Разработка урока "Значение дыхания. Органы дыхательной системы."
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Методическая разработка связана с важнейшим жизненным процессом – процессом дыхания. Обучающиеся на уроке выясняют значение процесса дыхания для организма, изучают органы дыхания. Урок способствует пониманию, что одной из главных ценностей было и остается здоровье человека. На примере изучения процесса дыхания формируется осознанное и ответственное отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_organy_dyhaniya_.docx | 86.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА «ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАНИЯ. ОРГАНЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ» , 8 КЛАСС
Цель | Формирование представлений о важнейшем жизненном процессе – дыхании и его значении для организма; изучение особенностей строения органов дыхания. |
Задачи урока | Образовательная: создать условия для расширения и систематизации знаний о значении дыхания; раскрыть вопрос о строении и функциях воздухоносных путей и лёгких; продолжить развитие понятия о связи строения и функций органов; научить приёмам проведения исследовательской деятельности; изучить особенности строения органов дыхания, убедиться в том, что особенности строение дыхания связаны с выполняемыми функциями; выяснить механизмы голосообразования. Развивающая: способствовать развитию проблемного мышления через решение проблемных задач, развитию логического мышления, внимания. Обеспечить развитие умений учащихся проводить исследования своего организма, анализировать материал, делать выводы. Использовать различные типы заданий, которые помогут формированию всех видов УУД у учащихся: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Формировать у учащихся гигиенические навыки (правила гигиены дыхания) Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих; формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания); провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир). |
Тип, вид урока | Урок формирования новых знаний; комбинированный |
Планируемые | Обучающийся научится называть органы дыхания, решать проблемные вопросы, использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; расширит знания о функциях дыхательной системы, объяснять значение дыхания в жизни человека, раскроет сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ; будет знать особенности строения органов дыхания, выяснит механизмы голосообразования. |
Личностные | Будут сформированы: коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной деятельности; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни. Проявлять интерес к новому содержанию. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Оценивать знания. Оценить собственный вклад в работу группы. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные – научится: работать с «кейсом», составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, определять цели и формулировать задачи, искать пути решения проблемы и средства достижения цели, планировать действия в соответствии с поставленной задачей (свои и группы), осуществлять контроль деятельности, оценивать правильность выполнения действия, ставят самостоятельно учебную задачу, на основе того, что известно. Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией, давать определения понятиям, подводить под понятие, обобщать, интегрировать информацию из различных источников, учатся строить высказывания, выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение, ориентироваться в учебнике и использовать нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения на основе установленных причинно-следственных связей, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы, использовать знаково-символических средств и моделей при решении учебно-практических задач, преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, рисунки), проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения), поиск информации в Интернете. Коммуникативные – научится: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, находить ответы на вопросы, формулировать вопросы и ответы к ним, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (практикум, составление схем, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) проблемно - диалогический, исследовательский, практико-ориентированный |
Оборудование и материалы: | компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Значение дыхания. Органы дыхания», видеофильм «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой», «Значение дыхания», исследовательские листы, шарики 3 цветов, «кейсы», рабочая тетрадь, учебник |
Базовые понятия и термины: | дыхание, дыхательные пути, носовая полость, трахея, бронхи, легкие. |
Межпредметные связи | Физика, экология, химия, русский язык, литература, валеология, гигиена,медицина |
Эпиграф урока: Пока дышу, надеюсь! (Dиm sрiго, sрего)
Ход урока
Этап урока, цель | Методический прием | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Текущий контроль | |
Осуществляемые | Формируемые | ||||
I. Организационный момент 1 мин Эмоциональный, психологический настрой на урок, проверка готовности к уроку | Фронтальная беседа | - Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Сегодня мы с вами отправимся в следующее наше путешествие по нашему организму. Останавливаясь на станциях, вы будете работать в рабочих тетрадях и с кейсами, а точнее с заданиями, которые находятся в них. Сегодня на уроке вы получите возможность получить оценку не только за работу с кейсами, но и за активность. Проверьте все ли у вас готово к нашему путешествию. Настраиваемся на продуктивную работу и приступаем. - Наше путешествие будет проходить по очень важной системе органов. А вот по какой? Давайте выяснять. -Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды - несколько дней. А без чего человек не сможет прожить и нескольких минут? | Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку Ответы учащихся (без воздуха, дыхания) | Осуществляют самопроверку, самоконтроль | Наблюдение, устные ответы |
II. Целеполагание. Обеспечение мотивации | Создание проблемной ситуации Индивидуальный практикум Фронтальная беседа, восприятие учебной информации. Фронтальная беседа Индивидуальная работа в исследовательских листах Фронтальная беседа
