План- конспект урока по биологии в 5 классе по теме "царство Грибы"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство Грибы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока "Царство Грибы" 5 класс | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Царство Грибы. Общая характеристика
Цель урока: ознакомить обучающихся с общей характеристикой грибов, их ролью в природе и жизни человека.
Задачи: дать представление о строении грибов и их роли в природе и жизни человека, продолжить формировать умение работать с научной литературой для получения учебной информации.
Этапы урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового учебного материала
IV. Закрепление материала урока.
V. Рефлексивная деятельность.
VI. Информация о домашнем задании.
Литература:
- Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 кл. – М.
- Корчагина В.А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Учебник для 6-7 кл. – М.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло!
Я не случайно начала урок с этой загадки, потому что мы будем говорить о грибах.
Что же такое грибы? Почему грибы выделяют в отдельное царство?
И почему многие люди так любят эти удивительные творения природы?
Ответы на эти вопросы мы с вами попытаемся найти сегодня на уроке.
Тема нашего урока Царство грибы. Общая характеристика. Мы рассмотрим общую характеристику данного царства, узнаем какова роль грибов в природе и жизни человека.
III. Изучение нового учебного материала
Египетские фараоны верили в то, что грибы обладали магическими силами и возможно так оно и есть. Составляя целое царство, они часто ассоциируются с чем-то мистическим и непонятным для нас. Так, давайте же разберемся, что представляют из себя грибы, и какую роль они играют.
Грибы – это самая большая группа растительных организмов (около 100 тыс. видов). Они окружают нас повсюду: в воде, в почве, в воздухе.
Изучением грибов занимается наука – микология. Эта наука прошла долгий путь. Её родоначальником считается Аристотель, который в 4 веке до нашей эры впервые составил описание грибов.
До 18 века о законах развития грибов ничего не было известно. Появление грибов «из ничего», их быстрый рост приписывали удару молнии в землю или обильному выпадению росы. Образование грибных кругов в середине которых трава засыхала, объясняли кознями потусторонних сил.
Учёные долго ломали голову куда отнести грибы – к растениям или к животным. Годами грибы относили к растительному миру. Однако, при ближайшем рассмотрении учёные обнаружили, что у грибов больше общего с животными, чем с растениями. Но только в 1960 году грибы выделили в отдельное царство – Царство Грибы.
Учащиеся заполняют таблицу
Царство Грибы | ||
Признаки сходства с растениями | Признаки сходства с животными | Признаки, характерные только для грибов |
- неподвижны; - имеют прочные клеточные стенки; - часто осуществляют вегетативное размножение; - растут верхушечной частью; - всасывают питательные вещества. | - питаются готовыми органическими веществами – гетеротрофы; - в клеточных стенках хитин; - запасной продукт – гликоген; - образуют мочевину. | - основа вегетативного тела – грибница или мицелий; - грибница состоит из нитей – гиф; - гифы состоят из многоядерных или одноядерных клеток; - переплетение гифов образует плодовое тело. |
Грибы окружают нас повсюду, и даже там, где их вроде бы и не видно. Всё дело в том, что по своему строению и размерам они очень разнообразны. Мы с вами привыкли видеть «шляпку на ножке», но плесень на продуктах, дрожжи – это тоже грибы.
Строение грибов Одноклеточные Многоклеточные Мукор Дрожжи Шляпочные Трутовики Пеницилл |
У одноклеточных грибов весь разветвленный мицелий представляет одну клетку. Тело многоклеточных грибов состоит из тонких нитей — гифов, которые часто ветвятся и образуют мицелий, или грибницу. Грибница обладает огромной площадью поверхности, через которую поглощает питательные вещества. Часть грибницы, расположенная в почве, называется почвенной грибницей, наружная часть – это плодовое тело гриба. На нём формируются органы размножения.
Грибная клетка, как правило, имеет хорошо выраженную клеточную стенку. В цитоплазме расположено значительное количество рибосом и митохондрий, аппарат Гольджи развит слабо. Наследственный аппарат сосредоточен в ядрах, число которых колеблется от одного до нескольких десятков. Большое количество включений представлены гликогеном и каплями жира.
Учащиеся заполняют таблицу
Роль грибов в природе и жизни человека огромна.
Роль грибов | |
Положительная | Отрицательная |
- разложение остатков животных и растений, повышение плодородия почвы; - в медицине - антибиотик (пенициллин); - укрепляют иммунную систему; - в пищевой промышленности: а) как продукты питания б) в хлебопечении, пивоварении, виноделии, производстве спирта, производстве уксусной кислоты в) для осветления фруктовых соков - приготавливают препараты для уничтожения вредных насекомых и сорняков; - переработка сырья, грубых кормов; - разрушение бумажных отходов. | - порча продуктов питания; - болезни растений (фитофтора, чёрная ножка и др.); - портят смазочные масла, нефтепродукты, вызывают коррозию металла; - портят книги, произведения искусства; - вредят здоровью людей и животных. |
IV. Закрепление материала урока.
Проверочный тест по теме: « Царство Грибов».5 класс
1 вариант
A1. Биологи объединяют все грибы в систематическую группу
1) род
2) отдел
3) царство
4) семейство
А2. Основная часть гриба боровика — это
1) корень
2) стебель
3) споры
4) грибница
А3. Грибы размножаются с помощью
1) спор
2) гамет
3) семян
4) спермиев
А4. Плесневый гриб пеницилл человек использует для получения
1) продуктов питания
2) красителей
3) лекарств
4) одежды
Часть Б
Б1. Верны ли следующие утверждения?
