Тема урока: Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий.
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Конспект на тему урока:" Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема урока: Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий. | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
26.11.
Урок биологии 5 класс
Тема урока: Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий.
Тип урока: комбинированный
Цели: создание условий для формирования у учащихся УУД
Личностных:
- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Познавательных УУД:
- формирование умения ориентироваться в тексте, находить и использовать нужную информацию;
- формировать умения использовать знаково-символические средства, выполнять действия по алгоритму.
- формирование умения объяснять значение новых слов сформировать умение сравнивать и выделять признаки бактерий от других царств.
Коммуникативных УУД:
- формировать умения слушать и обосновывать свое мнение.
- сформировать умение выражать свои мысли и идеи.
Регулятивных УУД:
- целеполагания (формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно);
- контроль (формирование умения сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);
- коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата);
- оценка (формирование умения выделить и осознать учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению).
Предметных УУД:
- формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы;
- формировать умение определять основные части бактерии;
- формировать умение перечислять процессы жизнедеятельности, разнообразие и распространение бактерий;
- продолжить формирование представлений о многообразии живых организмов.
Оборудование: таблица «Бактерии».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка по разделу «Клеточное строение организмов» (написание тестовой работы)
3. Актуализация знаний.
Около 5 млрд. лет назад, на Земле было пустынно. Над пустынными просторами без конца и без края ползли низкие зеленые тучи и почти не переставая, лили горячие дожди. Из края в край гулял по Земле ветер, встречая на своем пути только камень. И некому было ни ходить, ни летать, ни ползать — ничего живого не было на Земле. Миллионы и миллионы лет прошли, прежде чем около 3,5млрд. лет назад, появились они. Они господствовали на Земле около 2 миллионов лет прежде, чем появились другие организмы.
?. Как вы думаете, что это за организмы?
4. Формулирование проблемы и темы урока.
?. Что мы уже ЗНАЕМ о бактериях?
Высказывания учащихся
Что мы НЕ ЗНАЕМ о бактериях?
Предлагаю ребятам сформулировать проблему, используя вопросительные слова (как?, зачем?, почему? (вопросы на доске)
?! Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?
? Нужны ли нам знания о невидимых обитателях планеты?
Предлагаю определить тему урока.
Формулируют тему урока: «Строение и жизнедеятельность бактерий»
5. Целеполагание.
Для чего же необходимо знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий?
О. Если знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий, то можно контролировать их влияние на человека (найти методы борьбы с болезнетворными и способы их использования в хозяйстве).
Давайте составим план работы на уроке.
1. Изучить внешнее строение бактерий.
2. Изучить внутреннее строение бактерий.
3. Изучить особенности жизнедеятельности (питания, дыхания, размножения, способы перенесения неблагоприятных условий).
4. Рассмотреть значение бактерий.
Интересно о бактериях.
1) Самый древний организм, который удалось выявить ученым, это археобактерии термоацидофилы. Эти бактерии существуют в тех горячих источниках, в которых имеется большое содержание кислоты.
2) В организме человека живут бактерии, общий вес которых составляет два килограмма.
3) Одни из них находится в нашем кишечнике. Численность этих бактерий на много больше, чем клеток в человеческом теле.
4) Во рту человека насчитывается почти 40 тысяч бактерий разного типа. Во время поцелуя люди могут передать друг другу 278 видов бактерий. Безопасными из их числа являются 95%.
5) Отдельную бактерию простым глазом не увидишь. Правда, есть так называемые серобактерии, которые образуют нити длиной в десятки сантиметров, но это исключение. А правило таково: размер бактерии колеблется около величины в два микрона. Для этой величины уже не найдешь подходящего наглядного сравнения: такая бактерия меньше типографской точки в 250—500 раз.
6) Микробиологи считают, что на Земле всего 5 ∙ 10 30 (5 нониллионов) бактерий, обитающих в разных средах обитания: водной, почвенной, наземно-воздушной, организменной.
6. Изучение нового материала.
1) История открытия бактерий.
«Бактерия» – в переводе с греческого означает «палочка». Такими их впервые увидел в 1683 году под микроскопом голландский натуралист Антони ван Левенгук 2)Самостоятельная работа с текстом учебника с.41 Общая характеристика бактерий.
Проверка задания
Бактерии – относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы. Отличительная черта бактериальной клетки – отсутствие в ней ядра. Поэтому учёные называют их доядерными (прокариотическими) организмами.
Известно около 2,5 тысяч видов. Бактерии – очень древние организмы. Они возникли около 3,5 млрд. лет назад. Большинство бактерий бесцветны. Только немногие окрашены в пурпурный или зелёный цвет.
3)Форма бактерий.- рис.32-выписать формы бактерий.
