Конспект урока на тему: Надкласс рыбы общая характеристика. Многообразие рыб. Значение рыб в природе и жизни человека.
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Дорогов Евгений Константинович

Реализация личностно – ориентированного подхода в обучении для самостоятельного усвоения знаний  обучающимися характерных признаков хрящевых и костных рыб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ryby.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Дорогов Е.К. ГБОУ школа-интернат №9 Калининского района г.СПб

Тема: Надкласс рыбы общая характеристика. Многообразие рыб. Значение рыб в природе и жизни человека.

Цель: Реализация личностно – ориентированного подхода в обучении для самостоятельного усвоения знаний  обучающимися характерных признаков хрящевых и костных рыб.

Задачи :

1. познакомить обучающихся с многообразием рыб на примере отрядов хрящевых и лучеперых рыб.

2. Развивать биологическую грамотность, развивать познавательный интерес к предмету, развивать умение выделять главное.

3. Осуществлять экологическое воспитание

Тип урока : комбинированный ( изучение нового и первичное закрепление).

Оборудование. Таблица « Пресноводные и проходные, промысловые рыбы», «Хрящевые рыбы», влажный препарат «Строение окуня», презентация по теме.

Ход урока.

  1. Организационная часть.
  2. Изучение нового.
  • Многообразие рыб.

В мире известно более 35000 видов рыб по состоянию на 2020 год. На сегодняшнем уроке вы узнаете об основных группах .

        Вообразите себе гигантский аквариум – величиной с нашу школу. Наша цель – заселить этот аквариум рыбами и узнать особенности их анатомии и экологии. Познакомят нас с морскими и речными рыбами ихтиологи, которые вели за ними наблюдения, изучали их поведение, образ жизни и анатомические особенности.

        Прежде, чем говорить о многообразии, давайте вспомним :

Какие приспособления возникли у рыб в связи с их средой обитания? Дайте определение термину среда обитания и приведите основную классификацию.

Приспособления:

  1. обтекаемая форма тела.
  2. уплощенное тело ( бентосные рыбы)
  3. покровительственная окраска
  4. особенности покрова и наличие желёз
  5. органы передвижения - плавники.

Изучить большое разнообразие рыб позволяет наука систематика. (определение науки, ее предмет и задачи).

В тетради составление схемы « Систематика рыб». (Демонстрация слайда)

Рыбы.

Хрящевые                                                                               Костные

Акулы            Скаты      Химеры                   Кистеперые       Двоякодышащие

                                                                                   Осетровые            Костистые

На основании каких признаков выделены классы Хрящевые и Костные рыбы?

Работа с учебником : найдите в параграфе 23и 25 признаки классов и внесите в сравнительную таблицу.

Теперь мы знаем о систематических группах рыб. Давайте заселять наш аквариум. Но я рекомендую вам вести наблюдения за жизнью в аквариуме, для этого в тетрадях составляйте ментальную карту по ходу прослушивания сообщений подготовленных вашими одноклассниками и мной. Сообщения об выбранных видах рыба различных классов представленных на территории России . Демонстрация слайдов презентации.

Товарищи! Не такая уж фантазия – наш аквариум. В нашем городе есть большой океанариум, в котором живет невероятное множество представителей надкласса рыбы и других обитателей водной среды. Если выдастся возможность выйти на экскурсию, мы обязательно его посетим.

  • Значение рыб в природе, жизни человека.(Фронтальная беседа и демонстрация презентации)
  1. звено в цепи питания
  2. производство удобрений
  3. пищевая промышленность
  4. эстетическое значение
  5. использование рыб для очистки зарастающих водоемов
  • Общая характеристика рыб.

Используя текст учебника допишите характеристику систем органов рыб, пользуясь текстом учебника.(проверка после сбора тетрадей)

Игра «Зашифрованные рыбы».

Надо отгадать название рыб, переставляя буквы в слогах. Каждая парта выполняет 1 задание. Каждому правильно выполненному заданию соответствует буква. Прочитайте зашифрованное высказывание, объясните его смысл.

