урок исследование "Видоизмененные побеги"
презентация к уроку (биология, 6 класс) на тему

Шилова Татьяна Викторовна

в игровой форме учащиеся узнают, что клубень картофеля и луковица - это видоизмененные побеги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vidoizmenennyy_podzemnye_pobegi.ppt1.23 МБ
Microsoft Office document icon moy_urok.doc33 КБ
Microsoft Office document icon laboratornaya____rabota.doc21.5 КБ
Microsoft Office document icon kartochka.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

урок исследование лабораторная работа Учитель биологии высшей категории Шилова Т.В. МОУ ООШ №224, г.Заречный.

Слайд 2

Подснежник

Слайд 3

Одуванчик

Слайд 4

Береза

Слайд 5

Ель

Слайд 6

Гладиолус

Слайд 7

П одснежник О дуванчик Б ереза Е ль Г ладиолус

Слайд 8

Ключ к заданию Вариант 1 Вариант 2 1 – В 1 – Г 2 – Д 2 – А 3 – А 3 – Д 4 – Б 4 – В 5 – Г 5 – Б

Слайд 9

Критерий оценки «5» - все ответы верны «4» - 4 правильных ответа «3» - 3 правильных ответа «2» - 2 правильных ответа

Слайд 10

Физкультминутка!

Слайд 11

Клубень картофеля

Слайд 12

Луковица

Слайд 13

Видоизмененные побеги

Слайд 14

Домашнее задание § 22, ответить на вопросы. Повторить § 17.



Предварительный просмотр:

Видоизменения подземных побегов (урок в 6 классе)

Задачи урока: продолжить формирование понятия «побег»; расширить знания о многообразии побегов; показать взаимосвязь дополнительных функций побега и изменения его строения; раскрыть значение подземных видоизменений побега в жизни растения; познакомить с использованием корневищ, клубней и луковиц человеком; формировать умение исследовать объекты природы.        

Средства обучения: мультимидийная презентация «Подземные видоизмененные побеги»; гербарий растений с корневищами; клубни картофеля; луковицы; лабораторное оборудование (лупа, раствор йода).

Учитель – ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам стать участниками научного эксперимента. А я буду вашим научным руководителем. Предмет нашего исследования мы сможем узнать, когда отгадаем несколько загадок.

П – Первым вылез из землицы

       На проталинке.

       Он мороза не боится,

       Хоть и маленький.                        (подснежник)

О – Есть один такой цветок,

       Не вплетешь его в венок.

       На него подуй слегка,

       Был цветок -  и нет цветка.          (одуванчик)

Б –  Клейкие почки,

       Зеленые листочки,

       С белой корой

       Стоит над горой.                         (береза)

Е -  Ее всегда в лесу найдешь –

       Пойдем гулять и встретим.

       Стоит колючая, как еж,

       Зимою в платье летнем.               (ель)

 

Г -  Мой стебель тонок и высок,

       Цветок, цветок, еще цветок.

       Тянусь я к солнцу в высоту

       И все расту, расту, расту.             (гладиолус)

Отгаданные слова  и их  изображения  появляются на экране (слайды2,3,4,5,6),(слайд 7) слова выстраиваются в столбик. Получается слово ПОБЕГ.

Учитель – И так слово угадано. Это – побег. Я предлагаю вам, используя знания о строении побега, заполнить карточку (время на заполнение карточки 5-7 мин.)

После выполнения работы ученики осуществляют взаимоконтроль, используя таблицу с ключом к тексту и критериями оценок (они появляются на экране), проверенные работы сдают.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

Учитель – ребята, возьмите в руки клубень картофеля. Похож ли он на побег?

Ответы учеников.

Учитель – мы начинаем наше исследование, в ходе которого мы попробуем доказать, что клубень – побег (слайд 10).

Выполняем лабораторную работу по плану. План работы лежит на столе. На экране внешнее строение клубня в сравнении с побегом, поперечный срез клубня. По ходу выполнения работы комментарии учителя и учащихся, работа с тетрадью.

Тоже делаем с луковицей (слайд11).

