Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии
статья по биологии

Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии.

Основная задача современного педагога – создание условий для того, чтобы каждый выпускник школы оказался мотивированным к познанию, творчеству , обучению и самообучению на протяжении всей жизни.

В современной педагогике наряду с такими базовыми понятиями, как «одаренность», «способности», «талант», принципиально важное значение приобретает понятие «познавательная активность», которая является базой для развития личных качеств, способностей, метапредметных навыков учащихся, которые прописаны в образовательных стандартах нового поколения.

В концепции компетентностно ориентированного образования под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно организовать внешние и внутренний ресурсы для достижения поставленной цели. Ключевые компетенции выражаются в овладении учащимися определенным набором способов деятельности.  

Школьный возраст – самый радостный период жизни, в котором невозможно без восторга открытий и радости побед, без пытливости и любознательности, мечтаний и фантазий, возможности помериться умом и силой со своими одноклассниками и друзьями.У детей возникает потребность в создании своего собственного мира, что часто приводит к возникновению стихийных групповых игр.

Традиционный урок предполагает получение учеником конкретного набора знаний и умений. Иногда от излишней организованности урока с авторитарным подходом учителя к своей деятельности можно часто увидеть скучающие, усталые лица учеников. Происходит падение познавательных интересов, развивается детский пессимизм, равнодушие. Вызвать интерес к изучению предметов, в том числе и биологии, могут познавательные игры.

Корни игровых методов достигают древнейших пластов цивилизации. Есть письменные свидетельства об их широком использовании в древнегреческой технологии (IV-II вв. до н.э.).Бесспорно, использовались они и до этого, так как детская игра – самый естественный способ овладения всеми без исключения качествами. Позже яркие вспышки интереса к игровым методам мы встречаем почти регулярно.

Одна из самых ярких вспышек интереса к игровым технологиям произошла в XVIIIв., когда И. Базедов(1723-1790) и его последователи- педагоги-филантропы заменили многочасовое сидение за партами играми. Большинство времени ученики стояли, ходили, даже прыгали, словом, игрались, но при этом еще и учились. География, например, изучалась на двух размещенных на поле полушариях земной поверхности с точным воспроизведением очертаний суши и воды. Полушария были выпуклыми, так что по ним можно было ходить, бегать, путешествовать. «Все без исключения предметы, которые следовало запомнить из языка, географии, истории, арифметики, грамматики и т.п., Базедов превратил в подвижные игры, вызывающие у детей удовольствие. Даже обучение грамоте – ознакомление с буквами, слогами, чтение – он превратил в целую систему игр.

…Дети по его методу учились без какого-либо принуждения, охотно, весело и при этом с большими и быстрыми успехами», - писал П.Ф. Каптерев в своих «Дидактических очерках» .

Прислушаемся к выводам современных специалистов Ю.П. Азаров, русский педагог, пишет, что «…детская игра настойчиво требует, чтобы играющий отдавал ей максимум своей энергии, ума, выдержки…Она часто становится на самом деле напряженной работой и через усилия ведет к удовлетворению». Важную роль в познании мира отводил детской игре В.А. Сухомлинский. Его «школа на природе» - практическая реализация значительных познавательных возможностей целесообразно организованных детских игр. Не без оснований считается, что игры по своей природе и назначению лучше всего отвечают современным требованиям активизации учебно-воспитательного процесса, обеспечивают формирование творческой личности.

Одной из важных задач моей работы  – показать возможности игровой познавательной деятельности, пути эффективного игрового потенциала, т.е. сделать игру средством общего развития и нравственного совершенствования школьников. На моих уроках и внеклассных мероприятиях по предмету игра занимает почетное место. Включая в уроки игровые моменты, стараюсь заинтересовать даже самых пассивных, самых равнодушных учеников, привлечь их внимание, казалось бы, к сухому и малоинтересному материалу.