| Вызов интереса через проблему. - Чтобы отправиться в путь на нашем воздушном шаре, нам необходимо определить тему урока, проведем небольшой опыт. Опыт №1. Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно. Через 2-3 мин обсуждаем впечатления детей о своих ощущениях. 1. Как вы себя чувствуете? 2.Почему вы почувствовали головокружение, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах? 3. Сколько времени мы можем не дышать? - Почему люди так говорят: «Это нужно нам, как воздух» (выслушивает варианты ответов детей) -Совершенно верно, так говорят, когда возникает крайняя потребность. - Какова же тема нашего урока? (Поощрять если отвечают верно) - Итак, тема урока: «Значение дыхания. Органы дыхания». И проблемный вопрос на нашем уроке: все ли органы дыхания нам нужны? -Запишите тему и дату в тетрадь. - А эпиграфом к нашему уроку станут слова римского поэта Овидия «Пока дышу, надеюсь» (Dиm sрiго, sрего), т.к. дыхание - самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. Проблемный вопрос: - Для чего мы дышим? Какое значение для нас имеет дыхание?(Дыхание - газообмен между организмом и внешней средой) - Что, в процессе нашего исследования, мы должны сегодня узнать? Зачитывается цель и задачи урока(открыть цель на доске для учащихся) - Изучение данной темы особенно важно для тех, кто собирается в 9 классе сдавать ОГЭ по биологии, т.к. вопросы курса «Человек и его здоровье» составляют более 40 % заданий КИМов - А кто из вас уже решил связать своё будущее с биологией? -А какие профессии вы для себя выбрали? - Каким образом мы можем изучить органы дыхания? (изучить материал учебника) - Что нам в этом поможет? (учебник, рисунки, слайды) - Итак, мы сформулировали тему нашего урока «Значение дыхания. Органы дыхания». Отправляемся в путешествие по органам дыхания. - Поставили перед собой цель - изучить строение и функции органов дыхания, раскрыть значение дыхания. - Определили, что в решении проблемы урока нам поможет учебник, презентация и ваше желание | Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников Возможные варианты ответов: недостаточно воздуха, кружится голова, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах Ответы детей: Мы не дышали, мало кислорода в крови, увеличилось содержание углекислого газа в крови. Приводятся примеры ныряльщиков за жемчугом (до 4 мин.), продолжительность пребывания нерпы под водой (65 мин.). Предлагают варианты Определяют тему урока. «Значение дыхания. Органы дыхания». Запись темы в тетради, оформление исследовательского листа Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели урока Высказывают свои предположения. Выбирают способ(как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Озвучивают план и обсуждают его с учителем. Высказывают свои предположения | Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи Осуществляют наблюдения, анализ объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи | Вопросы учителя, устные ответы, наблюдение Вопросы учителя, устные ответы, наблюдение Наблюдение Вопросы учителя, устные ответы, наблюдение |
III. Актуализация опорных знаний урока. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала | Фронтальная беседа Индивидуальное тестирование Взаимопроверка Фронтальная беседа | - Первая станция – «Тестовая» Возможность дышать - одно из чудес природы. - А что вы знаете о дыхании? - Знакомо ли вам это понятие? Что оно обозначает? (Слушает высказывания учащихся) - А определить уровень ваших знаний по этой теме поможет тест № 1. Который вы найдёте в ваших кейсах, лежащих на партах. - Цель: Ваша задача определить ваш исходный уровень знаний о дыхании живых организмов. Откройте, пожалуйста кейсы, выполните тест №1. – А теперь обменяйтесь листами и проверьте друг друга. Критерии оценивания на доске. -Есть вопросы, на которые вы не смогли ответить? (Слушает высказывания учащихся) - Таким образом, мы выяснили, что у вас имеются пробелы в знаниях, которые мы попробуем сегодня устранить. | Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников Выполняют тест Проверяют и оценивают друг друга Слушают учителя | Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи | Фронтальный опрос. Индивидуальное тестирование. |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией | Индивидуальная работа со статьей учебника Индивидуальная работа со статьей учебника Самопроверка Фронтальная беседа Коллективная беседа Индивидуальная работа со статьей учебника и составление схемы Самопроверка Фронтальная беседа Работа в группе с учебником на стр.167-169 и заполнение таблицы Работа в группе с учебником на стр. 169 и заполнение таблицы Индивидуальный практикум Работа в группе Индивидуальный практикум Работа в группе с учебником на стр. 169 и заполнение таблицы Фронтальная беседа Физминутка с демонстрацией видеофрагмента Работа в группе с учебником на стр.167-169 и заполнение таблицы Работа в группе с учебником на стр.169-170 и заполнение таблицы Просмотр видеофрагмента «Строение органов дыхания» и самопроверка Взаимооценка Фронтальная беседа | - Цель: А сейчас мы определим понятие дыхания и его этапы. - Откроем учебник на стр. 160 и прочитаем, что же такое дыхание. - Запишите определение в ваши тетради. - Прочитайте вслух, что вы записали.
- Итак, сделаем вывод: дыхание –это совокупность процессов, обеспечивающих газообмен между организмом и внешней средой и окислительные процессы в клетках, в результате которых выделяется энергия. - Станция - Как же устроена дыхательная система? (слушает ответы) - Давайте убедимся в этом. Найдите, пожалуйста в кейсе задание № 2. Используя текст учебника на с.160- 162 заполните схему. - Проверьте правильность выполнения задания.
- Итак, мы выяснили, что дыхательная система состоит из дыхательных путей и легких. К дых.путям относится носовая и ротовая полости, носоглотка и глотка, гортань, трахея и бронхи. Легкие являются главным органом дыхательной системы. - Летим дальше. Наша станция «Информационная» . - А сейчас мы переходим к конкретному изучению органов дыхания. Я предлагаю вам разбиться на 6 групп. В каждой группе выберите человека, который будет озвучивать тот материал, который вы найдёте по заданию. Цель: Ваша задача выяснить особенности строения органов дыхания и их функции в процессе дыхания и заполнить таблицу, а затем один представитель расскажет всему классу об этом органе. Задание № 3 в кейсе. 1 группа - носовая полость, носоглотка Вывод: Носовая полость разделена костно-хрящевой перегородкой на правую и левую половины. В каждой из них находятся чувствительные носовые ходы, которые увеличивают поверхность носовой полости. Стенки носовой полости выстланы слизистой оболочкой, содержащие клетки реснитчатого эпителия, а реснички образуют ворсистую поверхность. Слизистая оболочка выделяет слизь. Слизь содержит вещества, убивающие микробы, и увлажняет воздух, а реснички согревают воздух и задерживают пыль. В носоглотке убивается до 50% всех микроорганизмов, находящихся во вдыхаемом воздухе. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию. Крупные частицы пыли, избыток слизи при простудных заболеваниях вызывает рефлекс чихания, при котором происходит очищение носовых полостей. - Заполните соответствующую строку в таблице. 2 группа- гортань. Вывод:Из носоглотки воздух попадает в гортань, которая имеет вид воронки. Стенки которой образованы несколькими хрящами, которые соединены между собой связками и мышцами. Гортань сообщается с носоглоткой сверху, а снизу – с трахеей. При проглатывании пищи, чтобы она не попадала в дыхательные пути, вход в гортань закрывается хрящевым надгортанником. При приеме пищи надо молчать. Самый крупный хрящ называется щитовидным, который защищает гортань спереди. Между хрящами гортани имеется слизистые складки – голосовые связки, а между ними имеется голосовая щель. Когда человек молчит, голосовые связки расходятся, и голосовая щель имеет вид равнобедренного треугольника. При разговоре связки смыкаются. Выдыхаемый воздух давит на складки, они начинают колебаться, вибрировать. Так рождается звук. Окончательное формирование звуков происходит благодаря движению нижней челюсти, языка, губ. Итак: гортань принимает участие в проведение воздуха и голосообразовании. - Заполните соответствующую строку в таблице 3 группа –опытническая деятельность Опыт №1. Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место. Вывод: при этом движении надгортанник _______ вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод. Между хрящами натянуты голосовые связки, а между ними находится голосовая щель. Опыт №2 Представим, что горлышко шарика – это наша гортань. Края шарика – это наши голосовые связки. Сделаем один вдох и выпустим воздух из шара и посмотрим, как образуются звуки. А теперь натяните края связок, а затем свободно выпустите воздух. Так, когда образуется звук. Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика. Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нос воздуха, который колеблет голосовые связки. Опыт №4 Где происходит окончательное формирование звука?? происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа и зависит от положения губ, нижней челюсти и языка? Скажите «мама» не шевеля губами, языком, челюстью Вывод: гортань принимает участие в проведение воздуха и голосообразовании. Окончательное формирование звуков происходит благодаря движению нижней челюсти, языка, губ -4 группа- трахея Вывод: Из гортани вдыхаемый воздух проходит в трахею, имеющую вид трубки. Ее передняя стенка образована хрящевыми полукольцами, соединенными между собой связками и мышцами. Задняя мягкая стенка трахеи прилегает к пищеводу и не мешает прохождению пищи. -Не забывайте заполнять таблицу в листах 5 группа – бронхи Вывод: Трахея разветвляется на два бронха, которые входят в правое и левое легкое. В легких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, диаметр воздухоносных трубочек постепенно уменьшается. Концы самых мелких бронхиальных трубочек заканчиваются гроздьями тонкостенных легочных пузырьков, заполненных воздухом. - Заполните соответствующую строку в таблице 6 группа - лёгкие Вывод: Легочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует легкие. Легкие заполняют всю грудную полость, за исключением места, занятого сердцем, кровеносными сосудами, воздухоносными путями и пищеводом. Снаружи каждое легкое покрыто гладкой блестящей оболочкой из соединительной ткани — легочной плеврой. Внутренняя стенка грудной полости выстлана пристеночной плеврой. Находящаяся между ними герметичная плевральная полость увлажнена и не содержит воздуха. Поэтому легкие всегда тесно прижаты к стенке грудной полости и их объем изменяется вслед за изменением объема грудной полости. - Заполните соответствующую строку в таблице Просмотр видеофрагмента «Строение органов дыхания» - По ходу фильма проверьте заполнение таблицы - Оцените работу всех групп, выступающих , членов своей группы (отметить лучших учеников, лучшие ответы). - Так что такое дыхание? - Итак, дыхание - это совокупность процессов, обеспечивающих газообмен между организмом и внешней средой и окислительные процессы в клетках, в результате которых выделяется энергия. Дыхательная система состоит из дыхательных путей и легких. К дых. путям относится носовая и ротовая полости, носоглотка и глотка, гортань, трахея и бронхи. Легкие являются главным органом дыхательной системы. Станция «Парк отдыха» Физминутка Дыхательная медитация. Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.
| Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с материалами учебника. 1 учащийся зачитывает вслух определение. Фиксируют в тетрадях новые термины
Участвуют в коллективной беседе Отвечают на вопросы учителя Органы дыхания Дыхательные лёгкие пути: носовая полость -гортань, носоглотка, трахея, глотка, бронхи Воспринимают информацию, сообщаемую одноклассниками. Работают с материалами учебника. 1 учащийся зачитывает вслух таблицу. Фиксируют в тетрадях новые термины Демонстрируют опыты, представляют результаты опытнической деятельности Воспринимают информацию, сообщаемую одноклассниками. Работают с материалами учебника. 1 учащийся зачитывает вслух таблицу. Фиксируют в тетрадях новые термины Отвечают на вопросы учителя. - Чистота воздуха - Курение и т.д. -Пульмонолог, фтизиатр, аллерголог, ревматолог, отоларинголог Выполняют упражнения Воспринимают информацию, сообщаемую одноклассниками. Работают с материалами учебника. 1 учащийся зачитывает вслух таблицу. Фиксируют в тетрадях новые термины Смотрят видеофрагмент и проверяют правильность заполнения таблицы Осуществляют самоанализ деятельности | Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации. Систематизирует информацию. Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации. Систематизирует информацию. Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации. Систематизирует информацию. Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации. Систематизирует информацию. Осуществляют профилактику утомляемости Воспринимают оценку своей работы товарищами | Работа с учебником и заданием в р/т Наблюдение Работа с учебником и заданием в р/т Устные ответы Устные ответы Заполнение схемы в тетради Устные ответы Устные ответы Наблюдение Устные ответы Устные ответы Наблюдение Устные ответы Устные ответы Наблюдение, самопроверка Наблюдение |
V. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действий с полученными знаниями | Индивидуальные письменные задания в р/т Самооценка Закрепляющая беседа | - Мы прибыли на станцию - Выполните задание № 4 в ваших кейсах. - Проверьте друг друга и оцените. - Подсчитайте баллы за урок и оцените свою работу на уроке. - Возьмите в руки клубок, протяните от одного к другому. Если хоть один орган дыхательной системы не будет работать, что произойдёт? - Как мы можем ответить на наш главный проблемный вопрос урока? - А для чего мы дышим? - Какие цели ставили перед собой? Добились ли мы их? - Над чем еще надо поработать? | Выполняют задания в р/т, сличают с образцом, оценивают своих товарищей и себя. Воспринимают информацию, сообщаемую одноклассниками. | Формулируют выводы, ответы на вопросы. Высказывают свое мнение и позицию Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Систематизирует информацию. Формулируют выводы на основе наблюдений. Высказывают свое мнение и позицию | Письменные задания в р/т Устные ответы |
Рефлексия учебной деятельности Определение уровня достижений на уроке. Оценка деятельности своих товарищей по группе и самооценка своей деятельности. | Фронтальная работа | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке: - Сегодня на уроке я впервые узнал… - Для меня этот материал важен, потому что… - У вас на столах по 3 шарика на каждого выберите тот, который соответствует вашему настроению. Надуйте его и покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок. - Внутри шарика воздух, который был использован вашим организмом. - Как вы думаете, отличается он по составу от того, который вы вдохнули? ( Правильно, в организме человека произошел газообмен и состав воздуха изменился) - Почему некоторые из вас быстро надули шарик, а кому-то дольше пришлось надувать шарик? (Правильно, все зависит от объема легких) - А это тема вашего следующего урока. - Остальные шары заберите себе для тренировки своих легких | Осуществляют самоанализ деятельности | Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами | Устные ответы |
Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция | Домашнее | Домашнее задание Слайд №10 1. Пересказ с. 160-163, ответить устно на вопросы к (стр. 163) 4. Творческое задание на выбор: А. «Влияние табакокурения на органы дыхания», Б. «Влияние курения на голосообразование» В. «О чистоте окружающего воздуха». Г. Подобрать произведения, в которых упоминается органы дыхания Д. Собрать пословицы, поговорки по теме | Слушают учителя Записывают задание | Читают задание. Задают уточняющие вопросы | Наблюдение |
(ответы: 1-а,2-б, 3- б, 4-б, 5-в, 6-а, 7-б, 8-а)
Dum spiro, spero.- Пока дышу, надеюсь. (римский поэт Овидий)
Дата______________. Ф.И. учащегося_________________________________________
Тема урока_______________________________________________________________
I. Тест 1. Цель: определить ваш исходный уровень знаний о дыхании живых организмов.
1. Процесс дыхания характерен для:
а) всех живых организмов; б) только для животных; в) только для растений.
2. Кислород необходим для жизнедеятельности:
а) человеку, зайцу, аскаридам; б) лисе, кактусу, акуле; в) бычьему цепню, ящерице, кошке.
3.Органы дыхания млекопитающих:
а) жабры; б) лёгкие; в) сердце.
4. Человек вдыхает:
а) только кислород, содержащийся в воздухе; б) воздух; в) только углекислый газ.
5. В результате процесса дыхания:
а) образуются органические вещества; б) выделяется кислород; в) освобождается энергия.
6. Форменный элемент крови, способный транспортировать газы:
а) эритроцит; б) лейкоцит; в) тромбоцит.
7. Систему органов дыхания млекопитающих составляют:
а) кровь, сердце, лёгкие; б) воздухоносные пути, лёгкие; в) почки, печень, желудок.
8. Артериальной называется кровь, которая:
а) содержит большое количество кислорода; б) содержит большое количество углекислого газа; в) течёт только по артериям.
8 правильных ответов-3 балла; 7-6 правильных ответов - 2 балла; 5-4 правильных ответа -1 балл; менее 4 -0 баллов
Оценка:_____________
II. Схема «Строение дыхательной системы»
Органы дыхания
Все верно – 3 балла; с ошибками (с неточностями) – 1 балл
Оценка:___________________
III. Строение органов дыхания
Орган дыхания | Особенности строения | Функции |
Все верно – 3 балла; с ошибками(с неточностями) – 1 балл
Оценка:______________
IV. Тест 2. Цель: определить ваш уровень знаний о дыхании живых организмов на конец урока.
1. По какому кругу кровообращения кровь поступает в лёгкие?
а) по большому кругу, б) по малому кругу.
2. Каково значение дыхания для организма человека?
а) обеспечивает питательными веществами; б) охлаждение организма;
в) поглощение кислорода; г) выделение паров воды; д) выделение углекислого газа;
е) освобождение энергии.
3. Куда поступает воздух из бронхов?
а) в трахею; б) в носоглотку; в) в гортань; г) в носовую полость; д) в лёгочные пузырьки.
3 правильных ответа – 3 балла; 2 правильных ответа- 2 балла; 1 – 1 балл
Оценка:___________________
Кол-во жетонов:_____; 7 жетонов и более = 3 балла; 4 – 6 жетонов = 2 балла; 1-3 жетона = 1 балл.
Выступление с защитой = 3 балла
18 баллов = отлично (5); 13-17 баллов = хорошо (4); 7- 12 баллов = удовлетворительно (3)
Итоговая оценка:_____________
V. Домашнее задание.
1. Пересказ § 32, ответить устно на вопросы к (стр. 170)
2. Выполнить задания1-2,5 в р/т
3. Показать своей семье дыхательную систему по Стрельниковой
4. Творческое задание на выбор:
А. «Влияние табакокурения на органы дыхания»,
Б. «Влияние курения на голосообразование»
В. «О чистоте окружающего воздуха».
Г. Подобрать произведения, в которых упоминается органы дыхания
Д. Собрать пословицы, поговорки по теме
Дыхательная гимнастика.
Йоги – фанатики дыхания. Они разработали целую систему дыхательной гимнастики, т.к. убеждены, что, умея контролировать свое дыхание можно не только излечить недуги, но и победить в себе страх, любые «низкие» эмоции.
Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми видами дыхательной гимнастики
Предлагаю провести несколько упражнений, а остальные проведете дома.
Ныряние. Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только вы почувствует, что больше не можете «сидеть под водой», «выныриваем».
Шарик. Предлагаем представить, что вы – воздушные шарики. На счёт: 1,2,3, 4 – делаем четыре глубоких вдоха и задерживаем дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхаем.
Каша кипит. Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить не менее 8 раз.
Ветерок. Поднять голову вверх – вдох. Опустить голову на грудь – выдох (подул тихий ветерок).Поднять голову вверх – вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок).Поднять голову вверх – вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).
«Ладошки» - разводим руки в стороны – глубокий вдох. Быстро сводим их вместе и с хлопком совершаем резких выдох.
