Маршрутный лист по теме "Рост и развитие растений"
методическая разработка по биологии (6 класс)
Данный маршрутный лист поможет школьникам изучить самостоятельно изучить тему "Рост и развитие растений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marshrutnyy_list_po_teme_rost_i_razvitie_rasteniy.docx | 113.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист по теме: «Рост и развитие растений».
- Актуализация знаний.
Ответить устно на вопросы.
- Что такое размножение?
- Типы размножения растений.
- Примеры вегетативного размножения
- Половое размножение растений.
- Изучение нового материала.
Рост и развитие растения обеспечивается за счет деления клеток. (запись в тетрадь)
Рост растений.
Вспомните строение клеток и тип тканей верхушечной почки и зоны деления корня. Рост растений связан с размножением — увеличением количества клеток и с перераспределением веществ, входящих в состав растения.
Рост- это увеличение массы и размеров растения. (запись в тетрадь).
На свету благодаря фотосинтезу рост зеленых растений обычно приводит к увеличению массы тела, так как накопление органических веществ преобладает над расходом их на дыхание. В темноте рост зеленых растений происходит благодаря имеющимся органическим веществам при одновременной трате их на процесс дыхания.
При изучении корня, стебля и листа выяснялись способы роста этих органов: корень растет концом, и зона роста его не превышает 8-10 мм, в то время как стебель растет верхушкой и верхними междоузлиями. Зона роста стебля имеет несколько сантиметров, а иногда достигает 10 см и больше.
Рост стеблей злаков и других однодольных растений происходит преимущественно в междоузлиях.( запись в тетрадь)
Их образовательная ткань расположена в основаниях листьев (узлах), поэтому рост стебля можно сравнить с тем, как раздвигается подзорная труба (вставочный рост) (запись в тетрадь)
Сначала рост стебля идет медленно, затем ускоряется, достигает максимума, а затем замедляется и совершенно прекращается. Наблюдения показывают, что и все растения растут подобным же образом. Молодое дерево вначале растет медленно, затем рост его ускоряется, достигает максимума, затем замедляется и прекращается, Но даже у старых деревьев образуются новые веточки и каждую весну распускаются и растут новые листья.
Человек может регулировать рост растения в нужном ему направлении. Например, можно остановить рост стебля в длину, удалив верхушечную почку. Такой способ называется прищипыванием (выщипыванием) (рис.2). Дерево станет сильнее ветвиться.
Можно удалить кончик корня (пикировка), это стимулирует сильное развитие боковых корней. В результате улучшится питание растения и увеличится его продуктивность. При окучивании (присыпании земли к стеблю) растений из-за притока дополнительного кислорода также улучшается рост и стимулируется развитие придаточных корней. При обрезании молодых стеблей у яблони, малины, огурцов рост в высоту приостанавливается и начинается развитие боковых стеблей. В связи с этим весной в парках и во дворах производится обрезка деревьев и кустов, таким способом регулируют их рост.
На рост растений влияют различные условия: количество влаги в почве и воздухе, наличие минеральных веществ, состав воздуха, свет, температура.(запись в тетрадь)
У растений, которые произрастают во влажной почве, стебли и листья более сочные, чем у растений, которые растут на сухой почве. В полутемных и темных местах длина растений увеличивается быстрее, чем на свету. Например, побеги картофеля при хранении в темноте могут вырасти до нескольких метров. Свет уменьшает рост растения в длину. Когда вы наблюдали за ростом семени, вы могли заметить, что этот процесс связан с температурой. Для многих растений самая благоприятная температура 25-30°С. Более высокая температура замедляет рост. Многие весенние растения (подснежник, безвременник) вырастают сразу же после таяния снега. У разных растений устойчивость к холоду и жаре разная.
Рост растений также зависит от минеральных солей, поступающих из корневой системы (запись в тетрадь). Если нет хоть одного нужного вещества, рост растения останавливается.
Для роста также нужен кислород, так как рост напрямую связан с затратами энергии. Зная необходимые условия для роста растений, нужно вовремя поливать, обеспечивать питательными веществами, обрабатывать почву, охранять от вредителей.
Развитие растений.
Развитие растений- это качественные изменения в жизни и строении живых организмов.(запись в тетрадь).
