Видоизменение побега
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Видоизменения побегов.
Цели урока:
Образовательные:
⎫ углубить знания о строении и функциях побегов;
⎫ познакомить с видоизменениями побегов, их приспособленности к
условиям обитания.
Развивающие:
⎫ развивать навыки работы с живыми растениями, дополнительными
источниками информации;
⎫ стимулировать осмысленное усвоение биологических понятий:
корневище, клубень, луковица;
⎫ развивать умение выполнять практические работы.
Воспитательные:
⎫ воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, раздаточный
материал (инструктивные карточки, карточка – отчет), натуральный
раздаточный материал.
Планируемый результат: называть видоизмененные подземные побеги,
распознавать их, находить признаки сходства и различия, делать выводы.
Основные термины и понятия: корневище, клубень, луковица.
Основное содержание:
⎫ Разнообразие подземных побегов.
⎫ Изучение корневища, клубней, луковицы на натуральных объектах.
⎫ Строение и значение видоизменений.
Задачи урока:
1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения.
Сформировать знания:
∙ о строении надземных и подземных побегов;
∙ установить общие черты в их строении;
∙ о видоизменённых побегах.
Сформировать умения:
∙ описывать внешнее строение видоизменённых побегов;
∙ определять и называть части видоизменённых побегов;
∙ выделять существенные признаки надземных и подземных побегов;
∙ развивать умения определять органы растения, работать с
натуральными объектами.
2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать
условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и
познавательных УУД.
3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:
∙ сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к
изучаемым на уроке биологическим объектам;
∙ выделить биологическую и хозяйственную роль видоизменённых
побегов.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Вид урока: урок – исследование.
Пояснительная записка. Это 11 урок по теме «Органы цветкового
растения» заключается в закреплении пройденного материала и изучении
строения видоизмененных побегов. Включает в себя лабораторную работу
«Строение клубня, луковицы и корневища» с самостоятельной работой
учащихся, включающей методы исследования, сравнения, анализа и
обобщения. Ребята работают группами по инструктивным карточкам.
Используются на уроке натуральные объекты, наглядные материалы, а также
интерактивные средства обучения. Все иллюстрации и схемы проецируются
на экран.
Ход урока:
1 этап урока: Организационный момент. (слайд1)
Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня я проведу у вас урок биологии.
Давайте знакомиться. Меня зовут Земфира Рафкатовна, а ваши имена я
вижу на бейджиках.
Я надеюсь, что сегодня на уроке у нас будет царить теплая атмосфера и
взаимопонимание. Если вы готовы к сотрудничеству – протяните мне свои
открытые ладошки. Спасибо.
(Сказка)
(слайд 1) В некотором царстве, в некотором государстве, жил был царь . прознал тот царь, что за тридевять земель в волшебном саду растут растения диковинные. Позвал он тогда Ивана- стрельца и приказал достать ему эти растения, да не просто достать, а узнать, как можно с помощью их казну царскую пополнить . Вот идет Иванушка и думает « Как же службу исполнить, как выполнить царев наказ?» А путь его проходил мимо школы нашей. Да еще распознал Иванушка, что вы ребята науку о растениях изучаете, вот и решил зайти к нам: уму разуму поучиться.
Поможем, ребята, Ивану - стрельцу узнать о растениях диковинных?
Мотивация
- А те самые растения, за которыми царь Ивана - стрельца послал, находятся в этом сундуке, но вам, ребята, нужно отгадать загадки?
1. Он от мыши полевой,
Скрылся в землю с головой,
Сверху лишь тугие стрелы,
К солнцу тянутся умело.
Лечит от семи недуг,
Всем полезный спелый… (Лук)
2.. На Грядках Кустиком цветёт,
А клубнями в земле растёт.
Мы копаем понемножку...
Собираем что? ...(Картошку)
3.Я — травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение —
И превращаюсь я в конфету (Ирис)
Демонстрация клубня картофеля, луковицы лука репчатого, корневища ириса.
Подземная часть лука репчатого называется луковица, картофеля – клубень, ириса - корневище.
- Ребята, вы можете назвать эти объекты одним словом?
-Затрудняетесь?
3. Проверка домашнего задания.
Чтобы найти ответ, нам нужно разгадать кроссворд.