А. Грибы размножаются спорам·и или участками грибницы.
Б. Между корнями дерева и грибницей шляпочного гриба устанавливается взаимосвязь.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения
Б2. Выберите три верных утверждения. Представители царства грибов размножаются
1) спорами
2) семенами
3) участками грибницы
4) корнями
5) побегами
6) почкованием
Б3. Выберите три верных утверждения. В состав шляпочного гриба входит
1) почвенная грибница
2) корни
3) шляпка плодового тела
4) корневище
5) ножка плодового тела
6) побег
Б4. Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности организмов и их принадлежностью к царству живой природы.
Особенность жизнедеятельности
А) Питаются путём заглатывания пищевых частиц
Б) Неограниченный рост у большинства организмов
В) Активное передвижение
Г) Питаются путём всасывания веществ
Д) Неподвижны, ведут прикреплённый образ жизни
Царство живой природы
1) Грибы
2) Животные
Часть В
B1. Задания на работу с рисунком 5.
А. Какой организм изображён на рисунке?
1) бактерия
2) дрожжи
3) пеницилл
4) подберёзовик
Тест по биологии Грибы 5 класс
2 вариант
A1. Плодовое тело подосиновика образуется
1) грибницей
2) корнями
3) побегом
4) стеблем
А2. Плодовое тело гриба подберёзовика состоит из
1) корней
2) побегов
3) почек
4) шляпки и ножки
А3. Плесень, или белый налёт, на хлебе образует
1) шляпочный гриб
2) гриб мукор
3) дрожжи
4) бактерии
А4. Пекарские дрожжи представляют собой
1) бактерии
2) грибы
3) растения
4) животных
Часть Б
Б1. Верны ли следующие утверждения?
А. Дрожжи размножаются семенами.
Б. Грибы превращают остатки мёртвых тел в минеральные вещества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения
Б2. Выберите три верных утверждения. К многоклеточным организмам относят
1) белый гриб
2) мукор
3) дрожжи
4) подосиновик
5) почвенную бактерию
6) мухомор
Б3. Выберите три верных утверждения. К грибам-паразитам относят
1) фитофтору
2) мукор
3) спорынью
4) трутовик
5) дрожжи
6) подосиновик
Б4. У становите соответствие между особенностью жизнедеятельности и группой организмов.
Особенность жизнедеятельности
А) Образуют органические вещества на свету
Б) Размножаются спорами
В) Размножаются семенами
Г) Питаются, поглощая готовые питательные вещества
Группа организмов
1) Шляпочные грибы
2) Цветковые растения
Б5. Установите соответствие между видами шляпочных грибов и группами, к которым их относят.
Виды шляпочных грибов
А) Ложный опёнок
Б) Лисичка
В) Боровик
Г) Бледная поганка
Группы грибов
1) Съедобные грибы
2) Ядовитые грибы
Часть В
B1. Задания на работу с рисунком 6.
А. Какой организм изображён на рисунке?
1) шляпочный гриб на почве
2) дрожжи в тесте
3) почвенные бактерии
4) мукор на хлебе
Ответы на тест по биологии Грибы 5 класс
1 вариант
А1-3
А2-4
А3-1
А4-3
Б1-3
Б2-136
Б3-135
Б4-21211
Б5-1212
В1. А-3 Б-2
2 вариант
А1-1
А2-4
А3-2
А4-2
Б1-2
Б2-146
Б3-134
Б4-2121
Б5-2112
В1. А4 Б1
Почему грибы можно считать более высокоорганизованными организмами, чем бактерии?
Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных. Эти организмы относятся к эукариотам. Они могут иметь одноклеточное и многоклеточное строение тела. Тело образует грибницу или мицелий, состоящий из гифов
V. Рефлексивная деятельность.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что бы вы хотели рассмотреть более подробно?
VI. Информация о домашнем задании.
Стр. 20-22, составить мини-кроссворд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по биология 9 класс "Вирусы"
"Вирусы-неклеточные формы жизни"...
План-конспект урока по биологии 8 класс "Строение и работа сердца"
"Строение и работа сердца"...
План-конспект урока по биологии 7 класс
Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Хордовые" с применением сингапурских методик...
План конспект урока по биологии 7 класс "Класс Птицы"
План конспект урока по биологии 7 класс "Класс Птицы"...
План конспект урока по биологии 9 класс "ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА"
План конспект урока по биологии 9 класс "ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА"...
План - конспект урока по биологии 5 класс "Грибы - чудо природы"
Обобщающий урок по теме: "Грибы". Многообразие раздаточного материалаи сведений о грибах....
План-конспект урока по биологии 9 класс "ВИРУСЫ"
План-конспект урока в 9 классе предназначен для учителей биологии. Основная цель: помощь учителю в подготовке к уроку по данной теме....