беседа Практическая работа Выставка поделок |
3 | Раздел 2. Выращивание и уход за рассадой овощных культур. | 7ч | - | 7ч | Практическая работа Инструктаж |
4 | Раздел 3. Работа на пришкольном участке весной | 13ч | 2ч | 11ч | Беседа Практическая работа Инструктаж |
5 | Раздел 3. Ознакомление с профессиями аграрного направления | 7ч | 7ч | - | Беседа Конкурс рисунков Экологические игры Игра квест Экологическая акция |
Итого | 35ч | 11ч | 24ч |
9 класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 1ч | 1ч | Беседа Инструктаж | |
2 | Раздел 1. Работа на пришкольном участке осенью | 7ч | 3ч | 5ч | Беседа Практическая работа Инструктаж Викторина |
3 | Раздел 2. Работа на пришкольном участке весной | 27ч | 5ч | 22ч | Беседа Практическая работа Инструктаж Экологическая акция |
Итого | 35ч | 8ч | 27ч |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ОВОЩЕВОДСТВА»
7 класс
Введение - 1 час. Ознакомление учащихся с планом работы. Инструктаж по технике безопасности при работе на учебно-опытном участке и на занятиях.
Раздел 1. Значение овощей в жизни человека – 6 часов
Что изучает наука овощеводство. Овощи и их значение в жизни человека. Классификация овощных культур. Биологические особенности овощных культурных растений.
Практическая работа: Изготовление поделок для ежегодного конкурса – выставки «Осенняя фантазия».
Раздел 2. Комнатные растения и уход за ними – 3 часа
Роль растений в жизни человека. Правила ухода за комнатными растениями (слайдовая презентация).
Практическая работа: Уход за комнатными растениями.
Раздел 3. Ознакомление с профессиями аграрного направления – 3 часа
Профессия - овощевод. Профессия – семеновод. Профессия — лаборант.
Раздел 4. Выращивание и уход за рассадой овощных культур. – 6 часов
Практические работы:
Условия, необходимые для жизни растений.
Подготовка почвы к посеву.
Проверка семян на всхожесть.
Посев семян овощных культур.
Уход за рассадой: рыхление, подкормки.
Раздел 5. Работа на пришкольном участке весной – 16 часов
Инвентарь для огородных работ. Правила его эксплуатации. Правила безопасности при работе с почвой.
Практические работы:
Подготовка почвы к посеву.
Посев семян овощных культур.
Полив и рыхление.
Прополка сорняков.
Подкормка овощных растений.
8 класс
Введение – 1 час. Ознакомление учащихся с планом работы. Техника безопасности при работе на учебно-опытном участке и на занятиях.
Раздел 1. Работа на пришкольном участке осенью – 7 часов
Способы хранения урожая овощных культур.
Практические работы:
Сбор урожая овощных культур, подготовка овощей для зимнего хранения.
Сбор урожая петрушки, подготовка для зимнего хранения.
Уборка растительных остатков с грядок, осенняя перекопка почвы. Правила закладки компостных куч. Закладка компостных куч.
Изготовление поделок для конкурса – выставки «Осенняя фантазия»
Раздел 3. Выращивание и уход за рассадой овощных культур –7 часов
Практические работы:
Подготовка почвы к посеву.
Проверка семян на всхожесть.
Посев семян овощных растений.
Уход за рассадой. Рыхление. Подкормки. Пикировка.
Раздел 4. Работа на пришкольном участке весной – 13 часов
Выбор культуры для весеннего посева. Особенности технологии выращивания однолетних и многолетних растений.
Практические работы: Подготовка почвы к посеву.
Проверка семян на всхожесть.
Посев семян.
Уход за посадками: рыхление, полив, прореживание, подкормки.
Раздел 5. Ознакомление с профессиями аграрного направления - 7 часов
Профессия - агроном. Профессия – механизатор. Профессия — инженер. Профессия - биолог. Профессия – селекционер. Профессия — эколог.
- Класс
Введение – 1 час. Ознакомление учащихся с планом работы. Техника безопасности при работе на учебно-опытном участке и на занятиях.
