Программа элективного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» (8-9 класс, 34 часа)
элективный курс по биологии (7, 8 класс)

Варичева Марина Александровна

Актуальность  курса  в  том,  что  степень антропогенного воздействия человека на окружающую среду велика, если не защищать и не охранять природу, то это приведёт к исчезновению видов, которые никогда не образуются вновь. Чтобы принять природоохранные меры, прежде всего, нужно самим изучить многообразие редких и охраняемых растений, животных, обитающих на территории Иркутской области.

Анализ учебно – методической литературы и ресурсов сети Интернет позволяет сделать вывод, что электив направлен на формирование сохранения редких видов растений и животных Иркутской области разработаны для младших школьников, поэтому появилась необходимость создание элективного курса на среднем звене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл flora_i_fauna_irkutskoy_oblasti_8-9_kl.docx91.11 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление Образования Администрации Ангарского Муниципального Образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 4»

Программа элективного курса по биологии

«Флора и фауна Иркутской области»

(8-9 класс, 34 часа)

                                                      Автор разработки:

                                                                                 Варичева Марина Александровна,

                                                                                           учитель биологии, МБОУ « СОШ № 4»

2014 г.

г. Ангарск

Содержание

Пояснительная записка..………………………………………………….........................………………………….2

Учебно – тематический план…………………………...……………..……………………..…………………………..4

Учебно – методическое обеспечение……….………………………………………………..........................8

           Содержание программы……………………………….…………………………………….................................8

           Темы рефератов, исследований выступлений……………………..……………………...…................13

Литература………………….………………………………..……………………………...…………………………………..15

Приложение 1……………………………………………………………………………………………………………………17

Приложение 1. Диагностическая карта…………………………………………………….........................17

Приложение 2. Разрешение проблем………………….……………………………………........................19

Приложение 3. Требования к описанию редких, исчезающих, охраняемых живых   исследуемых объектов……………………………………………………………………………………………………………….21

Приложение 4. Подготовка и проведение урока – семинара………………………………………….22

Приложение 5. Как успешно выступать с докладом или сообщением……………………........23

Приложение 6. Как искать научную информацию в интернете………………………………………24

Приложение 7. Как создать мультимедийную презентацию………………………………............26

Приложение 8. Критерии оценивания мультимедийных презентаций…………………….......27

Приложение 9. Организация работы над учебными проектами……………..........................28

Приложение 10. Основные правила защиты проектов…………………………………………………...31

         

Пояснительная записка

Процесс освоения и покорения природы имеет и другую сторону - происходит разрушение природных местообитаний и сокращение численности животных и растений. В связи с этим перед нами встает проблема сохранения биоразнообразия - одна из важнейших задач современности. Особенно важно сохранение редких видов, тех которые стали редкими в результате человеческой деятельности. Одним из механизмов сохранения биоразнообразия являются Красные книги. В Иркутской области Красная книга была издана в 2010 году. В связи с этим назрела необходимость подготовки и выпуска научно-популярных изданий, посвященных пропаганде охраны редких видов растений и животных. 

Данный элективный  курс составлен на основе программы лабораторного практикума 6 – 11 класс (электронное издание) и методических материалов ГОУ ДОД ОСЮН. Иркутск. 2006 г.

Реализация программы курса позволяет совершенствовать экологическое образование в соответствии с требованиями ФГОС, а так же способствует повышению качества  личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Приобщение учащихся к проектной и  учебно-исследовательской деятельности, способствует адаптации школьника  в социокультурной среде. 

Актуальность  курса  в  том,  что  степень антропогенного воздействия человека на окружающую среду велика, если не защищать и не охранять природу, то это приведёт к исчезновению видов, которые никогда не образуются вновь. Чтобы принять природоохранные меры, прежде всего, нужно самим изучить многообразие редких и охраняемых растений, животных, обитающих на территории Иркутской области.

Анализ учебно – методической литературы и ресурсов сети Интернет позволяет сделать вывод, что электив направлен на формирование сохранения редких видов растений и животных Иркутской области разработаны для младших школьников, поэтому появилась необходимость создание элективного курса на среднем звене.

Основные цели:

- углубление и расширение знаний о флоре и фауне Иркутской области;

- изучение видового состава живых существ;

- развитие интереса к живому, постижение тайн живого;

- воспитание любви и заботы о живых существах;

- формирование исследовательских навыков;

-ориентирование  на выбор биологических профессий в будущем.

 Основные  задачи:

- знакомить с картой области  и Ангарского района, с городами и населенными пунктами области;

- расширять знания о природе, растительном и животном мире Иркутской области;

- знакомить с лекарственными растениями и редкими видами животных, занесенных в Красную книгу Иркутской  области;

- раскрыть уникальные и природные особенности края, учить видеть в привычном окружении непривычное, чудесное, загадочное;

- расширять знания о природных ресурсах края, их использовании и значении для всей страны, знакомить с учеными - исследователями Иркутской  области;

- показать важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненную необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей, побуждать  вносить  посильный вклад в дело охраны природы и сохранения ее уникальности.

Результаты освоения курса можно оценивать по критериям, позволяющим определять успешность степени развития умений:

  • видеть проблему,
  • ставить цели,
  • планировать свою деятельность,
  • оценивать результаты своей деятельности.

Динамика интереса к курсу будет фиксироваться методами анкетирования и наблюдения, через использование карт контроля сформированности ключевых компетентностей учащихся (компетентность решения проблем). Изучение курса будет завершено защитой проекта.

Структура изложения материала:

Содержание программы включает для учащихся новые знания, не содержащиеся в базовых программах. Программное содержание полное и соответствует целевым установкам. Изучение вопросов программы основано на научных данных, научной литературе, энциклопедиях, своде законов об охране окружающей среды. Учащиеся учатся практически применять исследовательский метод. Формируют умение  обрабатывать информацию, защищать полученные результаты. Практические исследования ведутся учащимися самостоятельно на основе направляющей деятельности учителя в рамках  выбранных направлений и объектов  для исследований. Учащиеся проводят природоохранные мероприятия. Построение программы модульного типа (линейная), что обеспечивает эффективность контроля: по каждому модулю ставятся цели и задачи, определяется теоретический и практический материал для изучения и исследований, средства, уровень контроля. Следовательно, содержание программы целостное, обеспечено взаимосвязями между изучением вопросов по растениям, животным, территориям их обитания, экологическим условиям, практическими исследованиями по Иркутской области. Содержание программы построено таким образом, что позволяет формировать не только теоретическое (эмпирическое) мышление учащихся, но и практическое исследовательское. Определяются они объективным уровнем развития научных знаний. Временной параметр: курс рассчитан на 34 часа (на теоретическое изучение – 15часов и практическая работа – 19часов). Материал научный, но прост для понимания и запоминания. Соприкосновение с живыми объектами, проникновение в тайны живого остаются в памяти на всю жизнь. Учит доброте, ценить жизнь любого существа.