«Обнималки» - разведя руки делаем глубокий вдох, потом резко обнимаем себя и делаем выдох.
«Ай-ай» - покачиваем головой налево и направо. При наклоне головы – вдох, при выпрямлении – выдох.
Вывод и рекомендации:
Дыхательная гимнастика способствует очищению лёгких от пыли, слизи .
Дышать нужно глубоко и размеренно.
Движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом.
Гребля, ходьба на лыжах, спортивные игры улучшают дыхание.
Полезно бывать на свежем воздухе.
Дышать надо через нос.
При кашле и чихании следует закрывать нос и рот платком.
Важно бороться с пылью на улице и в помещении.
Для правильного дыхания важна правильная осанка.
На этом уроке учащиеся раскроют значение дыхания, узнают, как устроена и как работает дыхательная система. Кроме того, ученики познакомятся с механизмом образования голоса и узнают, почему голоса разных людей отличаются друг от друга. (Прим. к уроку прилагается компьютерная презентация.)
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование.
Эпиграф урока: “Пока дышу, надеюсь”
(Dum spiro, spero)
Овидий – римский поэт
Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации (органы дыхательной системы человека) средствами критического мышления.
Задачи урока:
- Образовательные:
- дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни
- изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
- раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
- выяснить механизмы голосообразования;
- Развивающие:
- продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
- развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни;
- решать проблемные и интеллектуальные задачи.
- Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
Оборудование: видеоматериал “Дыхательная система”, презентация «Строение и функции органов дыхания», мультимедийное учебное пособие, тесты и информационные карты на столы (приложения),сообщения.
Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут, самое большее через 6 минут (Слайд 1). А сколько времени вы сможете не делать вдоха. На счёт 3 я засекаю время. Не прошло и минуты, а мы многое дали бы, чтобы сделать вдох.
Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание? Дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. Ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Верно о дыхании. Тема урока «Значение дыхания. Строение и функции дыхательной системы». Запишите тему урока (слайд 2) в ваших информационных картах.
Целеполагание
Я предлагаю вам следующее задание: Выберите из задач, перечисленных в информационной карте задачи наиболее значимые на сегодняшнем уроке.
- овладеть содержанием темы: сформировать знания об особенностях органов дыхания в связи с выполняемыми функциями;
- проявить и развить свои способности (назвать их);
- воспитывать бережное отношение к своему организму;
- развивать умение слушать друг друга;
- приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности;
- организовывать анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений,
- обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме.
Учащиеся выбирают из перечня свои задачи, выделяют их кружком. Несколько учащихся озвучивают.
Учитель:
Давайте посмотрим, какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке (слайд 3). Если ваши задачи совпали, запишите себе балл в таблицу результатов.
(Учитель вместе с классом обсуждает данный вопрос и переходит к сообщению целей урока, подводит к нужным выводам.)
Сообщение 1. Еще древнеримский ученый Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется не менее 2 кубических метров воздуха на 1 час. Люди не раз гибли, находясь в наглухо закрытых помещениях. Так, в 1846 году на судне «Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшихся в трюме во время шторма, хотя судно осталось абсолютно невредимым.
Учитель: А чтобы не попасть в такие ситуации, нам помогут знания, которые мы получим, изучив материал этого урока. Как много в жизни и состоянии человека связано с дыханием – и состав крови, и движение, и чувство, и ум!
– что вы понимаете под термином дыхание? Запишите недостающие слова в определении предложенным вам в информационной карте.
(слайд 4) запись термина в информационной карте сверяют с определением на слайде 4.
– что вы понимаете под термином органы дыхания (слайд 4) запись термина в тетрадь.
(Ученикам предлагается дать определение процесса дыхания. Правильность определения сверяют с информацией полученной из видеофрагмента)
Основные термины:
Дыхание – это совокупность физиологических процесс, включающих газообмен между организмом и окружающей средой и сложную цепь биохимических реакций.
Органы дыхания – специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой.
Значение дыхания:
1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.
2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.
3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.
Сверь данные определения со слайдами, если допустил ошибки – исправь их, если совпали – засчитай себе балл в таблицу результатов.
Формула окисления: Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия.
Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.
Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.
Учитель: Итак ребята, давайте подумаем, а какие функции будут выполнять органы дыхания в организме? А у всех ли живых организмах органы дыхания одинаковы? Давайте вспомним. (Совещание в парах 1минуту. Далее запись в тетрадь). (Слайд 6).
Учитель: Внимание, на слайде 6 представлен филогенез дыхательной системы. Послушаем сообщение.
Сообщение 2. У водных животных (рыбы) имеется жаберный аппарат, являющийся производным карманов глотки. Жаберные щели развиваются у всех позвоночных, у наземных они существуют лишь в эмбриональном периоде. Многие рыбы дополнительно к жаберному дыханию имеют кишечное дыхание. При заглатывании воздуха кровеносные сосуды кишки всасывают кислород. К добавочным органам относится и плавательный пузырь, который сообщается с пищеводом. Легкие происходят от парных многокамерных плавательных пузырей, подобно таким, которые встречаются у двоякодышащих рыб. Эти пузыри, так же как легкие, снабжаются кровью 4 жаберными артериями. Таким образом, плавательный пузырь первоначально из дополнительного органа дыхания у водных животных превратился в основной орган дыхания у наземных.
Эволюция легких и заключается в том, что в простом пузыре возникают многочисленные перегородки и полости для увеличения сосудистой и эпителиальной поверхности, которая и контактирует с воздухом. Легкие обнаружены в 1974 г. у самой крупной рыбы Амазонки Арапаймы, являющейся строго легочнодышащей. Жаберное дыхание у нее только первые 9 дней жизни. У амфибий, пресмыкающихся легкие развиты еще плохо, так как имеют малое число альвеол. У амфибий кроме лёгких, кожа выполняет функцию добавочного органа дыхания.
