Гигиена зрения
план-конспект урока по биологии

Наталья Михайловна Адищева

Гигиена зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gigiena_zreniya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Гигиена зрения. Предупреждение  глазных заболеваний.

Цель: Сформировать представление о глазных заболеваниях, травмах, их причинах и профилактике.

Задачи:

Образовательные:

- Обеспечить усвоение и развитие знаний о практической значимости  гигиеничес-

   ких знаний для сохранения остроты зрения;

- Обобщить и систематизировать полученные ранее знания о причинах нарушения

  остроты зрения, методах его коррекции, и о способах сохранения зрения;

- Расширить знания о причинах нарушения зрения, о способах защиты глаз от

  травм, о первой помощи при травме глаз.

Развивающие:

- Применять полученные ранее знания о способах сохранения зрения;

- Устанавливать причинно-следственные связи между воздействием вредных

  факторов и возникающими нарушениями зрения.

Воспитательные:

- Содействовать формированию у учащихся стремления к заботе о своём здоровье;

- Способствовать воспитанию гигиенических навыков по сохранению зрения.

Тип урока: Комбинированный.

Структура урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

1.Назовите части зрительного анализатора?

   ( рецепторы сетчатки, зрительный нерв, зрительная зона КБП)

2.Назовите оболочки глазного яблока?

   ( склера, сосудистая, сетчатка )

3.Перечислите компоненты оптической системы глаза?

   ( роговица, радужка, зрачок, хрусталик, стекловидное тело )

4.Чем представлена световоспринимающая система глаз?

   ( фоторецепторы сетчатки: палочки и колбочки)

   Чем они отличаются друг от друга?

5.Какое изображение возникает на сетчатке?

   ( уменьшенное и перевёрнутое)

Самостоятельная работа:

Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного импульса через структуры глаза.

А. Зрительный нерв.                                                    Г. Хрусталик.

Б.  Стекловидное тело.                                                Д. Роговица.

В.  Сетчатка.                                                                 Е. Зрительная зона коры мозга.

3.Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о зрении.

Ребята, а сейчас я вас попрошу плотно сомкнуть веки и не открывать их до моей команды. Представьте себе на несколько секунд, что вы оказались в царстве вечной тьмы.  А теперь откройте глаза ….  . Не правда ли, как прекрасен мир, который мы можем видеть!

                          Всё видеть, всё понять,

                          Всё знать, всё пережить,

                          Все формы, все цвета

                          Вобрать в себя глазами…  .   ( Волошин.М) ( слайд №1)

Но всегда ли мы это ценим и понимаем? Почему у многих людей возникают проблемы со зрением, и как их предупредить? Обо всём этом мы поговорим сегодня на уроке.

Итак, тема урока: Гигиена зрения. Предупреждение глазных заболеваний.

Творческое название урока: «Береги глаза смолоду». ( слайд №2)

Девизом нашего урока: «Береги зрение как зеницу ока».

Чтобы сохранить хорошее зрение, нам необходимо знать какие факторы и заболевания могут ему угрожать и как их предотвратить. Какие факторы могут вызывать нарушения зрения? Обратитесь к тексту «информационных листов». Итак, наши глаза подвержены влиянию различных факторов ( внутренних и внешних ), которые приводят к развитию патологии зрения. К внутренним факторам можно отнести следующие: ( ученики зачитывают).

По данным мед. осмотра, проведённого в нашей школе,   10  уч-ся   страдают различными глазными заболеваниями.  Самое  распространённое заболевание близорукость среди учащихся.  Механизм близорукости: в близоруких глазах изображение фокусируется перед сетчаткой. Какие причины, способствуют развитию близорукости? ( по слайду № 3 разбирают причины, плохое освещение, чтение лёжа, неправильная поза, когда расстояние до книги менее 25 см, длительное пребывание у экранов ТВ, компьютера, частые инфекционные заболевания, наследственный фактор).

Проблемный вопрос:

Вы, наверное наблюдали, как пожилые люди, забывшие очки, пытаются прочитать мелкий текст, отдалив его от себя? Почему они это делают?  Потому, что страдают дальнозоркостью. Механизм дальнозоркости: световые лучи фокусируются за сет –

чаткой. В обоих случаях  изображение на ней оказывается нечетким. В норме  световые лучи, пройдя хрусталик, попадают на сетчатку. В результате близорукие хорошо видят детали близко расположенных предметов, но плохо видят вдаль. Напротив, дальнозоркие хорошо видят отдалённые предметы, но плохо видят то , что расположено вблизи от глаз. Исправить этот дефект удаётся с помощью очков. Близоруким назначают двояковогнутые линзы очков, рассеивающие свет,

дальнозорким – двояковыпуклые линзы, собирающие. Единица измерения преломляющей силы линз называется диоптрией. Линзы для близоруких – с отрицательными диоптриями, а линзы для дальнозорких – с положительными.

Рецепт на очки ОD= - 5D ( правый глаз), ОS= -4D ( левый глаз ).

Работа с учебником

стр.250. рис. 104.

Стекла очков подбираются для каждого глаза отдельно и индивидуально каждому человеку. И не нужно стесняться их носить. Ведь как сказал детский поэт С.Маршак:

Над  теми, кто одел очки

Смеются только дурачки.. .

Кроме близорукости и дальнозоркости у человека могут развиваться и другие нарушения зрения:

Катаракта:

Катаракта – это помутнение хрусталика глаза. Хрусталик – это прозрачная часть глаза, через которую проходят световые лучи. Хрусталик становится мутным. В результате этого происходит существенная потеря зрения. Катаракту можно устранить хирургическим путём.

