Рабочая программа по Внеурочной деятельности 5 класс "Занимательная биология"
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа разработа с учетом оборудования "Точки роста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_zanimatelnaya_biologiya_5_kl_poltavtseva_o.a._2022-2023_-_kopiya.docx | 39.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОЛЕТАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ НИСАНОВА ХАИМА ДАВИДОВИЧА
Г.ПРОЛЕТАРСКА ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО ___________ /Полтавцева О.А./ Протокол № 1 от «29» августа 2022 г | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора ___________ /Баланина С.В./ «30» августа 2022 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ___________ /Скок Л.Б./ Приказ № 102 от «31» августа 2022 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная биология»
(с использованием цифрового и аналогового оборудования
центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»)
Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 5 класс
Учитель:Полтавцева Олеся Анатольевна
2022 – 2023 уч. год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОЛЕТАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ НИСАНОВА ХАИМА ДАВИДОВИЧА
Г.ПРОЛЕТАРСКА ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация к рабочей программе
Учебного курса внеурочной деятельности «Занимательная биология»
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Занимательная биология» разработана в соответствии с ФГОС ООО и реализуется 1 год 5 класс.
Рабочая программа разработана учителем биологии Полтавцевой О. А. в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителем в школе по определённому учебному курсу внеурочной деятельности.
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности является частью ООП ООО, определяющей:
- содержание;
- планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с учётом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР.
Календарно-тематическое планирование является приложением к рабочей программе педагога.
Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения и согласована заместителем директора по учебно-воспитательной работе МБОУ Пролетарской СОШ №4 имени Нисанова Х.Д.
29.08.2022 Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа внеурочной деятельности – 5класссоставлена в соответствии с нормативно-правовой базой:
1. Федерального закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012;
2. Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об
утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
- Постановлением от 28 января 2021 года N 2. Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
6. Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ОДОБРЕНА РЕШЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ОБЩЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ, протокол 1/22 от 18.03.2022 г.)
7. Методические рекомендации по реализации образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста». Методическое пособие. – Москва, 2021 г
8. Положения о рабочей программе педагога МБОУСОШ №4 им. Нисанова Х.Д. г.Пролетарска;
9. Основной образовательной программы ООО МБОУСОШ №4 им. Нисанова Х.Д. г.Пролетарска.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса иоднойизформорганизациисвободноговремениучащихся.
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний,скольконаличностныйростребенка. Обучениепоновымобразовательнымстандартампредусматриваеторганизациювнеурочнойдеятельности,котораяспособствует раскрытию внутреннегопотенциалакаждогоученика,развитиеиподдержаниееготаланта.
ОднимизключевыхтребованийкбиологическомуобразованиювсовременныхусловияхиважнейшимкомпонентовреализацииФГОС являетсяовладение учащимисяпрактическимиумениями инавыками,проектно–исследовательскойдеятельностью. Программа «Занимательнаябиология» направлена на формирование у учащихся 5класса интереса к изучению биологии, развитие практических умений,применение полученных знаний на практике с использованием оборудования Цента естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»,подготовкаучащихся кучастию волимпиадномдвижении.
На базе центра "Точка роста" обеспечивается реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учетом рекомендаций Федерального оператора учебного предмета «Биология».
Цель курса:
формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науке о живой природе.
Задачи курса:
- формированиесистемы научных знанийо системеживой природы иначальныхпредставленийобиологических объектах,процессах,явлениях,закономерностях;
- приобретениеопытаиспользованияметодовбиологическойнаукидляпроведениянесложныхбиологическихэкспериментов с использованием оборудования Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»;
- развитиеуменийинавыковпроектно–исследовательскойдеятельности с использованием оборудования Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»;
- подготовкаучащихсяк участиюволимпиадномдвижении;
- развитие умений и навыков работы с различными источниками информации;
- формированиеосновэкологическойграмотности.
Программа рассчитана для обучающихся 5 класса, срок реализации: 1 год: 34часа в год(1час в неделю). Всего34часа.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Тема №1. Мир под микроскопом
Знакомствоспланомработыитехникойбезопасностипривыполнениилабораторных работ. Как человек познает окружающий мир. Биологические науки. Профессии, связанные с биологией. Методы познания. Биологические приборы и инструменты.
