Рабочая программа по биологии для 8 класса УМК Пономарева И.Н., Драгомилов А.Г., Маш. Р.Д., 68 часов
рабочая программа по биологии (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8kontr.docx | 628.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по биологии 8 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе курса Биология 8 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова.
Базовый уровень
Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования. Примерной программы по биологии для основной школы, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе авторской программы А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маш, И.Н. Пономаревой «Анатомия человека.»
Кроме того, программа, которая составлена с учетом программы развития школы, дает учащимся возможность развивать интеллектуальные и творческие способности, формирующие потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, способности к социальной адаптации, то есть быть успешным на данный период времени.
Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:
1. Пояснительную записку.
2. Общую характеристику курса биологии.
3. Место курса биологии в базисном учебном плане.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии.
5. Основное содержание;
6. Календарно-тематическое планирование;
7. Учебно-методическое и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
8. Ожидаемые результаты обучения.
Рабочая программа учебного курса «Биология: «Анатомия. Человек.»
(8 класс) разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (С изменениями на 26 января 2016 года)
- Учебный план МАОУ ПСОШ №1 на 2022-2023 учебный год;
- Положение о рабочей программе МАОУ ПСОШ №1 2022-2023учебный год.
Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Перечень УМК:
Образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой в соответствии с альтернативным учебником, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации; А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маш, И.Н. Пономаревой «Анатомия человека.»
М.: «Вентана-Граф», 2018г. и рассчитана на 68 часа, 2 час в неделю.
а также дополнительных пособий для учителя:
Методическое пособие А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маш, И.Н. Пономаревой «Анатомия человека.». М.: «Вентана-Граф».
для учащихся:
Сборник упражнений, тестов А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маш, И.Н. Пономаревой «Анатомия человека.» М.: «Вентана-Граф».
Данный комплект дополнен сериями «Экзамен для всех», «За страницами учебника», «Библиотека учителя».
Настоящая рабочая программа по биологии для 8 класса предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса.
Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: Электронные пособия, Электронная виртуальная лаборатория, Электронный репетитор по биологии, Электронная учебная программа, Электронная энциклопедия, а также Интернет.
Все практические и лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Место курса биологии в базисном учебном плане.
Биология как учебный предмет – неотьемлимая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области « Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования. Обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин. Развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
На изучении биологии в 8 кл. отводится 68 часов. Согласно действующему Базисному плану, рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в обьеме 2 час в неделю.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.
Цели изучения биологии в 8 классе:
- формирование и развитие знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека;
- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни для сохранения психического, психического и нравственного здоровья человека;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о своем организме, формирование и развитие интеллектуальных умений и познавательных качеств личности, овладение методами исследования организма человека.
Специфика и задачи курса биологии 8 класса
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Рабочая программа по биологии для 8 класса включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности организма человека, вопросы гигиены и профилактике заболеваний, а так же о месте человека в системе органического мира. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса биологии 8 класса ученик должен:
Знать/понимать:
- специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;
- особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма;
- строение и функции основных тканей и систем органов;
- функциональные системы организма;
- значение гомеостаза внутренней среды организма;
- об обмене веществ, его значении и видах;
- роль ферментов и витаминов в организме;
- особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом;
- строение и функции анализаторов;
- механизмы ВНД;
- функциональное значение высших отделов головного мозга человека;
- особенности индивидуального развития человека;
- правила личной гигиены;
- причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека, причины заболеваний;
- о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.
Уметь:
- распознавать органы и их топографию;
- оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;
- измерять кровяное давление и частоту пульса;
- давать обоснование правилам личной и общественной гигиены;
- работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, символами и т.п.)
Для приобретения практических умений и навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении работ изучаются биологические обьекты. Микропрепараты, коллекции и т.д. Выполнение работ направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно- познавательной деятельности.
