Подготовка учащихся к ОГЭ по биологии с использованием интернет ресурсов на примере изучения темы «Опорно-двигательная система человека»
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс)

Давыдова Наталья Евгеньевна

Подготовка учащихся к ОГЭ по биологии с использованием интернет ресурсов на примере изучения темы «Опорно-двигательная система человека»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка учащихся к ОГЭ по биологии с использованием интернет ресурсов.

На примере изучения темы «Опорно-двигательная система человека»

Составил учитель биологии 1 категории, Давыдова Наталья Евгеньевна

Цель: Повышение качества подготовки  к ОГЭ по биологии с использованием интернет ресурсов.

Задачи:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Опорно-двигательная система человека»

Развивающие: продолжить формирование у школьников умений анализировать и обобщать изученный материал, систематизировать полученные знания.

Воспитывающие: продолжить формирование умения работать в коллективе; оценивать работу товарищей; сознательно вырабатывать в себе санитарно-гигиенические правила.

Тип урока: повторение, систематизация и обобщение изученного материала.

Оборудование: Таблицы «Скелет человека», «Мышцы»; модель скелета человека; компьютер, проектора, колонки, свободный доступ к интернету.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Обьяснение структуры экзаменационной работы по биологии.
  3. Объяснение материала по теме «Опорно-двигательная система человека» с использованием презентации.
  4. Закрепление пройденного материала с использованием тестовых заданий с сайта Решу ОГЭ.
  5. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.(Приветствие)

  1. Обьяснение структуры экзаменационной работы по биологии.

Демонстрация данных с сайта Решу ОГЭ (https://bio-oge.sdamgia.ru/manual)

  1. Объяснение материала по теме «Опорно-двигательная система человека» с использованием презентации

Опорно-двигательная система человека состоит из скелета и мышц (4 слайд).

 В скелете человека более 200 костей и их соединений. Скелет выполняет защитную и опорную функции. ( 5 слайд)

Кости также участвуют в минеральном обмене и выполняют кроветворную функцию. Кости образованы в основном соединительной костной тканью. (6 слайд)

Мышцы, рефлекторно сокращаясь, приводят в движение кости.

В состав кости входят вещества: ( 7 слайд)

органические вещества придают кости упругость и эластичность

неорганические – прочность и хрупкость.

С возрастом в составе кости преобладают неорганические вещества, т.к. процессы биосинтеза белка замедляются. ( 8 слайд)

Поверхность кости покрыта надкостницей, обеспечивающей рост кости в толщину, чувствительность, питание, срастание костей после переломов.

В длину кость растет благодаря делению групп клеток, находящихся на ее концах. На суставных поверхностях надкостницы нет.

Разновидности костей: ( 9 слайд)

– трубчатые – длинные ( плечевая, бедренная и т.д.) содержат желтый костный мозг;

– плоские – (лопатки, ребра, тазовые кости) содержат красный костный мозг, выполняющий кроветворную функцию;

– короткие (кости запястья, предплюсны);

– смешанные (позвонки, некоторые кости черепа).

Соединения костей: ( 10 слайд)

– неподвижные, непрерывные – кости срастаются или скреплены соединительной тканью (соединения крыши черепа);

– полуподвижные  – соединения позвонков межпозвоночными хрящевыми дисками,

– подвижные  – суставы (сустав   образован: суставными поверхностями, покрытыми суставным хрящом, суставной соединительно-тканной сумкой, суставной полостью, содержащей суставную жидкость).

Скелет  обеспечивает поддержание определенной формы тела, защиту внутренних органов, локомоторные функции организма, движение отдельных частей тела.

( 11 слайд)

I. Скелет головы – ( 12слайд)

череп:

лицевой отдел

мозговой отдел.

В  черепе есть одна подвижная кость – верхняя челюсть. Все остальные кости черепа соединены неподвижно.

Основными отличиями черепа человека являются:

объем мозговой части до 1500 см3

большое затылочное отверстие на основании черепа

большие глазницы на лицевой части

подбородочный бугор на нижней челюсти

дифференцированные зубы как молочные, так и постоянные.

