Технологическая карта урока по теме "Слуховой анализатор" (8 класс)
методическая разработка по биологии (8 класс)
Технологическая карта урока по теме "Слуховой анализатор" (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_sluhovoy_analizator.docx | 30.69 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Методическая разработка урока биологии по теме: «Слуховой анализатор. Гигиена слуха»
Тема урока | Слуховой анализатор. Гигиена слуха |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цели урока | Предметные: создать условия для формирования знаний о строении и функциях наружного, среднего, и внутреннего уха; о причинах заболеваний слухового анализатора и правилах гигиены слуха. Метапредметные: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, применять свои знания на практике, осуществлять межпредметные связи. развивать познавательный интерес к предмету. Личностные: формирование гигиенических и экологических навыков учащихся, сознательного отношение к своему здоровью. формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к выбору дальнейшей образовательной траектории |
Планируемые результаты | Предметные: знать строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха, устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями; различать по внешнему виду и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения слуха; находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; Метапредметные: участвовать в определении целей учебной деятельности, обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков; работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; Личностные: проявлять познавательный интерес к естественным наукам, оценивать и использовать новые знания в повседневной жизни. |
Межпредметные связи | Физика, экология |
Используемые методы, технологии | Технологии проблемного обучения, ИКТ, критического мышления, синквейн, здоровьесбережения |
Используемые формы работы | Индивидуальная, групповая |
Основные понятия и термины | Анализатор, орган слуха, наружное ухо, внутреннее, среднее ухо, слуховая труба, слуховые косточки, улитка, рецепторы слуха, воспаление слуха, тугоухость |
Оборудование (для учителя, для учащихся) | Компьютер, проектор, экран, презентация, маршрутный лист |
Образовательные ресурсы |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Приветствие, проверка подготовленности к уроку. Улыбнулись. Все готовы к уроку. Здравствуйте, садитесь. На столах лежат индивидуальные маршрутные листы с заданиями, подпишите их. В конце урока вы их сдадите. | Приветствие учителя. Выполнение задания | Личностные УУД: самоопределение, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Коммуникативные УУД: уметь излагать свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую |
2. Определение потребностей и мотивов обучающихся к учебной деятельности | Задание, содержащее загадку, с целью создания проблемной ситуации для учащихся. На экран выводятся картинки с изображением молотка, наковальни, стремени и улитки. - Ребята, как вы считаете, что связывает все эти картинки? А теперь прочитаем эпиграф к нашему уроку: - Бабушка, зачем тебе такие большие уши? - Это чтобы лучше слышать дитя моё Шарль Перро Каждому с детства знаком, вынесенный в эпиграф диалог из старой сказки. -Прав ли был волк, ответив «чтобы лучше слышать тебя?» -Для чего человеку необходимы слух и уши? | Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопрос | Личностные УУД: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Коммуникативные УУД: уметь излагать свои мысли в устной форме, постановка вопроса Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; формулирование проблемы |
3. Принятие учебных целей и условий их достижения | Постановка проблемной ситуации: как и почему человек слышит? - Ребята, как вы считаете, что мы должны изучить на уроке? Предложите тему урока. Итак, тема нашего урока «Слуховой анализатор человека» Изучая тему, что мы можем узнать? Каков план изучения? Строение слухового анализатора. Его работа. Причины нарушения слуха План урока: 1.Как устроено ухо? 2.Как мы слышим? 3.Гигиена слуха. | Ответы учащихся Формулирует тему урока, цель урока. Планирует свою работу на уроке Сегодня на уроке мы изучим строение органа слуха человека, поговорим о том, как и почему мы слышим, разберем причины нарушения слуха. Дети записывают в тетрадь. Ответы учащихся | Регулятивные УУД: умение ставить цель, планировать свою деятельность |
4. Повторение пройденного материала | Давайте для начала вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке, для это заполните пропуски в своих маршрутных листах - Что такое анализатор? -Что такое рецептор? -А какие анализаторы вы еще знаете? | Работа в парах: заполняют схему в маршрутных листах (приложение 1) | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков |
5. Изучение нового материала | 1. Как и любой другой анализатор, слуховой тоже состоит из трех частей: слухового рецептора, слухового нерва с его проводящими путями и слуховой зоны коры больших полушарий головного мозга, где происходят анализ и оценка звуковых раздражений. Для достижения одной из целей урока я предлагаю вам на основе знаний об анализаторе и стр.253 учебника заполнить схему «Слуховой анализатор». Проверка правильности с помощью презентации 2. Орган слуха человека подразделяется на 3 части: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Исследование частей уха вы проведете самостоятельно. Задание учащимся: используя текст учебника, изучите: 1 группа – строение наружного уха; 2 группа – среднего уха; 3 группа - внутреннего уха. Проверка работы. Оцените свою работу по заполнению таблицы (выполнил правильно - неправильно -недочеты). Корректируйте свои знания Физкультминутка «Разминание ушной раковины» на ушах расположены биологически активные точки, на одном только ухе их находится свыше 100, а на мочке – 11, которые связаны с глазами, зубами, языком, мышцами лица и внутренним ухом. Воздействие на биологически активные точки на ухе способны взбодрить, вылечить, принести удовольствие, а так же провести профилактику от ряда заболеваний! Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
