Открытый урок по биологии в 8 классе на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"
методическая разработка по биологии (8 класс)
Урок биологии на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_8_klasse_znachenie_dyhaniya.docx | 38.21 КБ |
issledovatelskiy_list.docx | 16.84 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_znachenie_dyhaniya.pptx | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 8-м классе по теме:
«Значение дыхания. Органы дыхательной системы».
- Цель для учителя: создание условий для изучения и осознания блока новой учебной информации (органы дыхательной системы человека), осмысление связей и отношений в объектах изучения средствами критического мышления.
- Цель урока: формирование у учащихся УУД при изучении строения дыхательной системы и её функций.
- Задачи для учащихся:
- Выявить значение дыхания как процесса, необходимого для жизни, и раскрыть его сущность и значимость в обмене веществ;
- Изучить строение органов дыхания в связи с их функциями;
- Выяснить механизм голосообразования.
- Планируемые результаты.
Личностные: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование понимания ценности здорового образа жизни; проявление познавательного интереса, направленного на изучение организма человека.
Метапредметные:
Познавательные: формирование навыков текстовой деятельности, анализа, умения отвечать на вопросы, критически мыслить, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей; формулировать выводы.
Регулятивные: ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать результат.
Коммуникативные: совершенствовать умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие, сотрудничать в группе, перерабатывать информацию, уважать мнение оппонентов;
Предметные: указывать сущность и значение процесса дыхания; характеризовать особенности строения органов дыхания и голосового аппарата в связи с выполняемыми функциями; распознавать на рисунках органы дыхательной системы; объяснять механизм образования голоса.
5. Технологии, методы и приемы, применяемые на уроке: технология развития критического мышления; частично-поисковый, наглядно-иллюстративный методы, приём создания кластера.
6. Тип урока: изучение нового материала с элементами игры.
7. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
8. Виды деятельности учащихся: смысловое чтение, ответы на вопросы, разработка кластера, обращение к личному опыту, определение причинно-следственных связей, составление и заполнение таблицы.
9. Оборудование: компьютер, экран, проектор, текст для чтения с пометами (учебник Биология: Человек. 8 кл.: учебник /Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. стр.166-167, текст для составления таблицы стр.167), видеофрагмент, презентация, воздушные шары, наглядное пособие по теме «Органы дыхания».
Ход урока.
Пока дышу, надеюсь.
Овидий
I. Организационный момент. Мотивация к обучению.
Учитель: Добрый день, ребята. Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я пришла к вам с хорошим настроением. А как ваше настроение? Спасибо, ребята! Садитесь.
- Сегодня вы будете работать в исследовательских листах, которые лежат у вас на столе. И у вас будет возможность получить оценку не только за проведённые исследования, но и за активность на уроке.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Уважаемые коллеги, да, да, я не оговорилась, именно коллеги. Сегодня вы не обучающиеся 8 класса, а мои коллеги-биологи, экспериментаторы, исследователи. И мы будем говорить о важной системе организма человека. Давайте определим , о какой?
Человек может прожить без еды 30 дней, без воды может прожить до 5 дней, а без чего человек не может прожить и несколько минут?
- Итак, можем мы определить тему нашего урока?
Тема нашего урока: «Значение дыхания. Органы дыхательной системы».
- Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока? Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?
III. Создание проблемной ситуации.
Учитель: Теперь, ребята, откройте свои исследовательские листы, запишите дату и тему сегодняшнего урока. (Записываю на доске тему урока).
- А девизом нашей работы будут слова великого римского мыслителя Овидия: «Пока дышу, надеюсь».
- Сейчас, пожалуйста, плотно прижмите губы, зажмите нос и посидите так какое-то время. Достаточно. Что вы чувствуете, ребята? Как вы себя чувствуете? (Головокружение, уши заложило) А по какой причине у вас возникли эти симптомы? (Ответы детей: из-за нехватки воздуха, в частности от нехватки кислорода).
- А откуда берется кислород? ( Из окружающей среды). Назовите мне, пожалуйста, химический состав воздуха? Что входит в его состав? 21% кислорода, 78% азота и 1% углекислого газа.
- Сегодня мы будем говорить о жизненно важном процессе дыхания, и я предлагаю вам оценить свои исходные знания. Для этого в исследовательских листах выполните тест №1. Вам дается 2 минуты. Можете приступать к работе.
- Закончили, ребята. Теперь обменяйтесь своими исследовательскими листами и проверьте работы друг друга. Критерии оценивания вы видите на слайде. Скажите, есть ли среди вас те, кто безошибочно выполнил все задания?
- Сколько допустили ошибок? О чем это говорит? Верно, у нас есть пробелы в знаниях и их необходимо устранить. Поэтому нашей задачей на уроке является изучение строения органов дыхания, раскрытие их значения для человека.
IV. Первичное закрепление.
Учитель: Ребята, я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент. Кто-нибудь узнал этого российского спортсмена? Верно, это Александр Попов. Кто из вас запомнил его достижения? Шестикратный чемпион мира…. Обратили ли вы внимание на тип телосложения Александра Попова? Что четко выражено? (широкие плечи, соответственно широкая грудная клетка и большой объем легких)
- В чем уникальность его? Если вы обратили внимание, то его назвали русской ракетой. Почему?
- Для измерения объема легких существует аппарат, который называется спирограф. В вашем возрасте объем легких будет составлять примерно 3 литра. А для сравнения возьмём легкие больного астмой человека, их объём составляет 1,3 литра. Какой вывод мы с вами можем сделать? Жизненная емкость легких здорового человека будет намного больше жизненной емкости легких больного человека.
V. Наблюдение.
- Так как у нас нет возможности сейчас обратиться в поликлинику, для того чтобы измерить жизненный объем легких, я вам предлагаю провести следующий эксперимент.
- У вас на столах лежат воздушные шары. Выберите, пожалуйста, шарик любого цвета. Сделайте глубокий вдох и максимально выдохните всё, что собрали. Теперь поднимите вверх ваши шары. Что скопилось в них? Воздух. То есть это ваш, по сути, объем легких. Посмотрите, у кого больше объем легких в нашей группе исследователей? А каким видом спорта вы занимаетесь? Всем спасибо!
- А как вы думаете, какой объем легких у Александра Попова? Стрелка финального результата на спирографе 6 литров. Как вы считаете, объема легких 6 литров достаточно Александру Попову, чтобы добиться вот этих результатов? Запомните, ребята и запишите - жизненная емкость легких Александра Попова – 8 литров, вот в этом его уникальность.
VI. Работа с учебником
Учитель: Какой орган дыхания мы с вами назвали основным? (Легкие)
- А что еще входит в органы дыхательной системы? Носовая и ротовая полости. А как вы думаете, какой нос более выгоден: длинный или короткий и почему?
- Воздух, попадая в носовую полость, очищается, согревается, увлажняется. А если мы с вами вдыхаем сразу ротовой полостью, то это может спровоцировать развитие различных заболеваний органов дыхательной системы.
- Сейчас, ребята, вы будете работать с учебником и продолжите схему, которая дана в исследовательских листах «Органы дыхания». Вы видите две стрелки: это легкие и еще что, ребята? И дыхательные пути, совершенно верно.
- Ваша задача сейчас: обозначить органы дыхательной системы, в частности дыхательные пути. Давайте поступим следующим образом. У нас три группы исследователей. Ребята, а теперь я предлагаю продолжить составление кластера по дыхательной системе.
Первая работает над темой «Носовая полость, гортань».
Вторая группа – «Трахеи, бронхи».
Третья группа – «Легкие».
- Ваша задача в течение, нескольких минут, пользуясь материалом учебника, указать или описать особенности строения дыхательной системы. Пожалуйста, ребята, работайте. Сразу выберите спикера, т.е. человека, защищающего позицию вашей группы.
- Вам нужно записать особенности строения органов дыхательной системы и её функции.
VII. Первичное закрепление.
Учитель: Итак, пожалуйста, первая группа, сделайте ваши выводы.
