Урок по биологии на тему: "Слуховой анализатор, гигиена слуха"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Этот урок предназначен для изучения нового материала в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_v_8_klasse.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Слуховой анализатор. Гигиена слуха.
Цель урока:
создание условий для самореализации учащихся, развитие научно- познавательной компетенции
– через усвоение знаний о строении и функциях слухового анализатора, о слуховом восприятии; о значении слуха в жизни человека;
-развитие мышления, самостоятельности, обеспечение системности обучения;
- воспитание готовности делать осознанный выбор в отношении собственного здоровья, бережного отношения к слуховому анализатору через усвоение понятий о причинах заболеваний слухового анализатора и правилах гигиены слуха.
Оборудование: дидактический материал, таблица « Слуховой анализатор», модель уха, проектор, экран, компьютер.
Ход урока.
1.Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний.
На столе у учителя черный ящик, в котором находятся: яркий шарик, духи, яблоко, механические часы. Учитель открывает коробочку, предлагает учащимся угадать предмет, достать его и дает задание, составить полную характеристику этого предмета.
-Каким путем вы получили эту информацию о предмете?
Используя органы чувств и знания о свойствах и качествах предмета.
-Сколько у человека чувств?
Зрение, обоняние, слух, вкус, осязание, равновесие.
Какое значение имеют органы чувств для человека?
3.Изучение нового материала.
Ребята, закройте глаза и послушайте звуки.
Закрыв глаза, мы все воспринимаем
Чредой прекрасных звуков в голове
И звонким эхом душу обвиваем,
Прислушиваясь к небу в тишине.
Журчат ручьи, струятся водопады,
цветут цветы иль строятся дома
А наше ухо создает каскады
Предметов образы- прекраснейшая тьма!
-Какой орган чувств сейчас работал?
Орган слуха.
И так, тема нашего урока: Слуховой анализатор. Гигиена слуха.
Вспомните сказку Шарль Перро « Красная шапочка»
-«Бабушка, зачем тебе такие большие уши?
-Это чтоб лучше слышать, дитя мое!»
Каждому с детства знаком этот диалог из старой сказки. А зачем все-таки нам уши? А точнее не уши, а ушные раковины, которые и подразумевала в своем вопросе любопытная красная шапочка.
1.В чем-то Волк был близок к истине, ответив, « чтоб лучше слышать тебя». Действительно, благодаря своей воронкообразной форме ушные раковины способны улавливать и концентрировать звуковые волны. Вспомните, как старые люди с пониженным слухом прислушиваются к чему-либо. Они приставляют ладонь к уху, как бы увеличивают его. Но это далеко не единственная функция ушных раковин.
-Какие еще функции ушных раковин вы можете отметить?
2.В ходе филогенетического развития все более высокоорганизованный звуковоспринимающий аппарат прячется в толщу височной кости, удлиняется слуховой проход и как буфер от непредвиденных повреждений появляется ушная раковина, которая обладает защитной функцией.
3.Существует и косметическая функция наружного уха. Во все времена и у всех народов старались украсить ушную раковину, понимая, что она играет важную роль в создании внешнего облика.
4.Ушную раковину человека долгое время считали рудиментом. От травм она особо не защищает, рупорная функция слабая. Двигать ушами , как многие животные, человек почти не может. Значит, естественный отбор способен на излишества? Но природа лишнюю клетку не потерпит в организме, если та утратила свои функции.
Ухо не ограничивается только передачей звуковых раздражений. Ученые считают, что оно служит пространственной ориентации. Если исключить ушную раковину из системы звукопроведения, вставив в слуховой проход трубочку, выступающую за пределы уха, человек полностью лишается способности различать источники звука в вертикальной плоскости.
5.На маленькой площади ушной раковины представлена вся чувствительность тела и внутренних органов. Поэтому можно использовать ушную раковину для получения биологически важной информации о состоянии любого органа. На одном ухе выявлено свыше 100 биологически активных точек: на мочке 11 точек, связанных с глазами, зубами, языком, мышцами лица. Ушная раковина имеет мощные нервные связи через систему блуждающего лицевого и симпатических нервов шейных узлов с определенными центрами головного мозга.
