Урок в 6 классе "Видоизменения побегов"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Урок подготовлен с исползованием методов проблемного обучения - как одного из типов развивающего обучения. Средствами реализации проблемного обучения являются методы: проблемное изложение, эвристическая(поисковая) беседа, исследовательский метод. В ходе урока использовалась неоднократно поисковая беседа, сущность которой заключается в следующем : для поиска решения проблемы учениками учитель выстраивает серию взаимосвязанных и вытекающих один из другого вопросов. Ответы на вопросы поисковой беседы ученики не видели готовыми в учебники и не слышали в рассказе учителя. Ответы формулировались в ходе мыслительной деятельности на базе известных ученикам фактов и обобщений с помощью собственных усилий.
Поисковая беседа была уместна в данном случае, так как изучаемый материал был частично знаком, максимально использовалась опора на жизненный опыт, присутствовала логика в рассуждениях.
Определенную часть на уроке занял исследовательский метод в ходе проведения лабораторных работ. Первую лабораторную работу учащиеся выполняли совместно с учителем, а вторую - самостоятельно, была осуществлена ее проверка.
На протяжении всего урока шло развитие интеллектуальных умений:
- логического мышления;
- обогащение активного словаря;
- способности рассуждать, анализировать, сравнивать, формулировать выводы.
Одним из важных показателей современного проблемного урока является развитие произвольного внимания, приемами которого являются: смена видов деятельности (на уроке имели место такие виды деятельности как: составление рассказа по плану, поисковая беседа, работа с учебником: с текстом и иллюстративным материалом, коллективное обсуждение проблемы, усвоение информации со слов учителя, исследование биологических объектов в ходе выполнения лабораторных работ, выполнение записей и рисунков в тетради (итого 7 видов), что соответствует рациональной здоровьесберегающей организации урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_biologii_v_6_klasse.docx | 17.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по биологии в 6 классе
Тема «Видоизменения побегов»
(с использованием методов проблемного обучения)
Подготовила и провела: учитель биологии
1 категории МОУ «СОШ №6» г.Вязники
Ильина О.А.
2010 год
Задачи:- образовательные: познакомить учащихся с видоизмененными побегами, их строением, биологическим и хозяйственным значением;
- развивающие: продолжать формировать у учащихся умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы в ходе выполнения лабораторных исследований;
- воспитательные: развивать коммуникативные навыки, умения выслушивать окружающих, высказывать свое мнение в ходе коллективного обсуждения проблемы.
Оборудование: таблица «Видоизменения побегов», гербарии корневищных растений (ландыша, пырея, хвоща, папоротника); луковицы репчатого лука, клубни картофеля, лупы, взвесь крахмала, раствор йода, препаровальные иглы.
1этап. Актуализация знаний и мотивация к изучению нового материала:
Слово « видоизменение» органов растения уже знакомо для вас.
- Видоизменение каких органов мы уже изучили? ( корней, листьев )
Частью домашнего задания было – повторить видоизменения корней и листьев .
Работа по вариантам: составить небольшой рассказ по плану:
1 вариант – видоизменения корней
2 вариант – видоизменение листьев
План.
1. Пример видоизмененного органа.
2. Выполняемая функция.
3. Чем обусловлены видоизменения?
( выступают 2-3 уч-ся, остальные анализируют, дополняют)
Сделайте вывод: чем обусловлены видоизменения органов растения? (с выполнением дополнительных функций вследствии приспособления к определенным условиям жизни)
Д/з п. 27 вопросы 1-6 после параграфа устно; вопрос 7 письменно.
Мотивация.
2этап. Усвоение новых понятий, способов действий:
Сегодня мы приступаем к изучению видоизменений побегов.
Сформулируем цели урока ( помочь детям, отослав их к плану, что на доске – работа по аналогии).
Я обобщаю и формулирую цели (образовательные, развивающие, воспитательные) урока.
Актуализация знаний по теме «Хвощи».
Форма работы – поисковая беседа.
- Что такое побег?
- Какие видоизмененные подземные побеги вам уже известны? (показать гербарий хвоща)
- Для каких растений – одно или многолетних характерны корневища? (многолетних)
- В виде чего зимуют хвощи? (в виде корневища)
- Какие побеги можно увидеть ранней весной?
- В чем особенность весеннего побега, если сравнить его с летним побегом?
- За счет чего же может питаться весенний побег? (органические вещества, синтезированные летним побегом, откладываются в корневище. За счет этих органических веществ и развивается побег весенний).
- Каково же значение корневища в жизни хвоща? (запасает органические вещества, зимует, способствует размножению).
- У каких еще растений есть корневище? (работа с гербариями).
Когда первый раз вы увидели гербарий ландыша ( при изучении темы «Типы корневых систем») вы сказали, что у ландыша стержневая корневая система, приняв ошибочно корневище за главный корень.
- Почему же корневище, внешне похожее на корень, называют видоизмененным побегом? (стр. 122 учебника – прочитайте, докажите).
- Что такое корневище? (формулируют определение).
Следующим объектом изучения является клубень.
- У каких растений есть клубни? (картофель, топинамбур)
Создание проблемной ситуации.
- Какой орган у картофеля человек употребляет в пищу? (клубень, другие – ядовиты, так как содержат ядовитое вещество салонин).
- Клубень какой это орган? (дети выдвигают гипотезы, я записываю их на доске).
- Может клубень быть одновременно плодом, корнем, побегом? ( нет ).
Докажем единственно верную гипотезу.
- Как лучше всего размножать картофель?
- Из чего развиваются побеги? (из почек, что на клубне).
Мой рассказ: из почек, что в глазках, развивается надземный побег, от которого отрастают подземные побеги – они называются столоны, верхушечные утолщения столонов – это и есть клубни.
Выполняем Л/р стр. 123 учебника.
П. 1. Читаем вслух. Проверяю – где верхушка, где основание – как определили?
П. 2. Расположение поочередное, или спиральное (подсказка – рис. 95)
П.3. Сравнение биологических объектов: поперечного среза клубня и спила ветки, помогает рисунок 95.
- Сравнивая, что наблюдаете? О чем это говорит?
П. 4. Задание № 90 стр. 39 рабочей тетради (выполняете самостоятельно, проверяем вывод пока не пишем).
П. 5. Взвесь (вода и крахмал) капнуть раствор йода.
- Что наблюдаете?
На срез клубня капнуть раствор йода.
- Что наблюдаете?
На основании сравнения сделайте вывод (в клетках клубня много крахмала).
- Для чего человек опрыскивает картофель ядохимикатами от колорадского жука, поедающего листья, ведь едим мы клубни?
- На основании проведенной Л/р сделайте вывод-какая же гипотеза верна?
- Каково же значение клубней в жизни растений?
Следующий объект исследований – луковица.
- У каких растений есть луковицы?
Форма работы : исследовательский метод.
Задание на доске:- Луковица репчатого лука-какой это орган растения? Доказать.
План работы (на доске).
1. Самостоятельно изучите строение луковицы (текст и рисунок на стр. 124 учебника).
2. Выполните Л/р на стр. 123.
3. Выполните задание № 91 на стр. 39 рабочей тетради.
Проверка: зачитайте вывод, докажите.
Выполните задание № 1 на стр. 124
-Каково же значение луковицы в жизни многолетних растений ?
А сейчас заслушайте сообщение уч-ся, из которого вы узнаете каково значение лука в жизни человека.
3этап. Закрепление .
Фронтально: - Итак, какие видоизмененные побеги вы изучили?
-Каково их значение в жизни растений?
Учащиеся выполняют задание письменно.
Задание: У каких из перечисленных растений наблюдаются видоизменение органов? Назовите эти видоизменения. (один правильный ответ). Первый тест рассмотреть как пример.
1. а) пшеница;
б) морковь;
в) подсолнечник.
2. а) томат;
б) горох;
в) укроп.
3. а) ландыш;
б) тыква;
в) рожь.
4. а) овес;
б) картофель;
в) перец.
5. а) лук;
б) овес;
в) томат.
Выполненное тестовое задание вложить в рабочую тетрадь, сдать на проверку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок исследование "Видоизмененные побеги"
в игровой форме учащиеся узнают, что клубень картофеля и луковица - это видоизмененные побеги....
План-конспект обобщающего урока по теме "Побег", 6 класс
Материал представляет собой разработку урока по теме "Побег". Тип урока - обобщающий, вид урока - игра. Урок завершает большую тему в курсе ботаники. На данном уроке в игровой форме повторялись о...
конспект урока по теме "Побег и почки"
Урок построен с учётом основных стратегий интерактивного обучения, направлен на формирование коммуникативных УУД....
Открытый урок. 6 класс Побег:стебель,листья, почки.
Урок биологии в 6 классе.Линия учебников в рамках авторской программы Н.И. Сонина.А.А.Плешакова. Урок сопровождается презентацией....
Сценарий урока "Видоизмененные подземные побеги" 6 класс по программе И.Н. Пономаревой. Мыследеятельностная педагогика.
Сценарий урока написан в технологии ЗФО....
урок на тему "Побег и почка. Строение и значение для растения." биология – 6 класс
формируем понятие о побеге: генеративном и вегетативном, о расположении листьев на побеге;изучаем строение вегетативных и генеративных почек, развитие побега из почки, ветвление растений....
Технологическая карта урока по теме "Побег"
Урок по изучению и первочному закреплению новых знаний и способов деятельности...