Конспект урока по теме: Слуховой анализатор.
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Кононова Елена

Конспект урока по теме: Слуховой анализатор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._sluhovoy_analizator.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового анализатора, о слуховом восприятии; рассмотреть строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха, преобразование звуковой энергии в механическую; дать понятие о причинах заболеваний слухового анализатора и правилах гигиены слуха.

Оборудование: модель уха, таблица "Слуховой анализатор".

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос)

1. Объясни значение терминов: конъюктивит, близорукость, роговая оболочка, аккомодация, бинокулярное зрение, слепое пятно.

2. Почему справедлива поговорка "В темноте все кошки серы"?

3. В чем преимущество зрения двумя глазами?

4. Почему человек в очках, переворачивающих изображение на сетчатке, через некоторое время начинает видеть нормально?

5. Почему дальнозорким прописывают очки с двояковыпуклыми линзами, а близоруким с двояковогнутыми?

III. Изучение нового материала.

"- Бабушка, зачем тебе такие большие уши?

- Это чтоб лучше тебя слышать, дитя мое!" (Шарль Перро "Красная шапочка)

Каждому с детства знаком этот диалог из старой сказки. А зачем все-таки нам уши? Точнее не уши, а ушные раковины, которые и подразумевала в своем вопросе любопытная Красная Шапочка. Какие функции ушных раковин вы можете отметить? (Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.)

1.Благодаря своей воронкообразной форме ушные раковины способны улавливать и концентрировать звуковые волны.

2. В ходе филогенетического развития все более и более высокоорганизованный звуковоспринимающий аппарат прячется в толщу височной кости, удлиняется слуховой проход ,и как буфер от непредвиденных повреждений появляется ушная раковина, которая обладает защитной функцией.

3. Существует и косметическая функция наружного уха. Во все времена и у всех народов старались украсить ушную раковину, понимая, что она играет важную роль в создании внешнего облика.

4. Ухо не ограничивается только передачей звуковых раздражений. Ученые считают, что оно служит пространственной ориентации. Если исключить ушную раковину из системы звукопроведения, вставив в слуховой проход трубочку, выступающую за пределы уха, человек полностью лишится способности различать источники звука в вертикальной плоскости.

5. На маленькой площади ушной раковины представлена вся чувствительность тела и внутренних органов. Поэтому можно использовать ушную раковину для получения биологически важной информации о состоянии любого органа. На одном ухе выявлено свыше ста биологически активных точек; на мочке находится 11 точек, связанных с глазами, зубами, языком, мышцами лица, внутренним ухом.  Ушная раковина имеет мощные нервные связи через систему блуждающего, тройничного, лицевого нервов и симпатических нервных шейных узлов с определенными центрами головного мозга.

- Кто такой копуша?

Так принято называть медлительного человека, ленивого тугодума. Какое же это имеет отношение к уху?  Как оказалось, самое непосредственное. Заглянем в историю. (Сообщение)

Новгородский историко - археологический музей - заповедник. На витринах - найденные при раскопках ножи, топоры, наконечники копий и стрел. А вот  какие - то странные палочки, под ними написано "Копоушечки". В Древнем Новгороде каждый уважающий себя человек помимо гребешка, подвешенного к поясу, должен был иметь и специальную палочку для туалета слуховых проходов. Обычно эти палочки изготавливались из дерева, но иногда находят отдельные искусно украшенные экземпляры из металла и кости. Ну, а человека, который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, позабыв про все свои дела, называли копушей. В дальнейшем этим словом стали в насмешку называть всех тех, кто уделяет много внимания второстепенным, мелочным занятиям в ущерб главному. Позже копоушечки стали называть "уховертками".

- Для чего необходимо чистить уши? Откуда берется в слуховых проходах сера и что это такое?

В старину в русском языке словом "сера" обозначали грязь. Поэтому закономерно, что засохший секрет в слуховых проходах тоже стали называть "ушная сера" - ушная грязь. Серные железы, вырабатывающие особый секрет светло-коричневого цвета, постепенно загустевающий и приобретающий все более темный оттенок, являются трансформированными сальными железами кожи. Расположены они в преддверии слуховых проходов и служат для защиты от попадания туда пылевых частиц. Секрет серных желез обладает и сильным антибактериальным действием. Очищение происходит вследствие того, что эпителий слухового прохода растет от центра барабанной перепонки снаружи,и во время своего роста выносит застывшие микроскопические кусочки серы с попавшими в нее пылинками за пределы слухового прохода.

- Так нужно ли постоянно чистить слуховые проходы палочками?

Современная гигиена отвечает отрицательно. Достаточно периодически промывать мылом и теплой водой преддверия слуховых проходов. Однако и сейчас встречаются любители чистить уши самыми неподходящими для этой цели предметами - спичками, вязальными спицами и даже шариковыми стержнями. Это приводит к травмированию кожи, попаданию туда инфекции и возникновению воспаления.