Дети: Носовая полость – увлажнение, очищение, согревание.
Учитель: А теперь, ребята, давайте нащупаем у себя щитовидный хрящ. У мальчиков он более выражен, чем у девочек. А теперь я попрошу вас сделать глотательное движение. Теперь опишите, что происходит?
- Как вы думаете, в чем еще участвует щитовидный хрящ? Правильно, в поступлении или продвижении пищевого комка. Поэтому существует выражение: «Когда я ем, я глух и нем».
- Какой вывод мы делаем? Гортань участвует не только в проведении воздуха, но и в проведении пищевого комка. Молодцы! А функции? Что еще есть в гортани? Правильно, голосовые связки. Голосовая щель, которая участвует в образовании голоса или звуков.
- У мужчин связки длиннее и толще, их звуковые колебания ниже по частоте, у женщин связки тоньше и короче, а поэтому голос более высокий.
-Звуки, издаваемые голосовыми связками - это еще не речь, членораздельные звуки формируются в ротовой и носовой полостях. Работа всех органов при произнесении членораздельных звуков называется артикуляцией.
Ученик из первой группы на доску прикрепляет носовую полость и объясняет правильный путь поступления воздуха в наш организм.
(Затем куда поступает воздух? Правильно, в гортань.) Выходит следующий ученик и показывает движение воздуха в гортань.
Учитель: Приступает к ответу вторая группа. Значит, у вас трахеи и бронхи. Начинаем отвечать.
- Теперь слушаем третью группу: Легкие. Функции легких – газообмен.
VIII. Наблюдение.
Учитель: А сейчас давайте посмотрим видеофрагмент. Это выступление нашей сборной по синхронному плаванию. В чем специфика данного вида спорта? Правильно, это в первую очередь грамотное и правильное взаимодействие, которое мы с вами пытаемся выработать на каждом уроке.
- Еще вы обратили внимание, где большую часть времени проводят наши синхронистки? 40-50% своего времени они находятся под водой. За счет чего они могут находиться там столько времени? (Из-за объема легких и альвеолы). Правильно.
- Ребята, у вас на столах лежит пластилин. Я думаю, вы удивились, когда увидели его на уроке биологии. Возьмите, пожалуйста, каждый кусочек пластилина, согрейте его в руках, попробуйте сделать из него диск. Что мы должны сделать сначала? Скатать его в шарик, а потом только слепить диск.
- Получилось, ребята? Какого диаметра примерно он у вас? А теперь я попрошу вас сдавить его с двух сторон. Что происходит? Посмотрите внимательно. На что похоже? На клетку, правильно, а на какую? Обратите внимание, пластилин у всех красного цвета. Правильно, на клетку эритроцитов.
- Почему именно об эритроцитах мы говорим, когда рассматриваем уникальную возможность синхронисток проводить большую часть времени под водой? Правильно, транспортируют кислород.
- Какой мы можем вывод из этого сделать?
- Сейчас я попрошу ребят первой группы выйти и закрепить свои эритроциты из пластилина на доске. Как вы считаете, а форма эритроцитов у наших синхронисток будет такая же? Какую форму имеют эритроциты? Двояковогнутую, правильно.
- Я не случайно вас вызвала сюда. Скажите, если мы сдавливаем диск с двух сторон, что мы увеличиваем? Правильно, площадь поверхности. Значит, кислорода будет больше именно поэтому.
- Вторая группа. Мы сделали вывод, что у синхронисток такая же форма эритроцитов, но в чем их уникальность?
- И третья группа. Почему же они могут задерживать дыхание под водой? Так как количество эритроцитов у них больше.
- То есть мы с вами показали сейчас четкую связь дыхательной и кровеносной системы. Значит, какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Дыхательная система не существует автономно. Она тесно связана с другими системами органов.
Учитель: А какие системы органов мы с вами знаем?
Проведём эксперимент.
- Встаньте, пожалуйста, ребята. Прижмите ладони к талии. Вдохните. Что происходит? Грудная клетка поднимается. А когда мы выдыхаем? Опускается. Вот на этом примере мы показали тесную связь опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы.