 Методы обучения активные: эвристический, исследовательский, проектный, наблюдение, измерение, компьютерные технологии. Исследовательская работа основана на самостоятельной внеурочной и внеклассной деятельности учащихся и учителя.

При проведении курса реализуются следующие образовательные технологии: информационные, групповые и проектные педагогические технологии, а также актуальность использования информационно-коммуникативных и проектных технологий в учебном процессе не вызывает сомнений.

Ожидаемые результаты: По окончании курса ученики со своими работами принимают участие в научно-практической конференции и конкурсах.
Проведение предлагаемого курса предусматривает самостоятельный поиск учащимися учебного материала, работу с различными источниками информации, разнообразные формы занятий. При этом каждый ученик выбирает «индивидуальную траекторию»: он может предпочесть исследовательскую или проектную работу в группе по одной из тем курса или индивидуальную работу с проведением мини - исследовательских, проектных, творческих работ по различным темам курса с последующим оформлением собственного портфолио. Подбираемая информация должна быть научной. Приветствуется творческий подход, любое проявление нестандартности решения проблемы. 

Система оценивания: На последних занятиях проводится конференция, на которой учащиеся защищают свои работы. Для оценки работ применяется рейтинг – двойная (ученика и учителя) оценка по 10-балльным шкалам.

После изучения курса учащиеся должны знать: 
– основные направления в биологической науке; 
– основные научные методы; 
– основные этапы развития биологии; 
– имена наиболее известных ученых-биологов, области их работ; 
– важнейшие открытия в биологии, сделанные в ходе ее истории; 
– основные достижения современной биологической науки; 
– перспективы развития биологии;
– названия и содержание профессий, связанных с биологией.

Учащиеся должны уметь: 
– ориентироваться в источниках научной, научно-популярной, публицистической информации по биологии;
– использовать отдельные научные методы; 
– выполнять различные виды творческих работ; 
– работать в группе; 
– представлять результаты выполненной работы. 

Учебно - тематический план

Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практика

Модуль 1

4

2

2

Раздел

Естественно-географическое положение Иркутской области и её растительный мир.

Цель

Сформировать научные представления о географическом положении Иркутской области и многообразии групп растений, произрастающих на её территории.

Задачи

Используя географическую карту, определить положение Иркутской области, её площадь, определить климатические условия. Изучить рельеф, наличие водных ресурсов, типы почв разных районов, их происхождение. По живым объектам во время экскурсии и гербарному материалу определить основные отделы растений, обитающих на территории области (на местных объектах). Выяснить в каждой группе редкие и исчезающие виды. Ознакомиться с заказниками, заповедниками Иркутской области.

тема 1

Естественно-географическое положение Иркутской области:

-расположение

-климатические условия

-рельеф и почвы

-заказники

-заповедники

2

2

Экскурсия

Конспект

тема 2

Систематические группы растений Иркутской области:

-водоросли

-моховидные

папоротниковидные

-плауновидные

-голосеменные

-покрытосеменные

2

2

Лабораторная работа

Исследовательский дневник «Наши исследования».

Модуль 2

8

5

3

Раздел

Экологические группы растительности Иркутской области.

Цель

Изучить экологические группы растений, выявить их особенности в связи с местом обитания, установить редкие, исчезающие и охраняемые виды.

Задачи

Изучая экологические группы растений, выяснить экологическое равновесие в области, заповедные зоны, охраняемые растения. Степень антропогенного воздействия на лесной массив, реки, озёра, болота, луга, поля.

тема 1

Леса области:

-процент лесистости по районам области

-лесные породы

-типы лесов

-доминантные и сопутствующие виды растений

-группы ельников

-группы сосняков

-смешанные леса

-лиственные леса

-древесные и кустарниковые виды области

-занесённые виды

2

2

Просмотр видеофильма

Семинар

Сообщения, выступления, презентации о лесных породах.

Исследовательский дневник «Наши исследования».

тема 2

Луговая растительность:

-сенокосные угодия

-заливные луга (пойменные)

-растительность низменности

-суходольные луга

-лесные луга

2

1

1

Лекция.

Самостоятельное практическое исследование

Зарисовки, информация о редких и исчезающих растениях.

Исследовательский дневник «Наши исследования».

тема 3

Болотная и водная растительность:

-верховые (сфагновые) болота

-низинные (травяные) болота

-переходные

-растительность рек и озёр Иркутской области.

2

2

Лекция

Исследовательские дневники, фотографии.

тема 4

Сорно-полевая растительность:

-биологические признаки сорных трав

-группы сорных растений

-сорные лекарственные растения 

2

2

Самостоятельное практическое исследование

Фотографии в исследовательском дневнике, зарисовки, классификационная  таблица

Модуль 3.

8

3

5

Раздел

Использование человеком растений Иркутской области.

Цель

Понять: во всём нужно знать меру, рационально использовать, соблюдать правила сбора растений, использования в производстве и быту.

Задачи

Изучить разные группы лекарственных растений теоретически и определить некоторые из них по гербариям, на экскурсии в дикой природе. Узнать научную информацию по изучаемому вопросу от специалистов и специальной литературы. Выявить группу редких и охраняемых растений исследуемого типа. Узнать пути решения по приобретению таких растений в лекарственных целях. Выявить роль растений модуля 3 в жизни человека, растительных сообществах.

тема 1

Лекарственные растения:

Изучение лекарственных растений и их  частей, которые можно использовать в лечебных целях. Фитотерапия.

Самолечение опасно для жизни!

2

1

1

Посещение городской аптеки, беседа с аптекарем.

Таблица редких лекарственных растений Иркутской области.

Исследовательские дневники.

тема 2

Ядовитые и вредные растения:

-биологические особенности ядовитых и вредных растений Иркутской области

-группы растений и их характеристика

-редкие, охраняемые и исчезающие виды

2

2

Самостоятельное практическое исследование

Зарисовки, таблица ядовитых и вредных трав.

Фотографии редких, охраняемых видов.

Исследовательские дневники.

тема 3

Кормовые, пищевые, медоносные дикие растения:

-кормовые растения семейства Злаковые

-кормовые растения семейства Бобовые

-плодово-ягодные пищевые растения

-медоносные растения

2

2

Лекция

Составление таблицы с краткой характеристикой, зарисовками некоторых растений. Фотографирование

Исследовательские дневники.

тема 4

Растения технических и кустарных производств:

-использование сосны и ели

-берёзы и осины

-дуба и ивы

-бересклета бородавчатого

-использование травянистых растений для получения краски

-уникальность Байкало- Ленского заповедника

2

2

Самостоятельное практическое исследование

Зарисовки, сканирование фотографий. Составление таблицы редких и исчезающих растений из рассматриваемой группы. Экологический прогноз.

