Методическая разработка урока по теме "Лишайники" (5 класс)
методическая разработка по биологии (5 класс)

Донец Ксения Николаевна

Методическая разработак урока для учеников 5-х классов по теме "Лишайники" направлена на ознакомление обучающихся с особыми организмами - лишайниками, представляющими собой симбиоз гриба и водорослей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka-lishayniki_5_kl.docx61.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 5 классе по теме "Лишайники"

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: познакомить учащихся  с особыми организмами - лишайниками, представляющими собой симбиоз гриба и водорослей. Выяснить как они устроены, где обитают, как питаются и размножаются, на какие группы делятся, и какое значение имеют в природе и жизни человека.

Решаемые проблемы:

  • Почему лишайники относят к организмам-симбионтам?
  • Почему лишайники называют индикаторами чистого воздуха?

Планируемые результаты обучения.

Предметные:

  • сформировать понятия: лишайники, накипные, кустистые и листовые лишайники;
  • развить понятия: симбиоз, слоевище (таллом), гифы гриба, фотосинтез;
  • показать особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоз гриба и водоросли, которые позволяют выделить их в особую группу;
  • раскрыть роль лишайников в природе и жизни человека.

Метапредметные:

Познавательные: работать с различными источниками информации, выделять главное.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя, планировать и прогнозировать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные: отвечать на вопросы, формулировать свой ответ.

Личностные:

  • формирование познавательного интереса к изучению биологии;
  • формирование умения эстетически воспринимать объекты природы;
  • умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе;
  • создание условий для формирования экологической культуры на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.

Основные понятия урока: лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз.

Вид учебной деятельности учащихся: работа с текстом и материалом учебника, с раздаточным материалом.

Методы урока: технология развивающего обучения.

Средства ведения урока: учебник 5 класса авторов В.В.Пасечник, раздаточный материал, презентация, проектор, микроскопы, микропрепарат "Лишайник", рабочие листы, лакмус, пробирки с водой, кислотой и щелочью.

I. Организационный момент (слайды природы) музыка

Слайд 1

Учитель: 

- Добрый день! Ребята, давайте проверим готовность к уроку. На парте у вас должен быть учебник, рабочий лист, дневник, письменные принадлежности, микроскоп и микропрепарат.

- Ребята, обратите внимание на экран. На слайде выведены стихи известного поэта-мыслителя, дипломата Федора Ивановича Тютчева.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик…
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

II. Мотивация (включение в учебную деятельность)

- Как вы думаете, о чем пойдет наш урок?

- Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал.  Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового?

- Но прежде давайте вспомним, какие царства живой природы мы с вами знаем?

П.О. (Бактерии, Грибы, Растения, Животные) (на доску)

- У меня в руках живой объект, что это за организмы?

П.О.: (Лишайники)

Лишайники часто называют изумительной выдумкой природы (Слайд 2), а знаете почему?

Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, к какому царству его отнести. Давайте попробуем разобраться? А для начала определим тему нашего урока?

П.О. (Лишайники)

Запись в  тетради, на доске.

- А теперь сформулируем цель нашей работы (познакомиться с новыми организмами)

П.О. - изучить особенности строения, жизнедеятельности, многообразия и значение лишайников (задачи прописываются на доске).

Великий русский учёный К.А.Тимирязев назвал лишайники сфинксами. (Слайд 3). Сфинксы в древнегреческой мифологии существо с головой женщины, телом льва и крыльями орла.

Так почему лишайники сравнивают с сфинксами? Начнём со строения.

III. Первичное ознакомление

1. Давайте рассмотрим строение тела (слоевища) лишайника: (Слайд №4)

ТБ: мы работаем с острыми предметами, поэтому должны соблюдать максимальную осторожность

- Что вы увидели под микроскопом? (тонкие нити, округлые зеленые клетки).

- Какие известные организмы они вам напоминают?(гифы гриба и одноклеточные водоросли).

Сделайте вывод о внутреннем строении лишайника.

П.О.: В теле лишайника совмещены два организма – гриб и водоросль. (Слайд №5)

Вопрос: Как называется тип взаимоотношений, когда два организма живут совместно друг с другом? (Составление схемы)http://vip8082p.vip8081p.beget.tech/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_5-6_%D0%BA%D0%BB_%D0%9F%D0%B0%D1%81%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA/15.1.jpg

- Грибные нити поглощают воду и минеральные вещества. В клетках зелёных водорослей из них образуются органические вещества в процессе фотосинтеза, которыми они делятся с грибом.

