интегрированный урок по биологии с элементами математики "Мой город"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
интегрированный урок по биологии с элементами математики "Мой город" содержит материал о столице Республики Коми - Сыктывкаре, это город, в котором мы живем и наши участники - учащиеся 6 класса, урок проведен в рамках тематической Недели Биологии и Географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_biomat_urok.docx | 29.13 КБ |
gorod_v_moey_respublike_komi.pptx | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми специальная (коррекционная) школа № 40 г. Сыктывкара
адрес: ул. Интернациональная, 95, 167000
Тема «Мой город»
Численность обучающихся 16 человек
Руководитель:
учитель биологии Оборина Светлана Станиславовна
Автор:
учитель математики Кузьмина Татьяна Анатольевна
Сыктывкар, 2019
Технологическая карта занятия по предмету «Биология» в шестом классе
по программе «Национально - региональный компонент в изучении природы России».
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль
Первым, кто использовал понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» считается Никита Константинович Смирнов, зав. кафедрой психолого- педагогических технологий охраны и укрепления здоровья «Академии повышения квалификации», по мнению которого «учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач». Смирнов рассматривает здоровьесберегающие образовательные технологии, как «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровьесбережения».
Тема занятия: «Мой город».
Почему выбрана именно эта тема, потому что актуальность здоровьесбережения напрямую связана с охраной природы и памятников истории, знаний о городском озеленении и названий частей города, влиянии растений на здоровье горожан. Данная тема интегрированного занятия соответствует возрасту учащихся и основным требованиям: развивает кругозор учащихся, способствует нравственному развитию ребят, формированию их интересов и способности к саморазвитию и самовыражению, умению сделать выбор по «зеленому» оформлению своих домов, знанию особенностей поведения в исторических частях города.
Ключевые слова: озеленение, достопримечательность, гражданин города, самоопределение по ведению здорового образа жизни.
Учебно – профессиональные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
– воспитание морально – нравственных качеств личности;
– развитие самостоятельности;
– развитие знаний и навыков по здоровьесбережению.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией (сбор, хранение, использование);
- сформировать знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формирование творческого подхода к знаниям;
- применение знаний в новой ситуации.
Тип занятия –интегрированное по предметам математики и биологии
Вид занятия – эстафета
Педагогическая цель: создать условия для определения учащимися местонахождения объектов и использования вычислительных навыков для уточнения расстояний и количества субъектов.
Планируемые результаты (предметные): учащиеся узнают новые растения города, определяют расположение основных объектов и достопримечательностей населенного пункта.
Базовые учебные действия (метапредметные): активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету занятия при помощи УД, использование элементов образовательных технологий.
- Познавательные: добывают новые знания, осуществляют чтение, наблюдение, извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация и др.), расширяют и обобщают словарь читателя.
- Регулятивные: осуществляют контроль выполнения учебной задачи.
- Коммуникативные: владеют правилами учебного диалога: оформляют свои мысли в устной форме, учатся слушать и понимать речь других, признавать возможность существования различных точек зрения, организовывать и осуществлять сотрудничество, договариваться о процедуре работы в группе.
- Личностные: осознают целостность окружающего мира, принимают и осознают социальную роль свою как гражданина общества, определяют личностный смысл учения.
Педагогические технологии:
- Педагогика сотрудничества
- Здоровьесберегающие технологии
Методы и приёмы обучения: диалогические и исследовательские, прием «вопросы к тексту», «в своем темпе».
«вопросы к тексту»
К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов - суждений:
- Почему?
- Какие вычисления провести?
- В каком месте?
- Как определить?
Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 3 вопроса за 3 минуты, получает отметку “5”; 2 вопроса – “4”. Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.
«в своём темпе»
При решении учебных задач каждый учащийся работает в темпе, определяемом им самим.
Оборудование: плакаты, компьютер, презентация, открытки с памятниками города, карточки с текстом, смайлики настроения желтого и оранжевого цвета.
Контроль за процессом и результат учебной деятельности учащихся
«тихий опрос»
Беседа с одним или несколькими учащимися происходит полушепотом, в то время как группа занята другим делом.
«идеальный опрос»
Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...
Рефлексия деятельности «Выбери верное утверждение»
Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение
1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
«Продолжи фразу»
Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
- Мне было интересно…
- Мы сегодня разобрались….
- Я сегодня понял, что…
- Мне было трудно…
- Завтра я хочу на уроке…
Корректируемые факторы: необходимо корректировать работу в группах.
Устранимые факторы: негативные можно снизить.
Компетентностный подход: научить обучающихся формулировать цели занятия, формировать потребность в знаниях, использовать «ключевые» понятия.
