Конспект урока на тему: Надкласс рыбы общая характеристика. Многообразие рыб. Значение рыб в природе и жизни человека.
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Реализация личностно – ориентированного подхода в обучении для самостоятельного усвоения знаний обучающимися характерных признаков хрящевых и костных рыб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ryby.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Дорогов Е.К. ГБОУ школа-интернат №9 Калининского района г.СПб
Тема: Надкласс рыбы общая характеристика. Многообразие рыб. Значение рыб в природе и жизни человека.
Цель: Реализация личностно – ориентированного подхода в обучении для самостоятельного усвоения знаний обучающимися характерных признаков хрящевых и костных рыб.
Задачи :
1. познакомить обучающихся с многообразием рыб на примере отрядов хрящевых и лучеперых рыб.
2. Развивать биологическую грамотность, развивать познавательный интерес к предмету, развивать умение выделять главное.
3. Осуществлять экологическое воспитание
Тип урока : комбинированный ( изучение нового и первичное закрепление).
Оборудование. Таблица « Пресноводные и проходные, промысловые рыбы», «Хрящевые рыбы», влажный препарат «Строение окуня», презентация по теме.
Ход урока.
- Организационная часть.
- Изучение нового.
- Многообразие рыб.
В мире известно более 35000 видов рыб по состоянию на 2020 год. На сегодняшнем уроке вы узнаете об основных группах .
Вообразите себе гигантский аквариум – величиной с нашу школу. Наша цель – заселить этот аквариум рыбами и узнать особенности их анатомии и экологии. Познакомят нас с морскими и речными рыбами ихтиологи, которые вели за ними наблюдения, изучали их поведение, образ жизни и анатомические особенности.
Прежде, чем говорить о многообразии, давайте вспомним :
Какие приспособления возникли у рыб в связи с их средой обитания? Дайте определение термину среда обитания и приведите основную классификацию.
Приспособления:
- обтекаемая форма тела.
- уплощенное тело ( бентосные рыбы)
- покровительственная окраска
- особенности покрова и наличие желёз
- органы передвижения - плавники.
Изучить большое разнообразие рыб позволяет наука систематика. (определение науки, ее предмет и задачи).
В тетради составление схемы « Систематика рыб». (Демонстрация слайда)
Рыбы.
Хрящевые Костные
Акулы Скаты Химеры Кистеперые Двоякодышащие
Осетровые Костистые
На основании каких признаков выделены классы Хрящевые и Костные рыбы?
Работа с учебником : найдите в параграфе 23и 25 признаки классов и внесите в сравнительную таблицу.
Теперь мы знаем о систематических группах рыб. Давайте заселять наш аквариум. Но я рекомендую вам вести наблюдения за жизнью в аквариуме, для этого в тетрадях составляйте ментальную карту по ходу прослушивания сообщений подготовленных вашими одноклассниками и мной. Сообщения об выбранных видах рыба различных классов представленных на территории России . Демонстрация слайдов презентации.
Товарищи! Не такая уж фантазия – наш аквариум. В нашем городе есть большой океанариум, в котором живет невероятное множество представителей надкласса рыбы и других обитателей водной среды. Если выдастся возможность выйти на экскурсию, мы обязательно его посетим.
- Значение рыб в природе, жизни человека.(Фронтальная беседа и демонстрация презентации)
- звено в цепи питания
- производство удобрений
- пищевая промышленность
- эстетическое значение
- использование рыб для очистки зарастающих водоемов
- Общая характеристика рыб.
Используя текст учебника допишите характеристику систем органов рыб, пользуясь текстом учебника.(проверка после сбора тетрадей)
Игра «Зашифрованные рыбы».
Надо отгадать название рыб, переставляя буквы в слогах. Каждая парта выполняет 1 задание. Каждому правильно выполненному заданию соответствует буква. Прочитайте зашифрованное высказывание, объясните его смысл.