Такой тип взаимоотношений между водорослью и грибом в лишайнике называется - симбиоз.

- Так почему их сравнивают со сфинксами?

П.О.: Двойственная природа.

Задание №1 (Слайд 6) в рабочей листе (подпишите составные части слоевища лишайника, сделайте вывод).

Какую из задач мы с вами выполнили?

2. Мы познакомились с внутренним строением лишайников.

- Как вы думаете, на какие группы можно разделить лишайники по внешнему виду?

 Работа в группах 

Задание №2.  Заполните таблицу в рабочем листе, опираясь на материал учебника (Слайд 7).

– Сопоставьте особенности строения лишайников и их название. Работа в парах (2 минуты).

Проверка верности выполнения задания (Слайд 8 - кустистые, листоватые, накипные)

Какую из задач мы с вами выполнили?

3.  Каково значение лишайников в природе и жизни человека?

Заполнение схемы №3 в рабочих листах.

1. Слайд 9. Лишайники в природе играют очень важную роль, первыми поселяясь в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить растения.

2. Слайд 10. Огромные пространства тундры покрывает ковер из лишайников. Чаще всего там встречается олений мох или ягель. Как вы думаете, почему он так называется?

Если залить олений мох – ягель теплой водой. То, через некоторое время, сухие кустики этого лишайника станут мягкими и эластичными. Эту особенность используют животные тундры-олени. Ягель - это единственный корм северных оленей. Раскапывая копытами снег, они поедают сухой ягель и заедают его снегом. В желудке снег растает и превратит ягель в калорийный корм.

3. Слайд 11. Вы, наверное, замечали, что возле дорог на деревьях мало лишайников, а в лесу - много. Почему? Как вы думаете? (лишайники не любят загрязненный воздух). Лишайники используют для изучения чистоты воздуха. Это индикаторы. Индикатор - это показатель (греч.)

4. Лишайники употребляют в пищу.

Библейская легенда

В Библии рассказывается о народе, который много дней брел по пустыне, по колено утопая в песке все припасы, взятые с собой, были съедены. Многие падали от изнеможения и истощения на раскаленный песок Утром, когда солнце стало накалять песок, неожиданно поднялся ветер. И они увидели, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Сильный порыв ветра поднял их кверху, и казалось, что они падают с неба. «Манна, манна! С неба падает манна!» Жадно ели сухие серые комочки, варили из них кашу и пекли лепешки. Слайд №14

Чем была эта «манна» на самом деле?

5. Слайд 12. Используют в медицине и парфюмерной промышленности.

6. Слайд 13. Получают краску и лакмус.

Показ опыта с лакмусом. Из лишайников получают индикатор - лакмус. Вы познакомитесь с ним в курсе химии. Индикатор должен что-то определять. Лакмус определяет кислую и щелочную среду. Возьмём три пробирки с бесцветной жидкостью. Добавим лакмус. В одной пробирке раствор стал красным - это кислота. В другой – синим - это щелочь, в третьей, не изменился - вода. Используя лакмусовые бумажки, можно определить кислотность почвы на вашем участке. (Опыт с лимоном).

IV. Закрепление изученного материала (устно, фронтально)

Слайд 14

Какие утверждения верны?

1.Тело лишайника называется слоевище.

2.Лишайники очень требовательны к условиям произрастания.

3.Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли.

4.Водоросль лишайника образует органические вещества в процессе фотосинтеза.

5.Лишайники приносят вред природе.

6.Лишайник  имеет стебель с листьями. 

7.Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.

8.Лишайники подразделяются  на накипные, кустистые и листоватые.

9.Лишайниками питаются некоторые животные.

10.Размножаются лишайники спорами.

Ответы:

  • 1, 3, 4, 8, 9 -да. 
  • 2, 5, 6, 7, 10 - нет

Слайд 15

- Лишайники - удивительные, уникальные организмы. Они единственные в своем роде существа. Лишайники - это два организма, которые приспособились жить вместе, приносить пользу друг другу, природе и человеку.

V. Подведение итогов урока (рефлексия)

Слайд 16. Лишайники – удивительная выдумка природы.

- Ребята, а что сегодня удивило вас?

- А меня больше всего удивило, что лишайники – являются индикаторами окружающей среды.

Так,  с помощью лишайников можно определить чистый ли воздух вокруг вашего дома?

Это  и будет темой вашего домашнего исследования! Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...

Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС

Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....

Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)

Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....