Конспект урока по теме: Рыбы
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Урок систематизации знаний по теме: "Рыбы" (7 класс)
Цель урока: в процессе обобщения привести знания учащихся в систему и выявить уровень усвоенности изученного материала.
Форма проведения урока: ярмарка знаний.
Оборудование: красочно оформленные названия ярмарочных рядов; сигнальные карточки красного, желтого и зеленого цветов; таблица "Внешнее и внутреннее строение рыбы"; условные денежные единицы - "налимы" и "скаты".
Структура урока:
I. Вступительное слово учителя.
Почему наш урок так называется? Что такое ярмарка? Давайте обратимся к толковому словарю русского языка С.Ожегова. Итак, слово "ярмарка" означает "...большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно и тоже время".
Сегодня и у нас будут развлечения. Но самое главное на ярмарке - это торг и товар. Я - покупатель, а вы - купцы. Ваш товар - знания, и всем хочется, чтобы они оказались добротными, не залежавшимися. Совершая торг, я, возможно, куплю ваши знания. Продав свой товар, вы станете очень состоятельными людьми. На нашем базаре своя валюта: за правильные ответы - "налимы", штрафные очки - "скаты".
Каждая ярмарка славится своими торговыми рядами. Обратите внимание на схему на доске. Над схемой - слова академика А. Яблокова: "Все, что вы говорите, любое ваше предположение - это этап познания, поэтому оно правомерно".
Итак, начинаем торги.
I. Торговый ряд "ЭРУДИТ".
Цель: проверить общую информированность учащихся по данной теме.
Каждая команда получает карточку с 3-мя понятиями, и участники команды объясняют данные понятия по плану:
1. Местонахождение. 2.Строение. 3.Выполняемые функции.
Задания:
1 команда: "Плавники", "Головной мозг", "Нерест".
2 команда: "Чешуя", "Плавательный пузырь", "Органы чувств".
За каждый правильный ответ команда получает "1 налим"; за неправильный - "1 скат".
II. Торговый ряд "Светофор"
Учитель: Из архивных данных известно, что ярмарки всегда устраивались на перекрестках торговых путей. Заранее, до начала торгов, все спешили на ярмарку, всем хотелось оказаться в числе первых очевидцев происходящих событий или покупателей. Вот и на нашем перекрестке подмигивает светофор.
Ребята раскладывают на столах перед собой сигнальные карточки из конверта: красную, желтую, зеленую.
Цель: проверить степень осмысленности знаний и способность в них ориентироваться.
Учитель задает вопросы классу и называет 3 ответа "разного цвета" - ребята должны сигнальную карточку того цвета, который соответствует правильному ответу.
1. Рыбы приспособлены к водной среде обитания:
Красный - дышат при помощи жабр.
Желтый - имеет хорду.
Зеленый - имеют головной и спинной мозг.
2. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу тока воды:
Красный - органом обоняния.
Желтый - боковой линией.
Зеленый - органом вкуса.
3. Жабры - это органы:
Красный - кровеносной системы.
Желтый - выделительной системы.
Зеленый - дыхательной системы.
4. Кровеносная система рыб:
Красный - незамкнутая.
Желтый - замкнутая.
Зеленый - имеет один круг кровообращения.
5. Нерест - это:
Красный - способ размножения.
Желтый - сложное инстинктивное поведение в период размножения.
Зеленый - условия, вызывающие замор рыбы.
6. С помощью плавательного пузыря рыба:
Красный - быстрее передвигается.
Желтый - переваривает пищу.
Зеленый - опускается на глубину или всплывает.
7. К хрящевым рыбам относят:
Красный - ската;
Желтый - лосося;
Зеленый - акулу.
8. Уплощенная форма тела придонных рыб свидетельствует о:
Красный - способе размножения.
Желтый - наличии у них скелета.
Зеленый - приспособленности к среде обитания.
III. Торговый ряд "ПОЧЕМУЧКА".
Цель: показать детям, что они способны мыслить творчески. В задании заготовлены вопросы, начинающиеся словом "Почему?"
1. Почему зимой на водоемах полезно во льду делать проруби?
2. Известно, что самка окуня выметывает до 300 тыс. икринок, треска - до 9,3 млн. штук, а колюшка от 65 до 550 икринок. Почему существует такая разница в количестве выметываемой икры?
3. Почему ослепленная рыба не натыкается на препятствия и способна ловить движущуюся добычу?
4. Почему не похожих друг на друга акулу и ската относят к одному классу?
Физкультминутка.
IV. Торговый ряд "Перевертыши".
В этих словах перепутаны буквы. Переставьте в них буквы таким образом, чтобы получились названия рыб. Укажите, к каким отрядам относятся полученные названия рыб.
1 команда: 2 команда:
ТАПВОЛ АЛГБЕУ
ЗНААС СЕКРАТ
ТОРЕС МЛИНА
ДУКСА АРЬСАК
МАЛАКБА РОГУШБА
V. Торговый ряд "НЕБЫЛИЦЫ".
(Домашнее задание, заданное учащимся заранее).
Составить рассказ с названием "Однажды на рыбалке", допустив в нем как можно больше ошибок. Одна команда зачитывает свой рассказ, а другая - ищет в нем ошибки и исправляет их. А команда, читающая свой рассказ, затем оценивает ответ команды соперника.
VI. Торговый ряд "ГОП -СТОП".
Учитель: Всем известно, что и водоемы Орловской области богаты рыбой. В нашей области встречается 33 вида рыб семейств: карповые, осетровые, сиговые, вьюновые, сомовые, щуковые, окуневые, тресковые, бычковые.
Ваше задание: за 1 минуту записать названия рыб Орловской области, сколько успеете. Затем по очереди каждая команда дает название одной рыбы. Побеждает та команда, которая называет последней. По команде "Гоп!" вы начинаете; по команде "Стоп!" - заканчиваете.
VII. Итог урока. Подсчитывается количество набранных "налимов" и "скатов" у каждой команды. Побеждает та команда, которая заработала больше "налимов".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект-урока на тему "Рыбы"
урок в 7 классе...
Конспект урока на тему: "Промысловые рыбы Республики Коми"
Данный конспект урока направлен на создание условий для формирования знаний учащихся о промысловых рыбах РК, их использовании....
конспект урока на тему: "Рыбы водоёмов Республики Коми" (7 класс)
Цель: Сформировать знания у учащихся о рыбах водоёмов Республики Коми: об особенностях внешнего строения рыб в связи с ведущим образом жизни и о видовом разнообразии рыб, обитающих в водоёмах Республи...
Конспект урока "Класс Костные рыбы"
Разработка урока по теме: "Класс Костные рыбы"...
Конспект урока по теме "Рыбы" для 7 класса
Урок "Рыбы" для 7 класса...
Конспект урока на тему: Надкласс рыбы общая характеристика. Многообразие рыб. Значение рыб в природе и жизни человека.
Реализация личностно – ориентированного подхода в обучении для самостоятельного усвоения знаний обучающимися характерных признаков хрящевых и костных рыб....
Конспект урока на тему:"Надкласс Рыбы. Внешнее строение."
Конспект урока на тему:"Надкласс Рыбы. Внешнее строение."...