Раздел 1. Работа на пришкольном участке осенью – 8 часов
Практические работы:
Сбор урожая, подготовка урожая для зимнего хранения.
Уборка растительных остатков с грядок, осенняя перекопка почвы. Закладка компостных куч.
Раздел 2. Работа на пришкольном участке весной – 26 часов
Сельскохозяйственные машины и орудия
Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке.
Выбор культуры для весеннего посева
Гранулированные и не гранулированные семена
Условий для роста и развития растения из семени
Предшественники растений
Благоприятное соседство
Практические работы:
Подготовка почвы к посеву.
Проверка семян овощных культур на всхожесть.
Посев семян овощных культур.
Уход за посадками: рыхление, полив, прореживание, подкормки. Изготовление поделок для конкурса – выставки «Осенняя фантазия»
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности учащихся 7-9 классов
по предмету «Основы овощеводства»
7 класс
№ | Тема занятия | Теория | Практика | Форма проведения и режим занятий | Дата проведения | Форма контроля | |
План | Факт | ||||||
1 четверть | 8 часов | ||||||
Введение | 1 час | ||||||
1 | Ознакомление учащихся с планом работы. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | Групповое занятие по расписанию | 07.09 | Рассказ с элементами беседы Инструктаж по технике безопасности | ||
Раздел 1. Значение овощей в жизни человека | 6 часов | ||||||
2 | Что изучает наука овощеводство. | 1 | Групповое занятие по расписанию | 14.09 | Беседа по презентации | ||
3 | Овощи и их значение в жизни человека | 1 | Групповое занятие по расписанию | 21.09 | Беседа с демонстрацией овощей Экологическая игра | ||
4 | Классификация овощных культур. | 1 | Групповое занятие по расписанию | 28.09 | Беседа по презентации Викторина | ||
5 | Биологические особенности овощных культурных растений | 1 | Практическое занятие по расписанию | 05.10 | Практическая работа Инструктаж | ||
6 | Биологические особенности овощных культурных растений | 1 | Практическое занятие по расписанию | 12.10 | Практическая работа Инструктаж | ||
7 | Изготовление поделок для ежегодного конкурса – выставки «Осенняя фантазия». | 1 | Практическое занятие по расписанию | 19.10 | Конкурс - выставка | ||
Раздел 2. Комнатные растения и уход за ними | 3 часа | ||||||
8 | Роль растений в жизни человека | 1 | Групповое занятие по расписанию | 26.10 | Беседа | ||
2 четверть | 8 часов | ||||||
9 | Правила ухода за комнатными растениями | 1 | Групповое занятие по расписанию | 09.11 | Беседа по презентации | ||
10 | Уход за комнатными растениями. | 1 | Практическое занятие по расписанию | 16.11 | Практическая работа Инструктаж | ||
Раздел 3. Ознакомление с профессиями аграрного направления | 3 часов | ||||||
11 | Профессия семеновод | 1 | Групповое занятие по расписанию | 23.11 | Беседа по видеофильму Экологическая игра | ||
12 | Профессия овощевод | 1 | Групповое занятие по расписанию | 30.11 | Беседа по презентации Конкурс рисунков | ||
13 | Профессия лаборант | 1 | Групповое занятие по расписанию | 07.12 | Беседа по презентации Викторина | ||
Раздел 4. Выращивание и уход за рассадой овощных культур. | 6 часов | ||||||
14 | Условия, необходимые для жизни растений | 1 | Групповое занятие по расписанию | 14.12 | Викторина | ||
15 | Подготовка почвы к посеву. | 1 | Практическое занятие по расписанию | 21.12 | Практическая работа Инструктаж | ||
16 | Проверка семян овощных культур на всхожесть | 1 | Практическое занятие по расписанию | 28.12 | Практическая работа Инструктаж | ||
3 четверть | 10 часов | ||||||
17 | Посев семян овощных культур | 1 | Практическое занятие по расписанию | 11.01 | Практическая работа Инструктаж | ||
