Разработка урока по теме: "Слуховой анализатор"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Разработка урока по теме: "Слуховой анализатор" 8 класс с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Слуховой анализатор» 8 класс
Цель урока: Создать условия для формирования знаний о слуховом анализаторе
Задачи:
Образовательные: Рассмотреть особенности строения слухового анализатора
Развивающие: Создать условия для развития логического мышления, речи, творческих способностей.
Воспитательные: воспитывать коммуникативные качества, формировать гигиенические навыки и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Оборудование: медиапроектор, Эл. Учебники, компьютеры, выход в Интернет
Ход урока:
Орг. Момент.
У: Давайте послушаем музыку.
У: Как вы думаете, что это за произведение и кто её написал?
- Это произведение великого композитора Людвига ван Бетховена, «Лунная соната».
Он сочинил эту сонату, начиная глохнуть, т.е будучи уже частично глухим. Вслушайтесь в звуки этой музыки. Мне кажется, композитор хотел выразить много мыслей, одной из которых была такая:
возможности человека беспредельны,
даже тяжелый недуг не помеха,
человек постоянно, изо дня в день должен стремиться к вершинам мастерства,
к поиску нового, к совершенству.
Как вы думаете, как Бетховен смог написать это и другие свои произведения, если он был глухим? Ведь он не мог воспринимать звуки.
- Вы хотели бы узнать об этом?
- А с помощью какого органа мы воспринимаем звуки?
- С помощью органа слуха.
- Значит, мы сегодня будем изучать орган слуха. (Тема на интерактивной доске, запись в тетради темы урока)
- Посмотрите на доску, здесь даны утверждения, давайте их решим.
Работа с таблицей
Утверждения | В начале урока | В конце урока |
1 | Система, состоящая из рецептора, проводящего пути и центра в коре большого мозга называется анализатором. |
2 | Термин «анализатор» введен М.И. Сеченовым. |
3 | Рецепторы - специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение. |
4 | Анализаторы способны к взаимовыручке по принципу «за себя и за того парня». |
5 | Слуховые косточки это рецепторы слухового анализатора. |
6 | Звуковая волна преобразовывается в органе слуха в колебания жидкости, а затем в нервный импульс. |
7 | Для профилактики болезней уха, при взрывных работах открывать рот. |
8 | Человек способен воспринимать ультразвуковые волны. |
У - Какие задания показались вам трудными в решении.
Ученики - Последние четыре, потому что они связаны с органами слуха, которые мы не изучали.
У - Тогда давайте поставим задачи на урок, что мы должны узнать сегодня
(Цели на урок даны на интерактивной доске)
Выяснить строение слухового анализатора;
Узнать, как звуковые волны преобразовываются в нервные импульсы;
Установить, что нужно делать для профилактики болезней уха;
Узнать о звуках, которые способен воспринимать человек.
Задание для 1 группы.
1. Заполни пропуски
Части органа слуха | Строение | Функции |
Наружное ухо | Ушная раковина Наружный слуховой проход Барабанная перепонка |
Среднее ухо | В 20 раз увеличивают силу колебаний барабанной перепонки; Уравновешивает давление в среднем ухе и снаружи; |
Внутреннее ухо | Костный лабиринт Перепончатый лабиринт, заполненный жидкостью (перилимфой) Рецепторы органа слуха (кортиев орган) |
Слуховая зона | Кора больших полушарий - височная доля |
Рассмотрите модель слуховых косточек и объясните их функции.
Ответьте на вопрос.
Каким образом мы определяем источник звука и его направление?
Для наглядности можно использовать опыт: звонки с нескольких телефонов.
Задания для 2 группы
1. Запиши в пропусках и пустых клетках названия частей слухового анализатора
2. Работа на компьютере.
Создайте в программе Paint модель слухового анализатора
Задание для 3 группы.
1. Заполни пропуски: над строкой – строение частей органа слуха;
под строкой – выполняемые функции.
Ушная раковина ---------------------------- барабанная перепонка ------------------------------------
Механические колебания
улитка
----------------- овальное окно ----------------------------------- рецепторы органа слуха (кортиев
орган) --------------------------------------- височная доля коры больших полушарий.
2. Работа в Интернете.
Ответьте на вопрос:
- Причины болезни Людвига Ван Бетховена, и каким образом он воспринимал звуки?
- Почему человек при воспалении слизистой носа и горла испытывает ощущение заложенности в ушах?
Задания для 4 группы.