Вся жизнь человека протекает в мире звуков. Слух дает возможность воспринимать информацию на значительном расстоянии. Со слухом связана членораздельная речь. Наш слух улавливает колебания частотой от 16-до 20 тысяч раз в секунду. Глухие с рождения не слышат речи, поэтому они часто немые. Слуховой анализатор важен для развития речи и собеседований, говорил А.А.Ухтомский. Только нормальное состояние всего слухового анализатора позволяет слышать. Если какая-либо часть его нарушена, то слуховых ощущений не возникает. Требуется длительная лечебная тренировка, чтобы глухой от рождения человек мог говорить.
Слух играет большую роль и в развитии у нас чувства прекрасного. Когда мы слышим хорошую музыку, пение птиц, наше восприятие окружающего мира становится ярче и богаче.
- Для чего необходимо чистить уши?
- Откуда берется в слуховом проходе сера и что это такое?
В старину в русском языке словом « сера» обозначали грязь. Отсюда пошли слова « серый», серить(пачкать), Поэтому закономерно, что засохший секрет в слуховых проходах тоже стали называть « ушная сера»-ушная грязь.
Серные железы, вырабатывающие особый секрет светло-коричневого цвета, постепенно загустевающий и приобретающий все более темный оттенок, являются трансформированными сальными железами кожи. Расположены они в преддверии слуховых проходов и служат для защиты слуховых проходов от попадания туда инородних пылевых частиц. Секрет серных желез обладает и сильным антибактериальным действием. Очищение происходит вследствие того, что эпителий слухового прохода растет от центра барабанной перепонки кнаружи, и во время своего роста выносит застывшие микроскопические кусочки серы с попавшими в нее пылинками за пределы слухового прохода.
- Так нужно ли постоянно чистить слуховые проходы палочками?
Современная гигиена отвечает отрицательно. Достаточно периодически промывать мылом и теплой водой преддверия слуховых проходов. Однако и сейчас встречаются любители чистить уши самыми неподходящими для этой цели предметами- спичками, вязальными спицами и даже шариковыми стержнями. Это приводит к травмированию кожи, попаданию туда инфекции и возникновению воспаления.
Слуховой проход прекрасно усиливает звуковые волны , из-за чего интенсивность звука у барабанной перепонки растет. С физической точки зрения это объясняется резонансными свойствами прохода. Прежде всего низкой жесткостью его стенок, что обуславливает малое отражение и большое поглащение всепроникающего звука.
Постановка проблемы
Многим знакома потрясающая по эмоциональному накалу сцена, когда Гамлету является призрак отца и рассказывает о совершенном злодеянии. На столах отрывок из « Гамлета» Шекспира.
…Когда я спал в саду
В свое послеобеденное время,
В мой уголок прокрался дядя твой
С проклятым соком белены во фляге
И мне в ушную полость влил настой,
Чье действие в таком раздоре с кровью,
Что мигом обегает, словно ртуть,
Все внутренние переходы тела,
Створаживает кровь как молоко,
С которым каплю уксуса смешали.
Так было и со мной. Сплошной лишай
Покрыл мгновенно пакостной и гной
Коростой, как у Лазаря, кругом
Всю кожу мне.
Итак, был рукою брата я во сне
Лишен короны, жизни, королевы…
Прав или не прав с точки зрения врача был Вильям Шекспир, описывая сцену отравления Клавдием отца Гамлета? Могло ли так быть в действительности?
Организуется работа с материалом учебника.
Учащиеся выясняют, что:
- Ухо состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. К наружному уху относится ушная раковина и слуховой проход.
- Среднее ухо представляет собой замкнутую полость , объемом 1см куб. расположенную в толще височной кости. От слухового прохода ее отделяет барабанная перепонка.
- Барабанная перепонка представляет собой гибкое, эластичное образование. Звуковые волны вызывают колебания этой туго натянутой перепонки.
- Из чего состоит барабанная перепонка? Какие особенности строения, свойства обуславливают ее функции?
