Конспект урока на тему: "Промысловые рыбы Республики Коми"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Данный конспект урока направлен на создание условий для формирования знаний учащихся о промысловых рыбах РК, их использовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_na_temu_promyslovye_ryby.docx | 58.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Юрина Александра Викторовна
Место работы, должность: МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара, учитель биологии и химии
Тема урока: «Промысловые рыбы, их рациональное использование и охрана. Редкие рыбы Республики Коми»
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать знания у учащихся о промысловых рыбах, их использовании;
- Рассказать учащимся о редких рыбах Республики Коми
Развивающие:
- Развитие любознательности и познавательного интереса;
- Развитие внимательности;
Воспитывающие:
- Эстетическое воспитание;
Методы обучения:
- Словесные: беседа.
- Наглядные: демонстрация рисунков с изображением рыб
- Практические: прикрепление рыб на карту
Тип урока: Изучение нового материала
Форма его организации: Игра
Структура (элементы) урока с указанием времени:
- Организационное начало урока – 2 мин
- Изучение нового материала - 20 мин
- Обобщение, изученного материала в виде контрольной работы – 22 мин
- Организованный конец урока – 1 мин
Литература для учителя:
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В. Шапкина В.А.; Константинова В.М. и др. – М: ВАКО, 2004
- Красная книга Республики Коми под ред. Кандидата биол. наук А.И. Таскаева. – Сыктывкар, 2009
Литература для учащихся:
- Большая энциклопедия животных – М.: Олма-Пресс, 2004;
- Энциклопедия вопросов и ответов: Что? Перевод с английского Н.В. Гончарук и М.В. Почкиной. - М.: «РОСМЭН», 2008
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока «Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Редкие рыбы Республики Коми».
Ребята, а какая рыба чаще всего попадает к нам на стол?
Ученик: Сельдь, минтай, горбуша, тунец, семга (лосось) и т.д.
Учитель: Молодец. А какова пищевая ценность рыб?
Ученик: Рыба – источник очень ценных пищевых веществ, главным образом, белков и жиров, а эти продукты легче усваиваются организмом человека, чем растительные.
Учитель: Очень хорошо. Но рыба не только источник ценных пищевых веществ. Какие товары можно встретить на прилавках магазинов, которые поставляет рыбная промышленность?
Ученик: Рыбные консервы.
Учитель: Хорошо. Но ведь рыбная промышленность производит ещё и товары не пищевого значения. Что это за товары?
Ученик: Рыбная промышленность даёт нам клей (из плавательного пузыря осетровых рыб и сомов), кожу, у некоторых морских рыб пригодных для выработки обуви, сумок, портфелей, рыбную муку для применения в корм скоту и птице. Также рыбные отходы используются для удобрения полей.
Учитель: Молодец. Ребята, для того чтобы нам выяснить, где обитают рыбы, наиболее часто используемые нами в пищу, нам необходимо отправиться в плавание. Для этого мы разделимся на три команды (судна). 1 колонка – 1-е судно (команда) отправляется в Атлантический океан; 2 колонка (команда) отправляется в Тихий океан, а 3 судно (команда) отправляется в плавание в Индийский океан. Каждому судну дано задание: Выловить в своём океане как можно больше рыбы. Сейчас я раздам вам карты, на которые вам помогут. Дается 1 минута.
Учитель: Хорошо. Теперь ваша задача прикрепить рыб, которых вы выбрали, а мы проверим. Записывают в тетрадь.
Учитель: Молодцы. Все суда справились с поставленной задачей. Ребята, на прошлом занятии мы с вами изучили видовое разнообразие рыб, обитающих в реках и озерах РК. Кто назовёт мне этих рыб?
Ученик: Нельма, ерш, щука, семга, налим, хариус, подкаменщик, пескарь и т.д.
Учитель: Очень хорошо. Ребята, но не все рыбы РК принадлежат вылову. В нашей республике есть редкие виды рыб, которые занесены в Красную книгу РК и, которых запрещено вылавливать. К таким рыбам относятся: нельма, голец-палия, омуль, сиг-пыжьян, таймень, подкаменщик. Записывают в тетрадь редких рыб РК
Следующий этап нашего урока – контрольная работа.
Лист ученической тетради.
06. 02.10. «Промысловые рыбы, их рациональное
использование и охрана. Редкие виды рыб Республики Коми»
Значение: Рыба – источник очень ценных пищевых веществ, главным образом, белков и жиров, а эти продукты легче усваиваются организмом человека, чем растительные.