Почувствуй себя на месте Левенгука. Истории великих биологических открытий. Значение изобретения микроскопа. Р. Гук – первооткрыватель клетки. А. Левенгук открыл микромир.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа 1. Какие части в микроскопе главные…. И для чего микроскопу зеркало и револьвер? Устройство микроскопа.
Лабораторная работа 2. Что такое микропрепарат и как его рассмотреть? Правила работы с микроскопом.
Лабораторная работа 3. Как превратить муху в слона? Определение увеличения микроскопа.
Лабораторная работа 4. Что увидел в микроскоп Роберт Гук? Рассматривание среза пробки.
Лабораторная работа 5. Что увидел Левенгук в капле воды? Путешествие в каплю воды.
Осенняя экскурсия: « Путешествие в природу с биноклем и микроскопом»
Тема №2. В мире невидимок.
Открытие бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий: Куда деваются опавшие листья? Почему мы болеем? Кто живёт в желудке у коровы и нас в кишечнике? Кто зажигает в океане и на болоте огни? Про кефир, силос и квашеную капусту.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №6. Что будет, если чай оставить в заварочном чайнике? Приготовление сенного настоя, рассматривание сенной палочки.
Лабораторная работа №7. Познакомьтесь, картофельная палочка. Рассматривание движения бактерии.
Лабораторная работа № 8 . Что будет, если оставить молоко в тёплом месте? Рассматривание молочнокислых бактерий.
Лабораторная работа № 9. Зачем у гороха на корнях клубеньки? Рассматривание клубеньков на корнях бобовых.
Лабораторная работа №10. Зачем надо чистить зубы? Рассматривание зубного налёта.
Тема №3. В царстве растений.
Тайны растений. Что такое фотосинтез? Пигменты растений. Строение клетки растений. Ткани растений. Микроскопическое строение органов растений. Многообразие растений. Отделы растений.
Лабораторные работы
Лабораторная работа №11. Какое самое маленькое цветковое растение может превратить озеро в болото?
Лабораторная работа № 12.О чём может рассказать валлиснерия? Изучение строения клетки растений.
Лабораторная работа №13.Почему у герани лист зелёный, а лепестки красные. Изучение пластид под микроскопом.
Лабораторная работа №14.Почему арбуз сладкий, а лимон кислый. Рассматривание вакуолей с клеточным соком.
Лабораторная работа №15.Как обнаружить крахмал? Рассматривание крахмальных зёрен в клетках картофеля.
Лабораторная работа №16.Почему крапива жжётся, а герань пахнет? Рассматривание волосков эпидермиса растений.
Лабораторная работа №17.Почему корни растений всасывают так много воды? Корневые волоски под микроскопом. Зачем корню чехлик?
Лабораторная работа №18.Почему вода способна двигаться по древесине? Изучение микропрепаратов древесины разных растений.
Лабораторная работа №19. Кто изобрёл бумагу? Изучение осиных гнёзд и бумаги под микроскопом. Почему карандаш пишет по бумаге?
Лабораторная работа №20.Почему хвоя зимой не замерзает? Изучение строения хвои на микропрепарате.
Лабораторная работа №21.Почему позеленели стенки аквариума и стволы деревьев? Изучение одноклеточных водорослей.
Лабораторная работа №22.Чем образована тина? Спирогира под микроскопом.
Лабораторная работа №23.Где искать зародыш у растений? Изучение строения семян по микропрепаратам.
Зимняя экскурсия: Новогодняя сказка. Снежинки и льдинки под микроскопом. Выращиваем и смотрим кристаллы.
Тема №4. В царстве грибов.
Тайны грибов. Строение грибов. Многообразие и значение грибов.
Лабораторные работы.
Лабораторная работа №24. Из чего гриб состоит? Рассматривание срезов гриба под лупой и микроскопом.
Лабораторная работа №25. Зачем грибу пластинки и трубочки? Изучение среза шляпки плодового тела гриба.
Лабораторная работа №26. Почему овощи гнить начинают? Когда роса бывает мучнистой? Изучение поражённых грибковыми заболеваниями растений.