Учитель – в ходе проведенного исследования мы выяснили… (закончи предложение)

Ответы учеников.

Вывод урока: Клубень – побег и луковица – побег. Только это необычные наземные  побеги, а побеги, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги (уточнение темы урока), (слайд12).

 

Закрепление знаний о побеге и его частях; о видоизменениях побегов; о значении побега в жизни растения; использование побегов человеком. (Самоконтроль знаний учащимися с использованием рубрики «Какие утверждения верны?» § 22; работа с учебником.)

Домашнее задание: изучить § 22 учебника, ответить на вопросы; повторить строение генеративной почки § 17 (на экране).

Учебник «Биология» 6 класс, авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.        



Предварительный просмотр:

ЛАБОРАТОРНАЯ    РАБОТА

Клубень

Ход работы:

  1. Рассмотрите внешнее строение клубня картофеля. Найдите основание и верхушку.
  2. Подсчитайте число глазков на клубне и обратите внимание на неравномерное их распределение. Пользуясь лупой, рассмотрите почки (глазки). Как они расположены на клубне?
  3. Сравните клубень картофеля и побег (слайд 10). Зарисуйте в тетради внешний вид клубня и подпишите его части.

ВЫВОД: Запишите признаки, доказывающие, что клубень – это подземный побег.

Луковица

Ход работы:

  1. Рассмотрите внешнее строение луковицы. Чем покрыта луковица снаружи? Какое это имеет значение?
  2. Разрежьте луковицу вдоль и рассмотрите ее строение. Найдите стебель – донце, верхушечную и боковые почки.
  3. Зарисуйте в тетради продольный разрез луковицы и подпишите ее части (слайд 11)

ВЫВОД: Докажите, что луковица зачаточный, подземный побег.



Предварительный просмотр:

Карточка – задание.

Составьте пары: понятие – определение.

ВАРИАНТ 1

1 побег

А – расположение листьев по одному в узле по спирали

2 междоузлие

Б – расположение листьев в узлах по три и более

3 очередное листорасположение

В – стебель с расположенными на нем листьями и почками

4 мутовчатое листорасположение

Г – почка, которая развивается в пазухе листа

5 пазушная почка

Д – участок стебля между двумя узлами одного побега

                                                          Карточка – задание.

Составьте пары: понятие – определение.

ВАРИАНТ 2

1 узел

А – угол между листом и междоузлием

2 пазуха листа

Б – почка, которая развивается на междоузлиях, листьях, корнях

3 супротивное листорасположение

В – почка, расположенная на вершине побега

4 верхушечная почка

Г – участок стебля, на котором расположена почка

5 придаточная почка

Д – расположение одного листа напротив другого

Ключ к заданию.

Вариант 1

Вариант 2

1 – В

1 – Г

2 – Д

2 – А

3 – А

3 – Д

4 – Б

4 – В

5 – Г

5 – Б

Критерий оценок

«5» - все ответы верны

«4» - 4 правильных ответа

«3» - 3 правильных ответа

«2» - 2 правильных ответа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе "Видоизменения побегов"

Урок подготовлен с исползованием методов  проблемного обучения - как одного из типов развивающего обучения. Средствами реализации проблемного обучения являются методы: проблемное изложение, эврис...

Урок "Разнообразие побегов"

Разработка конспекта урока по теме "Разнообразие побегов". Цель урока - обеспечить знакомство учащихся с экологическим разнообразием побегов растений, выяснить особенности строения этих побегов...

«Строение и значение побегов у растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления».

Цель: ознакомить учащихся с понятием побега, с особенностями вегетативных и генеративных почек.Задачи:-         Сформировать представление о побеге как сложном ...

Презентация "Побег. Строение побега"

Презентация к уроку "Побег. Строение побега"...

Урок биологии в 6 классе. Тема урока: «Видоизменения подземных побегов»

Урок биологии в 6 классеТема урока: «Видоизменения подземных побегов»...

проверочная работа Урок Строение Побега

Работа состоит из 4 вариантов, задания работы можно использовать при закреплении и проверке домашнего задания по теме Строение и функции побега...