Рыбная промышленность даёт нам клей (из плавательного пузыря осетровых рыб и сомов), кожу, у некоторых морских рыб пригодных для выработки обуви, сумок, портфелей, рыбную муку для применения в корм скоту и птице. Также рыбные отходы используются для удобрения полей.
Редкие рыбы РК: нельма, голец-палия, таймень, подкаменщик, сиг-пыжьян, омуль.
1 вариант
Согласны ли вы с утверждениями
- Хорда в течение всей жизни сохраняется у окуня
- Тело рыбы несёт конечности – парные и непарные плавники
- Органы боковой линии – каналы, лежащие в коже под чешуёй, на дне которых находятся чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды
- У акулы жабры закрыты жаберными крышками
- Внутреннее ухо – это орган слуха рыбы
- Деление на отделы позвоночника отсутствует
- Плавательный пузырь – это особый орган, свойственный только костным рыбам
- На жаберных дугах у рыб есть жаберные тычинки
- Жаберные пластинки состоят из бахромчатых жаберных лепестков
- Сердце рыб состоит из 2 предсердий и желудочка
- В систему кровообращения рыб входят сердце и жабры
- Головной мозг рыб состоит из пяти отделов
- Органы выделения рыб представлены почками
- Яичники – органы размножения у самок
- Рыба типалия носит икру во рту
- Карп относится к классу костных рыб
- К Лучепёрым рыбам относятся Костистые и Осетровые
Подпишите части тела рыбы, которые указаны на рисунке (только нечётные)
Дайте определение понятиям:
Нерест – это
Ихтиолог – это
Ответьте на вопросы:
Перечислите рыб, обитающих в водоёмах Республики Коми
Каково значение рыб для человека?
2 вариант
Согласны ли вы с утверждениями
- Внутренний скелет рыбы – нервная трубка
- Непарные плавники рыбы – грудные и брюшные
- Органы боковой линии позволяют рыбе чувствовать потоки воды, обтекающей тело, и различать в воде предметы, благодаря волнам, которые отходят от этих предметов
- У хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми крышками
- Звуковые волны в воде рыба воспринимает с помощью внутреннего уха
- У щуки имеются хвостовой и туловищный отделы позвоночника
- Плавательный пузырь позволяют рыбе не утонуть под собственной тяжестью
- Жаберные тычинки оберегают мягкие нежные жабры от засорения пищевыми частицами
- Скелетной опорой жаберного аппарата служат четыре пары вертикальных жаберных дуг
- У рыб сердце двухкамерное
- В систему кровообращения рыб входят сердце, жабры и кровеносные сосуды
- Центральная нервная система рыб состоит из головного и спинного мозга
- Почки, мочеточники и мочевой пузырь – органы выделения рыб
- В яичниках у рыб созревают сперматозоиды
- Морской конёк носит икру на теле
- Скат относится к классу хрящевых рыб
- К Лопастепёрым рыбам относятся Двоякодышащие и Осетровые
Подпишите части тела рыбы, которые указаны на рисунке (только чётные)
Дайте определение понятиям:
Миграция – это
Ихтиология – это
Ответьте на вопросы:
Перечислите редких рыб, обитающих в водоёмах Республики Коми
Каково значение рыб для человека?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока биологии по теме "Рыбы" 7 класс
Обобщающий урок по теме "Рыбы" 7 класс к УМК Пасечника (Латюшин, Шапкин). Предлагается вниманию коллег конспект открытого урока по данной теме. ...
Конспект урока с использованием ИКТ и ЭОР «Коми Республикаса каналан пасъяс» ( Государственные символы Республики Коми)
Создание учебно-коммуникативной ситуации для освоения лексических единиц по теме «Коми Республикаса каналан пасъяс» через организацию системно-деятельностного подхода....
Конспект урока по окружающему миру " Рыбы, их многообразие"
Методическая разработка предназначена для учащихся 1 класса УМК "Гармония"....
интегрированный урок по теме "Промысловые рыбы"
интегрированный урок по теме "Промысловые рыбы"...
Урок-игра к 95-летию Республики Коми
Помощь при подготовке внеклассного мероприятия...
Конспект урока на тему: Надкласс рыбы общая характеристика. Многообразие рыб. Значение рыб в природе и жизни человека.
Реализация личностно – ориентированного подхода в обучении для самостоятельного усвоения знаний обучающимися характерных признаков хрящевых и костных рыб....
Конспект урока на тему:"Надкласс Рыбы. Внешнее строение."
Конспект урока на тему:"Надкласс Рыбы. Внешнее строение."...