Рабочая программа по Внеурочной деятельности 5 класс "Занимательная биология"
рабочая программа по биологии (5 класс)

Полтавцева Олеся Анатольевна

Рабочая программа разработа с учетом оборудования "Точки роста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОЛЕТАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 4  ИМЕНИ  НИСАНОВА ХАИМА ДАВИДОВИЧА

Г.ПРОЛЕТАРСКА ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

___________ /Полтавцева О.А./

Протокол № 1

от «29» августа 2022 г

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

___________ /Баланина С.В./

«30» августа 2022 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

___________ /Скок Л.Б./

Приказ № 102

от «31» августа 2022 г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Занимательная биология»

(с использованием цифрового и аналогового оборудования

центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»)

Уровень общего образования (класс):  основное  общее образование, 5 класс

Учитель:Полтавцева Олеся Анатольевна

2022 – 2023 уч. год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОЛЕТАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 4  ИМЕНИ  НИСАНОВА ХАИМА ДАВИДОВИЧА

Г.ПРОЛЕТАРСКА ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация к рабочей программе

Учебного курса внеурочной деятельности «Занимательная биология»

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Занимательная биология» разработана в соответствии с ФГОС ООО и реализуется 1 год 5 класс.

Рабочая программа разработана учителем биологии Полтавцевой О. А. в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителем в школе по определённому учебному курсу внеурочной деятельности.

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности является частью  ООП ООО, определяющей:

  • содержание;
  • планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
  • тематическое планирование с учётом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР.

Календарно-тематическое планирование является приложением к рабочей программе педагога.

Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения и согласована заместителем директора по учебно-воспитательной работе МБОУ Пролетарской СОШ №4 имени Нисанова Х.Д.

29.08.2022 Г.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данная рабочая программа внеурочной деятельности – 5класссоставлена в соответствии с нормативно-правовой базой:

      1. Федерального закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012;

      2. Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от

30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об

утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

  1. Постановлением от 28 января 2021 года N 2. Об утверждении санитарных правил и норм

СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"

      6. Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ОДОБРЕНА РЕШЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ОБЩЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ, протокол 1/22 от 18.03.2022 г.)

7. Методические рекомендации по реализации образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста».  Методическое пособие. – Москва, 2021 г

       8. Положения о рабочей программе педагога МБОУСОШ №4 им. Нисанова Х.Д. г.Пролетарска;

       9.   Основной образовательной программы ООО МБОУСОШ №4 им. Нисанова Х.Д. г.Пролетарска.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса иоднойизформорганизациисвободноговремениучащихся.

Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний,скольконаличностныйростребенка. Обучениепоновымобразовательнымстандартампредусматриваеторганизациювнеурочнойдеятельности,котораяспособствует  раскрытию  внутреннегопотенциалакаждогоученика,развитиеиподдержаниееготаланта.

ОднимизключевыхтребованийкбиологическомуобразованиювсовременныхусловияхиважнейшимкомпонентовреализацииФГОС являетсяовладение учащимисяпрактическимиумениями инавыками,проектно–исследовательскойдеятельностью. Программа «Занимательнаябиология» направлена на формирование у учащихся 5класса интереса к изучению биологии, развитие практических умений,применение полученных знаний на практике с использованием оборудования Цента естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»,подготовкаучащихся кучастию волимпиадномдвижении.

На базе центра "Точка роста" обеспечивается реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учетом рекомендаций Федерального оператора учебного предмета «Биология».

Цель курса:

формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науке о живой природе.

Задачи курса:

  • формированиесистемы научных знанийо системеживой природы иначальныхпредставленийобиологических объектах,процессах,явлениях,закономерностях;
  • приобретениеопытаиспользованияметодовбиологическойнаукидляпроведениянесложныхбиологическихэкспериментов с использованием оборудования Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»;
  • развитиеуменийинавыковпроектно–исследовательскойдеятельности с использованием оборудования Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»;
  • подготовкаучащихсяк участиюволимпиадномдвижении;
  • развитие умений и навыков работы с различными источниками информации;
  • формированиеосновэкологическойграмотности.

Программа рассчитана для обучающихся 5 класса, срок реализации: 1 год: 34часа в год(1час в неделю). Всего34часа.