Исследовательские дневники.

Модуль 4.

6

3

3

Раздел

Происхождение флоры и фауны Иркутской области. Промысловые животные.

Цель

Установить научное объяснение происхождения флоры и фауны Иркутской области. Выяснить промысловых животных и животных, занесённых в Красную книгу, редких, исчезающих.

Задачи

Провести теоретические и практические исследования животного мира заказников и заповедников Иркутской области. Законы о промысле животных. Пути восстановления исчезающих, редких животных.

тема 1

Происхождение и особенности флоры:

-голарктическая область

-меловой период Мезозойской эры

-ледниковый период

-изменение климата

-северные, восточно-сибирские виды, западные, южные  виды растений

-космополиты

-роль человека

-классификация по Е.А.Жадовскому: гемикриптофиты,

криптофиты, терофиты, фанерофиты, хамефиты

-древесный видовой состав

2

1

1

Семинар

Чертёж карты и отметки исторического формирования разных групп растений, их локализация. Сообщения.

Исследовательские дневники.

тема 2

Фауна:

-редкие и исчезающие виды

-многообразие млекопитающих

-пресмыкающиеся и земноводные

-рыбы

-беспозвоночные

-экологическое равновесие

2

2

Самостоятельное практическое исследование

Презентация по видовому составу редких и исчезающих видов животных Иркутской области разных типов и классов. Пути решений по восстановлению исчезающих видов. Экологический прогноз.

тема 3

Промысловые животные:

-исторические законы об охоте

-основные сведения о промысловых зверях и птицах Иркутской области

-лицензии на вылов рыбы и  охоту

2

2

Лекция

Презентация, фотографии, таблицы видового состава, свода исторических законов.

Исследовательские дневники.

Модуль 5. Является практической составной частью модулей 1 – 4.

8

2

6

1. Модуль 1 – 3.

Редкие, исчезающие и охраняемые виды растений Иркутской области.

Разработка нетрадиционных путей защиты, возобновления и охраны редких растений.

Составление карты исследований.

2

2

Самостоятельное практическое исследование

Проект

2. Модуль 1 – 4.

Заказники и заповедники Иркутской области.

2

2

Самостоятельное практическое исследование

Проект

3. Модуль 4.

Редкие, исчезающие и охраняемые виды животных Иркутской области. Разработка нетрадиционных путей защиты, охраны и возобновления редких животных.

Составление карты исследований.

2

2

Самостоятельное практическое исследование

Проект

Итоговый отчёт

Выбор тем индивидуально, группой по любому направлению и модулю.

2

2

Конференция

Защита проекта. Образовательный сайт школы и муниципальный.

Учебно – методическое обеспечение.

  1. Содержание программы.

Модуль 1.

Раздел

Естественно-географическое положение Иркутской области и её растительный мир.

Теория

практика

контроль

средства

Тема 1

Естественно-географическое положение Иркутской области:

-расположение

-климатические условия

-рельеф и почвы

-заказники

-заповедники

Знакомство с р. Китой, Ангара, болотистая местность. Определение типов почв.

Исследование почвенного шурфа по треугольнику Захарова.

Составление таблицы заповедников и заказников Иркутской области.

Копии карт Иркутской области.

Информация о расположении  заказников и  заповедников Иркутской области.

Таблица типов почв.

Экскурсия в природу, географическая карта РФ и Иркутской области.

Интернет-ресурсы. Библиотечные средства.

Тема 2

Систематические группы растений Иркутской области:

-водоросли

-моховидные

-папоротнико

видные

-плауновидные

-голосеменные

-покрыто

семенные

Экскурсионная работа: определение групп растений, составление таблицы. Выделение редких и исчезающих растений по гербарным образцам и живым объектам.

Зарисовки, фотографии. Нельзя собирать в гербарий!

Итог по цели модуля.

Определители растений, гербарий, живые объекты, компьютерная презентация учителя «Редкие и исчезающие растения Иркутской области».

Модуль 2.

Раздел

Экологические группы растительности Иркутской области.

Теория

практика

контроль

средства

Тема 1

Леса области:

-процент лесистости по районам области

-лесные породы

-типы лесов

-доминантные и сопутствующие виды растений

-группы ельников

-группы сосняков

-смешанные леса

-лиственные леса

-древесные и кустарниковые виды области

-занесённые виды

Сообщения, выступления, презентации о лесных породах.

Спилы древесины разных пород.

Записи, зарисовки.

Видео. Информация об охраняемых и редких породах деревьев и кустарников.

Проверка материала  исследовательских дневников.

Самостоятельно: изучение выбранных групп через экскурсию, фотографирование, видеосюжеты.

Тема 2

Луговая растительность:

-сенокосные угодия

-заливные луга (пойменные)

-растительность низменности

-суходольные луга

-лесные луга

Самостоятельное практическое исследование

Видеозаписи, зарисовки, информация о редких и исчезающих растениях.

Видеокамера, цифровой фотоаппарат, гербарий, таблицы. Определители высших растений.

Экскурсия на луг.

Тема 3

Болотная и водная растительность:

-верховые (сфагновые) болота

-низинные (травяные) болота

-переходные

-растительность рек и озёр Иркутской области.

Выяснение степени антропогенной нагрузки, экологического равновесия.

Исследовательские дневники, фотографии.

Итоги по целям модуля через анализ исследовательских дневников «Наши исследования».

Видеозаписи, фотографии.

Самостоятельная экскурсия. Техника безопасности.

Энциклопедии.

Тема 4

Сорно-полевая растительность:

-биологические признаки сорных трав

-группы сорных растений

-сорные лекарственные растения 

Составление таблицы сорных растений, выделение  среди них лекарственных. Группы:

-яровые сорные растения

-озимые и двулетние сорные растения

-многолетние сорные растения

-полупаразитные и паразитные сорные растения

Из сорно-полевых  лекарственных растений  допускается изготовление  одного гербария.

Фотографии в исследовательском дневнике, зарисовки, классификационная  таблица. Группа лекарственных растений.

Итог по цели и задачам модуля.

Фотографирование. Определители высших растений.

Модуль 3.

Раздел

Использование человеком растений Иркутской области.

теория

практика

контроль

средства

Тема 1

Лекарственные растения:

Изучение лекарственных растений и их  частей, которые можно использовать в лечебных целях. Фитотерапия.

Самолечение опасно для жизни!

Таблица редких лекарственных растений Иркутской области.

Посещение городской аптеки, беседа с аптекарем.

Исследовательские дневники.

Травники. Видеозаписи. Гербарные экземпляры. Экскурсия в природу, городскую аптеку.