Планируемые результаты УУД
Личностные:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интелектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные:
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения человека;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки и своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства, общности происхождения и эволюции растений и животных;
- овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии
Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК. Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Учебник – А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маш, И.Н. Пономаревой «Анатомия человека.» М. Вентана-Граф 2019
Перечень учебно-методического обеспечения
- Абдулгамидов Ч.АБиология. Человек: 8 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. Учебно-методическое пособие. - М.:Классик Стиль, 2003. - 104 с. (Книжная полка учителя)
- Беликова Р.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Практикум. – Бийск. БГПУ им.В.М.Шукшина, 2006, - 97 с.
- Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш. «Человек»/ авт.-сост. Т.В.Козачек. – Волгоград: Учитель, 2006. – 328 с.
- Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Человек и его здоровье» в 8 классе. Книга для учителя. - Воронеж: ГОУ «Воронежский государственный педагогический университет», 2002. - 196 с.
- Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
- Семенцова В.Н. Биология 8 класс. Технологические карты уроков: Метод пособие. - СПб.: «Паритет», 2003. - 240 с. (Серия «Поурочное планирование»)
- Физиология человека и животных: лабораторный практикум. 2-е изд., испр./ Сост. Н.К.Гайнанова, Н.Н.Беспалова - Бийск: РИО БПГУ им. В.М.Шукшина, 2005. - 104 с.
- Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 (9) класс, Д.В.Колесова, Р.Д. Маша, И.Н.Беляева; А.С.Батуева и др.; А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша. - М.: Вако, 2005. - 416 с. - (В помощь школьному учителю).
- Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 352 с.
- Жилов Ю.Д. и др. Основы медико-биологических знаний/ Под. ред. Ю.Д.Жилова. Учебник. - М.: Высшая школа, 2001. - 256 с
Контроль уровня обучения
Задания, используемы в качестве измерителей, содержаться в следующих источниках:
1.Лернер Г.И. Биология Поурочные тесты и задания
Список дополнительной литературы для учителя:
1.Муртазин П.Р. Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 2007.
2. Лернер Г.И. Биология Поурочные тесты и задания М., Аквариум, 1998
3.Журнал «Биология в школе»
4. «Открытая биология» -СД – диск компании «Физикон»
5.Консантинов В.М. Биология. Животные. 7класс. Методическое пособие для учителя. М. Вентана-Граф 2008
Список дополнительной литературы для учащихся:
1.Аспиз М.Е. Энциклопедический словарь юного биолога. М, Просвещение, 1986.
2.Журнал «Биология для школьников»
3.Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М, Просвещение,1995.
Электронные издания
1.Открытая биология 2.6 – Издательство « Новый диск» .2005
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ (ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ)
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Национально- региональный компонент
Одна из ярких примет современного образования — возрастание роли регионализации в обучении и воспитании молодежи. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет формировать эффективное воспитательное пространство в образовательном учреждении, поселке, городе, районе.
Национально-региональный компонент — это часть учебного плана, отражающая национально-региональную специфику нашего региона.
Национально-региональный компонент является обязательной частью учебного плана образовательного учреждения.
Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение школьников системой знаний о регионе; подготовка молодежи к жизнедеятельности в проблемной социокультурной среде ближайшей территории и за ее пределами.
Составление учебных программ и их корректировка с введением национально-регионального компонента базируется на региональном экологическом, краеведческом и фенологическом материалах. Изучение представителей местной флоры и фауны, а также мероприятия по охране природы составляют до 30% от общего количества учебного материала. Включение местного материала значительно обогащает содержание образования, делает его живым, доступным, интересным. При этом у учащихся повышается активность, самостоятельность на уроках, приобретается особая эмоциональная окраска занятий, что способствует творческому усвоению основных понятий, законов, положений биологической науки. Практические навыки по разделам биологии связаны с умением различать живые организмы, работать с определителями, наблюдать и документировать особенности образа жизни отдельных представителей растений и животных своего региона, что требует пересмотра не только содержания образования, но также форм, методов и методических приемов обучения, которые будут:
- стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
- способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;
- обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений;
- вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.