В ходе развития формируются новые свойства, органы (цветение и плодоношение). (запись в тетрадь)
Развитие организма начинается с появления зародыша.(запись в тетрадь). Первый этап в развитии растений называется зародышевый. Он охватывает время от начала формирования зародыша до момента прорастания семян. В этот момент главными факторами, влияющими на прорастание растений, являются температура и влажность. При низкой температуре семена не прорастают. Так же не способны прорастать и сухие семена.
Второй этап в развитии растений — молодость. (запись в тетрадь). Он длится от момента прорастания семени до первого цветения. В этот период жизни растение активно растет, значительно увеличивая свою зеленую массу. Оно ветвится, образует новые молодые побеги (веточки) и листья, растет в высоту
Как только растение приступило к цветению, начинается третий этап — зрелость.(запись в тетрадь). В этот период растение обязательно образует плоды с семенами. Большинство многолетних древесных растений в период зрелости, так же как и в период молодости, продолжают активно увеличивать свой рост. А однолетние растения тратят питательные вещества в основном на формирование плодов и семян, поэтому в период зрелости они растут незначительно или вообще прекращают рост.
Четвертый и последний период в жизни растительного организма — старость.(запись в тетрадь). В это время почти полностью прекращается рост растения, его цветение и плодоношение. Растение переходит в пассивное состояние и постепенно отмирает.
Сроки жизни у разных растений неодинаковы. Как вы уже знаете, есть однолетние растения. У них все четыре этапа завершаются за один весенне-летний сезон. Это такие растения, как пшеница, редис, фасоль и многие другие. Есть двулетние растения, которые зимуют в виде корнеплодов, а зрелость (цветение и формирование семян) происходит только в следующее лето. Это такие растения, как свекла, морковь, капуста, редька и многие другие. Многолетние цветковые растения, живущие на территории нашей страны, переходят зимой в период «зимнего покоя», а весной их жизнедеятельность возобновляется. Большую часть своей жизни они находятся в состоянии зрелости. Это многие деревья (дуб, яблоня, урюк и др.) и кустарники (виноград, смородина и др.). Есть и многолетние травянистые растения: пырей, хрен, календула и др.
Растения являются целостными организмами. Все процессы в них взаимосвязаны и зависят как от самого растения (однолетнее или многолетнее), так и от условий окружающей среды.
Рост растения обеспечивает размножение клеток образовательной ткани. Рост в высоту — конус нарастания или верхушечная почка, рост в глубину — зона деления корня; рост деревьев в толщину — клетки камбия; рост в высоту у злаков — образовательная ткань в основаниях междоузлий. Качественные изменения в жизни и строении живых организмов называется его развитием. Развитие имеет свои этапы: первый — зародышевый; второй — молодость (до полового размножения); третий — зрелость; четвертый и последний — старость. По срокам жизни растения подразделяются на однолетние (редис, пшеница, фасоль), двулетние (свекла, морковь, капуста) и многолетние (дуб, яблоня, виноград, смородина).
- Домашнее задание.
П. 18 учить, составить конспект в тетради. Записи в тетради выучить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маршрутный лист учащегося.
Маршрутный лист учащегося к уроку "Обобщение изученного по теме "Причастие в 7-ом классе"...
Маршрутный лист " Культура Древнего Рима" по посещению зала ГМИИ им. Пушкина
Маршрутный лист "Культура Древнего Рима" разработан для самостоятельного посещения зала ГМИИ им. А.С.Пушкина. Задания, предложенные в нем используются для самостоятельной работы учащихся или при...
Дидактический материал. Индивидуальный маршрутный лист учащегося к уроку. "Древняя Русь."
Дидактический материал к уроку "Восточные славяне в древности". Индивидуальный маршрутный лист для самостоятельной работы всех учащихся класса в течение урока. Возможно использование для диффере...
Новогодние забавы.Маршрутный лист. Положение о соревнованиях.
Спортивный праздник проводится по круговой системе, по станциям: 1. «Задом –наперед» метание валенка через себя назад, на дальность, стоя спиной вперед 2. «Кукушкино»...
Маршрутный лист
Маршрутный лист 5 «Б» класс1 станция «Спортивные игры» Кабинет №3...
Маршрутный лист (план работы на уроке). Строение сердца.
Маршрутный лист (план работы на уроке). 1. Положение сердца в грудной клетке. Особенности серд...
Маршрутные листы к уроку по биологии в 6 классе "Покрытосеменные растения"
е нравится работать с маршрутными листами (инструктивные карточки к уроку). Дети сами определяют темп работы, могут оценить свою работу....