Тапвол (плотва)- О знаас (сазан)-Х егмас (семга) –Р торес (осетр) – А секрат (треска) -Я бовал (вобла) –Й алгбеу (белуга) –Н млина (налим) –Т каюшлок (колюшка) Е еглас (семга) –Р арьсак (карась) –Ы парк (карп) –Б. Охраняйте рыб.
Вывод. Рыбы – водные животные, тело которых состоит из 3 отделов, форма тела зависит от места обитания, дышат жабрами,, имеют 2 камерное сердце, 1 круг кровообращения, головной мозг состоит из 5 отделов, оплодотворение наружное, количество икринок зависит от степени ее защищенности.
- Закрепление знаний.
- Игра «Верно, неверно, сомнительно».
У вас на столах лежат карточки с положениями, прочитайте, согласны ли вы с данным утверждением.
1. латимерия – кистеперая рыба.
2. акулы – костные рыбы.
3. головной мозг состоит из 5 отделов.
4. у рыб хорошо развит мозжечок.
5. хвостовой плавник парный.
6. у хрящевых рыб органы дыхания жаберные щели.
7. карп одомашненная рыба, обычный объект прудового хозяйства.
8. у хрящевых рыб есть плавательный пузырь.
9. у костных рыб наружное оплодотворение.
10. у рыб 2-х камерное сердце, 1 круг кровообращения.
11. брюшные плавники парные.
12. боковая линия – орган чувств.
- Игра « Кто на удочку попался»
Сейчас узнаем, кто же у нас удачливый рыболов.
На доске написаны систематические группы рыб : 1.Хрящевые. 2. Осетровые. 3. Двоякодышащие. 4. Кистеперые. 5. Костистые. Необходимо распределить перечисленных ниже рыб по этим группам : австралийский чешуйчатник, треска, морская лисица, камбала, окунь, горбуша, латимерия, крась, акула – молот, белуга.
Самопроверка. 1. морская лисица, акула – молот, 2. белуга, 3. австралийский чешуйчатник, 4. латимерия, 5. треска, камбала, окунь, горбуша, карась. Кто же оказался самым удачливым рыболовом? Кто верно распределил рыб ставят себе оценку 5, у кого 1 ошибка – 4, у кого 2 и более ошибок – 3.
- Итог урока. Рефлексия.
Что удивило вас на уроке?
Что вызвало затруднения?
- Домашнее задание.
Параграф 24, составить кроссворд по представителям рыб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.
Обощающий урок по тме "Насекомые" Его хорошо проводить в форме соревнования....
Урок биологии по теме "Надкласс Рыбы.Общая характеристика.Внешнее строение рыб."
Методическая разработка используется при изучении темы "Тип Хордовые. Подтип Черепные.Надкласс Рыбы" на первом уроке в 7 классе. Урок дан с лабораторной работой "Внешнее строение и особенн...
Презентация к уроку биологии по теме "Надкласс Рыбы.Общая характеристика. Внешнее строение рыб".
В презентации показаны таблицы о внешнем строении рыб, об органах передвижения, об органах чувств рыб. При закреплении материала предлагается кроссворд....
Конспект урока биологии в 7 классе, линия В.В.Пасечника на тему:"Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека"
Урок обобщения по теме "Класс Птиц" В ходе урока еще раз называются характерные чертв класса Птиц. В ходе выполнения заданий по группам осуществляется знакомство с наиболее многочисленными в нашей стр...
Урок №32«Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека»
Конспект рока«Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека»...
Конспект урока на тему:"Надкласс Рыбы. Внешнее строение."
Конспект урока на тему:"Надкласс Рыбы. Внешнее строение."...
Конспект урока по теме: "Конституция РФ. Общая характеристика".
Тип урока – изучение нового материала (форма – интерактивный урок). Урок рассчитан на два учебных часа. Предлагаю урок, который позволит:изучение учащимися представления об...