Тапвол (плотва)- О                    знаас (сазан)-Х                 егмас (семга) –Р       торес (осетр) – А                       секрат (треска) -Я                бовал (вобла) –Й  алгбеу (белуга) –Н                    млина (налим) –Т         каюшлок (колюшка) Е     еглас (семга) –Р                        арьсак (карась) –Ы             парк (карп) –Б. Охраняйте рыб.

Вывод. Рыбы – водные животные, тело которых состоит из 3 отделов, форма тела зависит от места обитания, дышат жабрами,, имеют 2 камерное сердце, 1 круг кровообращения, головной мозг состоит из 5 отделов, оплодотворение наружное, количество икринок зависит от степени ее защищенности.

  1. Закрепление знаний.
  • Игра «Верно, неверно, сомнительно».

У вас на столах лежат карточки с положениями, прочитайте, согласны ли вы с данным утверждением.

1. латимерия – кистеперая рыба.

2. акулы – костные рыбы.

3. головной мозг состоит из 5 отделов.

4. у рыб хорошо развит мозжечок.

5. хвостовой плавник парный.

6. у хрящевых рыб органы дыхания жаберные щели.

7. карп одомашненная рыба, обычный объект прудового хозяйства.

8. у хрящевых рыб есть плавательный пузырь.

9. у костных рыб наружное оплодотворение.

10. у рыб 2-х камерное сердце, 1 круг кровообращения.

11. брюшные плавники парные.

12. боковая линия – орган чувств.

  • Игра « Кто на удочку попался»

Сейчас узнаем, кто же у нас удачливый рыболов.

На доске написаны систематические группы рыб : 1.Хрящевые. 2. Осетровые. 3. Двоякодышащие. 4. Кистеперые. 5. Костистые. Необходимо распределить перечисленных ниже рыб по этим группам : австралийский чешуйчатник, треска, морская лисица, камбала, окунь, горбуша, латимерия, крась, акула – молот, белуга.

Самопроверка. 1. морская лисица, акула – молот, 2. белуга, 3. австралийский чешуйчатник, 4. латимерия, 5. треска, камбала, окунь, горбуша, карась. Кто же оказался самым удачливым рыболовом? Кто верно распределил рыб ставят себе оценку 5, у кого 1 ошибка – 4, у кого 2 и более ошибок – 3.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Что удивило вас на уроке?

Что вызвало затруднения?

  1. Домашнее задание.

Параграф 24, составить кроссворд по представителям рыб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Обощающий урок по тме "Насекомые" Его хорошо проводить в форме соревнования....

Урок биологии по теме "Надкласс Рыбы.Общая характеристика.Внешнее строение рыб."

Методическая разработка используется при изучении темы "Тип Хордовые. Подтип Черепные.Надкласс Рыбы" на первом уроке в 7 классе. Урок дан  с лабораторной работой "Внешнее строение и  особенн...

Презентация к уроку биологии по теме "Надкласс Рыбы.Общая характеристика. Внешнее строение рыб".

В презентации показаны таблицы  о  внешнем строении рыб, об органах  передвижения, об  органах  чувств рыб. При закреплении  материала предлагается  кроссворд....

Конспект урока биологии в 7 классе, линия В.В.Пасечника на тему:"Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека"

Урок обобщения по теме "Класс Птиц" В ходе урока еще раз называются характерные чертв класса Птиц. В ходе выполнения заданий по группам осуществляется знакомство с наиболее многочисленными в нашей стр...

Урок №32«Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека»

Конспект рока«Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека»...

Конспект урока на тему:"Надкласс Рыбы. Внешнее строение."

Конспект урока на тему:"Надкласс Рыбы. Внешнее строение."...

Конспект урока по теме: "Конституция РФ. Общая характеристика".

Тип урока – изучение нового материала (форма – интерактивный урок).  Урок рассчитан на два учебных часа. Предлагаю урок, который позволит:изучение учащимися представления об...