У птиц легкие малорастяжимы и лежат на спинной части грудной полости, не покрытые плеврой. Бронхи сообщаются с воздушными мешками, находящимися под кожей. Во время полета птицы за счет сжатия воздушных мешков крыльями происходит автоматическая вентиляция легких и воздушных мешков. Существенным отличием легких птиц от легких млекопитающих является то, что воздухоносные пути птиц заканчиваются не слепо, как у млекопитающих, альвеолами, а анастомозирующими воздушными капиллярами.
У всех млекопитающих в легких дополнительно развиваются ветвления бронхов, сообщающихся с альвеолами. Только альвеолярные ходы представляют остаток легочной полости амфибий и пресмыкающихся. У млекопитающих, помимо образования долей и сегментов, в легких произошло обособление центрального дыхательного пути и альвеолярной части (обратите внимание на слайд 9.) Особенно значительно развиваются альвеолы. Например, площадь альвеол у кошки — 7 м, а у лошади — 500 м2.
II. Строение органов дыхания
Учитель: Ребята, какие органы дыхания характерны для человека? Посмотрев видеофрагмент (слайд 7), заполни схему в информационной карте «дыхательная система человека». Сверьте свои схемы со схемой на слайде. Если они неверны исправьте, если ошибок нет – поставьте себе балл в таблицу результатов ( слайд 8).
(Учитель выслушивает ребят)
Учитель: Заполни таблицу «Строение и функции органов дыхания» указав какие функции выполняет носовая полость, гортань, бронхи и трахея, легкие.
Воздухоносный путь начинается с носовой полости (слайд 9). Учащиеся заполняют таблицу «Строение и функции органов дыхания» в информационной карте (слайд 10). Заполнение происходит на основе объяснения учителя, просмотра фрагментов мультимедийного учебного пособия и текста учебника « Биология 8 класс» страница 102-103.)
Вопрос: А зачем человеку нос? Украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно. «Без носа человек- чёрт знает что - птица не птица, гражданин не гражданин,- просто возьми да и вышвырни в окошко!..»-так писал о носе Николай Васильевич Гоголь. А если серьёзно? Для чего появился нос у человека разумного? Ведь у его предков - человекообразных обезьян- его не было.(Учащиеся просматривают видеофрагмент о значение носовой полости. – слайд 12)
Сообщение 3. Сказанное подтверждается опытом. Кролику ввели в носовую полость трубочку, воздух не соприкасался со слизью. Через несколько суток кролик погиб из-за обильного проникновения бактерий в легкие. Другой кролик, который дышал нормально, остался здоровым благодаря действию защитных сил носовой полости. В дыхательных путях воздух подвергается основательной обработке. Он очищается от пыли, обеззараживается носовой слизью, «омывается в паровой бане носовых раковин, обнюхивается ищейками обонятельной станции, поливается душем в области миндалин, обследуется рефлексными чиновниками» – так образно писал немецкий ученый Ф. Кан о тех процессах, которые происходят в начале дыхательных путей. Знаете ли вы, что: – к моменту рождения носовая полость ребенка недоразвита, имеет узкие носовые отверстия; объем носовой полости с возрастом увеличивается в 2,5 раза;
– ротовое дыхание вызывает деформацию грудной клетки, ухудшение слуха, нарушение нормального положения носовой перегородки и формы нижней челюсти;
– в течение жизни носовая полость задерживает до 5 кг пыли.
Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется (слайд 11).
(Учащиеся заносят вывод в таблицу в колонку «функции носовой полости».)
2. Строение гортани (слайд 12). Куда же поступает воздух дальше? Из носовой полости согретый, увлажненный, очищенный воздух поступает через носоглотку в гортань. Она имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный из них - щитовидный хрящ, он защищает гортань спереди. Хрящевой надгортанник при глотании пищи закрывает вход в гортань.
Задание. Попробуйте нащупать щитовидный хрящ и сделать глотательное движение. Что происходит с щитовидным хрящом? Что вы чувствуете? (хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место, при этом движении надгортанник закрывает вход в гортань, и по нему как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод (видеофрагмент слайд 13))
Что еще есть в гортани? Почему гортань называют «самым прекрасным музыкальным инструментом»? Чтобы узнать об этом, я предлагаю провести небольшое исследование. Используя информацию приложения № 1 ответьте на вопросы и продолжайте заполнять таблицу.
- Найдите в тексте информацию о строении гортани. Определите, какие ее образования участвуют в формировании звуков. (голосовые связки, голосовая щель)
- При каком положении голосовых связок образуются звуки? (образование звука происходит при сомкнутых голосовых связках, звук выходящего воздуха заставляет связки вибрировать – возникает звук)).
- Ответьте на вопросы: от чего зависят индивидуальные особенности голоса? Почему у женщин более высокий голос, чем у мужчин? Почему у детей более высокий голос, чем у взрослых?
(У людей с низкими голосами складки более длинные и толстые, а с высокими – короткие и тонкие)
Приложение 1.
В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок (слайд 14, 15). Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться.(учащиеся работают с рисунками учебника и информационной карты, формулируют выводы). При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга. У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче. Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. В мозге существуют специальные центры речи. Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.
Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе? Ответ: При выдохе. Учитель: Проверяем таблицу (Слайд 17). Особенности строения и функции гортани.
Вывод. Функции гортани: Обеспечивает прохождение воздуха, образование звуков речи.
Из гортани воздух попадает в трахею (слайд 18)
Заслушиваем сообщение ученика. Данное сообщение есть в приложении 2 в информационной карте.
Приложение 2.
Сообщение 4. Трахея, что в переводе с греческого буквально означает «шероховатое дыхательное горло» или «большая артерия». Древние анатомы, таким образом, приписывали этим органам одинаковые функции. Она покрыта маленькими ресничками, которые быстро – быстро, пятьсот раз в минуту, трепещут и постепенно выталкивают прорвавшуюся сюда, через все барьеры пыль. Без этих мерцательных ресничек в наших легких за всю жизнь скопилось бы полведра пыли! Длина трахеи 15см. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких. В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое.
Учитель предлагает учащимся продолжить заполнение таблицы «Строение и функции органов дыхания. Трахея» (слайд 19).