18 | Уход за рассадой: полив, рыхление | 1 | Практическое занятие по расписанию | 18.01 | Практическая работа Инструктаж | ||
19 | Подкормки растений овощных культур | 1 | Практическое занятие по расписанию | 25.01 | Практическая работа Инструктаж | ||
Раздел 4. Работа на пришкольном участке весной | 16 часов | ||||||
20 | Инвентарь для огородных работ. Правила эксплуатации. | 1 | Групповое занятие по расписанию | 01.02 | Беседа Викторина Инструктаж | ||
21 | Правила безопасности при работе с почвой | 1 | Групповое занятие по расписанию | 08.02 | Беседа Инструктаж | ||
22 | Подготовка почвы к посеву | 1 | Практическое занятие по расписанию | 15.02 | Практическая работа Инструктаж | ||
23 | Подготовка почвы к посеву | 1 | Практическое занятие по расписанию | 22.02 | Практическая работа Инструктаж | ||
24 | Посев семян овощных культур | 1 | Практическое занятие по расписанию | 1.03 | Практическая работа Инструктаж | ||
25 | Посев семян овощных культур | 1 | Практическое занятие по расписанию | 15.03 | Практическая работа Инструктаж | ||
26 | Посев семян овощных культур | 1 | Практическое занятие по расписанию | 22.03 | Практическая работа Инструктаж | ||
4 четверть | 10 часов | ||||||
27 | Полив и рыхление | 1 | Практическое занятие по расписанию | 5.04 | Практическая работа Инструктаж | ||
28 | Прополка сорняков | 1 | Практическое занятие по расписанию | 12.04 | Практическая работа Инструктаж | ||
29 | Полив и рыхление | 1 | Практическое занятие по расписанию | 19.04 | Практическая работа Инструктаж | ||
30 | Прополка сорняков | 1 | Практическое занятие по расписанию | 26.04 | Практическая работа Инструктаж | ||
31 | Полив и рыхление | 1 | Практическое занятие по расписанию | 3.05 | Практическая работа Инструктаж | ||
32 | Прополка сорняков | 1 | Практическое занятие по расписанию | 10.05 | Практическая работа Инструктаж | ||
33 | Полив и рыхление | 1 | Практическое занятие по расписанию | 17.05 | Практическая работа Инструктаж | ||
34 | Прополка сорняков | 1 | Практическое занятие по расписанию | 24.05 | Практическая работа Инструктаж | ||
35 | Итоговое занятие | 1 | Групповое занятие по расписанию | 31.05 | Беседа Экологическая акция | ||
Итого | 11 | 24 | 35 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ | Тема занятия | Теория | Практика | Форма проведения и режим занятий | Дата проведения | Форма контроля | |
План | Факт | ||||||
1 четверть | 8 часов | ||||||
Введение | 1 час | ||||||
1 | Ознакомление учащихся с планом работы. Инструктаж по технике безопасности | 1 | Групповое занятие по расписанию | 07.09 | Беседа Инструктаж по технике безопасности | ||
Раздел 1. Раздел 1. Работа на пришкольном участке осенью | 7 часов | ||||||
2 | Способы хранения урожая овощных культур | 1 | Групповое занятие по расписанию | 14.09 | Беседа по презентации | ||
3 | Сбор урожая овощных культур, подготовка овощей для хранения | 1 | Практическое занятие по расписанию | 21.09 | Практическая работа Инструктаж | ||
4 | Сбор урожая петрушки, подготовка для зимнего хранения | 1 | Практическое занятие по расписанию | 28.09 | Практическая работа Инструктаж | ||
5 | Изготовление поделок для конкурса-выставки «Осенняя фантазия» | 1 | Практическое занятие по расписанию | 05.10 | Практическая работа Инструктаж | ||
6 | Осенняя перекопка почвы. | 1 | Практическое занятие по расписанию | 12.10 | Практическая работа Инструктаж | ||
7 | Осенняя перекопка почвы. | 1 | Практическое занятие по расписанию | 19.10 | Практическая работа Инструктаж | ||
8 | Правила закладки компостных куч. Закладка компостных куч | 1 | Практическое занятие по расписанию | 26.10 | Практическая работа Инструктаж | ||
Раздел 3. Выращивание и уход за рассадой овощных культур | 7 часов | ||||||
2 четверть | 8 часов | ||||||