При этом стараюсь не забывать,  что не следует превращать обучение в игру, а также осуществлять «игру в науку». Но использовать ее возможности для более быстрого и более легкого достижения учебно-воспитательной целисчитаю  не только умно, но и необходимо.

В данной работе я обращаю внимание на особенности игры как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности и делюсь опытом применения игр в своей педагогической практике.

Особенности игровой познавательной деятельности

Слово «игра» в одних источниках трактуется как непродуктивная человеческая деятельность, в других – развлечение, в третьих – способ усвоения общечеловеческой культуры, в четвертых- занятие в рамках определенных правил.

По характеру деятельности участников игры подразделяются на следующие виды:

  1. спортивные;
  2. игры-забавы;
  3. интеллектуальные и деловые;
  4. военные;
  5. игровые праздники;
  6. познавательные.

Познавательные игры являются продуктом и одной из составляющих общей игровой культуры человечества. Как было указано выше,они имеют давнюю историю.

Игра – генетически обусловленный вид человеческой деятельности, заложенный в генофонде любой популяции людей. Это дает основание говорить о включении игровой деятельности в учебно-воспитательный процесс на правах с другими методами.

Игра оказывает позитивное влияние на школьников благодаря своему воспитательному потенциалу. Привлечение игры – одно из самых гуманных проявлений педагога по отношению к детям.

В управлении игрой необходимо найти ту золотую середину, которая поможет школьнику почувствовать себя субъектом игровой деятельности, свободным от педагогического влияния. Познавательные игры – это педагогически организованные, не утратившие естественного потенциала игры, обеспечивающие одновременное приобретение, усвоение и передачу знаний и способов деятельности в условиях сотрудничества и диалога. Важная мотивация, двигающая познавательную игру создается за счет возникновения в самом процессе игры проблемных ситуаций, интеллектуальных сложностей, подразумевающих активное взаимодействие школьников с объектами, которые познаются, преодоление противоречий между известными знаниями и необходимостью «открыть» или найти новые знания. Игра словно объединяется с проблемностью , сама игра – проблема. Именно так и «выстраивается» на практике каждая интересная познавательная игра, становясь лучшим способом проблемизации учебно-воспитательного процесса.

Соотношение игровой и познавательной деятельности в процессе обучения.

В начальном школьном образовании игровая деятельность является преобладающей. Известно, что только тот вид деятельности комфортен, который основан на добровольности и интересе. Активность учащихся в условиях игрового общения увеличивается в 2,5 раза.

Игра используется для решения комплексных задач с целью усвоения и закрепления нового учебного материала, развития творческих способностей школьников, формирования у них общеучебных умений.

При организации игровой деятельности , учителю необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  1. Нельзя заставить играть. В игре нет прямого обучения и воспитания. Успешное решение образовательных задач в познавательных играх обеспечивает эмоциональный комфорт, который создается в ходе игрового процесса. Необходимо вовлекать в игру школьников.
  2. Сделать игру воспитывающей – значит предусмотреть напряжение интеллектуальных и духовных сил, самостоятельный познавательный поиск. Если нет умственного напряжения, игра утрачивает свою привлекательность. Для успешного решения игровой познавательной деятельности потребуются определенные знания и умения, приобретенные в подготовительный период. Школьник делает выбор, заявляя: «Я могу!» Этот мотив, так же, как «Я хочу!», сопровождается ожиданием радости, но радости уже предстоящего напряженного труда, связанного с преодолением определенных трудностей, на которые готов, вступивший в игру ученик. Чтобы справиться с игровыми действиями, ученик должен проявить смекалку, сообразительность, наблюдательность, фантазию, способность к обобщению и систематизации, ориентироваться в нестандартных ситуациях, перевоплощаться, составлять удачные комбинации, выбирать единственно правильный ответ. Подобные действия приближаются к творческим, сопровождаются высоким эмоциональным подъемом, устойчивостью познавательных интересов, верой в открытия и победу, открытия себя и своих одноклассников.
  3. Учащиеся в игре избавляются от прямых указаний взрослых, но руководствуются правилами, которые регламентируют игру. Мотив «надо» предопределяет успех игры.