Тема 2

Ядовитые и вредные растения:

-биологические особенности ядовитых и вредных растений Костромской области

-группы растений и их характеристика

-редкие, охраняемые и исчезающие виды

Самостоятельное практическое исследование

Зарисовки, таблица ядовитых и вредных трав. Количественный состав, места обитания.

Фотографии редких, охраняемых видов.

Фото, исследовательские дневники. Энциклопедии.

Тема 3

Кормовые, пищевые, медоносные дикие растения:

-кормовые растения семейства Злаковые

-кормовые растения семейства Бобовые

-плодово-ягодные пищевые растения

-медоносные растения

Составление таблицы с краткой характеристикой, зарисовками некоторых растений. Выбор растений из изучаемых групп, относящихся к редким и исчезающим.

Проверка исследовательских дневников.

Гербарий. Энциклопедии. Определители высших растений.

Тема 4

Растения технических и кустарных производств:

-использование сосны и ели

-берёзы и осины

-дуба и ивы

-бересклета бородавчатого

-использование травянистых растений для получения краски

-уникальность Баргузинского заповедника и др.

Составление таблицы редких и исчезающих растений из рассматриваемой группы. Описание особенностей произрастания, количественного показателя. Экологический прогноз.

Зарисовки, сканирование фотографий.

Исследовательские дневники. Классификация накопленного материала.

Выводы по целям и задачам модуля

Гербарий, учебные таблицы, видеозаписи, энциклопедии. Определители высших растений.

Модуль 4.

Раздел

Происхождение флоры и фауны Иркутской  области. Промысловые животные.

теория

практика

контроль

средства

Тема 1

Происхождение и особенности флоры:

-голарктическая область

-меловой период Мезозойской эры

-ледниковый период

-изменение климата

-северные, восточно-сибирские виды, западные, южные  виды растений

-космополиты

-роль человека

-классификация по Е.А.Жадовскому: гемикриптофиты,

криптофиты, терофиты, фанерофиты, хамефиты

-древесный видовой состав

Чертёж карты и отметки исторического формирования разных групп растений, их локализация.

Классификация растений по Е.А. Жадовскому. Самостоятельная экскурсия, заполнение таблицы.

Исследовательские дневники, сообщения.

Красная книга Иркутской области. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Экскурсии по определению древесного  видового состава.

Тема 2

Фауна:

-редкие и исчезающие виды

-многообразие млекопитающих

-пресмыкающиеся и земноводные

-рыбы

-беспозвоночные

-экологическое равновесие

Презентация по видовому составу редких и исчезающих видов животных Иркутской области разных типов и классов. Пути решений по восстановлению исчезающих видов. Экологический прогноз.

Проверка презентации. Презентация подготавливается самостоятельно в свободное время.

Энциклопедии, фотографии, компьютер.

Тема 3

Промысловые животные:

-исторические законы об охоте

-основные сведения о промысловых зверях и птицах Иркутской  области

-лицензии на вылов рыбы и  охоту

Презентация, видео по законам и сведениям о промысловых зверях и птицах.

Записи в исследовательских дневниках.

Презентация, видео, фотографии, таблицы видового состава, свода исторических законов.

Вывод по вопросам модуля

Компьютер, библиотека, музеи.

В основном самостоятельный поиск.

Модуль 5. Является практической составной частью модулей 1 – 4.

Практические исследования

темы

1. Модуль 1 – 3.

Редкие, исчезающие и охраняемые виды растений Иркутской области.

Разработка нетрадиционных путей защиты, возобновления и охраны редких растений.

Составление карты исследований.

2. Модуль 1 – 4.

Заказники и заповедники Иркутской области.

3. Модуль 4.

Редкие, исчезающие и охраняемые виды животных Иркутской области.

Разработка нетрадиционных путей защиты, охраны и возобновления редких животных.

Составление карты исследований.

Итоговый отчёт (на уровне школы, через образовательный сайт школы и муниципальный, городской конкурс элективных курсов, создание электронного справочника и др.).

Выбор тем индивидуально, группой по любому направлению и модулю.

  1. Темы рефератов, исследований, выступлений:

А. Флора Иркутской области:

  • Редкие, исчезающие и охраняемые виды растений Иркутской области;
  • Уникальность Баргузинского заповедника;
  • Уникальность Байкало-Ленского заповедника;
  • Заказники на территории Иркутской области;
  • Ядовитые и вредные растения Иркутской области;
  • Кормовые, пищевые, медоносные дикие растения Иркутской области;
  • Происхождение и особенности флоры Иркутской области;
  • Изучение лекарственных растений и их  частей, которые можно использовать в лечебных целях;
  • Сорно-полевая растительность Иркутской области;
  • Болотная и водная растительность Иркутской области;
  • Луговая растительность Иркутской области;
  • Леса Иркутской области;
  • Доминантные и сопутствующие виды растений Иркутской области;
  • Древесные и кустарниковые виды Иркутской области;
  • Занесённые виды растений Иркутской области;
  • Разработка нетрадиционных путей защиты, возобновления и охраны редких растений.

Б. Фауна Иркутской области:

  • Редкие, исчезающие и охраняемые виды животных Иркутской области;
  • Основные сведения о промысловых зверях и птицах Иркутской  области;
  • Промысловые животные Иркутской  области;
  • Разработка нетрадиционных путей защиты, охраны и возобновления редких животных.

Литература

Для учителя:

