Проектная деятельность на уроках биологии
статья по биологии
Метод проектов – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Метод проектов – не является чем-то принципиально новым в педагогической практике. В той или иной степени эту педагогическую технологию применяли во все времена в большинстве стран мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках биологии
Метод проектов – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Метод проектов – не является чем-то принципиально новым в педагогической практике. В той или иной степени эту педагогическую технологию применяли во все времена в большинстве стран мира.
«Расскажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь» - это китайская мудрость, которая только подтверждает все выше упомянутое.
Однако несмотря на древние корни этого метода, свою популярность метод проектной деятельности приобрел благодаря американцам: философу и педагогу Дж.Дьюи и его ученику В.Х. Килпатрику. Во второй половине XIX века эти деятели основываясь на принципе «обучение посредством делания», внедрили данную технологию в образование. Ведущей идеей такой научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни».
В России метод проектов также не остался в стороне. Развитие и внедрение этой педагогической технологии на качественно новом уровне связано с именем Шацким С.Т., под руководством которого в 1905году была организована группа сотрудников, которые активно внедряли проектные методы в практике преподавания.
Очень скоро метод проектов в школьном образовании почти полностью вытеснил другие методы обучения, к этому еще присоединилась проблема отсутствия подготовленных педагогических кадров и недостаточная методическая база. Все выше перечисленное привело к тому, что уровень успеваемости учащихся резко снизился. И уже в 1931 году постановлением ЦК ВКП метод проектов был осужден.
В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
На сегодняшний день метод проектов метод проектов не только возродился, но и обогатился хорошей методической базой, которая позволяет найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Пройдя долгий путь, метод проектной деятельности занял свое место в современном образовательном процессе и не утратил своей сути: стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Именно в таком ключе метод проектов способствует формированию ключевых компетенций: познавательных, личностных, самообразовательных, социальных. И, конечно, компетентное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Преподаваемый нами предмет – биология - располагает большими возможностями для применения проектной деятельности на уроках, но в большей степени – во внеурочное время. В моей практике, несмотря на мое желание мотивировать всех ребят к этой деятельности, действительно серьезно и плодотворно работали над проектами только те, у кого была явная склонность к предмету. Эти учащиеся с удовольствием посещали внеурочные занятия, на которых часть времени посвящалось реализации творческих замыслов над проектами. Иногда среди таких детей, присутствуют одаренные в этой области знаний.
В этом учебном году - 2018-2019 – в нашей школе МБОУ СОШ № 37 состоялась школьная научная конференция, на которой ученики 9-х классов защищали свои проектные и исследовательские работы. Данная процедура с этого учебного года в нашей школе обязательна для всех учеников выпускных классов и является допуском к экзаменам.
В связи с этим, мы столкнулись с необходимостью реализовывать через проектно-исследовательскую деятельность творческие потенциалы всех учеников 9-х классов.
Свои работы представили 120 человек – учеников 9-х классов - , из которых 30 защищали работы по биологии. Из этих 30 ребят - 15 выбрали биологию в качестве экзамена по выбору.
Необходимо упомянуть, что об обязательном выполнении проекта ребята узнали в начале учебного года, поэтому большинство приступили к их выполнению в сентябре месяце. Но были и те ученики (я о них упоминала), которые начали работать над проектами еще в 8 классе в рамках внеурочной деятельности по биологии.
В школе было разработано подробное положение о проектной деятельности, которым и должны были руководствоваться ученики и учителя-предметники. В рамках образовательной программы были выделены часы внеурочной деятельности, на которых предполагалось обучение теоретическим основам проектной деятельности.
Из большого разнообразия типов, видов проектной деятельности мы выбрали для себя наиболее приемлемые:
По количеству участников
- Индивидуальный
- Групповой
- Коллективный
По продолжительности
- Краткосрочный
- Средней продолжительности
- Долгосрочный
По типу деятельности
- Исследовательский
- информационный
По количеству предметов
- Монопроект
Этапы проектной деятельности
1. Организационно-подготовительный
Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.
2. Поисковый
Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.
Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.
3. Итоговый
Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.
В процессе реализации проектно-исследовательской деятельности ставились следующие задачи:
- Совершенствовать умения формулировать цели, задачи, выбирать методы и средства их достижения;
- Развитие умений анализировать и делать выводы;
- Развитие познавательных способностей учащихся;
- Совершенствование способностей к самообразованию;
- Развитие умений ориентироваться в источниках информации и выделять главное;
- Обучение рефлексии;
- Обучение публично выступать.