 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Тема №1. Мир под микроскопом

Знакомствоспланомработыитехникойбезопасностипривыполнениилабораторных работ. Как человек познает окружающий мир. Биологические науки. Профессии, связанные с биологией. Методы познания. Биологические приборы и инструменты.

Почувствуй себя на месте Левенгука. Истории великих биологических открытий. Значение изобретения микроскопа. Р. Гук – первооткрыватель клетки. А. Левенгук открыл микромир.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа 1. Какие части в микроскопе главные…. И для чего микроскопу зеркало и револьвер? Устройство микроскопа.

Лабораторная работа 2. Что такое микропрепарат и как его рассмотреть? Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа 3. Как превратить муху в слона? Определение увеличения микроскопа.

Лабораторная работа 4. Что увидел в микроскоп Роберт Гук? Рассматривание среза пробки.

Лабораторная работа 5. Что увидел Левенгук в капле воды? Путешествие в каплю воды.

Осенняя экскурсия: « Путешествие в природу с биноклем и микроскопом»

Тема №2. В мире невидимок.

Открытие бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий: Куда деваются опавшие листья? Почему мы болеем? Кто живёт в желудке у коровы и нас в кишечнике? Кто зажигает в океане и на болоте огни? Про кефир, силос и квашеную капусту.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №6. Что будет, если чай оставить в заварочном чайнике? Приготовление сенного настоя, рассматривание сенной палочки.

Лабораторная работа №7.  Познакомьтесь, картофельная палочка. Рассматривание движения бактерии.

Лабораторная работа № 8 . Что будет, если оставить молоко в тёплом месте? Рассматривание молочнокислых бактерий.

Лабораторная работа № 9. Зачем у гороха на корнях клубеньки? Рассматривание клубеньков на корнях бобовых.

Лабораторная работа №10. Зачем надо чистить зубы? Рассматривание зубного налёта.

Тема №3. В царстве растений.

Тайны растений. Что такое фотосинтез? Пигменты растений. Строение клетки растений. Ткани растений. Микроскопическое строение органов растений. Многообразие растений. Отделы растений.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №11. Какое самое маленькое цветковое растение может превратить озеро в болото?

Лабораторная работа № 12.О чём может рассказать валлиснерия? Изучение строения клетки растений.

Лабораторная работа №13.Почему у герани лист зелёный, а лепестки красные. Изучение пластид под микроскопом.

Лабораторная работа №14.Почему арбуз сладкий, а лимон кислый. Рассматривание вакуолей с клеточным соком.

Лабораторная работа №15.Как обнаружить крахмал? Рассматривание крахмальных зёрен в клетках картофеля.

Лабораторная работа №16.Почему крапива жжётся, а герань пахнет? Рассматривание волосков эпидермиса растений.

Лабораторная работа №17.Почему корни растений всасывают так много воды? Корневые волоски под микроскопом. Зачем корню чехлик?

Лабораторная работа №18.Почему вода способна двигаться по древесине? Изучение микропрепаратов древесины разных растений.

Лабораторная работа №19. Кто изобрёл бумагу? Изучение осиных гнёзд и бумаги под микроскопом. Почему карандаш пишет по бумаге?

Лабораторная работа №20.Почему хвоя зимой не замерзает? Изучение строения хвои на микропрепарате.

Лабораторная работа №21.Почему позеленели стенки аквариума и стволы деревьев? Изучение одноклеточных водорослей.

Лабораторная работа №22.Чем образована тина? Спирогира под микроскопом.

Лабораторная работа №23.Где искать зародыш у растений? Изучение строения семян по микропрепаратам.

Зимняя экскурсия: Новогодняя сказка. Снежинки и льдинки под микроскопом. Выращиваем и смотрим кристаллы.

Тема №4. В царстве грибов.

Тайны грибов. Строение грибов. Многообразие и значение грибов.

Лабораторные работы.

Лабораторная работа №24. Из чего гриб состоит? Рассматривание срезов гриба под лупой и микроскопом.

Лабораторная работа №25. Зачем грибу пластинки и трубочки? Изучение среза шляпки плодового тела гриба.