  1. Азовский М.Г., Барицкая В.А., Зарубин А.М., Иванова М.М., Казановский С.Г., Киселева А.А., Косович Е.И., Ляхова И.Г., Янчук Т.М. Красная книга Иркутской области. Часть 1. Сосудистые растения. Байкальский музей СО РАН. Иркутск, 1996. - 300 с.
  2. Анищенко А.В. и др. Экологические экскурсии по Южному Байкалу. Иркутск. И. Прикладные технологии. 2001.
  3. Байкальские уроки. Методические материалы ГОУ ДОД ОСЮН. Иркутск 2006г.
  4. Базаров П.С., Бендер М.В., Бычков И.В., Малевский А.Л., Овчинников И.П., Ружников Г.М. Кадастр редких и исчезающих видов растений Иркутской области, созданный на основе геоинформационных технологий. Доклад на конференции "Неделя информатики в Иркутске". - Иркутск, 15-20 февраля 1999.
  5. Васильев С.Н., Ружников Г.М., Бычков И.В., Овчинников И.П., Базаров П.С. и др. Инструментальные средства создания интегрированной ГИС озера Байкал. Труды совещания по ГИС. Новосибирск, 1996.
  6. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Иркутской области в 1993 году. Иркутск, 1994. - 198 с. (11,22,24).
  7. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Иркутской области в 1994 году. Иркутск, 1995. - 203 с. (156,157).
  8. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Иркутской области в 1995 году. Иркутск, 1996. - 230 с. (45-47,121,122).
  9. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Иркутской области в 1996 году. Иркутск, 1997. - 232 с. (11,20-22,88,103,121,122,131,134,136,147, 186).
  10. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Иркутской области в 1997 году. Иркутск, 1999. - 300 с. (14,28,30,38,40,118,154,156,168,174,194, 234,235,247,248).
  11. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2004. 
  12. Дурнев Ю.А., Мельников Ю.И., Бояркин И.В. и др. Кадастр редких позвоночных животных Иркутской области (отчет). Иркутск, 1996. 271 с.
  13. Красная книга Иркутской области М.Иркутск 2010г.
  14. Лямкин В.Ф., Медведев Ю.О., Соколова Л.П. и др. Стратегия охраны животного мира. Разработка схемы особо охраняемых территорий, Том 1. (заключительный отчет по контракту 1.8.2). - Иркутск, 1996. - 150 с.
  15. Малевский А.Л., Овчинников И.П., Базаров П.С., Бендер М.В., Ружников Г.М., Аршинский Л.В. Геоинформационная система "Байкал". Материалы международной конференции "Интеркарто-2". - Иркутск, 1996. с. 10-13.
  16. Малевский А.Л., Овчинников И.П., Базаров П.С., Бендер М.В. Использование ГИС-технологий при решении природоохранных задач Иркутской области. Информационный бюллетень ГИС-ассоциации, №1(13), 1998. с.60.
  17. Малевский А.Л., Овчинников И.П., Базаров П.С., Бендер М.В., Ружников Г.М. Разработка геоинформационной системы "Байкал" Иркутской области. Сб. Методология оценки состояния экосистем. - Новосибирск. Наука, Сибирское отделение, 1998. с.111-125.
  18. Овчинников И.П., Малевский А.Л., Базаров П.С., Бендер М.В. Геоинформационная система "Байкал". Тезисы докладов Второй конференции пользователей программных продуктов

Для учащихся:

  1. Азовский М.Г., Барицкая В.А., Зарубин А.М., Иванова М.М., Казановский С.Г., Киселева А.А., Косович Е.И., Ляхова И.Г., Янчук Т.М. Красная книга Иркутской области. Часть 1. Сосудистые растения. Байкальский музей СО РАН. Иркутск, 1996. - 300 с.
  2. Базаров П.С., Бендер М.В., Бычков И.В., Малевский А.Л., Овчинников И.П., Ружников Г.М. Кадастр редких и исчезающих видов растений Иркутской области, созданный на основе геоинформационных технологий. Доклад на конференции "Неделя информатики в Иркутске". - Иркутск, 15-20 февраля 1999.
  3.  Биология. – ИД «Первое сентября», 1997–2011.
  4. Биология. Лабораторный практикум. 6–11-й класс (электронное издание). 
  5. ГоловановВ,Д.,ФертиковВ.И. Красная книга РСФСР растения. Москва, 1988.
  6. Дурнев Ю.А., Мельников Ю.И., Бояркин И.В. и др. Кадастр редких позвоночных животных Иркутской области (отчет). Иркутск, 1996. 271 с.
  7. Дмитриев Ю, Пожарицкая Н. Твоя красная книга. Москва, 1986.
  8. Живая природа Байкала . Учебное пособие ( под ред. Шиленкова В.Г.).Иркутск. 2002г.
  9. Красная книга Иркутской области М.Иркутск 2010г.
  10. Лямкин В.Ф., Медведев Ю.О., Соколова Л.П. и др. Стратегия охраны животного мира. Разработка схемы особо охраняемых территорий, Том 1. (заключительный отчет по контракту 1.8.2). - Иркутск, 1996. - 150 с.
  11. Малышев Л.И., Пешкова Г.А.Нуждаются в охране. Новосибирск, 1979.
  12. Малышев Л.И., Пешкова Г.А. Флора Центральной Сибири, Том 1, Новосибирск, 1979.
  13. Определители растений и животных.
  14. Энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное издание). 
  15. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. 
  16. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. 

Приложение 1

Диагностическая карта

Учащийся: _________________________________________________________

Проект: _________________________________________________________

Руководитель: ________________________________________________________

Решение проблем

Количество баллов: _____

1.Проблема

1

Понимает проблему

2

Объясняет выбор проблемы

3

Описал ситуацию и свои намерения

4

Обосновал идеальную ситуацию

 

 

 

 

2.Целеполагание и планирование

1

Понимает цель

2

Ставит задачи

3

Задачи адекватны цели

4

Формулирует цель

 

 

 

 

1

Рассказал о работе над проектом

2

Описал взаимосвязь своих действий

3

Определил последовательность действий

4

Спланировал время

 

 

 

 

1

Описал готовый продукт, результат

2

Описал ожидаемый продукт, результат

3

Указал характеристики продукта, результата

4

Рассказал, как будет использовать продукт, результат

 

 

 

 

3. Оценка результата

1

Отнесся к полученному продукту, результату.

2

Аргументировал отношение к продукту, результату.

3

Сравнил полученный продукт(результат) с ожидаемым

4

Вывод о соответствии продукта(результата) замыслу

 

 

 

 

1

Высказал впечатление от работы

2

Назвал трудности в работе

3

Назвал сильные стороны работы

4

Назвал слабые стороны работы

 

 

 

 

Применение критериев оценки уровня сформированности компетентности разрешения проблем при оценке проектной деятельности.

Краткий комментарий к бланкам оценки

В процессе проектной деятельности учащегося предоставляется исключительная возможность оценки уровня сформированности компетентности разрешения проблем, поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта.

Предложенные оценочные бланки позволяют фиксировать уровень учащегося по каждому критерию. При этом предполагается, что по некоторым составляющим компетентности ученик может оказаться на более высоком или низком уровне, чем тот, который он демонстрирует в целом. Таким образом, оценочные бланки позволяют отмечать продвижение ученика, основные пробелы и успехи в освоении того или иного способа деятельности, включая показатели предыдущего и последующего уровней по отношению к тому, на котором, предполагается, находится учащийся той или иной ступени обучения.

Продукт, полученный учащимся, не является объектом оценки, поскольку его качество очень опосредованно указывает на уровень сформированности компетенции учащегося в целом (т.е. соорганизации внешних и внутренних ресурсов для разрешения проблемы).

Вместе с тем, факт получения учащимся продукта (явление, прибор, модель), является обязательным для легализации оценки. Проводить оценку на основании наблюдения за работой в группе и консультациями необходимо с момента начала проекта, но другие объекты могут быть оценены лишь по завершении проекта, т.е. после получения продукта.

Другими словами, получение продукта в рамках метода проектов является единственным свидетельством того, что проект состоялся, а значит, деятельность учащегося может быть оценена.

Приложение 2

Разрешение проблем

Объектом оценки являются диагностические карты проектной деятельности учащегося.

