План-конспект урока по биологии 7 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Хордовые" с применением сингапурских методик
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_7_kl.docx | 32.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Общие признаки хордовых животных. Подтип: Бесчерепные»
Класс:7
Цель урока: раскрыть особенности строения Хордовых на примере ланцетника.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать у учащихся знания об эволюции животных как о процессе усложнения их организации от беспозвоночных к хордовым; особенностях строения ланцетника и его приспособленности к среде обитания;
- способствовать развитию понятий “хордовые”, “бесчерепные”.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса и творческого подхода к изученной теме через реализацию самостоятельного поиска знаний;
- продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы;
- способствовать развитию критического мышления.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные навыки при работе в группах;
- воспитывать экологическую культуру.
Тип урока: Изучение нового материала и первичного закрепления знаний.
Методы: рассказ, беседа, сингапурская методика
Оборудование: раздаточный материал, рисунки, проектор, презентация
Ход урока:
1.Организационный момент
(приветствие учащихся, отметка отсутствующих в журнале)
II. Актуализация знаний
Фронтальный опрос по типу Членистоногие. - Послушайте, о чём говорит одна из древнегреческих легенд и скажите мне о ком идет речь.
В те далёкие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.
Эй, Паллада,…
Я предрекаю, и речённое скоро свершится,
Скоро я вытку ковёр, коих не было в мире,
И не сравнится с моим твоё мастерство, о Афина,
Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,
Только одна в этом мире есть мастерица, и это – Арахна!
Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала её достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.
Будь же ты проклята, век ты плети паутину, Будь безобразной Арахной, которую люди Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твоё, коим ты столько гордилась,Пусть остаётся тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.
Вот такая легенда! От имени Арахны произошло название пауков, которых по-латыни называют арахнидами. Давайте вспомним все, что мы знаем про членистоногих. (ответ)
III. Изучение нового материала.
СИ-ФИНК-УАНДЭ (слайд 1)
Просмотр учебного фильма про ланцетника (1 минута). –Внимательно посмотрите фрагмент и ответьте на следующие вопросы (они есть у вас на столах): 1.Что вы видите?
2.Что вы об этом думаете? 3. Задайтесь вопросом. (ответы учащихся)
-Я предлагаю вам отгадать кроссворд
Заполнение кроссворда
Отвечая на задания кроссворда, при правильном заполнении в выделенных клетках должна получиться тема урока (слайд 2)
Задания к кроссворду:
- Животное, которое охотится на других животных.
- Отдел тела большинства многоклеточных животных.
- Симметрия тела кишечнополостных животных
- Сердце, состоящее из предсердия и желудочка.
- Клоп, бегающий по воде.
- Полость тела моллюсков
- Процесс поступления в организм кислорода и выделение из него углекислого газа.
- Способ размножения простейших.
Ответы: 1.хищник, 2-голова,3-радиальная,4-двукамерное,5-водомерка,6-вторичная,7-дыхание, 8-деление. (слайд 3)
В конце 17 века в одну из своих многочисленных экспедиций молодой петербургский академик, немец по происхождению, Петр Симон Паллас на небольших глубинах Черного моря обнаружил неизвестное животное. Он принял его за моллюска и назвал « ланцетовидным слизнем». Но, внимательно изучив это животное, ученый сделал заключение, что по общему типу строения он скорее напоминает рыбу. Его и причислили было к рыбам в качестве наиболее примитивной упрощенной формы.
Через 60 лет после этого открытия знаменитый русский ученый А. О. Ковалевский, изучавший зародышевое развитие животных, установил, что он занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными животными. Благодаря работам А. О. Ковалевского это животное стало одним из популярных. Оно привлекало и привлекает до сих пор к себе внимание многих ученых – биологов и философов. Систематическое положение этого животного около ста лет было неопределенным.
- Как называется это животное?
- Что значит занимать промежуточное положение?
- Почему животное привлекало и привлекает к себе внимание до сих пор? (ответы учащихся)
- Сегодня мы с вами будем знакомиться с животным, которое носит интересное название "ланцетник" (слайд 4)
-Знакомо ли вам это животное?
-Где встречали его?