9 | Подготовка почвы к посеву семян овощных культур | 1 | Практическое занятие по расписанию | 09.11 | Практическая работа Инструктаж | ||
10 | Проверка семян на всхожесть. | 1 | Практическое занятие по расписанию | 16.11 | Практическая работа Инструктаж | ||
11 | Посев семян овощных культур | 1 | Практическое занятие по расписанию | 23.11 | Практическая работа Инструктаж | ||
12 | Посев семян овощных культур | 1 | Практическое занятие по расписанию | 30.11 | Практическая работа Инструктаж | ||
13 | Уход за рассадой: полив и рыхление | 1 | Практическое занятие по расписанию | 7.12 | Практическая работа Инструктаж | ||
14 | Подкормка рассады | 1 | Практическое занятие по расписанию | 14.12 | Практическая работа Инструктаж | ||
15 | Пикировка. | 1 | Практическое занятие по расписанию | 21.12 | Практическая работа Инструктаж | ||
Раздел 4. Работа на пришкольном участке весной | 13 часов | ||||||
16 | Особенности технологии выращивания однолетних и многолетних растений. | 1 | Групповое занятие по расписанию | 28.12 | Беседа Экологическая игра | ||
3 четверть | 10 часов | ||||||
17 | Выбор культуры для весеннего посева. | 1 | Групповое занятие по расписанию | 11.01 | Беседа | ||
18 | Перекопка почвы Формирование грядок | 1 | Практическое занятие по расписанию | 18.01 | Практическая работа Инструктаж | ||
19 | Перекопка почвы Формирование грядок | 1 | Практическое занятие по расписанию | 25.01 | Практическая работа Инструктаж | ||
20 | Формирование грядок | 1 | Практическое занятие по расписанию | 1.02 | Практическая работа Инструктаж | ||
21 | Посев семян | 1 | Практическое занятие по расписанию | 8.02 | Практическая работа Инструктаж | ||
22 | Посев семян | 1 | Практическое занятие по расписанию | 15.02 | Практическая работа Инструктаж | ||
23 | Посев семян | 1 | Практическое занятие по расписанию | 22.02 | Практическая работа Инструктаж | ||
24 | Посев семян. | 1 | Практическое занятие по расписанию | 1.03 | Практическая работа Инструктаж | ||
25 | Уход за посадками: рыхление, полив, прореживание, подкормки | 1 | Практическое занятие по расписанию | 15.03 | Практическая работа Инструктаж | ||
26 | Уход за посадками: рыхление и полив | 1 | Практическое занятие по расписанию | 22.03 | Практическая работа Инструктаж | ||
4 четверть | 10 часов | ||||||
27 | Уход за посадками: подкормки | 1 | Практическое занятие по расписанию | 5.04 | Практическая работа Инструктаж | ||
28 | Уход за посадками: рыхление и полив | 1 | Практическое занятие по расписанию | 12.04 | Практическая работа Инструктаж | ||
Раздел . Ознакомление с профессиями аграрного направления | 7 часов | ||||||
29 | Профессия - агроном. | 1 | Групповое занятие по расписанию | 19.04 | Беседа по презентации Экологическая игра | ||
30 | Профессия — эколог. | 1 | Групповое занятие по расписанию | 26.04 | Беседа по презентации Конкурс рисунков | ||
31 | Профессия –селекционер. | 1 | Групповое занятие по расписанию | 3.05 | Беседа по презентации Экологическая игра | ||
32 | Профессия - биолог. | 1 | Групповое занятие по расписанию | 10.05 | Беседа по презентации Викторина | ||
33 | Профессия – механизатор. | 1 | Групповое занятие по расписанию | 17.05 | Беседа по презентации Экологическая игра | ||
34 | Профессия — инженер. | 1 | Групповое занятие по расписанию | 24.05 | Беседа по презентации Игра квест | ||
35 | Итоговое занятие | 1 | Групповое занятие по расписанию | 31.05 | Беседа Экологическая акция | ||
Итого | 11 | 24 | 35 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
№ | Тема занятия | Теория | Практика | Форма проведения и режим занятий | Дата проведения | Форма контроля | ||
План | Факт | |||||||
1 четверть | 8 часов | |||||||
Введение | 1 час | |||||||