1. Покровная ткань стебля, состоящая из мертвых клеток. (пробка)
2. Слой стебля, находящийся под пробкой, может содержать хлорофилл. (кора)
3. Внутренний слой коры, по которому передвигаются органические вещества. (луб)
4. Слой стебля, по которому передвигаются вода и минеральные вещества. (древесина)
5. Корень, цветок, плод – одним словом… (орган)
|
|
|
| п | р | о | б | к | а |
|
|
| к | о | р | а |
|
|
|
|
| л | у | б |
|
|
|
|
|
д | р | е | в | е | с | и | н | а |
|
|
| о | р | г | а | н |
|
|
|
Получили слово ПОБЕГ
4. Проверка знаний по теме «Побег». Блиц опрос
✔ Что такое побег? (Побег - это стебель с листьями и почками.)
✔ Какова роль стебля? (одна из функций - передвижение питательных веществ)
✔ Какие вегетативные органы растений вы знаете?( лист, стебель, почки)
✔ Сможете ли вы назвать представленные объекты побегами? (затруднения учащихся)
✔ Какими органами они являются – побегами или корнями? (Дети дают разные варианты ответов).
✔ Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица - это побеги? (Нужно изучить строение этих органов)
5.Целеполагание и формулировка урока
Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги.
Следовательно, какова цель урока? (Изучить строение клубня, луковицы и корневища; доказать, что это – видоизмененные побеги.)
- И так вы уже догадались, как будет звучать тема урока? «Видоизмененные побеги». Записываем тему урока в рабочий лист.
6. Изучение новой темы
Первичное усвоение новых знаний. На пути нашего Ивана – стрельца камень. На нем написано: «Иди направо узнаешь про корневище, налево - узнаешь про луковицу, прямо иди – узнаешь про клубень ». Что же делать? Может наш Иван сразу пойти во все стороны? Давайте ему поможем.
Делимся по рядам и выполняем лабораторную работу
Лабораторная работа
Тема: « Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»
Ход работы:
1. Изучите текст учебника «Корневище» (с. 83), рассмотрите рисунок
2. Найдите стебель, почки, чешуевидные листья и придаточные корни. 4. Приведите 2-3 примера растений, имеющих корневища.
Ответьте на вопрос: Чем корневище отличается от корня?
4.Сформулируйте вывод: Корневище - это видоизмененный побег, так как__________________________________________________________
5. Изучите текст учебника «Клубень» (с.84), рассмотрите рисунок 48.
6. Рассмотрите строение клубня картофеля. Найдите почки (глазки), следы от недоразвившихся листьев, стебель.
8. Приведите примеры растений, имеющих клубень.
Сформулируйте вывод: Клубень - это видоизмененный побег, так как_____________________________________________________________
9. Изучите текст учебника «Луковица» (с.84), рассмотрите рисунок 48.
10.Рассмотрите строение луковицы. Найдите стебель – донце, видоизмененные листья, почки, придаточные корни.
12. Приведите примеры растений, имеющих луковицу.
Сформулируйте вывод: Луковица - это видоизмененный побег, так как_____________________________________________________________
Сделайте вывод: Сравните корневище, клубень и луковицу с побегом. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Закрепление нового Мы встретились с вами. Какие у вас были задания? 1. Обсуждение результатов.
1. Корневище.
Вопросы:
1. Как отличить корневище от корня?
3. Вы изучили строение корневища, сделайте вывод: каким органом является корневище?
2. Клубень.
1.Как можно доказать, что клубень – это побег?
2.Какие части вы обозначили у клубня?
3. А как называются почки у клубня?
3. Луковица.
1. Что общего у луковицы с побегом?
Физминутка
Учитель предлагает детям представить, что они маленькие побеги, зимующие в почве. (дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек) Далее учитель рассказывает, как развивается из побега растение:
- Маленькому побегу зимой в почве было холодно, он сжимался, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и побег отогрелся, расправил свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что он потихоньку выпускать почки, стал расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело побег , появившийся из почки, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на побеге расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения), что бы дать жизнь новым растениям.
Ученики заполняют таблицу слайд
Видоизмененный побег | Части побега | Примеры растений | Функции |
Корневище
| стебель, листья (чешуйки) и почки (верхушечная и пазушные) | Крапива, пырей, ирис, ландыш | 1. Запас питательных веществ 2. вегетативное размножение |
Луковица
| укороченный стебель (донце), листья в виде чешуй (сухие и сочные), почки. | Лук репчатый, лилия, тюльпан, нарцисс, гусиный лук | |
Клубень
| Развивается из видоизмененных стеблей – столонов. Имеет основание, верхушку, почки (глазки). Внутреннее строение такое же, как у стебля | Картофель, топинамбур (земляная груша), хохлатка |
8. Обобщение и систематизация
Ребята, так что же мы расскажем Ивану – стрельцу?
Корневище,клубень, луковица -поземные видоизмененные побеги.