-Давайте выясним, какие задачи нам придется решать на этом уроке? (учащиеся формулируют цель урока) (слайд 5)
ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (слайд 6)
-Сейчас мы с вами познакомимся с внутренним строением ланцетника. Для этого мы поработаем в группах; у каждой группы на столе лежит листочек, на котором написана определенная система. Вам необходимо сначала каждому самостоятельно подумать записать на листочек, а потом обсудить в группе. У вас 5 минут. Слайд с изображением внутреннего строения ланцетника.
МИКС-ФРИЗ-ГРУПП
(физкультминутка)
Под музыку танцуют и прослушав вопрос учителя объединяются в группы (ответ на вопрос-цифра)
- Сколько ног у таракана?
- Сколько глаз у паука?
- Сколько крыльев у мухи?
- Сколько крыльев у стрекозы?
-А сейчас давайте запишем в тетрадь систематику ланцетника. (слайд 7)
СИСТЕМАТИКА ЛАНЦЕТНИКА
Империя – Клеточные (эукариоты)
Царство - Животные
Подцарство – Многоклеточные (Metazoa)
Тип – Хордовые (Chordata)
Подтип – Бесчерепные ( Acrania)
Класс – Головохордовые
Отряд – Трубкосердечные ( Leptocardii)
Семейство – Ланцетниковые ( Branchiostomidae)
Род – Ланцетник (Branchiostoma)
Вид – Ланцетник (Br. Lanceolatum)
-Сейчас я предлагаю вам прослушать небольшое сообщение
В мифологии
Ланцетники фигурируют в китайской мифологии. Первые письменные упоминания об этих животных относятся ко времени правления династии Тан (с VII по X век).
Согласно легенде, бог литературы Вэньчан и его слуги путешествовали по небесам верхом на огромном крокодиле. Когда рептилия умерла и стала разлагаться, из неё вышло великое множество ланцетников, которым дали название — вэньчанъюй буквально «рыба бога литературы»). В различных вариантах легенда записывалась и при последующих династиях.
В кулинарии
Ланцетники имеют чисто практическое применение — в ряде стран их употребляют в пищу. Азиатский ланцетник (B. belcheri) уже около 300 лет служит объектом специального промысла в юго-западной части Восточно-Китайского моря. Поздним летом и зимой, с августа по январь, ланцетника вылавливают с лодок — зачерпывают вместе с песком особой лопатой на бамбуковом шесте в течение первых 2—3 часов после отлива. Одна лодка может добыть примерно 5 кг ланцетников в день. Ежегодно вылавливают около 35 т.
IV. Закрепление знаний
Ваш билетик на выход
1) вставьте нужные цифры:
1.Ланцетники относятся к подтипу ______. Как и у всех представителей типа ______, центральная часть нервной системы расположена на ______ стороне тела, над ______. Под хордой расположена ______ система, передний отдел которой пронизан ______ щелями. Кровеносная система ______, состоит из ______, брюшного и отходящих от них мелких ______.
1. Замкнутая. 2. Бесчерепные. 3. Спинного. 4. Хордовые. 5. Пищеварительная.6. Жаберными . 7.Спинной. 8. Хордой. 9. Сосудов.
2) Выпишите номера правильных утверждений
1) Представители типа Хордовые имеют наружный, хитиновый или известковый скелет.
2) Хордовые животные имеют лучевую симметрию тела
3) Хордовые – двусторонне-симметричные животные.
4)Кровеносная система у хордовых замкнутая.
5) Кровеносная система у хордовых незамкнутая.
6) У бесчерепных кровеносная система незамкнутая, а у черепных – замкнутая.
8) Бесчерепные животные не имеют вторичной полости тела.
9)Тело хордовых животных развивается из двух зародышевых листков.
РАФТ (слайд 7)
Сейчас поработаем в группе, небольшой проект по охране ланцетника.
V. Рефлексия
-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что не понравилось?
-В чем возникали трудности?
VI. Домашнее задание. (слайд 8)
Прочитать п.20,*сообщение «Миноги.Миксины»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook
Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида. К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...
План-конспект бинарного урока по биологии и химии.
Бинарный урок по биологии и химии....
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".
Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ...
план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"
Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....
План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»
Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...
План конспект мультимедийного урока по биологии в 6 классе по теме "Плесневые грибы"
Урок биологии по теме "Плесневые грибы" проводится на основе презентации, предназначенной для интерактивной доски. Урок проводится с использованием практических методов, в частности лаборато...