Учебно-исследовательская деятельность учащихся профильных классов в рамках ФГОС
презентация к уроку
В соответствии с требованиями ФГОС учебно-исследовательскую работу школьника следует рассматривать как неотъемлемую часть процесса обучения. Это в том числе и проектная деятельность, ставшая обязательной в образовательном процессе. Учебно-исследовательская деятельность - один из методов современного обучения, который является одной из перспективных форм деятельности школьников в рамках современного образовательного процесса.
Наиболее эффективно исследовательская деятельность может осуществляться в рамках профильного обучения.
Расскажу немного о профильном обучении, осуществляемом в лицее №27. С 1990 года, все 32 года своего существования в лицее реализуется три основных профильных направления: социально-экономический, инженерно-технический и естественно-научный. И хотелось бы отметить, что в лицее проектная деятельность очень хорошо была развита и до того, как стала обязательной.
И так как существует такая традиция профильного образования достаточно долгое время, то учащиеся, начиная с начальной школы, под руководством учителя и при поддержке родителей, уже пробуют свои силы в определенных направлениях. Дети принимают участие в различных предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах. Переходя в среднее и старшее звено, дети по инерции продолжают активно проявлять себя. Безусловно, не все те «звездочки», что загорелись в начальной школе – продолжают блистать и в старшей школе – переходный возраст никто не отменял, и как раз 7-8 классы оказываются в некотором «провале». Им в этом возрасте гораздо привлекательнее общение со сверстниками и реализация себя в компании. Но и в этом возрасте есть мотивированные дети, которые проявляют интерес в исследовательской деятельности.
В 8-х классах у нас ребята учатся по полугодиям и сдают зимнюю и летнюю экзаменационные сессии, тут есть как обязательные предметы, так и предметы по выбору, то есть ребята могут попробовать свои силы в разных направлениях и это в том числе является неким пред профилем. То есть уже можно понять, что легко дается, а что нет.
В 9-х классах перед учащимися уже более сложный выбор: поступить в СПОУ, либо определиться с профильным направлением в 10-11х классах. Те ребята, которые решили продолжить обучение в лицее, как правило, ОГЭ выбирают уже по профилю.
Таким образом, 10, 11 – е классы уже сформированы по интересам, т.е. по профилям.
Ребята, которые выбирают естественнонаучный профиль, изначально ориентированы на углубленное изучение предметов химия и биология, нам как педагогам, преподающим в таких классах необходимо своевременно инициировать и поддерживать познавательный интерес учащихся к этим предметам. Классы эти неполные, мы называем таких детей «штучные».
Исследовательская деятельность может реализовываться не только на уроке, но и в рамках элективных и факультативных курсов, научно - исследовательских лабораториях, школьных научных обществах, олимпиадах, турнирах, выставках, научно-методических сборах, через представление исследовательских проектов на научно-практических конференциях как школьного, так и федерального уровня.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций:
- постановку проблемы,
- изучение теории, посвященной данной проблематике,
- подбор методик исследования и практическое овладение ими,
- сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
- собственные выводы.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Конечно, на начальных этапах формирования навыков исследовательской деятельности возникают определенные трудности: на первом этапе можно столкнуться с неумением учащихся работать с информационными источниками. Им достаточно сложно выбрать главное из огромного количества информации, предоставляемой энциклопедиями, учебниками, научной литературой, а также Интернет-ресурсами.
В профильных классах нашего лицея по данному вопросу выработана система формирования исследовательской компетенции учеников, которая позволяет в полной мере сформировать все необходимые навыки осуществления учебно-исследовательской деятельности. В 9 классе ведется предпрофильная подготовка учащихся и в образовательный процесс вводятся элективные курсы. Так, например, мною ведутся элективные курсы «Занимательная биология» в которых рассматриваются следующие темы: «Факторы среды обитания и здоровье человека», «Физиологические резервы организма человека», «Основные алгоритмы решения цитологических и генетических задач», «Новые грани биологической науки».
Кроме этого наши естественнонаучники являются волонтерами в поликлинике №4, работают в центре «Солнышко» с особенными детьми и в Клинике Дружественной к Молодежи и некоторые учащиеся выбирают темы исследовательских работ, связанные с медициной.
В прошлом году мы попали в проект «Всероссийский атлас почвенных микроорганизмов», Новосибирские ученые выиграли грант по гражданской науке и с помощью конкурсного отбора определили участников проекта, нам выслали набор для поиска азотобактер, с ребятами мы устроили экспедицию за пробами почв, дальше проводили работы в школьной лаборатории. Работа в этом направлении продолжается, недавно получили второй набор «Поиск продуцентов антимикробных веществ». Ребятам очень интересно, сами с удовольствием включены в работу.
И вообще, я ребятам всегда говорю, что исследовать и изучать можно все, что угодно, главное, чтобы это самим вам было интересно. Поэтому когда ребята начинают выбирать тему проектной деятельности в 10, 11 классах мы сначала беседуем, чем они увлекаются, что им было бы интересно изучать и над чем работать. Иногда темы сами находят, например, в прошлом году на некоторых растениях в кабинете биологии завелся мучнистый червец, девочка на это обратила внимание, попросила посмотреть под микроскопом, была в восторге от увиденного и я ей предложила – бери, ка тему проекта. В итоге девочка с удовольствием изучала, определила вид, выбирала разные способы борьбы с данным вредителем и свою работу очень достойно представила на конференции в ИГУ.
Такая профильная организация образовательного процесса позволяет добиться высоких результатов в формировании навыков научного исследования и помогает сориентировать подростка в выборе определенной сферы деятельности (медика, эколога, биолога, вирусолога) и оказывает решающее действие самоопределение в выборе учащимися своей профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация для августвоской конференции педагогических работников-2022. г. Улан-Удэ | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация проектной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС
Системная поэтапная работа по формированию навыков проектной деятельности обучающихся – залог успешного основания планируемых результатов ФГОС...
Актуальность реализации внеурочной деятельности учащихся социального направления в рамках ФГОС
В настоящее время обнаруживается устойчивая тенденция к увеличению негативных факторов, влияющих на жизнь ребенка: асоциальное поведение родителей, трудные жизненные ситуации, что в свою очередь...
План-конспект урока по теме "Сложение натуральных чисел" для учащихся 5 класса в рамках ФГОС
План-конспект урока составлен на основе программы УМК Н.Я. Виленкина и др. Математика 5 класс...
Программа курса по внеурочной деятельности для 5 класса в рамках ФГОС "Занимательная грамматика"
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает чувс...
Статья "Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии в рамках ФГОС"
Материал предназначен для учителей биологии....
Деятельность учителя профильного труда в рамках реализации ФГОСов
Современное развитие Краснодарского края нацелено на широкомасштабное развитие экономики нашего региона. Это не только развитие агропромышленного комплекса, но и развитие сферы курортов и туризм...
Учебно-исследовательская деятельность учащихся профильных классов в рамках ФГОС
В настоящее время российское образование претерпевает существенные изменения. С сентября 2022 года все средние общеобразовательные заведения от начальной до основной школы перейдут на новые правила ор...