Процесс обучения строится в соответствии с особенностями региона и народов, населяющих его, обеспечивает передачу подрастающему поколению всего того, чего достиг народ в своей многовековой истории.
Культ предков, родителей тесно связан с любовью к родным местам, и жизнь проходит в каждодневном общении с живой природой. С родными местами, с их неповторимой природой, растительным и животным миром люди связывали свои судьбы, что является твёрдой основой для осуществления экологического воспитания. Проблема охраны природы заставляет школьников задуматься, к каким последствиям приведёт активное вмешательство человека в природу. Например, в Забайкалье ягельники после пожаров восстанавливаются только через 30-50 лет.
Литература:
1.Журнал «Байкал»
2.Красная Книга Бурятии..третье издание Красной книги Республики Бурятия. Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН...
3А.П.Шкатулова, «Земноводные и пресмыкающиеяся Бурятии», Улан-Удэ 1987г.
4.Шаргаев М.А. Экология Буряии» 1985г.
5. Чистые воды Бурятии / В. С. Молотов, Б. Б. Шайбонов, А. Н. Денисова ; Отв. ред. А. К. Тулохонов; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Бурят. науч. центр, Байкал, 1997г.
6. "Состояние популяций, экология, охрана копытных и крупных хищных млекопитающих Бурятии". ... Новосибирск: Наука, 1987. -С.60-75. 142. Смирнов М.Н. Сибирский горный козел. Красная Книга Бурятской АССР.
7.Пернатые хищники Бурятии Старков И.А. Улан –Удэ, 1984г.
8.НОЦ Байкал «Ихтиафауна Байкала»
9.Архивные данные Петропавловской районной больницы
10, Архивные данные Джидинской семенной лаборатории
Содержание программы
Структура курса
№ | Наименование тем | Число часов |
Введение.Общий обзор организма человека. | 5 | |
Опорно-двигательная система | 8 | |
Кровь и кровобращение. | 9 | |
Дыхательная система. | 6 | |
Пищеварительная система | 7 | |
Обмен веществ и энергии | 3 | |
Мочевыделительная система | 2 | |
Кожа | 3 | |
Эндокринная и нервная системы | 8 | |
Органы чувств.Анализаторы | 5 | |
Поведение и психика | 8 | |
Индивидуальное развитие организма | 4 | |
Итого: | 68 |
1. Введение Общий обзор организма человека (5 ч.)
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных. Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.
Клетка и её строение. Органоиды клетки. Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клеток. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях. Деление клеток, рост, развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости.Основные ткани животных и человека, их разновидности. Строение нейрона. Процессы возбуждения и торможения. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга. Органы, системы органов, организм.
Лабораторные работы:
- Просмотр под микроскопом эпителиальных,соединительных и мышечных тканей.
Практическая работа.
1. Получение мигательного рефлекса и его торможения.
Тема 2. Опорно-двигательная система. (8часов)
Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц. Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения. Статистика заболеваний ОДС в районе.
Лабораторные работы:
2. Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости
3. Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани
Практическая работа.
- Роль плечевого сустава в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти
- Утомление при статической и динамической работе.
- Определение нарушений осанки и плоскостопия.
Тема 3. Кровь и кровообращение. (9 часов)
Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.
Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета. Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях. Статистика заболеваний КС в районе.
Демонстрации: торса человека, модели сердца, приборов для измерения артериального давления (тонометра и фонендоскопа) и способов их использования.
Лабораторная работа.
4.Сравнение крови человека с кровью лягушки.
Практические работы.
- Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение.
- Опыты, выясняющие природу пульса.
- Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку – функциональная проба.
- Повышение плотности мышц после работы
Тема 4. Дыхательная система. (6 часов)
Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочная плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях.Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца. Статистика заболеваний ДС в районе.
Лабораторные работы:
5.Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
6.Изготовление самодельной модели Дондерса.
Практические работы:
10.Измерение обхвата грудной клетки.
11.Определение запыленности воздуха в зимних условиях.
Тема 5. Пищеварительная система. (7 часов)
Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения.
Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.
Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье. Статистика заболеваний ПС в районе.
Лабораторная работа:7.Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки
Практическая работа:
12. Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка.
13. Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка.
Тема 6. Обмен веществ и энергии. Витамины. (3 часа)
Превращение белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины.
Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота», В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение. . Статистика заболеваний ОВ в районе.
Практическая работа.
14.Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
Тема 7. Мочевыделительная система. (2 часа)
Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме.
Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.
Тема 8. Кожа. (3 часа)
Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения. Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции.
Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
Практические работы:
15.Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.
Тема 9. Эндокринная и нервная система. (8 часов)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с геперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.
Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Статистика заболеваний НС в районе.
Аналитико-симпатическая функция коры больших полушарий.
Практические работы.
16.Выяснение действия прямых и обратных связей.
17.Выяснение вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи.
Тема 10. Органы чувств. Анализаторы. (5 часов)
Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира. Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.
Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковосприниющий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.
Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.
Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
Практические работы.
18.Выявление функции зрачка и хрусталика, обнаружение слепого пятна. Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении
19.Определение выносливости вестибулярного аппарата.
20. Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек.
Тема 11. Поведение и психика. (7 часов)
Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление.
Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.
Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действии.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие. Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.
Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.
Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.
Практические работы.
21.Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки.
22.Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения. Влияние речевых инструкций на восприятие
23.Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияния активной работы с объектом на устойчивость внимания.
Тема 12. Индивидуальное развитие человека. (4час)
Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).
Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.
Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль
наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.
Перечень лабораторных работ
составлен на основании авторской программы . Данные лабораторные работы являются обучающими элементами урока и оцениваются выборочно.
№ | Название |
Лабораторная работа №1 «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей. » | |
Лабораторная работа №2 «Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости» | |
Лабораторная работа №3«Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани». | |
Лабораторная работа №4 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» | |
Лабораторная работа №5 Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха | |
Лабораторная работа №6 «Изготовление самодельной модели Дондерса» | |
Лабораторная работа №7 «Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки» |
Перечень практических работ
составлен на основании авторской программы . Данные практические работы являются обучающими элементами урока и оцениваются выборочно.
№ | Название |
Практическая работа № 1 Получение мигательного рефлекса и его торможения. | |
Практическая работа № 2 Роль плечевого сустава в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти | |
Практическая работа № 3 Утомление при статической и динамической работе. | |
Практическая работа № 4 Определение нарушений осанки и плоскостопия. | |
Практическая работа № 5 Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение. | |
Практическая работа № 6 Опыты, выясняющие природу пульса. | |
Практическая работа № 7 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. | |
Практическая работа № 8 Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку – функциональная проба. | |
Практическая работа № 9 Повышение плотности мышц после работы | |
Практическая работа № 10 Измерение обхвата грудной клетки. | |
Практическая работа № 11 Определение запыленности воздуха в зимних условиях. | |
Практическая работа № 12 Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка. | |
Практическая работа № 13 Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка. | |
Практическая работа № 14 Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки. | |
Практическая работа № 15 Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки. | |
Практическая работа № 16 Выяснение действия прямых и обратных связей. | |
Практическая работа № 17 Выяснение вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи. | |
Практическая работа № 18 Выявление функции зрачка и хрусталика, обнаружение слепого пятна. Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении | |
Практическая работа № 19 Определение выносливости вестибулярного аппарата. | |
Практическая работа № 20 Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек. | |
Практическая работа № 21 Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки. | |
Практическая работа № 22 Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения. Влияние речевых инструкций на восприятие | |
Практическая работа № 23 Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияния активной работы с объектом на устойчивость внимания. |
Дистанционное обучение - это различные модели, методы и технологии обучения, при которых педагог и обучающийся пространственно и во времени разделены, поэтому создается среда, с помощью которой происходит их общение в целях обучения. Эта среда может представлять собой получение материалов посредством почты, факса, телефонной связи, учебных телевизионных программ, учебных материалов на дисках, использования ресурсов Интернет, цифровых образовательных ресурсов.
Формы организации самостоятельной работы обучающихся: тесты, викторины, домашние задания, самостоятельные работы; получение обратной связи в виде письменных ответов, фотографий, видеозаписей, презентаций; онлайн-консультации, текстовые и аудио рецензии. Создание педагогом новых и использование имеющихся на Образовательных порталах и платформах ресурсов и заданий (текстовых, фото, видео, мультимедийных и др.).
Работаю в платформе для проведения онлайн уроков ZOOM. Применяю
электронные ресурсы для урока на сайте инфоурок. Даю задания в
электронном журнале. Обратная связь с учащимися через электронный журнал.
Центральным понятием в образовательном процессе на сегодняшний день
выступает функциональная грамотность – общеучебная компетенция, которая на
современном этапе обеспечивается за счет внедрения ФГОС. Лишь
функциональная грамотность способна использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения
максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность по предмету биология включает в себя:
- коммуникативную грамотность;
- информационную грамотность;
- компьютерная грамотность;
- общая грамотность;
- бытовая грамотность;
В условиях дистанционного режима обучения еженедельное количество и продолжительность он-лайн занятий / консультаций по классам регулируется требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 (в редакции от 22.05.2019г.), а также объемом учебного времени, отводимого конкретному предмету Учебным планом Школы, а именно: ·1- 2 часа в неделю – 1 трансляция; ·3- 4 часа в неделю – 2 трансляции; 5 и более часов – 3 трансляции.
Занятия будут проводиться на платформе ZOOM, также для обучения использовать сервис Учи.ру, Skyeng. ru, вайбер. В случае, если семья находится в трудной жизненной ситуации и не может организовать для ребёнка дистанционное обучение с использованием компьютера (интернета) определяются индивидуальные задания для ребёнка с использованием учебников и других методических пособий, оцениваются знания таких учащихся после окончания карантинного режима.
Приложения к рабочей программе
Контрольные работы
1четверть 1вариант
Анализаторы (верно ли утверждение))
1.Воспринимающее звено анализатора представлено нервом.
2.Анализатор состоит из трех отделов
3 Проводниковое звено анализатора представлено нервом.
4.Полость внутреннего уха заполнена жидкостью
5.Слуховые косточки находятся во внутреннем ухе
6. Рецепторы – это нервные окончания
Выберите один правильный ответ
7.Зрительные рецепторы палочки – это рецепторы дневного яркого света.
2.Проводниковый отдел анализатора: а)улавливает нервные импульсы, б)превращает нервные импульсы в ощущения, в)передает возбуждение от рецепторов в кору больших полушарий, г)преобразует сигналы в нервные импульсы
3.Белочная оболочка: а)снабжает глаз кровью, б)защищает глаз от повреждений, в)пропускает световые лучи, г)воспринимает свет
4.Роговица: а)снабжает глаз кровью, б)защищает глаз от повреждений, в)пропускает световые лучи, г)воспринимает свет
5.Сосудистая оболочка глаза: а)снабжает глаз кровью, б)защищает глаз от повреждений, в)пропускает световые лучи, г)воспринимает свет
6.Белочная оболочка в передней части глаза переходит в прозрачную: а)роговицу, б)сосудистую оболочку, в)радужную оболочку, г)сетчатку
7.Сосудистая оболочка в передней части глаза переходит в: а)роговицу, б)сосудистую оболочку, в)радужную оболочку, г)сетчатку
Закончите предложение:
1.Телами нейронов образовано…
2.Скопления тел нейронов за пределами центральной нервной системы называется…
3.Короткие отростки нейронов называются…
2вариант
Выберите один правильный ответ
1.Гуморальная регуляция функций в организме заключается в: а)передаче органам нервного импульса, б)химическом взаимодействии клеток, органов, систем органов через кровь, в)удалении из клеток углекислого газа путем диффузии, г)поступлении питательных веществ с пищей
2.Слюнные железы относят к железам: а)внешней секреции, б)внутренней секреции, в)смешанной секреции, г)пищеварительной системы
3.К железам смешанной секреции относят: а)гипофиз, б)поджелудочную железу, в)надпочечники, г)эпифиз
4.Для желез внутренней секреции характерно, что: а)они имеют специальные выводные протоки, б)выделяемый гормон поступает в кровь, в)вырабатывают секрет, г)выделяемый гормон выводится наружу
5.Поджелудочная железа вырабатывает инсулин, который: а)поступает в кишечник, б)выводится специальными протоками, в)поступает в кровь, г)поступает в желудок
Верно ли утверждение:
1.Полость внутреннего уха заполнена жидкостью
1.Слуховые косточки находятся во внутреннем ухе
3. Рецепторы – это нервные окончания
4.Зрительные рецепторы палочки – это рецепторы дневного яркого света.
