Рабочая программа по внеурочной деятельности "познавательная биология"
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "познавательная биология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_poznavatelnaya_biologiya.docx | 356.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Задачей образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром, необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Познавательная биология».
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.
Задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Основные принципы содержания программы:
• принцип единства сознания и деятельности;
• принцип наглядности;
• принцип личностной ориентации;
• принцип системности и целостности;
• принцип экологического гуманизма;
• принцип практической направленности
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
• Земля - единая экосистема.
• Человек - существо биосоциальное, часть экологической системы.
• Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Планируемые результаты.
Личностными результатами изучения курса являются:
Показатели в личностной сфере ребёнка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
· умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
· освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);
· способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса являются:
· овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
· усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности ;
· умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира;
· владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
Учащиеся должны знать:
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
-многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
-основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
-человек - существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
-ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- заботиться о здоровом образе жизни;
-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
-осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
-проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
- выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т. п.
Результативность и целесообразность работы по программе «Познавательная биология» выявляется с помощью диагностических методик: в конце обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели науки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Неживая природа | 8 |
3 | Живая природа | 12 |
4 | Мой дом | 10 |
5 | Резерв | 2 |
Итого | 34 часа |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (2 ч). Вводное занятие. Мы – жители планеты Земля. Что такое экология? Экология и мы.
Неживая природа (8 ч). Солнце - источник тепла и света. Вода, ее признаки и свойства. Экскурсия на водоем. Берегите воду! Воздух и здоровье человека. Почва. Состав и виды почвы. Охрана почвы. Погода, климат. Предсказания погоды по народным признакам. Времена года. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе.
Проект: «Экологический календарь».
Живая природа (12 ч). Экологические связи неживой и живой природы. Растение – живой организм. Вода и воздух в жизни растений. Разнообразие растений. Дикорастущие растения и культурные растения . Хвойные и лиственные растения. Растения Смоленской области. Охрана растений. Экологические памятки для детей и взрослых . Группы животных. Дикие и домашние животные. Птицы нашего двора. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц». Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений. Брейн-ринг «В мире животных». Агитбригада «Береги живое!». Экскурсия в Смоленский зоопарк («Животные Смоленской области»).
Проекты: «Красная книга», «Животные нашего края».
Мой дом (10 ч). Дом, где мы живем. Гигиена моего дома. Уборка квартиры. Моя школа, мой класс. Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате». Комнатные растения. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». Посадка цветов на школьной клумбе. Домашние животные, уход за ними. «Наши меньшие братья» - аквариумные рыбки. Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? Экология моего города.
Проект: «Огород на окошке»
Обобщение (2 ч). Итоговый тест. Анкетирование. Поле чудес «Знатоки природы».
Виды деятельности:игровая,познавательная, досугово-развлекательная, проектная.
Формы организации:круглый стол, конкурсы ,викторины, проекты, экскурсии.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата Планир. | Дата фактич. | Тема |
| Вводное занятие. Мы – жители планеты Земля. | ||
2 | Что такое экология? Экология и мы. | ||
3 | Солнце - источник тепла и света. | ||
4 | Вода, ее признаки и свойства. Воздух и здоровье человека | ||
5 | Почва. Состав и виды почвы. Охрана почвы. | ||
6 | Погода, климат. Предсказания погоды по народным признакам. | ||
7 | Времена года. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе. | ||
8 | Проект: «Экологический календарь». Экологические связи неживой и живой природы. | ||
9 | Растение – живой организм. Вода и воздух в жизни растений. | ||
10 | Разнообразие растений. Дикорастущие растения и культурные растения . | ||
11 | Хвойные и лиственные растения. Растения Смоленской области. | ||
12 | Охрана растений. Экологические памятки для детей и взрослых . | ||
13 | Группы животных. | ||
14 | Дикие и домашние животные. | ||
15 | Экскурсия в Смоленский зоопарк. | ||
16 | Проект «Животные нашего края» | ||
17 | Птицы нашего двора. | ||
18 | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц». | ||
19 | Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений. | ||
20 | Проект «Красная книга» | ||
21 | Брейн-ринг «В мире животных». | ||
22 | Дом, где мы живем. | ||
23 | Гигиена моего дома. Уборка квартиры. | ||
24 | Моя школа, мой класс. | ||
25 | Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате». | ||
26 | Комнатные растения. | ||
27 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». | ||
28 | Проект: «Огород на окошке» | ||
29 | Посадка цветов на школьной клумбе. | ||
30 | Домашние животные, уход за ними. | ||
31 | |||
32 | «Наши меньшие братья» - аквариумные рыбки. | ||
33 | Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? Экология моего города. Экологический десант. Поле чудес «Знатоки природы» | ||
34 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 6 классе по биологии.
В РП прописана вся необходимая информация....
Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии для 5 класса «Зеленая лаборатория»
Пояснительная записка к рабочей программе курса Программа рассчитана на учебный год, является дополнением одного часа по базисному плану. В условиях перехода Российского образования на ФГ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе «Биология среди наук»
Цели: - помочь обучающимся убедиться в том, что биология - одна из самых интересных и важных наук, - познакомить их со смежными с биологией науками через ...
рабочая программа курса внеурочной деятельности по биологии "Тайны микромира"
Аннотация курса внеурочной деятельности по биологии«Тайны микромира» Программа внеурочной деятельности «Тайны микромира» в пятом классе соответствует целям ФГОС и об...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии "Юный эколог"
Программа кружка «Юный эколог» предназначена для 6 классов -70часов (2часа в неделю). Преподавание кружка «Юный эколог» основано на получении учащимися знаний и на...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 5 классов
Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 6 классов
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной ...