Урок биологии в 6 классе: «Видоизменения побегов»
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Харькова Галина Михайловна

 

Цель урока: выяснить строение видоизмененных подземных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.

Урок построен на исследовании и содержит загадки, стихи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii_v_6_klasse.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 6 классе

Харькова Галина Михайловна- учитель биологии 1 категории

МАОУ СОШ № 5 г.Усть- Катава  Челябинской области.

Тема урока:     «Видоизменения побегов»

Цель: Выяснить строение видоизмененных подземных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.

Задачи:

  • Рассмотреть строение подземных видоизменённых побегов и установить черты сходства с надземным побегом.
  • Продолжить развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами,
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Формирование научного мировоззрения на основе понимания познаваемости окружающего мира.

Оборудование: клубни картофеля, луковица лука репчатого, корневище сансевьеры,чашка Петри, лупа,

презентация.

                                             Ход урока

1. Организационный момент

 -Здраствуйте! Улыбнулись мне, друг другу, настроились на исследовательскую работу.Садитесь.

2. Введение в тему.

 Чёрный ящик.

- Что же у меня в чёрном ящике? огадаем загадки.

Я вырос на грядке, характер мой гадкий:

Куда ни приду, всех до слез доведу   (лук).

        Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

        Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!»   (картофель).

В земле веревочка,

А в ней - кладовочка. (Корневище)

Демонстрация клубня картофеля, луковицы лука репчатого, корневища сансевьеры

-  Ребята, назовите мне эти объекты одним словом.

-Затрудняетесь?

- Предмет нашего исследования зашифрован в первых буквах отгадок на загадки.

Огадывание загадок и определение названия объекта исследования. СЛАЙДЫ 2-6

Стоит он задумчивый,

 В жёлтом венце,

 Темнеют веснушки

 На жёлтом лице. (подсолнух)

Горел в траве росистой

 Фонарик золотистый,

 Потом померк, потух

 И превратился в пух. (одуванчик)

И лист и почки - всё врачует,

 И сок - целебное сырьё.

 Шумит от ветра, если дует,

Краса России - ствол её. (береза)

По округе славится

 Зелёная красавица:

 Сарафан - как колокол,

 По земле да волоком,

 Шапочка - с опушечкой,

 С острою макушечкой. (ель)

Он стоит на ножке длинной,

 Точно в пачке балерина.

 Как букет, цветок один -

 Тёмно-красный георгин. (георгин)

- Получается слово ПОБЕГ. Это и есть объект нашего исследования. СЛАЙД 7

3. Проверка знаний о побеге.

  • Что такое побег? (Побег - это стебель с листьями и почками.)
  • Какова роль стебля? (одна из функций - передвижение питательных веществ)
  • По каким тканями происходит движение веществ в стебле (по проводящим)
  • Чем представлены проводящие ткани стебля? (лубом и древесиной)
  • Какие вегетативные органы у растений вы знаете?( лист, стебель, почки)
  • Можем ли мы назвать представленные  объекты побегами? (затруднения учащихся)
  • Какими органами они являются – побегами или корнями? (Дети дают разные варианты ответов).  
  • Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица -  это побеги? (Нужно изучить  строение этих органов)
  • Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги.
  • Следовательно, какова наша задача на уроке?(Изучить строение клубня, луковицы и корневища; доказать, что это – видоизмененные побеги.) .

4. Изучение новой темы

-Для того, чтобы ответить на данный вопрос мы проведем исследование.

- Записываем тему урока в тетрадь. СЛАЙД 8

-Вы будете выполнять работу по инструктивной карточке, которая лежит на парте ( Приложение 1). Работу оформляете в тетради, обсуждая её выполнение в паре.

Самостоятельная работа с учебником, натуральными объектами и инструктивной картой. СЛАЙД 8

 Проверка результатов исследования.

Вывод исследования: Клубень, луковица и корневище - побеги. Только это необычные наземные  побеги, а побеги, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги.

5. Обобщение и систематизация СЛАЙДЫ   9-11

Клубень картофеля - это не плод!

Он на подземном столоне растёт.

Вот кора и древесина,

Камбий, в центре - сердцевина.

На толстом стебле есть глазки,

Из них появятся ростки.

На свету он зеленеет,

И семян он не имеет.

Так запомни же навек

Клубень – это сам побег!

Корень будто бы повис

И растёт верхушкой вниз.

Корневище же, детально,

Растёт в земле горизонтально.

Хоть корневищу много лет,

Запомни – чехлика там нет.
В наличии здесь почки,

Чешуйки – листочки.

Не прожить ему, поверь,

Без придаточных корней.

Корневище, без сомненья,

Служит для возобновления.

На стебле укороченном

С названьем звонким – донце

Чешуи-листья сочные

Одеты в позолоту.

В сочных листьях сахар есть.

 Фитонцидов здесь не счесть.

Если будут фитонциды

В нашей комнате летать,

То про насморк и простуду

Можно смело забывать

Выполните тест (Приложение 2)

Ответы:

Вариант 1   1 – В   2 – Б   3 – В   4 – А   5 – Г   

Вариант 2   1 – Г   2 – В   3 – Г  4 – Б    5 – В

После выполнения заданий осуществляется взаимопроверка.  СЛАЙД 12

6. Домашнее задание СЛАЙД 13

1. Параграф 10 стр.57-вопросы.

2. Сделать книжку-малышку о видоизмененных побегах или загадки о них.

7 . Рефлексия  СЛАЙД 14

  • А я и не знал, что :
  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Какое настроение было у вас на уроке?

Используемая литература и сайты:

1. В.В. Пасечник.  Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник.

2. В.В. Пасечник Биология. 6 класс. Многообразие покрытосеменных растений. Методическое пособие. ФГОС, 2013 г.

3.  Загадки о растениях http://www.zagadki.org/riddles/plants/1


Приложение 1

                         Лабораторная работа

Тема: «Строение корневища, клубня, луковицы»

Цель:

Гипотеза:

                              Ход работы:

1. Изучите текст учебника «Корневище» (с. 53-54), рассмотрите рисунок 40.

2. Найдите стебель, почки, чешуевидные листья и придаточные корни.

3. Зарисуйте и подпишите части корневища.

4. Приведите 2-3 примера растений, имеющих корневища.

5. Изучите текст учебника «Клубень» (с.54), рассмотрите рисунки 41-42.

6. Рассмотрите строение клубня картофеля. Найдите почки (глазки), следы от недоразвившихся листьев, стебель.

7. Зарисуйте и подпишите части клубня.

8. Приведите 2-3 примера растений, имеющих клубень.

9. Изучите текст учебника «Луковица» (с.55-56), рассмотрите рисунок 43.

10.Рассмотрите  строение луковицы. Найдите стебель – донце, видоизмененные листья, почки, придаточные корни.

11. Зарисуйте и подпишите части луковицы.

12. Приведите 2-3 примера растений, имеющих луковицу.

 Сделайте вывод:  Сравните корневище,клубень и  луковицу с побегом.  

Приложение 2.

Вариант 1

1.У картофеля крахмал запасается в

  а) корнеплодах  б) корнях   в) клубнях      г) листьях

 2. Корневище отличается от корня тем, что:

  а) располагается в почве  б) имеет узлы и чешуйчатые листья

   в) обеспечивает вегетативное размножение

   г) запасает питательные вещества

 

 3. Клубень – это видоизменённый побег, так как для него характерен:

   а) стебель   б) почки и листья    в) стебель и почки г) почки

 4. Столон – это:

   а) побег у картофеля, на котором образуются клубни

   б) клубень картофеля

    в) корнеплод моркови         г) корневище ландыша

5. Запасные питательные вещества накапливаются в луковице в:

            а) корнях            б) донце            в) почках            г) листьях

Вариант 2

1.Побег состоит из:

 а) стебля и корня                  б) стебля, корней и почек

  в) листьев и цветков              г) стебля, листьев и почек.

 2.Корневище характерно для растения:

  а) картофель        б) тюльпан         в) ландыш         г) чеснок

3. Луковица, в отличие от клубня:

    а) имеет запас питательных веществ

   б) обеспечивает выживание растения в период засухи

    в) располагается в почве

   г) образована видоизменёнными мясистыми листьями

4. Клубень картофеля – это:

  а) плод      б) подземный побег    в) наземный побег   г) стебель

5. Побег у картофеля, на котором образуются клубни,  называется:

 а) глазки    б) донце       в) столон            г) корневище


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе "Видоизменения побегов"

Урок подготовлен с исползованием методов  проблемного обучения - как одного из типов развивающего обучения. Средствами реализации проблемного обучения являются методы: проблемное изложение, эврис...

Презентация для урока биологии в 6 классе "Видоизменения подземных побегов"

Презентация для урока биологии в 6 классе "Видоизменения подземных побегов", содержит 8 слайдов....

Урок биологии в 6 классе "Видоизменение листьев".

Урок биологии в 6 классе "Видоизменение листьев" с презентацией поможет наглядно объснить связь межу средой обитания растения и строением его листа ....

Урок биологии в 6 классе "Видоизменение листьев".

Урок биологии в 6 классе "Видоизменение листьев" с презентацией поможет наглядно объснить связь межу средой обитания растения и строением его листа ....

план-конспект урока по биологии в 6 классе "Видоизменения побегов"

Урок биологии в 6 классе "Видоизменения побегов"....

Конспект урока 6 класс " Видоизмененные побегы"

Конспект урока по теме " Видоизмененные побеги" к учебнику УМК "Линия жизни" Пасечник.Урок построен с использованием системно-деятельностного подхода. В ходе урока выполняется лабо...

Тест по биологии 6 класс «Видоизменения побегов»

Тест по биологии 6 класс «Видоизменения побегов»...