Лабораторная работа №27. Что такое плесень? Изучение разных видов плесени.
Лабораторная работа №28. Что происходит с тестом, когда туда дрожжи добавляют? Изучение почкования дрожжей.
Лабораторная работа №29. Почему нельзя вырезать своё имя на дереве? Изучение плодового тела гриба – трутовика, рассматривание его спор под микроскопом
Формызанятий
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальныеисследования, самостоятельная работа, доклад, выступление, выставка, экскурсии, участие вконкурсах, олимпиадах и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимальнопроявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал иразвиваютихэмоциональноевосприятие.
Формыконтроля
- текущийконтроль
- зачетныйпрактикум
- обобщающий(итоговый)контрольвформепрезентациирезультатовпроведенныхисследований.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Личностные результаты:
∙ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
∙ формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
∙ формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
∙ осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
∙ развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
∙ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
∙ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
∙ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
∙ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
∙ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
∙ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
∙ умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
∙ формирование и развитие компетентности в области использовании.
Предметные результаты:
∙ формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
∙ формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
∙ приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде; ∙ формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по от ношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
∙ формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
∙ освоение приёмов рациональной организации охраны труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ | Тема | Всего часов | Виды деятельности | Использование «Точка роста» | Формы контроля | Электронные |
1 | Мир под микроскопом | 5 | Знакомство с инструктажем по ТБ. Знакомство с лабораторным оборудованием и правилами их использования. Выполнение лабораторных работ. Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом. Определение увеличения микроскопа.Знакомство с фенологическими изменениями в природе с наступлением осени. | Оборудование центра «Точка роста»Микроскоп | Лабораторная работа | infourok.ru https://home-school.interneturok.ru |
2 | В мире невидимок | 4 | Приготовление сенного настоя, рассматривание сенной палочки. Выполнение лабораторных работ. | Оборудование центра «Точка роста». Микроскоп | Лабораторная работа. | https://home-school.interneturok.ru/ |
3 | В царстве растений | 14 | Изучение строения клетки растений. Выполнение лабораторных работ. Зимняя экскурсия: Новогодняя сказка. Снежинки и льдинки под микроскопом. Выращиваем и смотрим кристаллы.Обобщают полученные знания, выполняют тестовые задания | Оборудование центра «Точка роста». Микроскоп | Творческий отчет поэкскурсии. Лабораторная работа. | infourok.ru https://home-school.interneturok.ru |
4 | В царстве грибов | 11 | Знакомятся с царством грибов, наукой «микология». Рассматривание срезов гриба под лупой и микроскопом. Изучение разных видов плесени. Рассматривают под микроскопом строение почек, части цветка, пыльцу, подсчитывают годичные кольца в древесине. Представляют результаты своей деятельности. Защищают проекты | Оборудование центра «Точка роста». Микроскоп | Творческий отчет поэкскурсии. Лабораторная работа. | infourok.ru https://home-school.interneturok.ru |
ИТОГО: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии для 5 класса «Зеленая лаборатория»
Пояснительная записка к рабочей программе курса Программа рассчитана на учебный год, является дополнением одного часа по базисному плану. В условиях перехода Российского образования на ФГ...
рабочая программа курса внеурочной деятельности по биологии "Тайны микромира"
Аннотация курса внеурочной деятельности по биологии«Тайны микромира» Программа внеурочной деятельности «Тайны микромира» в пятом классе соответствует целям ФГОС и об...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии "Юный эколог"
Программа кружка «Юный эколог» предназначена для 6 классов -70часов (2часа в неделю). Преподавание кружка «Юный эколог» основано на получении учащимися знаний и на...
Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ «ЮНЫЙ МЕДИК» для детей 14-16 лет
Рабочая программа разработана с опорой на Программу курса биологии «Человек. 8 класс» В.В. Пасечника (Рабочие программы по биологии 5-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. З...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "познавательная биология"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "познавательная биология"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическая биология» 5-6класса
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно -иссле...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Занимательная биология 8-9 класс"
Цель изучения курса внеурочной деятельности в 8-9 классе: создание условия для овладения учащимися основными общебиологическими и медицинскими терминами и понятиями; учить применять их на практике; ра...