Постановка проблемы:

1 балл: признаком того, что учащийся понимает проблему, является развернутое высказывание по этому вопросу.

2 балла: учащийся, объясняя причины, по которым он выбрал работу именно над этой проблемой, не только формулирует ее своими словами, но и приводит свое отношение к проблеме и, возможно, указывает на свое видение причин и последствий ее существования; обращаем внимание: указание на внешнюю необходимость изучить какой-либо вопрос часто является признаком неприятия проблемы учащимся.

3 балла: важно, чтобы в описании ситуации были указаны те позиции, по которым положение дел не устраивает учащегося.

4 балла: учащийся должен не только описать желаемую ситуацию (которая, предположительно, станет следствием реализации проекта), но и указать те причины, по которым он считает, что такое положение вещей окажется лучше существующего.

Целеполагание и планирование:

Предлагаются три линии оценки: постановка цели и определение стратегии деятельности, планирование и прогнозирование результатов деятельности.

Постановка цели и определение стратегии деятельности

1 балл: признаком того, что учащийся понимает цель, является развернутое высказывание.

2 балла: учащийся подтверждает понимание цели на более глубоком уровне, предлагая ее деление на задачи, окончательные формулировки которых подсказывает учитель (не следует путать задачи, указывающие на промежуточные результаты деятельности, с этапами работы над проектом).

3 балла: учащийся должен предложить задачи, без решения которых цель не может быть достигнута, при этом в предложенном им списке могут быть упущены 1-2 задачи, главное, чтобы не были предложены те задачи, решение которых никак не связано с продвижением к цели; учитель помогает сформулировать задачи грамотно с позиции языковых норм.

4 балла: цель должна соответствовать проблеме.

Планирование:

1 балл: действия по проекту учащийся описывает после завершения работы, отвечая на вопросы учителя.

2 балла: действия по проекту учащийся описывает уже после завершения работы, но при этом в его высказывании прослеживается понимание последовательности действий.

3 балла: список действий появляется в результате совместного обсуждения (консультации), но их расположение в корректной последовательности учащийся должен выполнить самостоятельно.

4 балла: на предыдущих этапах учащийся работал с хронологической последовательностью шагов, здесь он выходит на логическое разделение задачи на шаги; стимулируемый учителем.

Оценка результата:

Предлагаются две линии оценки: оценка полученного продукта и оценка собственного продвижения в проекте.

Оценка полученного продукта:

1-2 балла: 1 балл допускает предельно простое высказывание: нравится – не нравится, хорошо – плохо и т.п.; если учащийся объяснил свое отношение к полученному продукту, он претендует на 2 балла.

3 балла: учащийся может провести сравнение без предварительного выделения критериев.

4 балла: проводя сопоставление, учащийся работает на основании тех характеристик, которые он подробно описал на этапе планирования, и делает вывод (“то, что я хотел получить, потому что…”, “в целом то, но…” и т.п.).

Приложение 3

Требования к описанию редких, исчезающих, охраняемых живых исследуемых объектов:

  • Дата исследования.
  • Научное название вида, крупных систематических единиц.
  • Краткая чёткая, научная характеристика особенностей строения, мест обитания, периода вегетации, развития (животных).
  • Радиус индивидуальной активности, плотность популяции.
  • Применение таблиц, графиков, схем, топографии, карт, зарисовок, фотографий

Приложение 4

Подготовка и проведение урока-семинара.

Учебные занятия могут проводиться в различной организационной форме ,например в виде урока- семинар. На семинаре учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, подготовленные по результатам исследований или углубленного изучения учебного материала под руководством учителя.

На этапе подготовки учащиеся совместно  с учителем формируют тему семинара ,его цель и вопросы для обсуждения. Затем составляют примерный план проведения семинара , список необходимых источников информации и распределяют задания для самоподготовки. Работа по подготовке к семинару может быть как индивидуальной ,так и групповой. В процессе подготовки каждый учащийся (группа учащихся) готовит доклад, сообщение или реферат на заданную тему, используя рекомендованные источники ,а также готовится к обсуждению остальных вопросов семинара.

В ходе семинара сначала заслушиваются сообщения учащихся по каждому вопросу, а затем проводится их обсуждение. После проработки всех вопросов подводятся итоги семинара. Важно не только сделать выводы в отношении изученного материала, но и оценить личный вклад каждого участника семинара в успешность его проведения. В зависимости от активности каждого учащегося учитель выставляет оценки за работу.

Как готовиться к семинару.

Подготовка к семинару начинается с изучения рекомендованных источников информации. Основным источником является, как правило, учебник. Работа с материалами учебника позволяет усвоить базовые знания, необходимые для более глубокой проработки вопросов семинара, и использовать информацию, представленную в дополнительных источниках.

На следующем этапе необходимо составить план сообщения, проработать содержание дополнительных источников и отобрать материал для выступления. Затем следует приготовить конспект: написать план и тезисы выступления, имена, даты, цитаты и т.д.

Для представления сообщения следует подготовить иллюстративный материал: таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, портреты и т.п. В настоящее время удобно оформлять иллюстративный материал в виде мультимедийной презентации.

Приложение 5

Как успешно выступать с докладом  или сообщением

Любое выступление состоит из трёх частей: вступление (обоснование заявленной темы), главная часть (основные вопросы содержания темы) и заключение (суммирование сказанного, выводы).

Во время выступления лучше не читать текст, а пересказывать его. Сначала следует поприветствовать слушателей, объявить тему своего доклада и его цель. Говорить необходимо громко и выразительно, исключая из речи слова-паразиты («вот», «типа», «как бы», «значит», «ну», «того» и т. П.). Следует следить за темпом речи (средним темпом считается 120—150 слов в минуту с паузами); интонацией (монотонность речи снижает интерес слушателей); дикцией (чётко выговаривайте слова); мимикой (она должна быть подвижной, отражать отношение выступающего к тому, что он говорит); жестами (жестикуляция не должна быть непрерывной, однообразной — не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом); позой (правильная и удобная манера стоять поможет вам снять напряжение при выступлении и чувствовать себя уверенно).

Приложение 6

Как искать научную информацию в интернете

Для доступа к информации Интернет-ресурсов необходимо знать их сетевой адрес. В Интернете существуют различные информационно-поисковые системы, помогающие пользователям найти то, что им нужно. Примерами подобных поисковых систем могут служить тематические каталоги и поисковые системы[1]. Поиск информации в них осуществляется с помощью ключевых слов, наиболее точно отражающих суть того, что вы собираетесь искать.

Процедура выбора ключевых слов напоминает выбор названий разделов (слов) при поиске книги в систематическом каталоге библиотеки. Можно вводить ключевые слова в соответствующее поле поисковой системы по одному, последовательно сужая поиск, или же вводить сразу несколько слов, разделяя их запятыми, например: образование, средняя школа, биология, клетка, митохондрия.

