План - конспект урока по биологии 5 класс "Грибы - чудо природы"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Платонова Марина Константиновна

Обобщающий урок по теме: "Грибы". Многообразие раздаточного материалаи сведений о грибах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_griby_-_chudo_prirody.docx66.97 КБ

Предварительный просмотр:

                      Тема« ГРИБЫ – ЧУДО ПРИРОДЫ»

5 класс

Автор : Платонова Марина Константиновна                  

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся о грибах (основные понятия и термины о грибах; почему грибы выделены в отдельное царство; умение отличать съедобные и несъедобные грибы; уметь отличать пластинчатые от трубчатых;  правила сбора грибов). 

Задачи:

образовательные:

- закрепить полученные знания о грибах (особенностях их строения, питания, размножения);

- определить их роль в природе и жизни человека;

- подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира;

- закрепить изученные термины: симбиоз, микориза, мицелий, сапрофиты, гетеротрофы, микология.

развивающие:

- развивать познавательные способности и интересы, логическое мышление,

эмоциональную сферу у учащихся.

воспитательные:

- формировать у учащихся правильное отношение к природе, воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

Уметь:

-обобщить и систематизировать знания  по теме «Царство Грибы»;

-устанавливать роль грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные УУД:

-понимать и принимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

-оценивать свои достижения на уроке;

-извлекать информацию из иллюстраций, предложенных заданий;

-формулировать выводы из изученного материала;

-осуществлять самопроверку.

Личностные УУД :

-иметь представление о целостности окружающего мира;

-проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды;

-сформировать познавательный интерес к предмету;

-уметь работать в коллективе.

Регулятивные УУД:

-продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности , выдвигать версии,

-продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно,

-продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Мотивация познавательной деятельности учащихся:

-участвуют в определении темы урока;

-определяют цели и задачи урока;

-рассказывают о практическом применении полученных знаний и умений,

- определяют индивидуальный маршрут дальнейшей работы над темой;

-работают индивидуально, в группах;

-определяют личностный смысл, мотив изучения данной темы;

-учатся делать выводы.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма проведения: урок – игра

Формы и методы обучения : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока:

Что за чудо такое?

Есть как мизер, есть большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Ну теперь, то догадались детки? ГРИБЫ

Учитель: Запишите число и тему урока « Грибы – чудо природы»

Учитель: Грибы – одни из самых загадочных обитателей Земли. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись в древности индейцы. Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. В их божественное происхождение верили древние греки и римляне, китайцы и индусы. Некоторые связывали рождение грибов с ударами молний. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы.

Грибы и сейчас остаются для нас загадкой. Даже теорий об их происхождении известно как минимум три. Согласно одной грибы произошли от водорослей. Другая - говорит об их происхождении от бактерий. И наконец, третья, которая пока считается основной.

Мы с вами закончили уже изучать царство грибов. Кто мне скажет что это за теория, почему  грибы отнесли в отдельное царство?

-- ( Они сочетают признаки растений и грибов)

Учитель:  По этой теории животные, растения и грибы разделились между собой на уровне одной клетки, и дальнейшая эволюция каждого класс шла уже своим путем.

Хочешь – верь, хочешь – не верь.

Ни растение, ни зверь!

Общее есть и с тем и с другим.

Отыщи и мне скажи !

Общее между грибами и растениями

Общее между грибами и животными

Особенное

1.Обитание

повсюду

повсюду

повсюду

2.Питание

Минеральное питание всасывают

Готовое органическое вещество

ЗАГЛАТЫВАЮТ

Готовое органическое вещество всасывают

Мертвое –сапрофиты

Живое- паразиты

3.Строение

Одноклеточные

Многоклеточные

Хлорофилл

Растут в течение всей жизни

Одноклеточные

Многоклеточные

Хитин

Одноклеточные

Многоклеточные Хитин

Растут в течение всей жизни

4.Размножение

Бесполое

Половое

Бесполое

Половое

Бесполое

Половое

Предлагаю проверить ваши знания в виде игры

«Светофор»

1.Грибы принято выделять в отдельное царство (да) зелёный

2.Грибы размножаются семенами (нет) красный

3.У шляпочных грибов есть шляпка и ножка (да) зелёный

4. Шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые (да) зелёный

5. Грибы – это живые организмы которые, занимают промежуточное положение между растениями и животными (да) зелёный

6.  Грибы растут всю свою жизнь (да)  зелёный    

7.  Все грибы это многоклеточные организмы (нет) красный

8. По способу питания грибы могут быть сапротрофами и паразитами(да) зелёный

9. Сапротрофы – это грибы, которые питаются органическими веществами живых организмов(нет) красный

10.  Дрожжи – это грибы, которые человек использует в хлебопечении(да) зелёный

11. Грибы, как и растения, могут фотосинтезировать (нет) красный

12.  Грибы, вызывающие заболевания растений, животных и человека относятся к паразитам(да) зелёный

13. В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов(да) зелёный

« … В 2002 г. ученые изучали захоронения великих княгинь и цариц, находящиеся в некрополе бывшего Вознесенского монастыря в Кремле. В складках шелкового платья Марии Владимировны Долгорукой, первой жены царя Михаила Романова, умершей в 1625 г., нашли части какого-то растения. Разрешить загадку необычных остатков живых организмов помогли биологи они сказали, что это мицелий …»( читает ,,,,,,,,,,)

Учитель : Кто ребята скажет ,что же такое мицелий и какое другое название есть у него?

Ответ уч-ся: Грибница (мицелий) главная часть каждого гриба. На ней развиваются плодовые тела. Шляпка и ножка состоят из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В ножке все нити одинаковые, а в шляпке они образуют 2 слоя – верхний, покрытый кожицей, окрашенной разными пигментами, и нижней.

Учитель: А чем же отличаются нижний слой шляпки грибов?

Ответ уч-ся: У некоторых грибов (подберёзовик, маслёнок) нижний слой состоит из многочисленных трубочек. (Это трубчатые грибы).  Нижний слой плодовых тел рыжиков, сыроежек образован многочисленными пластинками. ( Это пластинчатые грибы).

ЗАДАНИЕ: Показать на рельефных таблицах  рост и  развитие шляпочного гриба. ( Вызывается ученик к доске и выполняет это задание).

Учитель: Как вы уже знаете, что среди грибов встречаются и такие, которые не образуют плодовых тел. Попробуйте привести примеры таких грибов

(ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ, ДРОЖЖИ)

Учитель: Кто скажет , чем по строению отличаются мукор и пеницилл?

(Ответ у доски).

А сейчас мы проведём небольшую лабораторную работу. У вас на столах маршрутные листы ,возьмите их запишите фамилию. И проделайте эту работу. Выполните все задания .

Следующий этап работы:

МИНИ – ВИКТОРИНА

  1. Наука изучающая грибы? МИКОЛОГИЯ)
  2. Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка)
  3. Какие грибы ищут со специально выдрессированными собаками, а во Франции с домашними свиньями? ( ТРЮФЕЛИ)
  4. Какой гриб растёт на глазах?  (Веселка  её ножка вытягивается со скоростью 0,5 см в минуту)
  5. Чем дышат грибы?  (Кислородом) Кроме дрожжевых грибков.
  6. Сколько нужно времени на восстановление грибницы?  (5-15 лет)
  7. Назовите грибы – паразиты? (трутовик, головня, спорынья, фитофтора ит.д). Почему их так назвали «Паразиты»? Поселяются на живых организмах и питаются за счёт хозяина.
  8. Что означает сапротрофный способ питания грибов? ( питаются мёртвыми органическими веществами)
  9. Какие грибы выращивает человек в промышленных масштабах? (шампиньоны, вешенки)
  10. Назовите грибы,  занесённые в Красную книгу Мордовии.

С этим вопросом у вас есть затруднения. Немного позже мы с ними познакомимся. А сейчас всех приглашаем на  физкультминутку .

МУЗЫКА

Утром дети в лес пошли . (Шагают)

И в лесу грибы нашли (Присели)  Встали

Наклонились, собирали(Наклоны в стороны)

По дороге растеряли.(Разводят руками)

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять!                           «Шагают»  пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,                                  Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел,                                    начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел.

Учитель: Продолжаем свою работу и поговорим о грибах , занесённых в Красную книгу Мордовии

(Демонстрирую и называю виды). Сейчас вы в своих тетрадях запишите  названия 4 любые  виды  грибов,  занесённых в Красную книгу и к следующему уроку их выучите. Названия есть у вас в маршрутных листах под №2. ( Рогатик ситниковый, трюфель белый, подосиновик белый, головач гигантский, гриб баран, саркосцифера ярко- красная, гиропор  синеющий, рогатик пестиковый,  ежовик коралловидный)

Учитель: Как вы понимаете  народную поговорку:

«Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут?»

Игра « По грибы ….». ( Звучит музыка пение птиц, шум леса)

ЗАДАНИЕ : Собрать съедобные грибы в корзинку.(2 ученика собирают грибы в корзинку)

Культура поведения в лесу:

Обязательно надо поклониться тем грибам, которых вы находите в лесу. Благодарить   лес за его дары — грибы и ягоды.  Каждый раз, когда мы идем в лес, мы его приветствуем и всегда благодарим за все наши находки! Это культура отношения к природе, которая закладывается с первых лет жизни.

Учитель: А сейчас мы двигаемся дальше и выполняем 3 задание

.

В инструктивных картах,  вам даны правила сбора грибов

Прочитайте их и объясните!

Читаем по очереди и объясняем.

Правила сбора грибов.

  • Никогда не пробуй гриб на вкус!  (Можно отравиться.)
  • Не знаешь гриб – не  бери его!   (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб.)
  • Не собирай грибы у дорог и предприятий!   (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества.)
  • Не собирай старые, перезрелые грибы!   (В них скапливаются продукты разложения, заводятся черви.)
  • Не собирай грибы с клубневидным утолщением, ножкой, окруженной оболочкой.   (Как правило, это ядовитый гриб.)
  • Срезай гриб ножиком.   (Чтобы не повредить грибницу.)

С  правилами  сбора  грибов мы познакомились, теперь остается только их соблюдать

ЗАДАНИЕ  С ГЕРБАРИЕМ

Определите какой гриб представлен в гербарии, какой вред наносят данные грибы?

Учитель: Биологическая задача

КАК ОХОТЯТСЯ ГРИБЫ?

Любому живому существу нужны органические вещества для построения своего тела. Животные получают их через еду. Растения образуют органические вещества посредством фотосинтеза.

А как быть грибам? Искусством фотосинтеза они не владеют, не пасутся и не охотятся, как животные…

Ответ: 
Грибы вступают в симбиоз с другими растениями. Их корни сплетаются с корнями деревьев и передают деревьям воду и минеральные вещества. А деревья в свою очередь отдают грибам органические вещества, которые вырабатываются при фотосинтезе. Именно поэтому каждый гриб растет у своего дерева: белые грибы возле берез и сосен, рыжики — в сосновых и еловых лесах… 

Где надо искать подосиновик? Под каким деревом? Конечно, под осиной. Ведь не зря же он «подосиновик». Называю еще это гриб так: «Красноголовик» — догадались, почему? Потому что шляпка у него красная. Как будто «красная голова» — вот и назвали — «красноголовик». И похож он на осину тем, что листья у осины красные, оранжевые, как шапочка подосиновика. Не сразу его заметишь в опавшей листве похожего цвета!

Почем так назвали гриб - рыжик? Рыжий цвет! Гриб действительно ярко-рыжий — и шляпка, и ножка. Рыжик растет в хвойном лесу, где почти нет трав и где он сразу же заметен своим рыжим цветом. Вот и назвали его люди очень ласково — «рыжик». А кого еще называют «рыжиком»? (лисенка, рыжую собачку, котенка рыжего цвета)

Грузди растут всегда дружно, рядышком  - как «груда». Что такое груда? Это означает, что грибы растут очень — очень близко друг к другу  большой семьей. Их всегда много рядышком. Даже слово такое есть в русском языке «сгрудились», то есть очень -очень близко друг к другу встали. Грузди любят смешанный лес и березки.

А это что за странное имя — «опята«. От чего оно произошло? От слова «пень», «около пня».

Масленка так назвали из-за его масляной шапочки. Шляпка у маслёнка как будто смазана маслом и блестит на солнце.

Учитель : Ребята, а есть оказывается очень много необычных грибов. Сейчас мы про них и узнаем от наших выступающих.

(Сообщения про: гриб-осьминог, кровавый зуб,решёточник красный, фиолетовый коралл, морщинистый персик, львиная грива, дьявольская сигара, мохнатый гриб, птичье гнездо, сетконоска азиатская).

Учитель : Ребята у вас было домашнее задание подготовить пословицы и приметы о грибах, давайте проверим как вы справились.

Грибные приметы

  • Полетел пух с осины (слетают зрелые семена) — иди за подосиновиками.
  • Зацвела сосна — зернистый маслёнок появился..
  • Зацветает ольха и берёза — появляются сморчки и строчки.
  • Сыплет снегом черёмуха — появляются первые подберёзовики.
  • Жнут рожь — начинается второй урожай подберёзовиков.

Пословицы и поговорки о грибах, объясните их значение.

  • Ягоды любят день, грибы — ночь и тень.
  • Весна красна цветами, а осень — грибами.
  • Где дубы, там и грибы.
  • Тихий дождь без ветра — к грибам.
  • Вечером дожди — утром грибов жди.
  • Любят грибы за нос водить.
  • Когда сыро, тогда и грибов много.
  • Раньше лисичек грибы не растут.

Учитель : Ребята,  на перемене к нам приходил почтальон и передал мне письмо для вас, для 5 класса. Давайте мы его прочитаем

Дорогим знатокам учащимся 5А класса

от верноподданного Amanita muscaria (АМАНИТА МУСКАНИА)

Жалоба

Смею довести до Вашего сведения, что я постоянно незаслуженно подвергаюсь обвинениям, наговорам, а также телесным наказаниям. Считая меня вредным, поганым, страшно ядовитым, детвора, да и многие взрослые, встретив меня в лесу, так и норовят пнуть или растоптать.

Вы ведь знаете, мои замечательные ребята, в странах Южной Европы, я считаюсь деликатесом! Еще древние скандинавы употребляли меня перед сражением для поднятия боевого духа. Если истолочь меня в молоке, то полученная смесь убивает надоедливых насекомых. Еще я обладаю лекарственными свойствами.

Считаю, что жестокое обращение со мной не оправданно. И прошу Вас разобраться и принять меры для охраны моей персоны.

Amanita muscaria

Разбор письма. Самые ярко-красные мухоморы служат лекарством для лосей и оленей.
Вообще говоря, мухоморы издавна использовались в народной медицине для лечения многих болезней, в том числе таких страшных, как рак. Кроме этого, мухоморы лечат туберкулез и заболевания нервной системы, опухоли и ревматизм. Мухоморы являются сильнейшими галлюциногенами. лечебными свойствами. Так известно, что в Древней Греции атлеты перед соревнованиями съедали кусочек этого гриба, который являлся, видимо, своего рода допингом. Мухоморы издавна используют для лечения народы Севера и Дальнего Востока. Они прибегали к услугам этих грибов, чтобы излечить подагру и склероз. Загадка лося – это любовь к мухоморам. В организме лося постоянно сосуществуют около 10 видов кишечных паразитов, которые в буквальном смысле отравляют лосиную жизнь. А мухоморами животное просто лечится.

Загадки о  грибах

1. Под деревцем, под осинкой стоит мальчик-с-пальчик, на нем сер кафтанчик, красна шапочка. (Подосиновик.)

2. Стоит на полянке в красном платье Татьянка: вся в белых крапинках. (Мухомор.)

3. Не спорю, не белый – 
Я, братцы, попроще…
Расту я обычно 
в березовой роще. (
Подберезовик.)

4. Он пузатенький сидит,
Из-под кустика глядит.
С белой ножкою внизу,
С темной шапкой наверху. (
Белый гриб.)

5. И под старою сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею,
Первый найден… (
Боровик.)

6. Я был в лесу,
Поймал лису,
Домой несу.
Отварю, посолю,
А зимой похвалю. (
Лисички.)

7. Рыженький Ванек,
Крепкий паренек,
Спрятался за пень,
А шапка набекрень. (
Рыжик.)

8. Стоит мальчонка –
Замаслена шапчонка. (
Масленок.)

ИТОГИ УРОКА:

Давайте пробежимся по всем вопросам и сделаем вывод.

  1. Главная часть гриба – __________________________
  2. По строению шляпки грибы делятся на __________________ и __________________.
  3. Чтобы сохранить своё здоровье человеку нужно знать, что грибы бывают _______________ и _________________.
  4. Грибница с корнем дерева образует __________

Таким образом, Грибы – это богатство природы и человек должен относиться к нему бережно.

Рефлексия

Собираю грибы в корзинку

Зелёный – тему знаю на отлично

Розовый – тему знаю хорошо

Красный – есть пробелы в знаниях, нужно повторить.

Раздаю смайлики каждому учащемуся

Домашнее задание.

Сделать памятку для грибника

Написать небольшое сочинение «Как мы собирали грибы»

Лист самоконтроля ___________________________________________

ЗАДАНИЕ 1.

Лабораторная работа «Строение плесневого гриба мукора»

Цель: познакомиться со строением плесневого гриба мукора, продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами.

Ход работы:

  1. Рассмотрите внешнее строение гриба мукора с помощью лупы. Найдите головки со спорами, определите , где расположен мицелий.
  2. Подпишите основные части гриба на рисунке.

C:\Users\Admin\Desktop\13.jpg

ЗАДАНИЕ 2.

Запишите в тетрадь 4 любых вида грибов, занесённых в Красную книгу Мордовии.

Рогатик ситниковый

Трюфель белый

Подосиновик белый

Головач гигантский

Гриб – баран

 Саркосцифера  ярко- красная

Гиропор синеющий

Рогатик пестиковый

Ежовик коралловидный

ЗАДАНИЕ 3.

Прочитайте и объясните правила сбора грибов

  • Никогда не пробуй гриб на вкус!
  • Не знаешь гриб – не  бери его!
  • Не собирай грибы у дорог и предприятий!  
  • Не собирай старые, перезрелые грибы!
  • Не собирай грибы с клубневидным утолщением, ножкой, окруженной оболочкой.  
  • Срезай гриб ножом.  

ЗАДАНИЕ 4.

Рассмотрите гербарий, определите к какому типу относится данный гриб, какой вред наносят данные грибы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 5.

Выполните тест:

1. Клеточная стенка гриба содержит

А) муреин Б) целлюлозу В) хитин Г) валютин

2. Какой гриб образует микоризу с сосной?

А) опенок осенний Б) мухомор красный В) масленок обыкновенный Г) бледная поганка

3. Может погубить весь урожай картофеля

А) головня Б) спорынья В) фитофтора Г) ржавчина

4. Гриб, поражающий древесные породы

А) пеницилл Б) ризопус В) мухомор красный Г) трутовик

5.Наружная часть- то, что мы обычно называем «грибом» – это

А) плодовое тело

Б) гифы

В) микориза

6.Грибы размножаются:

А) только половым способом

Б) только бесполым способом

В) половым и бесполым способом

Оценка ______

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по биологии в 9 классе. Онтогенез. эмбриональное развитие организмов.

Урок позволяет сформировать знания о закономерностях ирдивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития животных. о взаимосвязи индивидуального и исто...

план-конспект урока по биологии с использованием ЭОР "Витамины" 8 класс

Современный урок с использованием электронных образовательных ресурсов...

План - конспект урока по теме "Австралия. Особенности природы Австралии" в 7 классе.

План - конспект урока по теме "Австралия. Особенности природы Австралии" в 7 классе....

План-конспект урока по ИЗО 7 класс Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Данный план-конспект урока доступно и методично ознакомит учащихся с видами организации архитектурно-ландшафного дизайна на примерах знаменитых Крымских архитектурных объектах. К уроку прилагается пре...

План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе

План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе...

Конспект урока по биологии "Методы изучения природы"

Данный урок построен на практической работе, в ходе выполнения которой учащиеся определяют методы изучения природы...