IX . Итоговое закрепление нового материала.
- Мы с вами в начале урока выполняли входной тест для проверки наших знаний, а теперь, после всего изученного, я вам предлагаю пройти тест №2 и пределить уровень знаний о дыхании живых организмов в конце урока в течение двух минут.
- Закончили? Обменяйтесь листами. Взаимопроверка. Критерии оценивания на слайде. Поставьте оценку. Изменились ваши знания в начале урока и в конце, ребята?
- Наш урок подошел к концу. Благодарю за сотрудничество и активную работу. А теперь получите оценки за урок и домашнее задание.
X. Домашнее задание
Параграф 23, 24 стр. 103-104. Выучить таблицу в информационной карте.
Ответить на вопросы: 1. Почему нельзя разговаривать во время еды?
2. Почему не рекомендуется дышать ртом?
Творческие задания выполняются по желанию:
А. Приготовить сообщения: «Влияние курения на голосообразование».
Б. Составить ребусы, кроссворды по теме урока.
XI. Рефлексия.
- Ребята, хотелось бы узнать ваше впечатление об уроке. На доске вы видите выражения великих мыслителей:
1. «Познание начинается с удивления». Аристотель
2. «Скажи мне и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеки меня, и я пойму». Конфуций
3. «Как приятно знать, что ты что-то узнал». Мольер
- Ребята, у вас есть 30 секунд, чтобы подумать, чьи слова наиболее полно характеризует вашу работу сегодня?
- Если вы уже определились, то встаньте именно к тому выражению, которое выбрали и поясните, почему именно это выражение вам более близко?
- Как вы считаете, справились мы с целью, которая стояла у нас в начале урока? Наша встреча подошла к концу. Благодарю за сотрудничество и активную работу.
Предварительный просмотр:
Dum spiro, spero.- Пока дышу, надеюсь. (римский поэт Овидий)
Дата______________. Ф.И. учащегося_________________________________________
Тема урока_______________________________________________________________
I. Тест 1. Цель: определить ваш исходный уровень знаний о дыхании живых организмов.
1. Процесс дыхания характерен для:
а) всех живых организмов; б) только для животных; в) только для растений.
2. Кислород необходим для жизнедеятельности:
а) человеку, зайцу, аскаридам; б) лисе, кактусу, акуле; в) бычьему цепню, ящерице, кошке.
3.Органы дыхания млекопитающих:
а) жабры; б) лёгкие; в) сердце.
4. Человек вдыхает:
а) только кислород, содержащийся в воздухе; б) воздух; в) только углекислый газ.
5. В результате процесса дыхания:
а) образуются органические вещества; б) выделяется кислород; в) освобождается энергия.
6. Форменный элемент крови, способный транспортировать газы:
а) эритроцит; б) лейкоцит; в) тромбоцит.
7. Систему органов дыхания млекопитающих составляют:
а) кровь, сердце, лёгкие; б) воздухоносные пути, лёгкие; в) почки, печень, желудок.
8. Артериальной называется кровь, которая:
а) содержит большое количество кислорода; б) содержит большое количество углекислого газа; в) течёт только по артериям.