Слуховой проход прекрасно усиливает звуковые волны, из-за чего интенсивность звука у барабанной перепонки повышается. С физической точки зрения это объясняется резонансными свойствами прохода, прежде всего низкой жесткостью его стенок, что обуславливает малое отражение и большое поглощение всепроникающего звука.

Постановка проблемы.

Многим знакома потрясающая по эмоциональному накалу сцена, когда Гамлету является призрак отца и рассказывает о совершенном злодеянии. На столах отрывок из "Гамлета" Шекспира.

...Когда я спал в саду в свое послеобеденное время,

В мой уголок пробрался дядя твой с проклятым соком белены во фляге

И мне в ушную полость влил настой, чье действие в таком раздоре с кровью,

Что мигом обегает, словно ртуть, все внутренние переходы тела,

Створаживает кровь как молоко, с которым каплю уксуса смешали.

Так было и со мной. Сплошной лишай покрыл мгновенно пакостной и гной

Коростой, как у Лазаря, кругом всю кожу мне.

Итак, был рукою брата я во сне лишен короны, жизни, королевы...

Прав или не прав с точки зрения врача был Вильям Шекспир, описывая сцену отравления Клавдием отца Гамлета? Могло ли так быть в действительности?

Организуется работа с материалом учебника - самостоятельное прочтение раздела "Строение и функции органа слуха." Обучающиеся выясняют, что:

1.Ухо состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. К наружному уху относится ушная раковина и слуховой проход.

2.Среднее ухо представляет собой замкнутую полость, объемом около 1 куб.см., расположенную в толще височной кости. От слухового прохода ее отделяет барабанная перепонка.

3. Барабанная перепонка представляет собой гибкое, эластичное образование. Звуковые волны вызывают колебания этой туго натянутой перепонки. Из чего состоит барабанная перепонка? Какие  особенности строения, свойства обуславливают ее функции?

Учитель. Толщина барабанной перепонки всего одна десятая миллиметра. Несмотря на это, она довольно многослойна и включает в себя эпидермис, слизистую оболочку и различные волокна, расположенные циркулярно и радиально. Таким образом, барабанная перепонка, представляет собой гибкое и в то же время достаточно прочное образование. Она способна вибрировать в звуковом потоке и вызывать движения слуховых косточек среднего уха. В то же время она служит надежной преградой против попадания в среднее ухо пылевых частиц, воды, микроорганизмов).

- Может ли барабанная перепонка пропустить яд?

Учитель. Большинство ядов может всасываться только через слизистую оболочку. Следовательно, "сок белены" не мог попасть в барабанную полость отца Гамлета. Выходит, великий драматург ошибался? Не будем спешить с выводами. Давайте перенесемся в другое и другую часть света...

Сообщение. Средняя Азия, середина XIX в. Бухарским эмиром правит пятый эмир Мангышской династии Насрулла Баходур, по прозвищу "мясник". Он отличался особой жестокостью. За время его 33- летнего правления ежедневно в Бухаре совершалось от 5 до 100 варварских казней. В 1855г. эмир Насрулла захватил соседний Шахрисяб. Дочь шахрисябского шаха становится обитательницей его многочисленного гарема. Однажды ночью, когда кровавый эмир заснул, она подкралась и влила ему в ухо ртуть. Придворным медикам не удалось спасти Насруллу, но даже умирающий, он остался верен себе: приказал зарезать перед своими тускнеющими глазами отца отравительницы, ее брата, всех ее детей и, наконец, саму дочь шаха. Итак, эмир Насрулла Баходур был отравлен в 1860 г. ртутью, влитой в ухо, и это не легенда, не литературный вымысел, а достоверный факт.

- В чем же дело? Ведь, как известно, ртуть не могла всосаться через барабанную перепонку, а только через слизистую оболочку.

Предполагаемый ответ. Дело, видимо, в том, что и у эмира Насруллы и у отца Гамлета в барабанной перепонке было отверстие, через которое и попали в среднее ухо яды. Можем предположить, что к трагической смерти от яда этих людей привело наличие отверстия в барабанной перепонке .

Учитель. Откуда же взялось это отверстие? К образованию большого отверстия могут привести воспаления среднего уха, вызванные корью, скарлатиной, золотухой. Отверстие в барабанной перепонке может быть следствием плохо залеченного острого воспаления среднего уха, как результат травмы.

Постановка новой проблемы.

На одном из ленинградских заводов имел место такой случай. Один кузнец в обеденный перерыв захотел отдохнуть и улегся на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил пошутить и напугать спящего. Он забрался под станину и что было силы ударил по ней молотком. Шутка окончилась плачевно - спящий кузнец оглох.

- В чем причина внезапно наступившей глухоты? Каков ее механизм?