Процесс усвоения знаний становится желанным. Присутствуют коллективный поиск, взаимоотношения сотрудничества.

Методические рекомендации технологии познавательных игр я использую на своих уроках, но игра – дело творческое, и иногда некоторые моменты воспроизводятся не совсем так, как предусматриваются методикой её проведения.

Факторы, обеспечивающие сближение игровых интересов с познавательными:

  1. Чувство свободного выбора.
  2. Удовольствие от демонстрации своих способностей и умений.
  3. Возможность проявить самостоятельность.
  4. Азарт игрового успеха.
  5. Комфортность в игровом сотрудничестве.
  6. Потребность в ролевом перевоплощении.
  7. Желание помериться силами с другими.

Классификация познавательных игр

В различных классификациях познавательных игр присутствует элемент условности.

По педагогическим целям включения в учебно-воспитательный процесс выделяют:

  • игры для урока (игры-миниатюры, игры-эпизоды, );
  • игры для внеклассной работы (игры-викторины, турниры, игровые праздники)

И те и другие могут быть приемлемы на уроках и во внеклассной работе.

В классификации познавательных игр используются наиболее существенные признаки:

  • уровень коллективности;
  • сложность познавательного поиска;
  • характер организации (от организации учителем до самоорганизации);
  • продолжительность игры и соотношение подготовительного периода.

Принципы классификации:

  • последовательного усложнения (познавательных задач, игровых правил и действий, содержания игр, характера  сотрудничества и диалога играющих);
  • ориентации на зону ближайшего развития;
  • вариативности.

В практике моей работы, наиболее часто применяемые примеры игр:

Игра «Пятый лишний»

Среди пяти названий учащиеся должны найти лишние, объяснить, почему они так считают.

1.Лисичка, мухомор, подосиновик, опенок, боровик (мухомор, т.к он ядовитый гриб)

2.Фасоль, вишня, абрикос, кукуруза, миндаль (кукуруза, т.к она относится к классу однодольных)

3.Овес, лук, пшеница, морковь, чеснок (морковь, т.к она имеет стержневую корневую систему)

4.Ель, сосна, лиственница, можжевельник, дуб (лишний дуб, т.к он относится к голосеменным растениям не относится)

 5.Лимонница, крапивница, медоносная пчела, траурница, павлиний глаз (медоносная пчела т.к  она не относится к отряду бабочек)

6.Хлорелла, кукушкин лен, хламидомонада, улотрикс, ламинария (кукушкин лен т.к он не относится к водорослям)

Игра «Найди родственников»

        Предлагается один объект природного мира. Задача играющих: подобрать родственные формы. Может быть дано какое-либо животное (инфузория-туфелька, дождевой червь, синица, волк и т. д.). Можно провести индивидуально или организовывать соревнование по рядам (устно или передавая листочек, на котором каждый ученик пишет свой пример). Итоги подводят по количеству неповторяющихся ответов и по тому, кто быстрее ответит.

Игра «Все связанно со всем»

В классе создаются две команды. Для каждой команды имеется набор слов-названий растений и животных. Команды в течение одной минуты  должны доказать, что все в природе взаимосвязано. Для этого им нужно составить экологическую цепь питания и сделать пояснение.

степная птица                                          волк

трава                                                          трава

хищная птица                                          заяц

сапрофиты                                               сапрофиты

Игра «Конкурс противоборцев»

        Игра обучает диалектической логике (находить антонимы). Один ученик называет определенное понятие, а другой – антипод, т. е. понятие, противоположное названному:

  • гамета – спора;
  • спора – семя;
  • дивергенция – конвергенция
  • ассимиляция – диссимиляция и т. д.