II. Схема «Строение дыхательной системы»
Органы дыхания
III. Строение органов дыхания
Орган дыхания | Особенности строения | Функции |
Полость носа | Извилистые носовые ходы. Слизистая оболочка обильно снабжена кровеносными сосудами и покрыта мерцательным эпителием, содержащим реснички и имеющим много слизистых желёзок. Есть обонятельные рецепторы. | Увлажнение, очищение, согревани |
Гортань | Хрящи: щитовидный, надгортанный, черпаловидный, перстневидный и др. Между черпаловидным щитовидным хрящами натянуты голосовые связки, образующие голосовую щель. Полость гортани выстлана слизистой оболочкой. | Гортань участвует не только в проведении воздуха, но и в проведении пищевого комка. |
Трахея и бронхи | Трубка 10-15 см с хрящевыми полукольцами. Задняя стена эластичная, граничит с пищеводом. В нижней части трахея разветвляется на 2 главных бронха. Изнутри трахея и бронхи выстланы слизистой оболочкой. | Проведение воздуха Попадающие с вдыхаемым воздухом примеси, а также секрет и воспалительный экссудат выводятся обратно действием мерцательного эпителия. Выдыхаемый воздух, проходя через воздухоносные пути, вызывает колебания голосовых связок. |
Легкие | Парный орган – правое и левое легкое. Мелкие бронхи, легочные пузырьки (альвеолы). Стенки альвеол образованы однослойным эпителием и оплетены густой сетью капилляров. | газообмен между воздухом, находящимся в паренхиме лёгких, и кровью, протекающей по лёгочным капиллярам. |
IV. Тест 2. Цель: определить ваш уровень знаний о дыхании живых организмов на конец урока.
1. По какому кругу кровообращения кровь поступает в лёгкие?
а) по большему кругу, б) по малому кругу.
2. Каково значение дыхания для организма человека?
а) обеспечивает питательными веществами; б) охлаждение организма;
в) поглощение кислорода; г) выделение паров воды; д) выделение углекислого газа;
е) освобождение энергии.
3. Куда поступает воздух из бронхов?
а) в трахею; б) в носоглотку; в) в гортань; г) в носовую полость; д) в лёгочные пузырьки.
V. Домашнее задание.
1. Пересказ § 26, ответить устно на вопросы (стр. 175)
2. Выполнить задания 2, 3, 4 в тетради
3. Показать своей семье дыхательную систему по Стрельниковой
4. Творческое задание на выбор:
А. «Влияние табакокурения на органы дыхания»,
Б. «Влияние курения на голосообразование»
В. «О чистоте окружающего воздуха».
Г. Подобрать произведения, в которых упоминается органы дыхания
Д. Собрать пословицы, поговорки по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Пока дышу , надеюсь » (Dum spiro spero ). То есть дыхание - самая драгоценная и оберегаемая « ниточка », от которой зависит наше земное существование . древне римский поэт Овидий
Проверь себя! 1-а 2-б 3-б 4-б 5-в 6-а 7-б 8-а
Задачи : 1. Раскрыть сущность процесса дыхания . 2. Изучить строение и функции дыхательной системы человека . 3 . Раскрыть значение дыхания .
Проверь себя! 1-б 2-в 3-д
ВЫВОДЫ ДЫХАНИЕ – ПРОЦЕСС ОБЕСПЕЧЕНИЯ КЛЕТОК КИСЛОРОДОМ , НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОКИСЛЕНИЯ , И ВЫВЕДЕНИЯ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА. Дыхательная система человека состоит из воздухоносных путей (носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи) и лёгких. 3. В носовой полости воздух очищается, обеззараживается, увлажняется и согревается , в лёгких происходит газообмен. 4. Гортань является не только органом проведения воздуха, она участвует в голосообразовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по биологии 8 класс по теме "Дыхание"
разработка открытого урока в 8 классе по теме "Дыхание" с использованием презентации...
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.
урок составлен по программе по биологии для 8 класса составлен на основе примерной программы авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.Урок темы Дыхание....
Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй"
Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй" с использованием инновационных здоровьесберегающих ...
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхательной системы.
Конспект урока биологии в 9 классе по теме "Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхательной системы" и презентация по этой же теме. Эти материалы подойдут учителям биологии, работающим по УМК ...
Презентация к уроку по теме: "Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей."
Цели: Раскрыть биологическую сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; показать функциональную связь ...
Урок по теме "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"
1. Цель для учителя: создание условий для изучения и осознания блока новой учебной информации (органы дыхательной системы человека), осмысление связей и отношений в объектах изучения средствами ...
Разработка урока "Значение дыхания. Органы дыхательной системы."
Методическая разработка связана с важнейшим жизненным процессом – процессом дыхания. Обучающиеся на уроке выясняют значение процесса дыхания для организма, изучают органы дыхания. Урок способств...