Урок биологии в 5 классе Тема: «Голосеменные растения»
план-конспект урока по биологии (5 класс)
На данном уроке учащиеся познакомятся с характерными особенностями отдела Голосеменных, их многообразием и значением голосеменных в природе и жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golosemennye_5_kl.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 5 классе
Тема: «Голосеменные растения»
Цели урока: познакомить учащихся с характерными особенностями и многообразием голосеменных растений, показать значение голосеменных в природе и жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению сведений о многообразии голосеменных растений; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значении голосеменных, их роли в природе; содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.
Развивающие: развивать активную познавательную деятельность через работу с учебником и показом презентации; научить распознавать голосеменные растения; формировать интеллектуальные способности (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, проводить синтез, доказательство).
Воспитательные: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения; стимулировать развитие познавательного интереса; прививать умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку; продолжить воспитание бережного отношения к зеленым растениям.
Организационный момент
- Приведите в порядок свои рабочие места, мысленно настройте себя на активную работу на уроке, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Здравствуйте ребята, садитесь.
Перед вами на партах лежит раздаточный материал, по мере необходимости вы будете его использовать. Я надеюсь на вашу активность и сотрудничество.
Сегодня на уроке вы будете работать парами. Повернитесь к своему соседу по парте и улыбнитесь.
.Активизация знаний
Мы с вами продолжаем изучать увлекательнейшую науку – биологию. Ребята, какое царство живой природы мы изучаем? Верно, растения
На какие две группы делятся все растения? (высшие и низшие)
Какие растения относятся к низшим и почему?
А какие к высшим?( папоротники, хвощи, плауны, мхи, голосеменные и покрытосеменные)
На какие 2 группы делятся все высшие растения?(споровые и семенные)
Внимание на экран.
1. Растения каких групп изображены? (водоросли, мхи, папоротники)
2. Установите соответствие:
ПРЕДСТАВИТЕЛИ
рАСТЕНИЙ
- Сфагнум А) мхи
- Хлорелла Б. Папоротники
- Кукушкин лен Г.Водоросли
- Щитовник
- Хламидомонада
- Орляк
Изучение нового материала
В начале мезозойской эры с изменением климата стали вымирать последние представители древовидных папоротников . Их сменили растения , которые могли размножатся без влаги. А какие это растения мы узнаем сегодня.
Они занимают обширные пространства нашей Сибири. Кто знает, как называются сибирские леса?(тайга) А какие деревья произрастают в тайге Какое общее название дают этим деревьям? (Хвойные,?
Сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока
(Хвойные растения).Ребята, но у этих растений есть еще и другое более точное название. Откройте учебник на стр. 119 и прочитайте название параграфа.
Найдите в тексте объяснение этому названию
Должны ли мы изменить тему урока? Почему?( Меняют тему на «Голосеменные растения»)
Цель: Вы уже что-то знаете о голосеменных?
А что бы вы хотели узнать еще?(строение, представители, жизнедеятельность, среда обитания и значение)
Работа в парах : . Найдем ответы на вопросы, обсудим фронтально
. - Есть ли среди голосеменных кустарники и травы? (Трав нет)
- Как размножаются голосеменные? (Семенами)
- Есть ли у голосеменных цветки и плоды? (Нет)
- Почему этим растениям дано название «Голосеменные»? (Семена лежат голо на чешуйках шишек)
- Что такое хвоя? (Игольчатые листья голосеменных растений)
Проверка результатов
Итак, попробуем назвать основные признаки голосеменных:
- Органы- лист, стебель, корень
- Лист – хвоинка
- Шишка- видоизмененный побег
- Плодов не образуют
- Размножаются семенами
. Теперь выполним следующее задание – сравним два наиболее знакомых нам хвойных растения. А какие –вы должны отгадать. Кто первый отгадает растение , тот с ним и работает.
- Что же это за девица?
- Не швея, не мастерица,
- Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.(ель)
- В жару слезою желтой плачет,
- А в холод слезы прячет, не лиственница и не елка, хоть есть и шишки и иголки (сосна)
Работаем каждый со своим растением , пользуясь учебником С. 120-122 и заполняете таблицу в р. Т. №73
Проверка таблицы
Признаки сравнения | Голосеменные растения нашего села | ||
ель | сосна | лиственница | |
Отношение к почве | богата питательными веществами | Песчаные, бедны пит. веществами | нетребовательна |
Отношение к свету | теневыно- слива | светолюбива | светолюбива |
Форма кроны | пирамидальная | пирамидальная и раскидистая | пирамидальная |
Продолжительность жизни хвоинок | 5 – 7 лет иногда 9 лет | 2 – 3 года, | с весны до осени |
Способ распространения семян | ветер | ветер | ветер |
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА Слайд 8 – Да – приседание, нет – руки вверх:
- грибы – это растения - нет
- водоросли размножаются семенами – нет
- мхи и папоротники – высшие споровые растения – да
- у ели и сосны есть шишки – да
- у папоротников есть цветок – нет
- зимой и летом одним цветом – это сосна и ель – да
- для размножения мхов и папоротников необходима вода – да
Выполнение лабораторной работы «Строение хвои и шишек хвойных» . (Работа выполняется по инструктивной карточке на с. 124 учебника и оформляется в рабочей тетради №74)
ЕЛЬ: хвоя короткая , темно-зеленая, сидят одиночно.
Шишки удлиненные, закругленные, плотные
Сосна : хвоя длинная, светло-зеленая, сидят по 2 вместе
Шишки округлые, ромбические, средней плотности
Значение голосеменных
Теперь давайте выясним, какое значение имеют эти растения в природе и жизни человека?
-строительный материал
-производство бумаги
-сырье для хим. Промышленности
-изготовление мебели
-получение кедрового масла
-озеленение дворов и улиц
-выделяют кислород. Фитонциды-особые в-ва, которые убивают вредных бактерии
-Хвойные леса- место обитания и источник пищи для животных
вы, подрастающее поколение, должны не только любоваться лесом, пользоваться его благами, но и охранять лес. Это наше с вами богатство!
Закрепление. Отгадайте по силуэтам, где какое дерево? Здесь ель, сосна, пихта, лиственница и кедр. (Ответы встанут на свои места по щелчку)
Вспомним, какие цели мы поставили сегодня на уроке?
Достигли мы этих целей?
Давайте оценим нашу работу на уроке. Выскажитесь , используясь следующие фразы…
Д.З. Для всех: Прочитать параграф 22,
В рабочей тетради заполнить графы про лиственницу № 73.
Ответить на вопросы в конце параграфа.
2. Творческое задание на выбор .
- Составить терминологический диктант для опроса одноклассников или кроссворд
3. Составить презентации на выбор:
- Многообразие голосеменных
-Применение голосеменных
- удивительное о Голосеменных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии 6 класс "Условия жизни растений"
Работа содержит конспект урока биологии «Условия жизни растений», тест по проверки знаний предыдущего урока и презентация к данному уроку. · ...
Урок биологии 7 класс. Тема: Значение и охрана птиц. Обобщение знаний по теме.
Урок повторения и обобщения материала....
УГА - 2014. Урок биологии 6 класс. "Выделение у растений. Листопад"
Урок по теме" Выделение у растений. Листопад" К уроку создана презентация. В приложении представлены схемы и карты для групповой работы. К уроку требуется оборудование: клей, скотч, ножници, бумага и ...
Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений
Конспект урока биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...
Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы
Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...
Урок биологии 5 класс Тема царство «Растения»
Урок биологии 5 класс Тема царство «Растения»...
Методическая разработка урока по биологии 6 класс Тема: «Дыхание растений»
Методическая разработка урока...