Учитель: Толщина барабанной перепонки одна десятая мм. Она многослойна и включает в себя эпидермис, слизистую оболочку и различные волокна, расположенные радиально. Таким образом, она представляет собой гибкое и прочное образование. Она способна вибрировать в звуковом потоке и вызывать движения слуховых косточек среднего уха. Она служит надежной преградой против попадания в среднее ухо пылевых частиц, воды, микроорганизмов.
-Может ли барабанная перепонка пропустить яд?
Учитель: Большинство ядов может всосаться только через слизистую оболочку.
Следовательно, «сок белены» не мог попасть в барабанную полость отца Гамлета.
Учитель: Выходит, великий драматург ошибался? Не будем спешить с выводами. Давайте перенесемся в другую часть света…
-Средняя Азия, середина 19 века Бухарским эмиром правит пятый эмир Мангыской династии Насрулла Баходур, по прозвищу «мясник».Он отличался особой жестокостью.За время его 33-летнего правления ежедневно в Бухаре совершалось от 5 до 100 варварских казней. В 1855г. эмир захватил соседний Шахрисяб. Дочь шахрисябского шаха становится обитательницей его гарема. Однажды ночью, когда кровавый эмир заснул, она подкралась и влила ему в ухо ртуть. Придворным медикам не удалось спасти Насруллу, но даже умирающий, он остался верен себе: приказал зарезать перед своими глазами отца отравительницы, ее брата, всех ее детей и , наконец, саму дочь шаха.
Итак, эмир Насрулла Баходур был отравлен в 1860 году ртутью, влитой в ухо, и это не легенда, а достоверный факт.
-В чем же дело? Ведь , как известно, ртуть не могла всосаться через барабанную перепонку, а только через слизистую оболочку.
Учащиеся: Дело, видимо, в том, что у эмира и у отца Гамлета в барабанной перепонке было отверстие , через которое и попали в среднее ухо яды.
Учитель: Откуда же взялось это отверстие?
К образованию большого отверстия могут привести воспаления среднего уха, вызванные корью, скарлатиной. Отверстие в барабанной перепонке может быть следствием плохо залеченного острого воспаления среднего уха, как результат травмы.
Учащиеся: Можем смело предположить , что к трагической смерти от яда этих людей привело наличие отверстия в барабанной перепонке.
Постановка новой проблемы.
На одном из ленинградских заводов имел место такой случай. Один купец в обеденный перерыв захотел отдохнуть и улегся на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил пошутить и напугать спящего. Он забрался под станину и что было силы ударил по ней молотком. Шутка окончилась плачевно- спящий кузнец оглох.
-В чем причина внезапно наступившей глухоты?
Чтобы понять, нам надо разобраться, каким путем звуковая волна достигает внутреннего уха, какие изменения она при этом претерпевает.
Учащиеся вновь обращаются к учебнику(51стр 254-255).
Чтобы провести звук дальше барабанной перепонки , природа создала цепочку из трех косточек. Это механизм, где молоточек и наковальня- рычаги, а стремя поршень. Все эти косточки связаны между собой прочными сочленениями и поддерживаются на весу двумя мышцами. Одна соединена с барабанной перепонкой, другая со стременем.
При громких звуках, перегружающих улитку или внутреннее ухо, мышцы натягивают косточки , мешая им свободно колебаться, что сдерживает силу волны, защищая слуховой аппарат от травмы. Когда звуки тихие, мышцы «раскачивают» косточки и тем самым усиливают сигналы. Звуковая волна, проходя систему среднего уха, многократно усиливается. Усиливается она за счет 2 законов механики- закона разницы площадей и закона рычага. Мышечные механизмы защиты продолжают функционировать при нормальном сне.
Помимо воздушного звукопроведения имеет место костное. При костном проведении звуковая волна идет через костные балки затылочной , теменной или височной кости, передаются на лабиринт и на его звуковоспринимающие рецепторы.