форма бактерий
округлые клетки - это кокки, сложенные в цепочку - стрептококки, палочковидные - бациллы, спиралевидные - спириллы, в виде запятой - вибрионы и другие. Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп и плёнок. Некоторые бактерии имеют один или несколько жгутиков. Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные передвигаются за счёт волнообразных сокращений или при помощи жгутиков.
Вращаясь со скоростью 3000 об в мин, они тянут за собой бактериальную клетку. Скорость движения может быть достаточно велика.
4) Строение бактерий работа - с тетрадью на печат.основе.
Задание: обозначить органоиды клетки.
строение бактерий
Клетка бактерии снаружи покрыта плотной клеточной стенкой, которая напоминает клеточную стенку клеток растений. Эта оболочка позволяет клеткам бактерий сохранять постоянную форму. По составу и строению клеточные оболочки бактерий существенно отличаются от оболочек растений. Под клеточной стенкой лежит клеточная мембрана. Часто поверх клеточной стенки имеется дополнительный защитный слой слизи - капсула, толщина которой может во много раз превышать диаметр самой клетки. Капсула предохраняет бактерию от высыхания.
Внутри клетки бактерии находится густая неподвижная цитоплазма без вакуолей. В клетках бактерий нет оформленного ядра. Хотя само наследственное вещество (молекула органического вещества) в клетке есть, оно не отделено от цитоплазмы, а прикреплено к клеточной мембране. По этим признакам (и ряду других) бактерий относят к особой крупной группе - прокариоты. Все остальные организмы, имеющие оформленное ядро с ядерной оболочкой, являются эукариотами. В группу эукариот входят растения, грибы и животные, в том числе человек.
Физкультминутка.
5) Распространение бактерий-беседа.
Распространение бактерий
Практически нет места на Земле, где бы не встречались бактерии. Бактерии очень выносливы и приспособлены к различным условиям существования. Благодаря ничтожно малым размерам и выносливости они проникают даже туда, где жизнь, казалось бы, невозможна. Они живут во льдах Антарктиды при температуре -830С и в горячих источниках, температура которых достигает +85-900С. Некоторые из них могут выдерживать длительное высушивание, не теряя при этом жизнеспособности. Некоторые не погибают даже в растворе серной кислоты. Особенно много их в почве. В 1 г почвы могут содержаться сотни миллионов бактерий.
Число бактерий различно в воздухе проветренных и непроветренных помещений. Так, в классе после проветривания перед началом урока бактерий в 13 раз меньше, чем в той же комнате после урока.
Условия жизни бактерий разнообразны. Одним из них необходим кислород воздуха, другие в нём не нуждаются и способны жить в бескислородной среде.
6)Питание бактерий – рассказ с элементами беседы.
В зависимости от типа питания бактерий делят на группы. Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических, называются автотрофами (от греческих слов «аутос» – сам и «трофее» – пища). Есть бактерии-автотрофы, в клетках которых содержится хлорофилл – вещество, поглощающее энергию солнечного света. Используя поглощённую энергию, бактерии из более простых неорганических веществ создают сложные органические – осуществляют фотосинтез (от греческих слов «фото» – свет и «синтесис» – совмещение, помещение вместе). В процессе фотосинтеза, кроме органических веществ, образуется кислород, который выделяется из бактериальных клеток в атмосферу. Эта группа бактерий получила название сине-зелёные водоросли, или цианобактерии. Они сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере Земли.
Другая группа бактерий, не имеющая хлорофилла, потребляет готовые органические вещества. Такие организмы учёные называют гетеротрофами (от греческих слов «гетерос» – другой и «трофее» – пища).
7)Размножение бактерий, образование спор- выступление с проектом обуч-ся.
Вспомним проблему и пробуем ответить на этот вопрос.
Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?
О. очень простое строение, приспособление к разным условиям существования (кислородное и бескислородное), типам питания, быстрое размножение, спорообразование.
8. Рефлексия.
Продолжить предложения:
На уроке для меня было важно ….
На уроке для меня было сложно….
Я понял….
9. Домашнее задание.
1) параграф 9 + записи в тетради изучить.
2) с.55 устно ответить на вопросы после параграфа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....
урок по фгос "Строение и жизнедеятельность бактерий"
прослеживается связь строения с жизнедеятельностью бактерий.Урок сопровождается презентацией....
Разработка урока по биологии:" Строение и жизнедеятельность бактерий" 5 класс ФГОС
План - конспект урока по биологии с раздаточным модулем и технологической картой. Тема:Строение и жизнедеятельность бактерий. 5 класс. ФГОС...
Методические материалы к уроку в 5 классе по биологии "Бактерии: строение и жизнедеятельность"
Создание базового учебного индивидуального проекта за один урок...
Конспект урока, 5 класс. "Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."
Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство бактерии"...
Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий.
Конспект урока по биологии 5 класс по теме :"Строение и жизнедеятельность бактерий"...
Тема урока : «Царство Грибы. Строение шляпочных грибов».
Презентация к уроку по теме «Царство Грибы. Строение шляпочных грибов»....