Игра «Путешествия»

Станции

  1. Взаимовыгодная.
  2. Квартирантская.
  3. Хищническая.
  4. Паразитическая.
  5. Конкурентная.

Принимает участие весь класс, руководит учитель. Перед игрой проводится викторина по данной теме, а затем – путешествие по вышеперечисленным станциям. На каждой станции свой эксперт, который раздает жетоны за правильные ответы. Путешественники ведут дневник. В конце игры группы отчитываются по дневниковым записям и подсчитывают жетоны. В дневнике необходимо указать: станцию, форму взаимоотношений, как проявляются полезные или вредные отношения, пример. Для каждой станции заранее подготовлены задания.

Кроссворды

Самые распространенные познавательные игры. Чаще всего ученикам нужно выполнить две последовательные операции: поиск аналогов и выбор тех из них, которые укладываются в заданные кроссвордом пределы (хотя часть предлагаемых вопросов предусматривает единственный ответ, а поисковое слово становится своеобразным ориентиром). Для уроков удобнее применять мини-кроссворды. Значение данного вида работы: творчество, продукт которого попадает в руки сверстников а, следовательно, обеспечивает возможность утверждения в коллективе; стимулируется познавательный интерес к игровому сочинительству.

        Для составления кроссворда я даю ключевое слово, которое определяет границы поиска (например, «покрытосемянные», «простейшие», «кровообращение» и т. д.). Ученики на листочках в клетку составляют кроссворд (на одном листе – пустые клеточки, а на другом – ответы). В другом классе данной параллели могу дать эти кроссворды для разгадывания.

        На дом задаю кроссворды на определенные темы и называю количество слов, которое должно быть использовано. Принимаю составленные кроссворды, задавая несколько вопросов по их работам. Обязательно оцениваю работу.

Заключение

Использование познавательных игр в учебной деятельности школьников для активизации учебной деятельности школьников оживляет процесс обучения, углубляет процесс познания; проявляется личностное отношение к тому или иному вопросу.

Положительные моменты использования учебных игр:

  • в процессе игры ученики получают опыт деятельности, подобный тому, который они приобрели бы в настоящей жизни;
  • игра позволяет ученикам самим решать сложные проблемы, а не оставаться пассивным наблюдателями;
  • игра создает высшую потенциальную возможность перенесения знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;
  • игры обеспечивают быстрое реагирование учебной среды на действия учащегося;
  • игры позволяют «уплотнять» время: за непродолжительное время игры ученик узнает больше чем за значительно боле долгий промежуток времени обучения другими методами;

Игра учит, развивает и воспитывает. Игра – не только забава, но и серьёзное занятие, требующее мобилизации интеллектуальных и духовных возможностей личности; атрибут детской жизни и педагогический метод, свободный или управляемый вид деятельности, продуктивное занятие.

        

Литература

  1. Гин А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя. – М.:ВИТА, 2002.
  2. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика). – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
  3. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках.-М.:Сфера,2004.
  4. Хуртова Т.В. Интеллектуальный марафон в школе. 5-11 классы: Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Ляшенко Н.В. Биология. 6-11 классы: секреты эффективности современного урока. – Волгоград: Учитель, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство активизации познавательной активности на уроках биологии в малочисленной школе.

В современной методике и практике обучения биологии всё большее внимание уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных организационных форм и средств обучения. Это позв...

Игра, как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задуматься о том, как поддержать у обучаемых интерес к изученному материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо позабо...

Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии.

Проблема познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики: как сделать так, чтоб ребенок захотел учиться? В современных условиях сама социальная динамика ди...

Обобщение педагогического опыта. Творческая работа "Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках географии."

Данный материал содержит компьютерную презентацию практических достижений профессиональной деятельности учителя, показывающую, как с помощью применения игровых технологий активизировать познавательную...

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...

" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.

Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности  на уроках биологии и ...

Деловая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках литературы.

Деловая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках литературы....