Формирование базовых учебных действий на каждом этапе занятия
№ | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые БУДы | Прогнозируемые результаты |
1 | Самоопределение к деятельности – распределение отрядов по «смайликам» Элементы здоровьесберегающих технологий: технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения. | Приветствие «Добрый день, земляки!», объясните слово «земляки». У вас имеются «смайлики», желтого цвета и оранжевого, создайте 2 отряда по цвету. Выберите название отряда, поприветствуйте друг друга. | Объясняют слово «земляки» - живем на одной земле. Приветствие «привет», «салют». | Коммуникативные обсуждение в группах. Регулятивные самоопределение к деятельности. | Создать эмоциональный настрой на занятии, мотивировать учащихся на работу. |
2 | Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии - объявление темы | Подводит к теме занятия: назовите свои ассоциации со словосочетанием «мой город». Вопрос учащимся: почему выбрана тема «мой город»? Запись на доске: «мой город - Сыктывкар», «мой город обычный», «Сыктывкар – столица республики Коми». | Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками. Формулируют ассоциации: есть свои особенности у каждого города, город – это дома, школы, город имеет фабрики и заводы. | Личностные каждый учащийся принял участие в предварительной подготовке. Коммуникативные формулировка собственного мнения. | Заинтересованность учащихся в том, кто ближе к истине темы занятия. Умение участвовать в диалоге при обсуждении темы и целей |
3 | Постановка мотивационных задач Элементы здоровьесберегающих технологий: коррекционные технологии. | Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к принятию задач Цель: Определить место проживания каждого учащегося, в какой части города. Узнать какие исторические или природные объекты находятся рядом. Что нужно, чтобы достичь данной цели? План: 1.Название части города. 2. Соответствует ли название современному устройству города? (на примере: проживание в местечке «Париж», сейчас многоэтажные дома по улице Кутузова). 3. Озеленение данного района города. | Учащиеся используют записи в тетрадях – это было домашним заданием (Приложение 1). Пример: улица Морозова, район Давпон (место по коми переводится как «конец лиственной рощи»), есть Свято – Троицкий храм, есть старые ветхие дома и кирпичные новостройки. | Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), коммуникативные: каждый читает свои записи – домашние заготовки | Умение описать свое место проживания «обсуждение по кругу», помощь друг другу. Коммуникативная компетенция: умение устанавливать контакт, максимально полно и точно передавать информацию, обмениваться информацией. |
4 | Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия. | Учащиеся называют критерии, по которым определяют место проживания: новостройки, частный сектор, старая часть города, район парка, близ торгового центра (учитель записывает на доске, чтоб потом представить всем имеющийся перечень представленных районов города). - Теперь проверим домашнее задание, как вы с родителями обсудили и определили свой район проживания. Обучающиеся по заготовкам пытаются определить район проживания одноклассников, которые отсутствуют. В презентации учащиеся знакомятся с «достопримечательностями» города по – новому, определяя расстояние между пунктами, количество объектов, определяют и характер озеленения своего района проживания (пример: сквер, парк, аллея, газон, цветник). | Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками Учащиеся с интересом выслушивают одноклассников о местечке проживания, выражают свое мнение о соответствие действительности | Личностные: определять правила работы в группах Регулятивные: определять промежуточные цели с учётом конечного результата; определять и формулировать цель деятельности; высказывать своё мнение. Познавательные: находить ответы, на вопросы, используя свой жизненный опыт. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на мероприятии. | Информационная компетенция: умение анализировать информацию и делать выводы. Учебно-познавательная компетенция: умение устанавливать связи между отдельными объектами. Компетенция личностного самосовершенствования: умение анализировать свои достижения и ошибки, воспитание экологической культуры. |
5 | Составление общей картины Элементы здоровьесберегающих технологий: технологии обучения здоровому образу жизни. | - Давайте составим модель школьника «здоровый ученик» по критериям. Критерии: 1. Трудовые навыки и соблюдение мер безопасности жизни. 2. Знания и умения применять во благо своего здоровья – комфортность пребывания в школьной обстановке. 3. Желание стать экологически грамотным гражданином, проживание в «зеленой» зоне. 4. Самодисциплина, самообслуживание, гигиена. 5. Развитие творческих способностей школьника расценивать, как активный отдых. «Каждому человеку соответствует определенный род деятельности, который делает его полезным для общества и одновременно приносит ему счастье…» (Морис Баррес французский писатель) | Объясняют, что значит модель школьника на примере «здоровый ученик» (Приложение 2). Используют предложенные критерии. Учащиеся самостоятельно договариваются с родителями, затем сообщают результат договора педагогу | Личностные: умение вести переговоры с родителями. Регулятивные: самостоятельность выбора аргументов. Познавательные: выразить свою точку зрения по определению критериев. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участие в дискуссии. Регулятивные: совместное определение модели «здоровый ученик» по критериям. | Коммуникативная компетенция: умение осуществлять поиск информации, определений; обосновывать свое решение. Информационная компетенция: умение использовать информацию по своему предпочтению, обобщать и делать выводы. Компетенция личностного самосовершенствования: умение признавать свои слабые и сильные стороны, вырабатывать привычки для самосовершенствования. |