При поиске информации в Интернете и отборе её для использования в учебных целях необходимо развивать навыки критического мышления и учиться анализировать качество и достоверность этой информации. Работая с информацией, представленной на веб-страницах, старайтесь найти ответы на следующие вопросы:

  • Кто автор этих страниц?
  • Имеет ли право автор предоставлять данную информацию от своего имени?
  • Что представлено на сайте – объективные факты или личное мнение автора?
  • Для каких целей создавался сайт?
  • Когда сайт был создан и как часто он обновляется?
  • Какая организация поддерживает автора?
  • Из каких источников авторы сайта получают информацию?
  • Можно ли назвать данный сайт полезным или важным?
  • Можно ли проверить информацию, представленную на сайте, с помощью каких-то других источников (книг, журналов и др.)?
  • Указана ли на сайте контактная информация — телефоны, адреса традиционной и электронной почты и т. П. Для связи с автором?

Примеры тематических (предметных) каталогов

Российские каталоги

Международные каталоги

Http://kinder.ru — Каталог детских ресурсов Рунета

Http://yahoo.com — Yahoo! (каталог ресурсов на английском языке)

Http://portal.edu.ru — Федеральный портал «Российское образование»

Http://yahooligans.com — Yahooligans — веб-путеводитель для детей (на английском языке)

Http://school.holm.ru — Школьный мир: каталог образовательных ресурсов

Http://ipl.org — The Internet Public Library — цифровая публичная библиотека (на английском языке)

Http://school.yandex.ru — каталог «Школьный Яндекс »

Примеры поисковых систем

Российские системы

Международные системы

Http://rambler.ru — Рамблер http://yandex.ru — Яндекс http://aport.ru — Апорт http://metabot.ru — Metabot.ru http://go.mail.ru — поиск@тап.ги

Http://google.com — Google http://altavista.com — altavista http://askjeeves.com — Askjeeves http://sciseek.com — sciseek (поиск научной информации)

Для тренировки поиска информации в Интернете выполните следующее задание.

Попробуйте подобрать не менее десяти ключевых слов, которых вы могли бы описать тему урока, семинара (тему проекта и т. П.), расположив их в последовательности от общих понятий к более частным и конкретным.

1.

2.

7.

3.

8.

4.

9.

5.

10.

Приложение 7

Как создать мультимедийную презентацию

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению. При этом необходимо сосредоточить внимание слушателей на содержании работы, а не на компьютерных эффектах. Создаваемая презентация должна соответствовать содержанию, целям и задачам сообщения (доклада, учебного проекта и т. П.) И являться его компонентом.

Начальным этапом работы всегда является планирование сценария презентации и отбор материалов, на основе которых она будет создана: текстов, рисунков, звукового сопровождения, видеороликов[2] и т. П. Не следует планировать большое количество слайдов.

Следующим этапом работы является непосредственное оформление слайдов презентации. Для этого следует воспользоваться рекомендациями:

  1. Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. На одном слайде рекомендуется  использовать не более трёх цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета.
  2. Для представления информации используйте короткие слова и предложения. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. Предпочтительно горизонтальное расположение информации на странице. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчёркивание. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Нельзя злоупотреблять прописными буквами — они читаются хуже строчных.
  3. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объёмом информации: люди могут единовременно запомнить не более трёх фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами. Если на слайде располагается картинка, надпись лучше располагать под ней.
  4. Вспомогательная информация не Должна преобладать над основной информацией. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Задание. Составьте сценарий своей будущей презентации.

Слайд 1. Титульная страница

Слайд 2

Название:

Название:

Включает:

Включает:

Слайд 3

Слайд 4

Название:

Название:

Включает:

Включает:

Слайд 5

Слайд 6

Название:

Название:

Включает:

Включает:

Приложение 8

Критерии оценивания мультимедийных презентаций

Заканчивая работу над созданием презентации, подумайте над критериями, по которым ваша презентация будет оценена. Критерии могут быть следующие:

  1. Соответствие содержания презентации цели работы в целом.
  2. Качество оформления слайдов презентации: оформление отвечает требованиям эстетики, дизайн не противоречит содержанию презентации; диаграммы и рисунки привлекательны, интересны и соответствуют содержанию, не накладываются на текст (если это не специальные эффекты). Текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами; списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно; все ссылки работают.
  3. Корректность представления информации в презентации: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок; использование научной терминологии; информация должна быть точной, полной, полезной и актуальной; соблюдение авторских прав

Приложение 9

Организация работы над учебными проектами

Учебный проект — организационная форма учебно-исследовательской работы, которая ориентирована на достижение конкретного результата по решению какой-либо значимой проблемы. Проект может быть реализован как индивидуально, так и коллективно несколькими участниками проекта. Важнейшим результатом реализации учебного проекта является не только собственно получение новых знаний, но и представление его результатов, и их обсуждение. Рассмотрим последовательность реализации проекта.

1. Выбор темы и формулирование цели и задач проекта

Для того чтобы начать работу над проектом, необходимо правильно определить область, направление, объект и предмет исследования. Кроме того, должны быть найдены ответы на вопросы: почему возникла необходимость в выполнении проекта? Какие обстоятельства побудили автора приступить к работе? Какова значимость проблемы для автора?

Также необходимо сформулировать цель и задачи проекта: предполагаемые итоги работы, поддающиеся оценке. Цели и задачи проекта должны логически вытекать из постановки проблемы.

Маловероятно, чтобы проблема, которую вы собираетесь поднять, никогда и никем не была исследована. Постарайтесь найти аналоги в отечественной и мировой практике.

Приложения

  1. Выбор названия проекта

Название проекта должно быть чётким и кратким, состоять не более чем из семи слов.

  1. Подготовка плана работы

На данном этапе подготовки проекта должны быть определены источники информации, способы сбора, анализа и представления результатов, определена последовательность решения поставленных задач.

  1. Выбор методов исследования

Необходимо определить методы исследования. Выбор методов и средств измерений зависит не только от того, за каким компонентом или параметром вы намерены вести наблюдения, но и от задач вашей программы в целом.

  1. Проведение работ

Работы проводятся в соответствии с поставленными задачами и с использованием выбранных методов. Основным условием при выполнении исследований является получение достоверных и сопоставимых данных.

Если исследование носит экспериментальный характер, повторите его несколько раз (не менее трёх), чтобы удостовериться в воспроизводимости получаемых данных.

Важной составляющей проекта является документирование (фиксирование в документах) результатов. Документировать необходимо все стадии работы, начиная с отбора проб. Активнее используйте фотодокументирование, так как оно позволяет захватить события, имеющие временный или даже однократный характер (например, встреча редкого вида, сброс сточных вод в водоём).

  1. Обработка результатов, формулирование выводов

В данном разделе подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, диаграмм, фотографий и т. П.

