Проектная деятельность на уроках биологии
статья по биологии

Вильданова Ирина Владимировна

Метод проектов – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Метод проектов – не является чем-то принципиально новым в педагогической практике. В той или иной степени эту педагогическую технологию применяли во все времена в большинстве стран мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках биологии

Метод проектов – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Метод проектов – не является чем-то принципиально новым в педагогической практике. В той или иной степени эту педагогическую технологию применяли во все времена в большинстве стран мира.

 «Расскажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь» - это китайская мудрость, которая только подтверждает все выше упомянутое.

Однако несмотря на древние корни этого метода, свою популярность метод проектной деятельности приобрел благодаря американцам: философу и педагогу Дж.Дьюи и его ученику В.Х. Килпатрику. Во второй половине XIX века эти деятели основываясь на принципе «обучение посредством делания», внедрили данную технологию в образование. Ведущей идеей такой научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни».

В России метод проектов также не остался в стороне. Развитие и внедрение этой педагогической технологии на качественно новом уровне связано с именем Шацким С.Т., под руководством которого в 1905году была организована группа сотрудников, которые активно внедряли проектные методы в практике преподавания.

Очень скоро метод проектов в школьном образовании почти полностью вытеснил другие методы обучения, к этому еще присоединилась проблема отсутствия подготовленных педагогических кадров и недостаточная методическая база. Все выше перечисленное привело к тому, что уровень успеваемости учащихся резко снизился. И уже в 1931 году постановлением ЦК ВКП метод проектов был осужден.

В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

На сегодняшний день метод проектов метод проектов не только возродился, но и обогатился хорошей методической базой, которая позволяет найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Пройдя долгий путь, метод проектной деятельности занял свое место в современном образовательном процессе и не утратил своей сути: стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Именно в таком ключе метод проектов способствует формированию ключевых компетенций: познавательных, личностных, самообразовательных, социальных. И, конечно, компетентное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Преподаваемый нами предмет – биология - располагает большими возможностями для применения проектной деятельности на уроках, но в большей степени – во внеурочное время. В моей практике, несмотря на мое желание мотивировать всех ребят к этой деятельности, действительно серьезно и плодотворно работали над проектами только те, у кого была явная склонность к предмету. Эти учащиеся с удовольствием посещали внеурочные занятия, на которых часть времени посвящалось реализации творческих замыслов над проектами. Иногда среди таких детей, присутствуют одаренные в этой области знаний.

В этом учебном году -  2018-2019 – в нашей школе МБОУ СОШ № 37 состоялась школьная научная конференция, на которой ученики 9-х классов защищали свои проектные и исследовательские работы. Данная процедура с этого учебного года в нашей школе обязательна для всех учеников выпускных классов и является допуском к экзаменам.

В связи с этим, мы столкнулись с необходимостью реализовывать через проектно-исследовательскую деятельность творческие потенциалы всех учеников 9-х классов.

 Свои работы представили 120 человек – учеников 9-х классов - , из которых 30 защищали работы по биологии. Из этих 30 ребят -  15 выбрали биологию в качестве экзамена по выбору.

Необходимо упомянуть, что об обязательном выполнении проекта ребята узнали в начале учебного года, поэтому большинство приступили к их выполнению в сентябре месяце. Но были и те ученики (я о них упоминала), которые начали работать над проектами еще в 8 классе в рамках внеурочной деятельности по биологии.

В школе было разработано подробное положение о проектной деятельности, которым и должны были руководствоваться ученики и учителя-предметники. В рамках образовательной программы были выделены часы внеурочной деятельности, на которых предполагалось обучение теоретическим основам проектной деятельности.

Из большого разнообразия типов, видов проектной деятельности мы выбрали для себя наиболее приемлемые:

По количеству участников

  1. Индивидуальный
  2. Групповой
  3. Коллективный

По продолжительности

  1. Краткосрочный
  2. Средней продолжительности
  3. Долгосрочный

По типу деятельности

  1. Исследовательский
  2. информационный

По количеству предметов

  1. Монопроект

Этапы проектной деятельности

1. Организационно-подготовительный

Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи,  консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

2. Поисковый

Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.
Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.

3. Итоговый

Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.

В процессе реализации проектно-исследовательской деятельности ставились следующие задачи:

  • Совершенствовать умения формулировать цели, задачи, выбирать методы и средства их достижения;
  • Развитие умений анализировать и делать выводы;
  • Развитие познавательных способностей учащихся;
  • Совершенствование способностей к самообразованию;
  • Развитие умений ориентироваться в источниках информации и выделять главное;
  • Обучение рефлексии;
  • Обучение публично выступать.