1 | Ознакомление учащихся с планом работы. Инструктаж по технике безопасности | 1 | Групповое занятие по расписанию | 07.09 | Беседа Инструктаж по технике безопасности | |||
Раздел 1. Работа на пришкольном участке осенью | 7 часов | |||||||
2 | Изготовление поделок для выставки «Осенняя фантазия» | 1 | Практическое занятие по расписанию | 14.09 | Практическая работа Инструктаж | |||
3 | Сбор урожая петрушки | 1 | Практическое занятие по расписанию | 21.09 | Практическая работа Инструктаж | |||
4 | Подготовка овощей для зимнего хранения | 1 | Практическое занятие по расписанию | 28.09 | Практическая работа Инструктаж | |||
5 | Уборка растительных остатков с грядок | 1 | Практическое занятие по расписанию | 05.10 | Практическая работа Инструктаж | |||
6 | Осенняя перекопка почвы | 1 | Практическое занятие по расписанию | 12.10 | Практическая работа Инструктаж | |||
7 | Осенняя перекопка почвы | 1 | Практическое занятие по расписанию | 19.10 | Практическая работа Инструктаж | |||
8 | Закладка 0компостных куч | 1 | Практическое занятие по расписанию | 26.10 | Практическая работа Инструктаж | |||
2 четверть | 8 часов | |||||||
Раздел 2. Работа на пришкольном участке весной | 27 часов | |||||||
9 | Сельскохозяйственные машины и орудия | 1 | Групповое занятие по расписанию | 09.11. | Беседа по презентации | |||
10 | Сельскохозяйственные машины и орудия | 1 | Групповое занятие по расписанию | 16.11 | Беседа по презентации | |||
11 | Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке | 1 | Групповое занятие по расписанию | 23.11 | Беседа по презентации Экологическая игра | |||
12 | Выбор культуры для весеннего посева | 1 | Групповое занятие по расписанию | 30.11 | Беседа по презентации | |||
13 | Подготовка почвы к посеву | 1 | Практическое занятие по расписанию | 07.12 | Практическая работа Инструктаж | |||
14 | Подготовка почвы к посеву | 1 | Практическое занятие по расписанию | 14.12 | Практическая работа Инструктаж | |||
15 | Проверка семян на всхожесть | 1 | Практическое занятие по расписанию | 21.12 | Практическая работа Инструктаж | |||
16 | Проверка семян на всхожесть | 1 | Практическое занятие по расписанию | 28.12 | Практическая работа Инструктаж | |||
З четверть | 10 часов | |||||||
17 | Профессия-мелиоратор | 1 | Групповое занятие по расписанию | 11.01 | Беседа Викторина | |||
18 | Посев семян. | 1 | Практическое занятие по расписанию | 18.01 | Практическая работа Инструктаж | |||
19 | Посев семян. | 1 | Практическое занятие по расписанию | 25.01 | Практическая работа Инструктаж | |||
20 | Посев семян. | 1 | Практическое занятие по расписанию | 01.02 | Практическая работа Инструктаж | |||
21 | Гранулированные и не гранулированные семена. | 1 | Групповое занятие по расписанию | 08.02 | Беседа по презентации | |||
22 | Гранулированные и не гранулированные семена. | 1 | Групповое занятие по расписанию | 15.02 | Беседа Экологическая игра | |||
23 | Условий для роста и развития растения из семени | 1 | Групповое занятие по расписанию | 22.02 | Беседа по презентации | |||
24 | Предшественники растений | 1 | Групповое занятие по расписанию | 1.03 | Беседа по презентации | |||
25 | Предшественники растений | 1 | Групповое занятие по расписанию | 15.03 | Беседа по презентации | |||
26 | Благоприятное соседство | 1 | Практическое занятие по расписанию | 22.03 | Беседа Викторина
| |||
4 четверть | 10 часов | |||||||
27 | Уход за посадками: рыхление | 1 | Практическое занятие по расписанию | 5.04 | Практическая работа Инструктаж | |||
28 | Уход за посадками: полив | 1 | Практическое занятие по расписанию | 12.04 | Практическая работа Инструктаж | |||
29 | Уход за посадками: подкормки | 1 | Практическое занятие по расписанию | 19.04 | Практическая работа Инструктаж | |||
