Рабочая программа по биологии 6 кл 2022-2023 уч. год
рабочая программа по биологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно совершенствовать выработанные критерии оценки.
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные
- определять роль растений в природе и жизни человека;
- объяснять роль растений в круговороте веществ;
- приводить примеры приспособлений растительных организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении различных отделов растений, давать им объяснения;
- перечислять отличительные свойства растений;
- различать основные группы растений;
- определять основные органоиды растительной клетки, органов растений;
- объяснять строение и жизнедеятельность различных групп растений;
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить биологические опыты, эксперименты, объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
- использования знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
- различать съедобные и ядовитые
Требования к уроню подготовки обучающихся:
Научатся называть:
• основные систематические категории
• признаки царств: Прокариоты, Грибы, Растения;
• основные признаки отделов грибов, отделов и классов растений;
Раскрывать:
• строение, жизнедеятельность клетки бактерии, грибов, растений;
• строение, жизнедеятельность, размножение, развитие организмов разных царств живой природы (Прокариоты, Грибы, Растения);
Сравнивать:
• клетки бактерий, грибов, растений между собой;
• растения разных отделов, классов, отделов грибов разных типов и классов между собой;
Узнавать:
• представителей разных царств живой природы, отделов грибов, растений;
Характеризовать:
• строение, жизнедеятельность, размножение растений разных отелов и классов;
• признаки усложнения растений разных отделов и классов;
• среду обитания растений, экологические факторы среды, черты приспособленности их к среде обитания;
Обосновывать:
• роль бактерий, грабов, растений в природе, их значение в жизни человека, его хозяйственной деятельности;
Составлять:
• схемы цепей питания; применять
• знания об эволюции для установления родства растений разных отделов.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Наука о растениях – ботаника (7 ч)
Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.
Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.( Использование оборудования «Точки роста»)
Тема 2. Органы растений (13 ч)
Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.
Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.
Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений
Побег. Развитие побега из зародышевойпочечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.
Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.
Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.
Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.
Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.
Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.
Лабораторные работы
«Строение семени фасоли»
«Строение корня проростка».
«Строение вегетативных и генеративных почек»
«Изучение строения соцветий».( Использование оборудования «Точки роста»)
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (8 ч)
Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.
Фотосинтез.( Использование оборудования «Точки роста») Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений. Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.
Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.
Практические работы
«Черенкование комнатных растений»
«Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами»
Тема 4.Многообразие и развитие растительного мира (18 ч)
Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.
Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения.
Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.
Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.
Высшие семенные растения.
Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.
Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.
Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.
Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).
Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.
Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.
Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.
Лабораторные работы
«Изучение внешнего строения мхов»
Тема 5. Природные сообщества (5 ч)
Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.
Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.
Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.
Экскурсия
«Взаимоотношения организмов в растительном сообществе».
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока | |
План. | Факт. | |||
Тема 1. Наука о растениях – ботаника (7 часов) | ||||
1. | Вводный инструктаж по ТБ. Царство Растения. | 1 | 4.09 | |
2 | Внешнее строение листа и общая характеристика растений. | 1 | 8.09 | |
3. | Многообразие жизненных форм растений. | 1 | 11.09 | |
4. | Клеточное строение растений. | 1 | 18.09 | |
5 | Свойства растительной клетки. | 1 | 22.09 | |
6. | Ткани растений | 1 | 25.09 | |
7. | Контроль знаний по теме «Наука о растениях - ботаника» | 1 | 6.10 | |
Тема 2. Органы растений. (13 часов) | ||||
8. | Семя, его строение и значение. Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли». Инструктаж по ТБ. | 1 | 9.10 | |
9 | Условия прорастания семян. | 1 | 16.10 | |
10. | Корень, его строение.. | 1 | 20.10 | |
11. | Видоизменение корней и значение корней в природе. Лабораторная работа № 2. «Строение корня проростка». Инструктаж по ТБ | 1 | 23.10 | |
12. | Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек». Инструктаж по ТБ. | 1 | 6.11 | |
13 | Внешнее и внутренее строения листа. | 1 | 10.11 | |
14 | Значение листа для растений. Видоизменения листьев. | 1 | 13.11 | |
15. | Стебель, его строение и значение. | 1 | 20.11 | |
16. | Видоизменение побегов. Лабораторная работа № 4.«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы». Инструктаж по ТБ. | 1 | 24.11 | |
17. | Цветок, его строение и значение. | 1 | 27.11 | |
18 | Соцветия. Лабораторная работа № 5 «Изучение строения соцветий». Инструктаж по ТБ. | 1 | 1.12 | |
19. | Плод. Разнообразие и значение плодов | 1 | 4.12 | |
20. | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений». Тестовый контроль. | 1 | 11.12 | |
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений. (8часов) | ||||
21. | Минеральное питание растений | 1 | 15.12 | |
22. | Воздушное питание растений — фотосинтез | 1 | 18.12 | |
23. | Дыхание и обмен веществ у растений | 1 | 25.12 | |
24. | Размножение и оплодотворение у растений | 1 | 12.01 | |
25 | Оплодотворение у цветковых растений. | 1 | 15.01 | |
26. | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Практическая работа «Черенкование комнатных растений» | 1 | 22.01 | |
27. | Рост и развитие растений. | 1 | 26.01 | |
28. | Контроль знаний по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений». | 1 | 29.01. | |
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира. (18ч) | ||||
29. | Систематика растений, её значение для ботаники. | 1 | 5.02 | |
30 | Водоросли, их многообразие в природе | 1 | 9.02 | |
31 | Размножение водорослей | 1 | 12.02 | |
32. | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения мхов». Инструктаж по ТБ. | 1 | 19.02 | |
33. | Плауны. Хвощи, папоротники | 1 | 26.02 | |
34. | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение | 1 | 5.03 | |
35. | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | 1 | 9.03 | |
36. | Семейства класса Двудольные. Семейство Розоцветные | 1 | 12.03 | |
37 | Семейство Мотыльковые (Бобовые) | 1 | 19.03 | |
38 | Семейство Крестоцветные (Капустные) | 1 | 23.03 | |
39 | Семейство Паслёновые. | 1 | 2.04 | |
40 | Семейство Сложноцветные. | 1 | 6.04 | |
41. | Семейства класса Однодольные. Семейство Лилейные. | 1 | 9.04 | |
43 | Семейство Луковые. | 1 | 16.04 | |
44 | Семейство Злаки (Мятликовые) | 1 | 20.04 | |
45. | Историческое развитие растительного мира. | 1 | 23.04 | |
46 | Разнообразие и происхождение культурных растений | 30.04 | ||
47. | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира» | 1 | 4.05 | |
Тема 5. Природные сообщества. (5 часов) | ||||
48. | Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме | 1 | 7.05 | |
49. | Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Экскурсия «Взаимоотношения организмов в растительном сообществе. » ИТБ. | 1 | 14.05 | |
50. | Смена природных сообществ и её причины | 1 | 18.05 | |
51. | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Природные сообщества» | 1 | 21.05 | |
52. | Летние задания | 1 | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...