Природой не предусмотрена передача звуковых колебаний через кость, а значит не предусмотрена система защиты. Звуковые колебания от сильного удара молотка передались по железной станине кузнечного пресса на затылочную и височную кости спящего человека- на лабиринт и вследствие акустической травмы погибли звуковоспринимающие клетки.
Рассказ учителя о строении внутреннего уха.
Орган слуха называется улиткой и похож по форме на моллюска- он свернут наподобие раковины на 2,5 оборота. Внутри костного лабиринта улитки находится перепончатый лабиринт. Они оба заполнены жидкостью, колебания которой вызываются ударами стремечка по овальному окну. Внутри перепончатого лабиринта по всей длине завитков улитки тянутся 5 рядов клеток с тончайшими волокнами. Это волосковые слуховые клетки, в одной улитке около 24 тыс. Нижней стороной волосковые клетки крепятся к мембране, которая подобна арфе и состоит из отдельных волокон. Музыку этой арфы и слышит мозг. Ее струны, как у настоящей арфы, разной длины. Самые короткие(135 мкм) находятся у основания улитки, а самые длинные(234мкм)-у ее вершины. Слуховой нерв собирает эти импульсы и передает их через подкорковые узлы в кору височных долей головного мозга.
Звуковоспринимающий аппарат улитки называют коршневым органом.
А теперь поговорим о гигиене органов слуха.(работа с материалом учебника Стр 255 Учащиеся заполняют таблицу
«Предупреждение нарушения слуха»
Правила гигиены слуха | Обоснование правил |
4.Закрепление изученного (выполнение тестового задания « Выбери правильные суждения»)
1.Орган слуха расположен в височной кости и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.
2.Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины.
3.Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
4.Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.
5.Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.
6.Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.
7.Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.
8. Внутреннее ухо представляет собой системы полостей и извитых канальцев.
9.Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.
10. Постоянные громкие звуки вызывают потерю эластичности барабанной перепонки.
Ответы:1, 3,5,6,8,9,10.
5.Рефлексия:
- Что мы сегодня узнали нового?
-Какой факт показался любопытным?
-Что нельзя делать, чтобы не навредить слуху?
-Что значит музыкальный слух?
Определите, к какому виду относится эта музыка?
Музыка- есть определение слуховых качеств человека. Каждый из вас, развивая музыкальный слух, может научиться играть на музыкальных инструментах , использовать при выборе своей будущей профессии.
На память о сегодняшнем уроке я хочу подарить вам диск .
Каждый урок – это черный ящик, вы не знаете, что вы увидите, услышите. Но как интересно познать неизвестное.
6 Домашнее задание(параграф 51 по учебнику Д.В.Колесов)
Выполнить практическую работу на стр. 257.
Урок окончен. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по биологии в 8 классе . Тема: "Слуховой анализатор. Гигиена слуха".
Разработка урока по биологии в 8 классе . Тема: "Слуховой анализатор. Гигиена слуха"....
Методическая разработка урока биологии по теме «Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»
Методическая разработка урока биологии по теме«Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»" 8 класс включает в себя краткий конспект урока с тестом- опросом, сопроводительную мультимедийн...
Урок биологии по теме "Слуховой анализатор". 8-й класс
Урок биологии по теме "Слуховой анализатор". 8-й класс Учитель биологии: Орехова Т. А. Цель урока: сформировать у учащихся знания о строение органа слуха и слухового анализатора. Задачи урока: Об...
Методическая разработка урока по биологии на тему "Слуховой анализатор" 8 класс
Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМЧП....
Презентация на тему: "Слуховой анализатор. Гигиена слуха", биология 8 класс.
Данная презентация содержит материал о строении, функциях и значимости слухового анализатора....
Методическая разработка урока по теме: "Слуховой анализатор. Гигиена слуха".
« Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, чтобы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить». Данная тема помогает раскрыть значение органа слуха. .Знако...
Технологическая карта урока по биологии "Слуховой анализатор. Гигиена слуха"
Тема урока: «Слуховой анализатор. Гигиена слуха»Тип урока: урок освоения новых знаний и уменийПланируемые результаты:Личностные проявление познавательного интереса к естественным наукам, о...