Подготовка учащихся к ОГЭ по биологии с использованием интернет ресурсов на примере изучения темы «Опорно-двигательная система человека»
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс)
Подготовка учащихся к ОГЭ по биологии с использованием интернет ресурсов на примере изучения темы «Опорно-двигательная система человека»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_uchashchihsya_k_oge_po_biologii_s_ispolzovaniem_internet_resursov.zip | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка учащихся к ОГЭ по биологии с использованием интернет ресурсов.
На примере изучения темы «Опорно-двигательная система человека»
Составил учитель биологии 1 категории, Давыдова Наталья Евгеньевна
Цель: Повышение качества подготовки к ОГЭ по биологии с использованием интернет ресурсов.
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Опорно-двигательная система человека»
Развивающие: продолжить формирование у школьников умений анализировать и обобщать изученный материал, систематизировать полученные знания.
Воспитывающие: продолжить формирование умения работать в коллективе; оценивать работу товарищей; сознательно вырабатывать в себе санитарно-гигиенические правила.
Тип урока: повторение, систематизация и обобщение изученного материала.
Оборудование: Таблицы «Скелет человека», «Мышцы»; модель скелета человека; компьютер, проектора, колонки, свободный доступ к интернету.
План урока:
- Организационный момент.
- Обьяснение структуры экзаменационной работы по биологии.
- Объяснение материала по теме «Опорно-двигательная система человека» с использованием презентации.
- Закрепление пройденного материала с использованием тестовых заданий с сайта Решу ОГЭ.
- Домашнее задание.
Ход урока:
- Организационный момент.(Приветствие)
- Обьяснение структуры экзаменационной работы по биологии.
Демонстрация данных с сайта Решу ОГЭ (https://bio-oge.sdamgia.ru/manual)
- Объяснение материала по теме «Опорно-двигательная система человека» с использованием презентации
Опорно-двигательная система человека состоит из скелета и мышц (4 слайд).
В скелете человека более 200 костей и их соединений. Скелет выполняет защитную и опорную функции. ( 5 слайд)
Кости также участвуют в минеральном обмене и выполняют кроветворную функцию. Кости образованы в основном соединительной костной тканью. (6 слайд)
Мышцы, рефлекторно сокращаясь, приводят в движение кости.
В состав кости входят вещества: ( 7 слайд)
органические вещества придают кости упругость и эластичность
неорганические – прочность и хрупкость.
С возрастом в составе кости преобладают неорганические вещества, т.к. процессы биосинтеза белка замедляются. ( 8 слайд)
Поверхность кости покрыта надкостницей, обеспечивающей рост кости в толщину, чувствительность, питание, срастание костей после переломов.
В длину кость растет благодаря делению групп клеток, находящихся на ее концах. На суставных поверхностях надкостницы нет.
Разновидности костей: ( 9 слайд)
– трубчатые – длинные ( плечевая, бедренная и т.д.) содержат желтый костный мозг;
– плоские – (лопатки, ребра, тазовые кости) содержат красный костный мозг, выполняющий кроветворную функцию;
– короткие (кости запястья, предплюсны);
– смешанные (позвонки, некоторые кости черепа).
Соединения костей: ( 10 слайд)
– неподвижные, непрерывные – кости срастаются или скреплены соединительной тканью (соединения крыши черепа);
– полуподвижные – соединения позвонков межпозвоночными хрящевыми дисками,
– подвижные – суставы (сустав образован: суставными поверхностями, покрытыми суставным хрящом, суставной соединительно-тканной сумкой, суставной полостью, содержащей суставную жидкость).
Скелет обеспечивает поддержание определенной формы тела, защиту внутренних органов, локомоторные функции организма, движение отдельных частей тела.
( 11 слайд)
I. Скелет головы – ( 12слайд)
череп:
лицевой отдел
мозговой отдел.
В черепе есть одна подвижная кость – верхняя челюсть. Все остальные кости черепа соединены неподвижно.
Основными отличиями черепа человека являются:
объем мозговой части до 1500 см3
большое затылочное отверстие на основании черепа
большие глазницы на лицевой части
подбородочный бугор на нижней челюсти
дифференцированные зубы как молочные, так и постоянные.