При анализе полученных результатов можно использовать следующие вопросы:

    Каковы причины полученных результатов (т. Е. ПОЧЕМУ получены именно эти результаты)? Если полученные данные достоверны, следует задать вопросы о причинах, обусловивших наблюдаемые явления, например: каков источник зафиксированного загрязнения?

Соответствуют ли полученные результаты тому, что вы ожидали? Если да (нет), то почему?

Каковы следствия наблюдаемых явлений? Ответьте на вопрос: что произойдёт, если ...? При этом следует принимать во внимание ответы на первые два вопроса.

При обработке полученных результатов не забудьте и о прогнозировании.

При получении неожиданного результата следует тщательно проанализировать его и оценить все возможные источники ошибок. В противном случае можно оказаться источником некорректных сведений.

При наличии в работе количественных данных используйте математические средства обработки. Например, это могут быть общераспространённые компьютерные программы (Excel и др.).

При формулировании выводов необходимо оценить, достиг ли проект цели, в какой степени цель достигнута.

Выводы должны соответствовать задачам проекта. Следует кратко (по пунктам) сформулировать результаты, дать практические рекомендации и наметить перспективы для дальнейших исследований. Не ограничивайтесь простой констатацией ситуации. Если в ходе выполнения проекта чётких результатов получить не удалось, тогда вместо выводов формулируется заключение.

Выводы должны иметь ценность прежде всего в практическом плане.

Детально охарактеризуйте практическую значимость выполненного исследования, отвечая на вопросы: какие практические результаты уже получены? Какие результаты можно будет получить в случае широкого внедрения вашего проекта? Улучшится ли качество жизни людей в случае реализации ваших предложений?

7. Подготовка и оформление письменного текста

Письменный (машинописный) текст проекта должен отвечать следующим требованиям:

  1. Общий объём проекта не должен превышать 15 страниц, включая титульный лист, аннотацию, иллюстрации, графики, рисунки, фотографии, перечень ссылок и приложений, список литературы. Таким образом, первой страницей считается титульный лист.
  2. Текст должен быть расположен на одной стороне листа формата А4, напечатан через полуторный межстрочный интервал, шрифт обычный (не жирный, не курсив), Times New Roman, 12-й размер шрифта, параметры страницы: верхнее, нижнее, правое поля — 2 см, левое поле — 3 см.
  3. В тексте проекта следует помещать ссылки на используемые работы с указанием фамилии авторов (названия книги) и года.

При этом в списке литературы приводятся только цитируемые источники. При необходимости воспроизводятся рисунки и таблицы, снабжённые ссылками на источник.

Особое внимание следует уделить заголовкам к таблицам и подписям к иллюстрациям. Они обязательно должны быть на каждом рисунке (таблице, графике и т. Д.) И должны легко читаться. Оси на графике и диаграммах обязательно должны быть подписаны. Изображение на рисунках и таблицах должно быть чётким. При оформлении рисунка или графика можно пользоваться разными цветами, но их не должно быть более четырёх, так как слишком пёстрая картина затрудняет восприятие.

На титульном листе проекта обязательно должны быть указаны полные фамилии и имена участников проекта и полные фамилии, имена и отчества руководителей с указанием их должности, а также чёткое и краткое название проекта.

Вторая страница проекта должна содержать аннотацию.

  1. Оформление аннотации

Аннотация — это краткое описание проекта, включающее главные разделы проекта, такие, как цель, методы и материалы, исследования (наблюдения), достигнутые результаты и выводы, а также краткое объяснение того, как этот проект улучшает качество жизни. Аннотация размещается на второй странице проекта (после титульного листа) и не должна превышать 20 строк.

  1. Подготовка литературного обзора

При составлении литературного обзора необходимо показать знание основных работ по исследуемому вопросу, а также умение работать с литературой: подбирать необходимые источники, проводить их сопоставление.

В конце этого раздела желательно сделать краткий вывод о степени изученности и перспективах по данной проблеме.

  1. Формирование и оформление списка литературы, приложений

Список литературы должен быть оформлен согласно библиографическому стандарту, например:

Иорданский Н. Н. Макроэволюция: Системная теория / Н. Н. Иорданский. — М.: Наука, 1994.

Рекомендуется представлять единый пронумерованный список  литературы к работе в целом. Каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимости от того, как часто на него  делается ссылка в тексте работы. Наиболее удобным является алфавитное расположение материала. Произведения одного автора расставляются в списке по алфавиту заглавий.

Приложения (входят в общий объём проекта, не превышающий 15 страниц) должны составлять не более 5 страниц (иллюстрации, фотографии, графики, таблицы и т. Д.) И должны быть помещены в конце работы после списка литературы на отдельных листах. В электронном виде приложения представляют отдельными файлами. 

Приложение 10

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТОВ

  1. Выступление (презентация): каждой группе на выступление отводится не более 10 мин. Если проект представляется индивидуально, то не более 5 мин.
  2. Обсуждение: после презентации даётся время на обсуждение (оппонирование), в котором принимают участие все остальные слушатели. На обсуждение каждого выступления отводится 7—10мин.
  3. Форма презентации: один слушатель (участники группы), работавший(ие) над проектом, представляет(ют) итоговую презентацию, используя следующие элементы:

- Презентация проекта;

- Примеры практической работы учащихся (презентация, публикация, веб-сайт);

- Другие материалы.

4.Ведущий презентации: вести презентацию может один участник (если он выполнял проект самостоятельно) или несколько (если они работали над проектом в группе).

5.Форма обсуждения: после завершения презентации, представленной каждой отдельной группой, начинается обсуждение (оппонирование).

Под обсуждением (оппонированием) подразумевается выступление, в котором выполняется несколько условий:

- перечислить три наиболее сильные стороны представленного проекта;

-  перечислить два момента, требующие доработки;

- внести свои предложения по усовершенствованию проекта (если такие есть);

- сделать итоговый вывод и выставить общий балл за выступление на основе ранее определённых критериев.

6. После просмотра всех презентаций и обсуждения каждой из них проводится рейтинговое сравнение презентаций и выбирается тройка лидеров, набравших самое большое количество баллов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

конкурсная программа "Флора и фауна Иркутской области" для учащихся 5-10 классов

Конкурсная программа составлена для учащихся 5-10 классов. Командам предлагаются разноуровневые задания. Члены команды (дети разных возрастов) должны найти ответы на задания, обсудить предложенные про...

Рабочая программа элективного курса по биологии: "Система, многообразие и эволюция живой природы". !0 класс

Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса рассчитана на изучение биологии на углубленном уровне....

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"

Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....

Элективный курс по биологии "Флора Среднего Урала"

Материал состоит из программы, рабочей тетради (общий формат и разделённые на 5 частей) и иллюстративного материала...