В ходе реализации проектно-исследовательской деятельности обозначились следующие проблемы:
- нехватка классно-урочного времени. В рамках урока биологии, конечно, не удается реализовать проектную деятельность в том масштабе, в котором хотелось бы, а внеурочная деятельность предполагала обучению теоретическим основам всех ребят из одного конкретного класса соответственно, не все дети из класса выбрали темы проектов по биологии. Поэтому приходилось дополнительно встречаться с учащимися и консультировать их.
- Работа над проектом объемная и достаточно трудоемкая, поэтому у многих ребят возникала проблема перегрузки, особенно, учитывая сжатые сроки выполнения проектов. Чего нельзя было сказать об учениках, которые приступили к выполнению проектов еще в предыдущий учебный год.
- Некоторые ученики приступали к работе над проектами очень воодушевленно, но, сталкиваясь с трудностями, быстро теряли интерес.
- Не у всех ребят хватает умений и навыков работы с компьютером. Они испытывали трудности в поисках информации в Интернете и оформлению работы в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint.
- Возрастает нагрузка на учителя;
Для преодоления выше изложенных проблем были предприняты следующие действия:
- Работали над проектами, используя не только уроки, но и внеурочную деятельность, свободное время;
- При выборе темы и вида проектной деятельности учитывались индивидуальные особенности и способности учеников, необходимо было их сориентировать не только на интересную для них тему, но и на посильный для них уровень сложности, что способствовало предотвращению потери интереса учеников при выполнении проекта;
- Учащимся была предоставлена возможность работать максимально самостоятельно, а учитель занял позицию тьютора, консультанта;
- Причины неудач терпеливо анализировались вместе с детьми;
- Ученикам оказывалось содействие и помощь в работе с компьютером, с оформлением работы;
- Для преодоления психологического страха перед защитой проектов с детьми работал педагог-психолог, а учитель биологии проводил репетиции предстоящего выступления;
- при необходимости привлекались для работы над проектом родители, консультанты.
Результатом проделанной работы можно считать успешную защиту проектов всеми учениками, среди которых оказались работы с высокими показателями, средними и низкими.
В целом можно сделать следующие выводы:
- В классно урочной системе необходимо использовать метод проектной деятельности или ее элементы соотносительно со спецификой предмета;
- Активнее привлекать учащихся к внеурочной деятельности, которая позволяет качественно и неторопясь выполнить проект к 9 классу;
- На защиту проектов приглашать учащихся с других классов, чтобы они имели представление о ходе таких мероприятий;
- - Развивать навыки самостоятельной деятельности и способности к аналитическому и критическому мышлению;
- - Учитывать индивидуальные особенности и способности учащихся при выборе проекта;
- - Обозначать проблему компьютерной неграмотности детей и устранять ее.
Перспективы обозначены следующие:
- Учитывая все вышеперечисленное, скорректировать планирование проектной деятельности;
- Выпустить в масштабах школы сборник проектов, в котором будут опубликованы лучшие работы;
- С лучшими работами принять участие в тематических конкурсах, проектах;
- С учащимися, которые проявили интерес и желание к продолжению работы, выйти на новый уровень по выполнению проектной работы.
Заключение
И напоследок хочу сказать. Не только со слов великих педагогических деятелей и научных работ, но и из опыта работы с детьми, из своего собственного опыта, мы знаем, что теоретические знания неподкрепленные практическими умениями, сначала лежат мертвым грузом, а потом забываются. Поэтому, применяя в своей практике проектно-исследовательскую деятельность, мы действительно приносим детям неоценимую пользу.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Поэтому каждый развивающийся учитель должен стремиться повысить свой уровень относительно данной методики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Школьний дворик"-проектная деятельность на уроках биологии
Любая проектная деятельность это совместный творческий процесс учителя и ученика по поиску решения разнообразных задач, в том числе и биологических....
Проектная деятельность на уроках биологии
Рсскажи мне — и я забуду.Покажи мне — и я запомню.Дай мне действовать самому — и я научусь.Китайская мудрость...
Использование технологии проектной деятельности на уроке биологии в 7 классе по теме: «Отряд хищные млекопитающие».
Использование при проведении уроков результатов проектной деятельности формирует у школьников навыки сотрудничества. На уроке «Отряд хищные млекопитающие» выявляются общие признаки отряда, а также осо...
Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной работе.
Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...
Из опыта работы «Проектная деятельность на уроках биологии»
«Проектная деятельность на уроках биологии - это шаг к формированию познавательного интереса к исследовательской деятельности и развитию творческих способностей учащихся»Работая над проблемой формиров...
Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности
В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...