Глаукома:

При глаукоме происходит отвердение глазного яблока, сопровождающееся повышением давления внутри глаза. В наши дни существуют лекарства, способные лечить глаукому, если её обнаружить вовремя.

Обратитесь к тексту информационных листов. Прочтите  внешние факторы.

Итак, травмы глаз.

Берегите глаза от травм – это самая частая причина помутнения роговицы и слепоты. Причиной глазных травм у детей являются чаще всего шалости, драки. В школьных мастерских школьники должны строго соблюдать правила техники безопасности. На производстве опасно несоблюдение техники безопасности:  работа по электросварке, на слесарных и токарных станках без защитных очков. Нельзя сдувать опилки, стружки, т.к. они могут попасть в глаза.

Ожоги глаз часто являются следствием небрежного обращения с огнем и паром.

Помощь при травме глаз: ( слайд № 4 )

-При попадании в глаз химических жидкостей необходимо промыть глаз проточной водой в течение 20 минут и обратиться к врачу;

-При попадании соринки- чистым платком удалить её;

-Не трите глаза, если попала соринка грязными руками, или грязным платком, берегите глаза от пыли, т.к. в глаз могут попасть болезнетворные микробы, которые могут вызвать заболевания глаз, например воспаление слизистой оболочки – конъюнктивит, которое нередко приводит к ухудшению зрения;

-При попадании в глаз твёрдых частиц следует их удалить с помощью мигания или чистого носового платка;

-При ушибе глаза приложить чистый платок, смоченный холодной водой;

-При тяжёлых ранениях глаза нельзя промывать глаз и пытаться удалять инородное тело, а нужно наложить чистую повязку и обратиться срочно к врачу.

Правильно оказанная помощь предотвратит тяжёлые последствия травмы и потерю зрения.

Гигиенические правила: ( слайд № 5)

1.Читать необходимо, держа текст на расстоянии 30-35см от глаз. При рассматривании предметов на близком расстоянии мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика, возникает быстрое утомление и ухуд-

шение зрительного восприятия.

 

2.Нельзя читать лёжа, положение книги по отношению к глазам всё время меняется, что перенапрягает хрусталик глаза.

3.Нельзя читать в транспорте. Из-за постоянных толчков книга то удаляется от глаз, то приближается к ним, то откланяется в сторону. При этом кривизна хрусталика то увеличивается, то уменьшается, а глаза всё время поворачиваются, «ловя» ускользающий текст. Это может привести к ухудшению зрения.

4.При письме сидеть следует прямо и свет должен падать слева ( если вы правша) и соответственно справа, если вы левша. Свет должен освещать книгу или тетрадь, и не должен попадать в глаза.

5.При плохом освещении и неправильной посадке вырабатывается привычка рассматривать все предметы в близи. В результате развивается близорукость.

Правила работы на компьютере.

Не соблюдение правил пользования компьютером ведет к ухудшению остроты зрения, слезоточивость, к проблемам с умственной деятельностью. У младших школьников способность к чёткому различению предметов нарушается через 20 минут, а у старших через 45 минут работы с компьютером. Во избежание нарушений зрения необходимо соблюдать гигиенические правила при работе на компьютере:

-экран должен быть с фильтром для снижения излучений;

-оптимальное расстояние до монитора – 60-70см;

-длительность работы на компьютере: в 3-5 классе – 15 минут, в 6-7 классе – 20 минут, в 8-9 классе – 25 минут, в 10-11 классе – 30минут или 2 раза по 20 минут.

Правила просмотра телевизора.

- Не злоупотребляйте просмотром телепередач. Через 60 минут их непрерывного просмотра наступает снижение остроты зрения и способности различать цвета;

-Телевизор должен располагаться на расстоянии не ближе 2-3 м от зрителей и не  далее 6-8 м, и на уровне глаз;

-Нельзя смотреть телевизор в полной темноте;

-Место для сидения удобное, но смотреть передачу лёжа не разрешается;

-Изображение на экране должно быть чётким, отрегулирована громкость.

В последние годы реальность такова, что большинство людей в силу своей профессиональной или учебной деятельности, постоянно нагружают свои глаза, что приводит к их переутомлению. Глазам, как и другим органам нужен отдых, нужна гимнастика. Посмотрите на советы: «Клиники Суперглаз». ( слайд № 6)

Гимнастика для глаз:

1.Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

Это упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

2.Быстрое моргание в течение 10-15 секунд.

Способствует улучшению кровообращения.

3.Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам.

Глаза быстро «сбросят» усталость.

4.Несколько движений бровями вверх-вниз.

Закончить урок хочется такими строками:

Глаза мои прекрасны и чисты! ( слайд № 7 )

Они всё время излучают свет,

Горят любовью, светятся как звёзды,

Таких чудесных в мире больше нет!

Подводится итог урока, выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии 8 класс "Гигиена зрения"

Урок "Гигиена рения" --2-й урок темы" Органы чувств" Урок комбинированный.Проводились разные формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.Виды деятельности учащихся: самостоятельная раьот...

Строение и функции оболочек глаза. Гигиена зрения.

Раскрываются понятия: анализаторы, рецепторы, ощущения. Показано строение и значение зрительного анализатора. Описаны гигиенические правила, способствующие сохранению зрения....

Иттегрированный урок технологии и биологии "Гигиена зрения"

Урок технологии раздела программы "Гигиена девушки"....

Урок биологии в 9 классе коррекционной школы VIII вида "Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней"

Урок проводится в компьютерном классе, с применением элементов ИКТ-технологий....

Гигиена зрения

Простые рекомендации по поддержанию и сохранению зрения...