Чтобы понять это, нам надо разобраться , каким путем звуковая волна достигает внутреннего уха, какие изменения она при этом претерпевает.

Ученики вновь обращаются к материалам учебника - самостоятельно изучают раздел "Слуховое восприятие".

Чтобы провести звук дальше барабанной перепонки, природа создала цепочку из трех косточек. Это механизм, где молоточек и наковальня - рычаги, а стремя - своеобразный поршень. Все эти косточки связаны между собой прочными сочленениями и поддерживаются на весу двумя мышцами. Одна соединена с барабанной перепонкой, другая со стременем. При громких звуках, перегружающих улитку или внутреннее ухо, мышцы натягивают косточки, мешая им свободно колебаться, что сдерживает силу волны, защищая слуховой аппарат от травмы. Когда же звуки тихие, мышцы "раскачивают" косточки и тем самым усиливают сигналы. Звуковая волна, проходя через систему среднего уха, многократно усиливается. Помимо воздушного звукопроведения также имеет место костное. При костном проведении звуковая волна идет через костные балки затылочной, теменной или височной кости, передаются непосредственно на лабиринт и на его звуковоспринимающие рецепторы (минуя систему среднего уха). Природой не предусмотрена передача звуковых колебаний через кость, а значит, не предусмотрена система защиты. Звуковые колебания от сильного удара молотка передались по железной станине кузнечного пресса на затылочную и височную кости спящего человека - непосредственно на лабиринт и вследствие акустической травмы погибли звуковоспринимающие клетки.

Рассказ учителя о строении внутреннего уха.

Орган слуха называется улиткой и действительно похож по форме на этого неприятного моллюска - он свернут наподобие раковины на 2,5 оборота. Внутри костного лабиринта находится перепончатый лабиринт. Оба они заполнены жидкостью, колебания которой вызываются ударами стремечка по овальному окну. Внутри перепончатого лабиринта по всей длине завитков улитки тянутся пять рядов клеток с тончайшими волокнами (по 60 -70 у каждой клетки). Это волосковые слуховые клетки, в одной улитке их около 24 тыс. Нижней стороной волосковые клетки крепятся к мембране, которая подобна арфе и состоит из отдельных волокон. Собственно, музыку этой арфы и слышит мозг. Ее "струны", как у настоящей арфы, разной длины. Самые короткие (135 мкм) находятся у основания улитки, а самые длинные (234мкм) - у ее вершины. Над этим чудесным инструментом, увенчанным волосковыми клетками, нависает ряд других клеток, образующих похожую на занавес покровную мембрану. Стоит возникнуть колебаниям в жидкости улитки, как "занавес" начинается касаться волосков слуховых клеток, порождая в них электрические импульсы различной силы. Слуховой нерв собирает эти импульсы и передает их через подкорковые узлы в кору височных долей головного мозга. Они обеспечивают более тонкий анализ и синтез звуков.

IV. Закрепление изученного материала.

Выполните тестовые задания "Выберите правильные суждения". (Выполняют все.)

1.Орган слуха расположен в височной кости и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.

2.Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины.

3.Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.

4.Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.

5.Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.

6.Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.

7.Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.

8.Слуховые косточки - это рецепторы слухового анализатора.

9.Внутреннее ухо представляет собой системы полостей и извитых канальцев.

10.Полость внутреннего уха заполнена воздухом.

11.Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.

12.Звуковая волна превращается в органе слуха в колебания жидкости и затем в нервный импульс.

13. В слуховом анализаторе различают отделы наружного, среднего и внутреннего уха.

14.Чувствительный аппарат уха - кортиев орган.

15. Постоянные громкие шумы вызывают потерю эластичности барабанной перепонки.

Ответы: 1, 3,5,6,9,11,12,14,15.

V. Домашнее задание: п.22, вопросы и задания после параграфа. Заполнить в рабочей тетради таблицу "Предупреждение нарушений слуха"

Правила гигиены слуха

Обоснование правил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии на тему: "Слуховой анализатор, гигиена слуха"

Этот урок предназначен для изучения нового материала в 8 классе....

Разработка урока по теме: "Слуховой анализатор"

Разработка урока по теме: "Слуховой анализатор" 8 класс с использованием ИКТ....

Урок по теме "Слуховой анализатор"

рабочая программа по биологии 8 класс...

План-конспект урока на тему "Слуховой анализатор с использованием сингапурской системы обучения"

Класс: 8АДата: 8.12.14 Тема урока: "Анализатор слуха».Тип урока и его структура: изучение новых знаний. 1. Знания этой темы, тесно связаны с последующими (понятия анализато...

Методическая разработка урока по теме: "Слуховой анализатор. Гигиена слуха".

« Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, чтобы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить». Данная тема помогает раскрыть значение органа слуха. .Знако...

Технологическая карта урока по теме "Слуховой анализатор" (8 класс)

Технологическая карта урока по теме "Слуховой анализатор" (8 класс)...