Учитель: Переходим к следующему органу – легкие (слайд 20). Продолжай заполнять таблицу.
Приложение 3.
Сообщение 5: Легкие – парные органы, расположенные в грудной полости. Снаружи они покрыты плотной серозной оболочкой – плеврой, покрывающей внутреннюю поверхность грудной полости (пристеночная плевра), а затем переходит на легкое (легочная плевра). Между пристеночной и легочной плеврой имеется щель – плевральная полость, которая заполнена плевральной жидкостью, снижающей трение легких о стенки грудной полости при дыхании. Каждое легкое разделяется глубокими бороздами на доли: правое - на три (верхнюю, среднюю и нижнюю), левое – на две (верхнюю и нижнюю). Каждая доля состоит из сегментов – это участок легочной ткани, имеющий сосуды и нервные волокна. В каждом легком насчитывается 10 сегментов. Функциональной единицей легкого является ацинус – это система разветвлений одной концевой бронхиолы, которая делится на 14-16 дыхательных бронхиол, образующих до 1500 альвеолярных ходов, несущих на себе до 20000 альвеол. В обоих легких содержится до 700 миллионов альвеол. Общая их поверхность 120 кв.м. Снаружи альвеолы оплетены густой сетью кровеносных капилляров. Снижение сил поверхностного натяжения альвеол и повышение эластичности легочной ткани способствует вещество сурфактант, который предотвращает спадение альвеол. Значение сурфактанта не ограничивается только снижением сил поверхностного натяжения в альвеолах. Он также играет существенную роль в системе легочной защиты. Клеточный компонент сурфактантной системы легких представлен двумя типами клеток: первый — пневмоциты II типа, которые синтезируют и секретируют на поверхность альвеол липиды и белки, входящие в состав сурфактанта, а также участвуют в обновлении поверхностно-активной выстилки путем ее обратного захвата, ресинтеза и ресекреции; второй — альвеолярные макрофаги, которые участвуют в удалении и утилизации «отработанного» сурфактанта (слайд 22).
Если все функции в таблице названы верно, запиши себе балл в таблицу результатов
Используя приложение 3 дополни фразы:
Легочная плевра – соединительнотканная оболочка, покрывающая _____________________.
Пристеночная плевра – соединительнотканная оболочка, покрывающая внутреннюю поверхность _________________________________.
Плевральная полость – щель между _________________________________________________.
Плевральная жидкость снижает трение легких о стенки грудной полости при _________________.
Закрепление
1. В информационной карте найди ошибки в тексте и исправь их (слайд 25).
1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.
2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.
3. В гортани находятся голосовые связки, участвующие в голосообразовании. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полости.
4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких.
Задание 2. Соотнесите орган и выполняемую им функцию. Ответ запиши в таблицу.
Орган | |||||
Функция |
Орган:
1.Носовая полость 2. Гортань 3. Трахея и бронхи 4.Лёгкие 5.Плевра
Выполняемая функция а) выстилает наружную поверхность легких; б) газообмен;
в) увлажнение воздуха, задерживание пыли; г) образование голоса
д) трубка 10-15 см, обеспечивающая свободное прохождение воздуха.
Сверь таблицу со слайдом, если есть ошибки – справь их, если нет – поставь балл в таблицу.
Задание 3. Выбери правильный ответ, записав его в таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?
А) Носовая полость; Б) Гортань; В) Трахея.
2. Как влияет крик на голосовые связки?
А) Никак не влияет; Б) Улучшает; В) Ухудшает.
3. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?
А) Лёгкие; Б) Трахея; В) Лёгочная артерия; Г) Бронхи.
4. Сущность процесса дыхания состоит в:
А) Обмене газами между организмом и внешней средой;
Б) Окислительных процессах в клетках, в результате которых выделяется энергия;
В) Транспорте газов кровью.
5. А. В носовой полости воздух очищается от пыли и микроорганизмов, увлажняется и согревается
Б. Гортань образована костной тканью, поперечнополосатыми мышцами и слизистой оболочкой.
А) Верно только А Б) Верно только Б В) Верны оба высказывания
6. Голосовые связки раскрыты наиболее широко, когда человек:
А) Молчит Б) Говорит шепотом В) Говорит громко
7. Закрывает вход в гортань при глотании пищи:
А) Щитовидный хрящ Б) Зерновидный хрящ В) Надгортанник
8. Из чего состоит трахея:
А) Из костной ткани Б) Только из соединительной ткани В) Из хрящевых полуколец
9. На какое количество бронхов ветвится трахея?
А) На два Б) На четыре В) На множество
10. Ткань легких состоит из:
А) Альвеол Б) Бронхиол В) Легочной плевры
Перепиши ответы задания 2 и 3 на отдельный листок и сдай его учителю.
Таблица результатов
Рефлексивные задания
1. Задание эмоционально-ценностного характера
Посмотрите, пожалуйста, на гномов. У них у всех разное настроение. Какой гном наиболее близок Вам по настроению? Какого гнома Вы забрали бы уходя с урока с собой?
1.Что нового узнали? Что для вас стало наиболее значимым? Почему?
2.Какие трудности возникали у вас на уроке? Как вы их преодолевали?
3.Что еще вам хотелось бы узнать по материалу, пройденному на уроке?
Домашнее задание
Параграф 23, 24 стр. 103-104. Выучить таблицу в информационной карте.
Ответить на вопросы: 1. Почему нельзя разговаривать во время еды?
2. Почему не рекомендуется дышать ртом?
Творческие задания выполняются по желанию
А. Приготовить сообщения: «Влияние курения на голосообразование»
Б. Составить ребусы, кроссворды.
Список использованной литературы:
- Поурочные разработки по биологии (человек), 8 (9) класс, О.В. Пепеляева, И.В. Сунцова. – М.: «Вако», 2011.
- Биология «Человек» 8 класс А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, изд. третье, переработанное. – М.: «Вентана-Граф», 2012.
- Анатомия и физиология человека/ Сост. Е.П. Сидоров. – М.:МП «Поликоп» и СП «Маркетинг-ХХI», 2011.
- Примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 80с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: учитель, 2009.
Фамилия Имя_________________________________________________________________________
Класс___________________ Дата____________________
Информационная карта
Тема урока: «Значение дыхания. Строение и функции дыхательной системы».
1. Из предложенных задач выбери наиболее значимые на сегодняшнем уроке, подчеркни их:
- Овладеть содержанием темы: сформировать знания об особенностях органов дыхания в связи с выполняемыми функциями;
- Проявить и развить свои способности;
- Воспитывать бережное отношение к своему организму;
- Развивать умение слушать друг друга;
- Приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности;
- Организовывать анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности.
Сверь свои задачи с задачами в слайде, если допустил ошибки – исправь их, если твои задачи совпали полностью, засчитай себе балл в таблицу результатов.
2. Запиши недостающие слова в определениях:
Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление _______________, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других продуктов распада.
Органы дыхания – специализированные органы для ________________ между организмом и окружающей средой.
Значение дыхания: 1. Обеспечение организма__________________ и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.
- Удаление _________________________ а также конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)
- Окисление органических соединений с выделением энергии, необходимой человеку для _________________________________.
Сверь данные определения со слайдами, если допустил ошибки – исправь их, если совпали – засчитай себе балл в таблицу результатов.
3. Просмотрев видеофильм, заполни схему
«Дыхательная система человека»
Воздухоносные пути: _____________________________
1.___________________________
2.___________________________
3.___________________________
4.___________________________
5.___________________________
Правильность схемы сверь со сладом, если есть ошибки – исправь их, если совпали полностью, запиши себе балл в таблицу результатов.
- Заполни таблицу «Строение и функции органов дыхания» указав какие функции выполняет носовая полость, гортань, бронхи и трахея, легкие.
Строение и функции органов дыхания
Если все функции в таблице названы верно, запиши себе балл в таблицу результатов.
5. Используя приложение 3 дополни фразы:
Легочная плевра – соединительнотканная оболочка, покрывающая _____________________.
Пристеночная плевра – соединительнотканная оболочка, покрывающая внутреннюю поверхность _________________________________.
Плевральная полость – щель между _________________________________________________.
Плевральная жидкость снижает трение легких о стенки грудной полости при _________________.
Закрепление.
Задание 1. Найдите ошибки в тексте и исправьте их, зачеркнув и написав правильный ответ.
- Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении углекислого газа в его клетки и удалении кислорода.
- В носовой полости воздух нагревается и увлажняется.
- В трахее находятся голосовые связки, участвующие в голосообразовании.
- Газообмен происходит в бронхах.
Сверь ответы со слайдом, если нет ошибок – запиши себе балл в таблицу результатов.
Задание 2. Соотнесите орган и выполняемую им функцию. Ответ запиши в таблицу.
Орган | |||||
Функция |
Орган:
1.Носовая полость 2. Гортань 3. Трахея и бронхи 4.Лёгкие 5.Плевра
Выполняемая функция а) выстилает наружную поверхность легких; б) газообмен;
в) увлажнение воздуха, задерживание пыли; г) образование голоса
д) трубка 10-15 см, обеспечивающая свободное прохождение воздуха.
Сверь таблицу со слайдом, если есть ошибки – справь их, если нет – поставь балл в таблицу.
Задание 3. Выбери правильный ответ, записав его в таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?
А) Носовая полость; Б) Гортань; В) Трахея.
2. Как влияет крик на голосовые связки?
А) Никак не влияет; Б) Улучшает; В) Ухудшает.
3. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?
А) Лёгкие; Б) Трахея; В) Лёгочная артерия; Г) Бронхи.
4. Сущность процесса дыхания состоит в:
А) Обмене газами между организмом и внешней средой;
Б) Окислительных процессах в клетках, в результате которых выделяется энергия;
В) Транспорте газов кровью.
5. А. В носовой полости воздух очищается от пыли и микроорганизмов, увлажняется и согревается
Б. Гортань образована костной тканью, поперечнополосатыми мышцами и слизистой оболочкой.
А) Верно только А Б) Верно только Б В) Верны оба высказывания
6. Голосовые связки раскрыты наиболее широко, когда человек:
А) Молчит Б) Говорит шепотом В) Говорит громко
7. Закрывает вход в гортань при глотании пищи:
А) Щитовидный хрящ Б) Зерновидный хрящ В) Надгортанник
8. Из чего состоит трахея:
А) Из костной ткани Б) Только из соединительной ткани В) Из хрящевых полуколец
9. На какое количество бронхов ветвится трахея?
А) На два Б) На четыре В) На множество
10. Ткань легких состоит из:
А) Альвеол Б) Бронхиол В) Легочной плевры
Перепиши ответы задания 2 и 3 на отдельный листок и сдай его учителю.
Таблица результатов
Домашнее задание
Параграф 23, 24 стр. 103-104. Выучить таблицу в информационной карте.
Ответить на вопросы: 1. Почему нельзя разговаривать во время еды?
2. Почему не рекомендуется дышать ртом?
Творческие задания выполняются по желанию
А. Приготовить сообщения: «Влияние курения на голосообразование»
Б. Составить ребусы, кроссворды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.
урок составлен по программе по биологии для 8 класса составлен на основе примерной программы авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.Урок темы Дыхание....
Органы дыхательной системы.
Данная презентация позволяет быстро проверить усвоение нового материала. Также можно использовать для проверки домашнего задания....
Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй"
Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй" с использованием инновационных здоровьесберегающих ...
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхательной системы.
Конспект урока биологии в 9 классе по теме "Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхательной системы" и презентация по этой же теме. Эти материалы подойдут учителям биологии, работающим по УМК ...
Презентация к уроку по теме: "Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей."
Цели: Раскрыть биологическую сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; показать функциональную связь ...
Урок по теме "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"
1. Цель для учителя: создание условий для изучения и осознания блока новой учебной информации (органы дыхательной системы человека), осмысление связей и отношений в объектах изучения средствами ...
Открытый урок по биологии в 8 классе на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"
Урок биологии на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"...