В ходе реализации проектно-исследовательской деятельности обозначились следующие проблемы:

- нехватка классно-урочного времени. В рамках урока биологии, конечно, не удается реализовать проектную деятельность в том масштабе, в котором хотелось бы, а внеурочная деятельность предполагала обучению теоретическим основам всех ребят из одного конкретного класса соответственно, не все дети из класса выбрали темы проектов по биологии. Поэтому приходилось дополнительно встречаться с учащимися и консультировать их.

- Работа над проектом объемная и достаточно трудоемкая, поэтому у многих ребят возникала проблема перегрузки, особенно, учитывая сжатые сроки выполнения проектов. Чего нельзя было сказать об учениках, которые приступили к выполнению проектов еще в предыдущий учебный год.

- Некоторые ученики приступали к работе над проектами очень воодушевленно, но, сталкиваясь с трудностями, быстро теряли интерес.

- Не у всех ребят хватает умений и навыков работы с компьютером. Они испытывали трудности в поисках информации в Интернете и оформлению работы в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint.

- Возрастает нагрузка на учителя;

- Очень сложно удержаться от того, чтобы не навязывать свое видение выполнения проекта ученикам, а также не взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум. Особенно это актуально при работе со слабыми учащимися.

Для преодоления выше изложенных проблем были предприняты следующие действия:

- Работали над проектами, используя не только уроки, но и внеурочную деятельность,  свободное время;

- При выборе темы и вида проектной деятельности учитывались индивидуальные особенности и способности учеников, необходимо было их сориентировать не только на интересную для них тему, но и на посильный для них уровень сложности, что способствовало предотвращению потери интереса учеников при выполнении проекта;

- Учащимся была предоставлена возможность работать максимально самостоятельно, а учитель занял позицию тьютора, консультанта;

- Причины неудач терпеливо анализировались вместе с детьми;

- Ученикам оказывалось содействие и  помощь в работе с компьютером, с оформлением работы;

- Для преодоления психологического страха перед защитой проектов с детьми работал педагог-психолог, а учитель биологии проводил репетиции предстоящего выступления;

- при необходимости привлекались для работы над проектом родители, консультанты.

Результатом проделанной работы можно считать успешную защиту проектов всеми учениками, среди которых оказались работы с высокими показателями, средними и низкими.

В целом можно сделать следующие выводы:

  • В классно урочной системе необходимо использовать метод проектной деятельности или ее элементы соотносительно со спецификой предмета;
  • Активнее привлекать учащихся к внеурочной деятельности, которая позволяет качественно и неторопясь выполнить проект к 9 классу;
  • На защиту проектов приглашать учащихся с других классов, чтобы они имели представление о ходе таких мероприятий;
  • - Развивать навыки самостоятельной деятельности и способности к аналитическому и критическому мышлению;
  • - Учитывать индивидуальные особенности и способности учащихся при выборе проекта;
  • - Обозначать проблему компьютерной неграмотности детей и устранять ее.

Перспективы обозначены следующие:

  • Учитывая все вышеперечисленное, скорректировать планирование проектной деятельности;
  • Выпустить в масштабах школы сборник проектов, в котором будут опубликованы лучшие работы;
  • С лучшими работами принять участие в тематических конкурсах, проектах;
  • С учащимися, которые проявили интерес и желание к продолжению работы, выйти на новый уровень по выполнению проектной работы.

Заключение

И напоследок хочу сказать. Не только со слов великих педагогических деятелей и научных работ, но и из опыта работы с детьми, из своего собственного опыта, мы знаем, что теоретические знания неподкрепленные практическими умениями, сначала лежат мертвым грузом, а потом забываются. Поэтому, применяя в своей практике проектно-исследовательскую деятельность, мы действительно приносим детям неоценимую пользу.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Поэтому каждый развивающийся учитель должен стремиться повысить свой уровень относительно данной методики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школьний дворик"-проектная деятельность на уроках биологии

Любая проектная деятельность это совместный творческий процесс учителя и ученика по поиску решения разнообразных задач, в том числе и биологических....

Проектная деятельность на уроках биологии

Рсскажи мне — и я забуду.Покажи мне — и я запомню.Дай мне действовать самому — и я научусь.Китайская мудрость...

Использование технологии проектной деятельности на уроке биологии в 7 классе по теме: «Отряд хищные млекопитающие».

Использование при проведении уроков результатов проектной деятельности формирует у школьников навыки сотрудничества. На уроке «Отряд хищные млекопитающие» выявляются общие признаки отряда, а также осо...

Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной работе.

Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...

Из опыта работы «Проектная деятельность на уроках биологии»

«Проектная деятельность на уроках биологии - это шаг к формированию познавательного интереса к исследовательской деятельности и развитию творческих способностей учащихся»Работая над проблемой формиров...

Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности

В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...