А, может ли царь с помощью этих растений пополнить свою казну.(да, может.Мы эти растения используем для вегетативного разомножения.
Чтобы лучше запомнить про видоизмененные побеги посмотрим фильм
- Ребята, а вы знаете, что кроме подземных видоизмененных побегов есть еще и надземные видоизмененные побеги. Посмотрите на рисунке 44 в учебнике стр 57. Это колючки у дикой яблони, груши, боярышника.
Как вы думаете, какую роль они будут выполнять? (Защитную)
А еще есть усы у земляники, винограда… (Опорная функция)
9.Контроль усвоения , обсуждения допущенных ошибок и их коррекция.
- Как вы думаете ребята, хорошо ли вы усвоили изучаемый материал? Давайте это проверим?
Выполните тест (Приложение 2)
1.Главная функция видоизменённых побегов:
А) фотосинтез
Б) накопление питательных веществ
В) поглощение воды
Г) поглощение минеральных веществ.
2.Корневище – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:
А) стебель
Б) почки и листья
В)стебель и почки
Г) почки
3.На поперечном срезе клубня есть:
А) только кора
Б) древесина , сердцевина
В) только сердцевина
Г) только древесина
4.Луковица – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:
А) листья
Б) почки
В)листья,почки,стебель
Г) почки и листья
5.Подземные побеги отличаются от надземных побегов тем, что:
А) не имеют листьев
В) не имеют почек
Взаимопроверка 1б 2в 3б 4в 5а (слайд 8)
Критерии оценивания
"5"- нет ошибок "4" -1 ошибка "3" - 2 ошибки "2" - 3 и более ошибки
10. Домашнее задание СЛАЙД 13
1. Параграф 10 стр. вопросы на странице 56 и задание на стр. 58
2. Сделать книжку-малышку, в которой вы дадите советы Ивану – стрельцу, как с помощью изученных растений казну царскую пополнить казну
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
П РОБКА К О РА ЛУ Б ДРЕВ Е СИНА ОР Г АН
ТЕМА УРОКА ВИДЕОИЗМЕНЕНИЯ ПОБЕГОВ
Строение луковицы
Таблица «Видоизменения подземных побегов » Видоизмененный побег Части побега Примеры растений Функции Корневище Клубень Луковица
Видоизмененный побег Части побега Примеры растений Функции Корневище стебель, листья (чешуйки) и почки (верхушечная и пазушные) Крапива, пырей, ирис, ландыш 1. Запас питательных веществ 2. вегетативное размножение Луковица укороченный стебель (донце), листья в виде чешуй (сухие и сочные), почки. Лук репчатый, лилия, тюльпан, нарцисс, гусиный лук Клубень Развивается из видоизмененных стеблей – столонов. Имеет основание, верхушку, почки (глазки). Внутреннее строение такое же, как у стебля Картофель, топинамбур (земляная груша), хохлатка
Взаимопроверка Правильные ответы 1 вариант 1в,2б,3в,4а.5г 2 вариант 1г,2в,3г,4б,5а Критерии оценивания: « 5»- нет ошибок «4» - 1 ошибка «3»- 2 ошибки «2»- 3 ошибки и более
Домашнее задание §19. 1. Провести наблюдение за прорастанием луковицы, оформить результаты в виде презентации или отчеты 2. Подумайте, почему цветок тоже является видоизмененным побегом, записать.
Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок исследование "Видоизмененные побеги"
в игровой форме учащиеся узнают, что клубень картофеля и луковица - это видоизмененные побеги....
Урок в 6 классе "Видоизменения побегов"
Урок подготовлен с исползованием методов проблемного обучения - как одного из типов развивающего обучения. Средствами реализации проблемного обучения являются методы: проблемное изложение, эврис...
Видоизменение побегов
Тип урока, раскрывающий содержание темы, урок-объяснение. Данный урок учитель строит на сочетании различных приемов, способствующих развитию мыслительной деятельности учащихся, выполняет основные функ...
Видоизменение побегов
Тип урока, раскрывающий содержание темы, урок-объяснение. Данный урок учитель строит на сочетании различных приемов, способствующих развитию мыслительной деятельности учащихся, выполняет основные функ...
Видоизменения побегов
Три презентации, в которых отдельно рассматриваются корневище, луковица, клубень. Рассмотрено строение видоизменённых побегов и приведены примеры растений....
Урок биологии в 6 классе: «Видоизменения побегов»
Цель урока: выяснить строение видоизмененных подземных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.Урок построен на исследовании и с...
Презентация по теме : " Надземное видоизменение побегов"
Надземное видоизменение побегов"...