6 | Работа с презентацией | 1.Проводим эстафету по предметам биологии и математики. Как вы это понимаете? 2. Каждый слайд содержит вопрос, оценивается быстрота и полнота ответа. 3. Дружные отряды смайликов накапливают очки верных ответов и дополнительные бонусы помощи другому отряду. | Выводят правило эстафеты: два предмета, как два бегуна, передают эстафетную «палочку» друг другу. | Коммуникативные: умение слаженно действовать в поиске ответов и решений. | Коммуникативная компетенция: умение обосновывать свое решение. Информационная компетенция: получение новой информации с интересом. |
7 | Рефлексия деятельности Работа по принципу здоровьесберегающей технологии «не навреди» | -Мы достигли поставленной цели? (да) -Занятие не зря прошло? (нет) -Какие универсальные действия развивали: личностные, коммуникативные, познавательные. Закончить тему занятия: «Привычку посеешь, здоровым жизнь проживешь». Выработайте свой девиз: «Здоровье – клад, в жизни - лад». Отряды «смайликов» показали слаженную работу и разделили победу. | Вступают в диалог с учителем. Высказывают своё мнение. Рефлексия как краткое мнение каждого из учащихся, к примеру, совпадают ли ваше «хочу» со словом «надо». Выбор интересных вопросов и ответов: про «Париж» и кизил. | Коммуникативные формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации, регулятивные оценка своей деятельности. | Информационная компетенция: обобщать и делать выводы. Компетенция личностного самосовершенствования: мнение участников эстафеты – успех каждого обеспечен благодаря слаженной работе отряда. |
Список использованной литературы:
- Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность/ М.: Вита-Пресс, 2011 г.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/М.: Народное образование, 2010 г. Смирнов Н. К.
- «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе», Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г.
Приложение 1
Домашняя заготовка
Район города: центр, окраина (около парка, аллеи, памятника, торгового центра, Больничного городка, местечко Лесозавод, Давпон) | Дом (деревянной, панельной, кирпичной постройки, большой, двухэтажный, частный, свой двор) | Улица озеленена давно, недавно, есть (цветник, газон, кустарники сирень, шиповник, деревья тополь, берёза, детская площадка, скамейки) | Достопримечательности (памятник, исторические здания, площади, мемориал в честь памяти павшим в ВОВ, храм, парк, стадион, арт - объекты) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какая река является притоком Северной Двины и течет в районе Эжвы ?
От Москвы до Сыктывкара Продолжи ряд и твой ответ готов 5000, 4800,4600,4400,4200, 4000,3800,3600,3400,3200, 3000,2800,2600,2400,2200, 2000,1800,1600,….,1200,1000 .
Всего 12 улиц было в Сыктывкаре, а теперь сколько их? Найди неизвестное вычитаемое . 1000-Х=721
Памятники Сыктывкара. Назови двузначное число, состоит из четырёх десятков и трёх единиц. Столько памятников в городе.
Самое высокое здание в городе -55 метров. Что это?
«Открыт» переулок в щели между двумя частями дома № 17 по улице Куратова 14 сентября 2011 года. Ранее лидерство по минимальной ширине удерживали переулки в германских городах Дюссельдорф и Рёйтлинген (40 и 31 см соответственно ). Как называется переулок в нашем городе? В самом узком месте он не превышает 10 см Грибной переулок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного урока по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.
Интегрированный урок по биологии и химии в 8 классе "Элементы жизни" проведен в месячник естественно - математического цикла. Данный урок содержит обширный материал о жизненно важных химических элемен...
Открытый интегрированный урок по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.
Открытый интегрированный урок по биологии и химии "Элементы жизни" в 8 классе был проведен в месячник естественно - математического цикла в феврале 2011г....
Интегрированный урок по биологии и химии на тему: «Элементы жизни» (8 класс).
Интегрированный урок по биологии и химии на тему: «Элементы жизни» (8 класс)....
Интегрированный урок "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева"
К интегрированному уроку составлена технологическая карта с учетом требований ФГОС второго поколения.Урок знакомства с периодической системой проводится в интеграции с историей открытия Периодич...
Интегрированный урок русского языка с элементами литературы, посвященный 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова и 175-летию романа «Герой нашего времени» в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».
Урок-исследование, посвященный изучению сложноподчиненных предложений с придаточными обстятельственными....
Интегрированный урок "Государственная Дума как элемент гражданского общества".
Тема данного урока связывает такие две группы уроков как история и обществознание.в старших классах. Эта тема особенно актуальна в 2013 году, т.к. в этом году отмечается 20 летний юбилей Государственн...
Интегрированный урок речевой практики с элементами математики. Тема: "Наши любимые сказки"
Урок надомного обучения. Ребенок слабовидящий....