II. Скелет туловища включает: ( 13 слайд)
позвоночник, состоящий из 5 отделов:
– шейный – 7 позвонков;
– грудной – 12 позвонков, сочлененных с ребрами. Грудные позвонки, ребра и грудина образуют грудную клетку ;
– поясничный отдел – 5 позвонков;
– крестцовый отдел – 5 позвонков, срастающихся к 18—20 годам, образуют крестец;
– копчиковый отдел – 4—5 копчиковых позвонков.
Позвоночник образует изгибы:
2 (шейный и поясничный) направлены выпуклостью вперед
2 (грудной и крестцовый) направлены выпуклостью назад.
скелет верхних конечностей образован: ( 14 слайд)
скелетом плечевого пояса (парные лопатки и парные ключицы)
скелетом свободных верхних конечностей (плечо, предплечье, кисть) образован плечевой костью, костями предплечья – локтевой и лучевой, и костями кисти.
скелет нижних конечностей образован: ( 15 слайд)
костями тазового пояса (состоит из 2 тазовых костей, каждая из которых образована сросшимися подвздошной, лобковой и седалищной костями. Таз соединяет свободные конечности с туловищем и образует полость, содержащие некоторые внутренние органы)
костями свободных нижних конечностей (бедро, голень, стопа) состоит из бедренной, большой и малой берцовых костей, костей стопы.
Мышцы – активная часть опорно-двигательной системы. ( 16 слайд)
Скелетные мышцы образованы поперечно-полосатыми мышечными волокнами. Волокна образуют брюшко мышцы, которое на концах переходит в сухожилия, прикрепляющиеся к костям. ( 17 слайд)
Работа мышц: мышечное волокно возбуждается нервными импульсами, поступающими от мотонейронов. Передача возбуждения происходит в нервно-мышечном синапсе. Сокращение мышцы складывается из суммы сокращений отдельных мышечных волокон.
Утомление мышц – временное понижение работоспособности органа. Утомление мышц связано с накоплением в них молочной кислоты. Кроме того, при утомлении расходуются запасы гликогена, а следовательно, снижается интенсивность синтеза АТФ.
Работоспособность мышц повышается при тренировках.
- Закрепление пройденного материала с использованием тестовых заданий с сайта Решу ОГЭ
Разбор заданий по теме «Опорно-двигательная система человека» используя каталог заданий сайта РЕШУ ОГЭ (Задания 10. Опора и движение)
- Домашнее задание.
Зарегистрироваться на сайте решу ОГЭ, пройти тестирование по заданиям 10 «Опора и движение», отработать ошибки.
Посмотреть учебный фильм из цикла OOO«ВИДЕОСТУДИЯ «КВАРТ» Анатомия и физиология человека, раздел ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (https://www.youtube.com/watch?v=S6Lq77RRXFw)
Используемые источники:
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
- Биология 100 баллов
- Образовательный портал для подготовки к экзаменам РЕШУ ОГЭ
- Учебный фильм из цикла OOO«ВИДЕОСТУДИЯ «КВАРТ» Анатомия и физиология человека ( раздел ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ )
https://www.youtube.com/watch?v=S6Lq77RRXFw
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка уроков с ЭОР на тему "Опорно-двигательная система человека. Гигиена ОДС"
Одна из функций человеческого организма - изменение положения частей тела, передвижение в пространстве. Движения происходят при участии костей, выполняющих функции рычагов, и скелетных мышц, которые в...
Методическая разработка по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека"
В данной методической раработке рассмотрено 2 урока по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека" для учащихся 8 класса. По учебнику М.Р.Сапина, Н. Сонина Биология Человек 8 клас...
Обобщающий урок по темам "Опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная система человека" (биология, 8 класс)
Урок разработан в форме телевизионной игры "Своя игра". Цель урока: обобщение и систематизация знаний по темам....
Зачет по теме "Опорно-двигательная система человека"
Материалы к зачету по теме "ОДС" в 8 классе...
Интегрированный урок «Влияние двигательной активности на опорно-двигательную систему» (обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система») Для учащихся 8 класса.
Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Для тех, кто х...
Опыт организации самостоятельной работы учащихся по химии и биологии с использованием Интернет-ресурсов
В статье представлен опыт организации самостоятельной работы учащихся с использованием Интернет-ресурсов...