30 | Уход за посадками: прореживание | 1 | Практическое занятие по расписанию | 26.04 | Практическая работа Инструктаж | |||
31 | Уход за посадками: рыхление | 1 | Практическое занятие по расписанию | 3.05 | Практическая работа Инструктаж | |||
32 | Уход за посадками: полив | 1 | Практическое занятие по расписанию | 10.05 | Практическая работа Инструктаж | |||
33 | Уход за посадками: прореживание | 1 | Практическое занятие по расписанию | 17.05 | Практическая работа Инструктаж | |||
34 | Уход за посадками: прореживание | 1 | Практическое занятие по расписанию | 24.05 | Практическая работа Инструктаж | |||
35 | Итоговое занятие | 1 | Групповое занятие по расписанию | 31.05 | Беседа Экологическая акция | |||
Итого | 12 | 23 |
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
Гербарий:
№ | Наименование | Кол - во | Изучаемая тема |
1 | Морфология и биология растений | Комплект 1 | Предназначен для использования по разделам: Корень, Стебель, Лист, Видоизменение побега, Цветок, Плод. Естествознание, 7 класс |
2 | Сельскохозяйственные растения | Комплект 1 | Используется при изучении соответствующей темы. В него входят полевые, овощные и некоторые плодовые культуры. Естествознание, 7 класс |
3 | Важные культурные растения | Комплект 1 | Используется при изучении темы: Растения поля. Естествознание, 7 класс |
Коллекции:
№ | Наименование | Кол - во | Изучаемая тема |
1 | Коллекция семян | Комплект 1 | Предназначена для использования при ознакомлении учащихся с разными тапами плодов и их приспособленности к распространению. Естествознание. 7 класс |
2 | Вредители сада | Комплект 2 | Используется при изучении разнообразия насекомых и их значении в жизни человека. Естествознание. 7 класс |
3 | Вредители леса | Комплект 1 | Используется при изучении соответствующей темы. Естествознание. 7 класс |
Муляжи:
№ | Наименование | Кол - во | Изучаемая тема |
1 | Набор муляжей овощи | Комплект 1 | Используется при изучении соответствующей темы. Естествознание. 7 класс. |
2 | Набор муляжей плодов гибридный полиплоидных растений и их исходные формы | Комплект 1 | Используется при изучении соответствующей темы. Естествознание. 7 класс. |
Демонстрационные карточки:
№ | Наименование | Кол - во | Изучаемая тема |
1 | Наглядно – дидактическое пособие | 18 карточек | Используется при изучении темы: Деревья, кустарники и травы. Живой мир. 5 класс. Естествознание. 7 класс |
2 | Наглядно – дидактическое пособие | 18 карточек | Используется при изучении темы: Ягоды. Живой мир. 5 класс. Естествознание. 7 класс |
3 | Наглядно – дидактическое пособие | 16 карточек | Используется при изучении темы: Деревья. Живой мир. 5 класс. Естествознание. 7 класс |
4 | Наглядно – дидактическое пособие | 12 карточек | Используется для изучения темы «Дикорастущие и культурные растения», Природоведение 5-6 класс |
5 | Наглядно – дидактическое пособие | 12 карточек | Используется для изучения темы «Животные рек и озер», Природоведение 5-6 класс |
6 | Наглядно – дидактическое пособие | 12 карточек | Используется для изучения темы «Времена года», Природоведение 5-6 класс |
7 | Наглядно – дидактическое пособие | 12 карточек | Используется для изучения темы «Листья растений» Природоведение 5-6 класс |
ВВОДНАЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ АНКЕТА
1. Нравится ли вам работа по уходу за растениями на пришкольном участке? а) да; б) нет;
2. Что вас привлекает в занятиях естествознания? а) изучение растений; б) практические работы;
3. По какому из разделов естествознания вы хотели бы расширить
знания? а) растения; б) животные;
4. Планируете ли вы связать свою жизнь с сельским хозяйством? а) да; б) нет;
5. Хотели бы вы в дальнейшем иметь свой приусадебный участок?