Лабораторная работа №26. Почему овощи гнить начинают? Когда роса бывает мучнистой? Изучение поражённых грибковыми заболеваниями растений.

Лабораторная работа №27. Что такое плесень? Изучение разных видов плесени.

Лабораторная работа №28. Что происходит с тестом, когда туда дрожжи добавляют? Изучение почкования дрожжей.

Лабораторная работа №29. Почему нельзя вырезать своё имя на дереве? Изучение плодового тела гриба – трутовика, рассматривание его спор под микроскопом

Формызанятий

Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальныеисследования, самостоятельная работа, доклад, выступление, выставка, экскурсии, участие вконкурсах, олимпиадах и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимальнопроявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал иразвиваютихэмоциональноевосприятие.

Формыконтроля

  • текущийконтроль
  • зачетныйпрактикум
  • обобщающий(итоговый)контрольвформепрезентациирезультатовпроведенныхисследований.

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Личностные результаты:

 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

 формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

 осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

 формирование и развитие компетентности в области использовании.

Предметные результаты:

 формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;

 формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;

 приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;  формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по от ношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

 формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

 освоение приёмов рациональной организации охраны труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

Тема

Всего часов

Виды деятельности

Использование
оборудования

«Точка роста»

Формы контроля

Электронные
(цифровые)
образовательныересурсы

1

Мир под микроскопом

5

Знакомство с инструктажем по ТБ. Знакомство с лабораторным оборудованием и правилами их использования. Выполнение лабораторных работ.

Устройство микроскопа.

Правила работы с микроскопом.

Определение увеличения микроскопа.Знакомство с фенологическими изменениями в природе с наступлением осени.

Оборудование центра «Точка роста»Микроскоп

Лабораторная работа

infourok.ru

https://home-school.interneturok.ru

2

В мире невидимок

4

Приготовление сенного настоя, рассматривание сенной палочки. Выполнение лабораторных работ.

Оборудование центра «Точка роста». Микроскоп

Лабораторная работа.

https://home-school.interneturok.ru/

3

В царстве растений

14

Изучение строения клетки растений. Выполнение лабораторных работ. Зимняя экскурсия: Новогодняя сказка. Снежинки и льдинки под микроскопом. Выращиваем и смотрим кристаллы.Обобщают полученные знания, выполняют тестовые задания

Оборудование центра «Точка роста». Микроскоп

Творческий

отчет поэкскурсии. Лабораторная работа.

infourok.ru

https://home-school.interneturok.ru

4

В царстве грибов

11

Знакомятся с царством грибов, наукой «микология». Рассматривание срезов гриба под лупой и микроскопом. Изучение разных видов плесени. Рассматривают под микроскопом строение почек, части цветка, пыльцу, подсчитывают годичные кольца в древесине. Представляют результаты своей деятельности. Защищают проекты

Оборудование центра «Точка роста». Микроскоп

Творческий

отчет поэкскурсии. Лабораторная работа.

infourok.ru

https://home-school.interneturok.ru

ИТОГО:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии для 5 класса «Зеленая лаборатория»

Пояснительная записка к рабочей программе курса  Программа рассчитана на учебный год, является дополнением одного часа по базисному плану. В условиях перехода Российского образования на ФГ...

рабочая программа курса внеурочной деятельности по биологии "Тайны микромира"

Аннотация  курса внеурочной деятельности по биологии«Тайны микромира» Программа внеурочной деятельности «Тайны микромира» в пятом классе соответствует целям ФГОС и об...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии "Юный эколог"

Программа кружка «Юный эколог» предназначена для 6 классов  -70часов (2часа в неделю). Преподавание кружка «Юный эколог» основано на получении учащимися знаний и на...

Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ «ЮНЫЙ МЕДИК» для детей 14-16 лет

Рабочая программа разработана с опорой на Программу курса биологии «Человек. 8 класс» В.В. Пасечника  (Рабочие программы по биологии 5-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. З...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "познавательная биология"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "познавательная биология"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическая биология» 5-6класса

Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно -иссле...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Занимательная биология 8-9 класс"

Цель изучения курса внеурочной деятельности в 8-9 классе: создание условия для овладения учащимися основными общебиологическими и медицинскими терминами и понятиями; учить применять их на практике; ра...