II. Скелет туловища включает: ( 13 слайд)

позвоночниксостоящий из 5 отделов:

– шейный – 7 позвонков;

– грудной – 12 позвонков, сочлененных с ребрами. Грудные позвонки, ребра и грудина образуют грудную клетку ;

– поясничный отдел – 5 позвонков;

– крестцовый отдел – 5 позвонков, срастающихся к 18—20 годам, образуют крестец;

– копчиковый отдел – 4—5 копчиковых позвонков.

Позвоночник образует изгибы:

2 (шейный и поясничный) направлены выпуклостью вперед

2 (грудной и крестцовый) направлены выпуклостью назад.

скелет верхних конечностей образован: ( 14 слайд)

скелетом плечевого пояса (парные лопатки и парные ключицы)

скелетом свободных верхних конечностей (плечо, предплечье, кисть) образован плечевой костью, костями предплечья – локтевой и лучевой, и костями кисти.

скелет нижних конечностей образован: ( 15 слайд)

костями тазового пояса (состоит из 2 тазовых костей, каждая из которых образована сросшимися подвздошной, лобковой и седалищной костями. Таз соединяет свободные конечности с туловищем и образует полость, содержащие некоторые внутренние органы)

костями свободных нижних конечностей  (бедро, голень, стопа) состоит из бедренной, большой и малой берцовых костей, костей стопы.

Мышцы – активная часть опорно-двигательной системы. ( 16 слайд)

Скелетные мышцы образованы поперечно-полосатыми мышечными волокнами. Волокна образуют брюшко мышцы, которое на концах переходит в сухожилия, прикрепляющиеся к костям. ( 17 слайд)

Работа мышц: мышечное волокно возбуждается нервными импульсами, поступающими от мотонейронов. Передача возбуждения происходит в нервно-мышечном синапсе. Сокращение мышцы складывается из суммы сокращений отдельных мышечных волокон.

Утомление мышц  – временное понижение работоспособности органа. Утомление мышц связано с накоплением в них молочной кислоты. Кроме того, при утомлении расходуются запасы гликогена, а следовательно, снижается интенсивность синтеза АТФ.

Работоспособность мышц повышается при тренировках.

  1. Закрепление пройденного материала с использованием тестовых заданий с сайта Решу ОГЭ

Разбор заданий по теме «Опорно-двигательная система человека»  используя каталог заданий сайта РЕШУ ОГЭ (Задания 10. Опора и движение)

  1. Домашнее задание.

Зарегистрироваться на сайте решу ОГЭ, пройти тестирование по заданиям 10 «Опора и движение»,  отработать ошибки.

Посмотреть учебный фильм из цикла  OOO«ВИДЕОСТУДИЯ «КВАРТ» Анатомия и физиология человека, раздел ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (https://www.youtube.com/watch?v=S6Lq77RRXFw)

Используемые источники:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

  1. Биология 100 баллов

http://biology100.ru/

  1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам РЕШУ ОГЭ

https://oge.sdamgia.ru/

  1. Учебный фильм из цикла  OOO«ВИДЕОСТУДИЯ «КВАРТ» Анатомия и физиология человека ( раздел ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ )

https://www.youtube.com/watch?v=S6Lq77RRXFw


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков с ЭОР на тему "Опорно-двигательная система человека. Гигиена ОДС"

Одна из функций человеческого организма - изменение положения частей тела, передвижение в пространстве. Движения происходят при участии костей, выполняющих функции рычагов, и скелетных мышц, которые в...

Методическая разработка по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека"

В данной методической раработке рассмотрено 2 урока по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека" для учащихся 8 класса. По учебнику  М.Р.Сапина, Н. Сонина Биология  Человек 8 клас...

Обобщающий урок по темам "Опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная система человека" (биология, 8 класс)

Урок разработан в форме телевизионной игры "Своя игра". Цель урока: обобщение и систематизация знаний по темам....

Зачет по теме "Опорно-двигательная система человека"

Материалы к зачету по теме "ОДС" в 8 классе...

Интегрированный урок «Влияние двигательной активности на опорно-двигательную систему» (обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система») Для учащихся 8 класса.

Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Для тех, кто х...

Опыт организации самостоятельной работы учащихся по химии и биологии с использованием Интернет-ресурсов

В статье представлен опыт организации самостоятельной работы учащихся с использованием Интернет-ресурсов...