а) да; б) нет;
6. Где вы узнали об овощных культурах? а) на уроках; б) от знакомых, друзей
7. Хотели бы вы узнать больше о выращивании овощных культур?
а) да; б) нет;
ИТОГОВАЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ АНКЕТА
1. Нравится ли вам овощеводство? а) да. б) нет
2.Что вас привлекает в изучении овощеводства?
а) изучение особенностей растений; б) практическая работа;
3.По какому вопросу из раздела овощеводства вы хотели бы расширить свои знания а) выращивание овощей в закрытом, открытом грунте; б) уход за овощными культурами;
4. Планируете ли вы связать свою профессиональную деятельность с овощеводством? а) да б) нет
6. Планируете ли вы использовать полученные знания на своем приусадебном участке? а) да б) нет
7. Понравился ли вам элективный курс по основам овощеводства?
а) да б) нет
8. Научились ли вы правильно ухаживать за овощными культурами?
а) да б) нет
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
1.Бубнов В.З. Сельскохозяйственные машины и технология механизированных работ, М: «Просвещение» 1978г – 207с;
2.Дроздов Л.Н., Ващенко С.Ф, Щербаков М.И. Практикум по овощеводству, М: «Просвещение»,1972г - 276с
3.Захарченко Г.Г. «Основы овощеводства» 2006г – 235с;
4.Захарченко Г.Г. Учебные задания по основам овощеводства. Методическое пособие для учителя. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003г – 142с;
5.Кивотов С.А. Практические занятия на школьном учебно-опытном участке 1958г – 143с;
6. Соромотина Т.В. Практикум по овощеводству / федеральное государственное бюджетное образов. учреждение высшего образовательная «Пермская государственная с/х. академия имени академика Д.Н. Прянишникова». – Пермь: ИПЦ «Прокрость», 2016г – 305 с.
Для обучающихся:
1. Захарченко Г.Г. «Основы овощеводства» 2006г – 235с;
2. Захарченко Г.Г. Учебные задания по основам овощеводства. Методическое пособие для учителя. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003г – 142с;
Электронные ресурсы:
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа курса "Основы проектно-исследовательской деятельности учащихся 6 - 8 классов"
Данная программа может способствовать тому, чтобы подготовить обучающихся к проектной и научной деятельности, обучить их азам проектно-исследовательской работы, развить самостоятельность в этом виде д...
Представление опыта работы по теме «Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС. Интегрированный курс «Основы моделирования с элементами декоративно-прикладного творчества»
Представлена презентация предъявления опыта работы - организация внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов в рамках интегрированного кружка "Основы моделирования с элементами декоративно-приклад...
Методика использования трудовой деятельности учащихся 5 – 9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида в качестве конкретной основы для развития их речи.
Основные методики использования трудовой деятельности учащихся 5 – 9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида в качестве конкретной основы для развития их речи....
Статья. "Проектная деятельность учащихся 5 - 6 классов на уроках обществознания на основе анализа легенд, сказок, литературных героев для повышения качества образования"
Использование проектов для улучшения ключевых компетенций на уроках обществознания....
МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы робототехники и программирования» для организации внеурочной деятельности учащихся 5-11 классов
МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы робототехники и программирования» для организации внеурочной деятельности учащихся 5-11 классов...
Активизация познавательной деятельности учащихся через приемы моделирования на уроках биологии
Моделирование – знаково-символическая деятельность, заключающаяся в получении объективно новой информации за счет оперирования знаково-символическими средствами моделирования.Сознательное ...
Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 5 - 9 классов «Конкурс знатоков биологии»
Общие положения и условия проведения конкурса: в конкурсе принимают участие учащиеся 5 – 9 классов (4 - 5 чел.), которые поднимаются на сцену и занимают свои места.каждый участник выбирает ...