| Работа в парах по изучению строения органа слуха, заполняют схему (задание №2) Работают с текстом, иллюстрациями, выполняют работу по заполнению таблицы, узнают строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха, устанавливают взаимосвязи между особенностями строения и функциями; различают по внешнему виду и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляют отличительные признаки биологических объектов | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно—практической задачи. Работа по алгоритму. Коммуникативное УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме при задании вопросов. |
6. Первичное закрепление. | Учитель предлагает разбиться на группы Задание: «Реши задачу, обоснуй ответ». Биологические задачи. 1. В начале урока вы прослушали фрагмент «Лунной сонаты» Бетховена, великого немецкого композитора. Когда он стал терять слух, это для него, как для музыканта было трагедией, но он нашёл оригинальный способ слушать музыку. Предположите, как он это делал? Он слушал музыку с помощью трости, которой опирался на рояль, держа другой конец в зубах, или прикладывал к черепу. Объясните, как в этом случае передавался звук? (Звук передавался через трость, кости черепа к рецепторам внутреннего уха) 2. На одном из ленинградских заводов имел место следующий случай. Один кузнец во время обеда решил отдохнуть и лёг на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил пошутить: он забрался под станину и что было силы, ударил по ней молотком. Шутка оказалась плачевной–кузнец оглох. В чём причина глухоты 3. При взлете и посадке самолета стюардесса раздает пассажирам леденцы. Объясните, для чего она это делает? | Дискуссия учащихся Выполняют предложенные задания. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку | Личностные УУД: осознание значимости изучения учебного материала Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Коммуникативное УУД: уметь оформлять свои мысли в письменной форме в таблице. Умение работать в паре. |
7. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Только здоровое состояние всего слухового анализатора позволяет слышать. Если какая-либо его часть повреждена, то слуховых ощущений не возникает, наступает глухота. В вашем маршрутном листе помещена памятка «Гигиена слуха». Я предлагаю проанализировать первые 5 правил. Обратимся к ним | Предположения и дискуссия учащихся | Личностные УУД: овладение основами логического мышления Познавательные УУД: проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия Коммуникативное УУД: участвуют в обсуждении содержания материала |
8. Итоговый самоконтроль и самооценка (рефлексивное осмысление и самопознание) | Давайте проверим, насколько вы усвоили новый материал, Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их. 1. Орган слуха позволяет человеку различать звуки и шумы. 2. В органе слуха различают наружное, среднее и внутреннее ухо. 3. Наружное и среднее ухо разделено перепонкой овального окна. 4. В полости среднего уха расположены улитка и орган равновесия. 5. Нервные импульсы по слуховому нерву поступают в затылочную долю коры больших полушарий и анализируются. Давайте подведем итог. Что нового вы узнали на уроке? Какие знания вам пригодятся в повседневной жизни? Возвращаемся к целям урока, обсуждаем, что выполнено, а что нет. В чем были трудности, что было особенно интересно. Ответьте на вопросы: 1. Что запомнилось из темы легче всего? 2. Что для тебя осталось не понятным? Групповая работа. Составьте по теме сегодняшнего урока синквейн: Ухо Среднее, наружное Слышать, насторожить, оттопырить Орган слуха состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. Орган чувств | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные УУД: готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Коммуникативное УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопрос Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки |
9. Домашнее задание | § 51, № 1-4 (вопросы для самоконтроля), провести домашний эксперимент по определению остроты слуха. | Записывают домашнее задание в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".
Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок", презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок"
«Раскрытие скобок». Этот материал является подготовительным для решения уравнений новым способом, по программе на его усвоение отводится три часа. Данный урок первый. Нужно изучить и научиться примен...
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...
Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме:"Картинки с выставки"
Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме: "Картинки с выставки". Цель: на примере творчества М.П. Мусоргского ввести понятие "Сюита"....
Технологическая карта урока биологии "Зрительный анализатор" 8 класс
Технологическая карта по биологии в 8 классе "Зрительный анализатор"...
Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»
Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...