1. Определите правильную последовательность событий:
А. Ушные раковины улавливают звуки и направляют в слуховой проход;
Б. Полость среднего уха сообщается с помощью евстахиевой трубы с полостью глотки;
В. Слуховые косточки увеличивают силу воздействия колебаний барабанной перепонки;
Г. Барабанная перепонка преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания; Д. Внутреннее ухо представлено улиткой;
Е. Колебания вызывают раздражение рецепторов спирального органа;
Ж. Колебания мембраны овального окна вызывает колебание перилимфы улитки; З. В слуховой зоне формируются слуховые ощущения;
И. По слуховым нервам нервные импульсы передаются в височную долю коры больших полушарий.
2. Работа в Интернете.
Установите шумовые границы, которые может воспринимать человек.
Ультразвук, гиперзвук, инфразвук.
У: Чтобы решить данные вопросы поработаем в группах. Каждая группа выбирает себе задание, который хотел бы решить.
Работа в группах с заданиями.
Рефлексия: Каждая группа выступает со своим вопросом.
(На интерактивной доске фрагмент Эл. учебника: «Слуховой анализатор»)
У: Возвратимся к нашим утверждениям, которые мы рассматривали в начале урока.
Сравните теперь, как изменились ваши знания.
У: А теперь поработайте на компьютерах и проверьте, какие новые знания вы получили сегодня.
Тесты по теме: «Слуховой анализатор» записано в программе «My test»
Что относится к слуховому анализатору:
А) улитка Д) барабанная перепонка
Б) сетчатка Е) слуховой нерв
В) зрительный нерв Ж) участок коры головного мозга
2.Назовите долю коры головного мозга, в котором расположен высший отдел слухового анализатора:
А) лобная
Б) теменная
В) затылочная
Г) височная
3. Какая из косточек среднего уха связана с барабанной перепонкой:
А) стремечко
Б) молоточек
В) наковальня
Г) слуховая
4. Какая из косточек среднего уха связана с мембраной овального окна внутреннего уха:
А) стремечко
Б) молоточек
В) наковальня
Г) слуховая
5.Назовите среду, которая заполняет полость среднего уха:
А) межклеточная жидкость
Б) лимфа
В) воздух
Г) вода
6. .Назовите среду, которая заполняет полость внутреннего уха:
А) жидкость
Б) лимфа
В) воздух
Г) вода
7. Укажите структуру, в которой расположены слуховые рецепторы:
А) полукружные каналы
Б) улитка
В) барабанная перепонка
Г) среднее ухо
8. Назовите отдел уха, в кожных железах которого вырабатывается ушная сера:
А) наружное ухо
Б) среднее ухо
В) внутренне ухо
Г) евстахиева труба
9. Какие структуры преобразуют колебания жидкости в нервные импульсы:
А) волосковые клетки
Б) чувствительные нейроны
В) мембраны овального и круглого окон
Г) перепонка внутреннего уха
10.Носоглотка соединена с полостью среднего уха:
А) наружным слуховым проходом
Б) евстахиевой трубой
В) трахеей
Г) полукружными каналами
Работа на компьютерах.
Домашнее задание:
Рефлексия деятельности (итог урока)
Правое
………….
………….....полушарие,
Височная доля
?
Звуковые волны
Механические
колебания
Нервные импульсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Слуховой анализатор"
рабочая программа по биологии 8 класс...
Урок на тему "Слуховой анализатор"
Урок с презентацией...
План-конспект урока на тему "Слуховой анализатор с использованием сингапурской системы обучения"
Класс: 8АДата: 8.12.14 Тема урока: "Анализатор слуха».Тип урока и его структура: изучение новых знаний. 1. Знания этой темы, тесно связаны с последующими (понятия анализато...
Методическая разработка урока по теме: "Зрительный анализатор". 8 класс
Данный урок знакомит обучающихся с содержанием понятия "анализатор", с особенностями строения и функционирования глаза как органа зрения, показывает взаимосвязь строения и функций органа....
Методическая разработка урока по теме: "Слуховой анализатор. Гигиена слуха".
« Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, чтобы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить». Данная тема помогает раскрыть значение органа слуха. .Знако...
Технологическая карта урока по теме "Слуховой анализатор" (8 класс)
Технологическая карта урока по теме "Слуховой анализатор" (8 класс)...
Конспект урока по теме: Слуховой анализатор.
Конспект урока по теме: Слуховой анализатор....