5.Воспринимающее звено анализатора представлено нервом.
6.Анализатор состоит из трех отделов
7. Проводниковое звено анализатора представлено нервом.
Закончите предложение:
1.По месту расположения НС делится на отделы…
2.По функциям НС делится на отделы…
3.Длинные отростки нейронов называются…
3четверть 1 вариант.
Задание № 1. Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
Характеристика | Отдел кишечника |
А. заканчивается переваривание белков, углеводов и липидов | 1. тонкий |
Б . всасывается основная часть воды | 2. толстый |
В . расщепляется клетчатка |
|
Г . внутренняя поверхность имеет микроворсинки |
|
Д. формирование каловых масс |
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
Задание № 2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По венам малого круга кровообращения у человека кровь течёт 1) от сердца 2) к сердцу 3) насыщенная углекислым газом 4) насыщенная кислородом 5) под высоким давлением 6) под низким давлениемОтвет:
Задание № 3. Какие из перечисленных симптомов характерны для гриппа? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) высокая температура 2) воспалённые глаза 3) головная боль 4) выпадение волос 5) повышенный аппетит 6) слабостииОтвет
Задание № 4. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЗНАЧЕНИЕ КРОВИКровь переносит от пищеварительной системы ко всем клеткам тела ____________(А) и выносит продукты жизнедеятельности через выделительную систему. От легких к тканям и органам кровь транспортирует _____________(Б), а обратно уносит ______________(В). Кровь переносит также ___________(Г) – вещества, выделяемые железами внутренней секреции, с помощью которых регулируется деятельность всего организма.
Термины: 1) кислород 2) питательные вещества 3) азот 4) гормоны
5) ферменты 6) углекислый газ
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
Задание №5 . Какие функции в организме человека выполняют поступающие с пищей белки? Укажите не менее двух функций.
2 вариант!
Задание № 1. Установите соответствие между признаком и кругом кровообращения, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
Признак | Круг кровообращения |
А. берёт начало в левом желудочке | 1. малый круг |
Б . из сердца вытекает артериальная кровь | 2. большой круг |
В . кровь обогащается углекислым газом |
|
Г.кровь из сердца попадает в лёгочную артерию |
|
Д. берёт начало в правом желудочке |
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
Задание № 2. Какие структуры относят к форменным элементам крови человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) эритроциты 2) плазма 3) лейкоциты 4) лимфа 5) тромбоциты 6) миоциты
Задание № 3. Какие структуры относят к центральной нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) спинно-мозговой нерв 2) нервные узлы 3) продолговатый мозг 4) нервные сплетения 5) спинной мозг 6) мозжечок
Задание № 4. Видами соединительной ткани являются? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) гладкая 2) костная 3) жировая 4) мерцательная 5) хрящевая 6) поперечно-полосатая
Задание № 75 Какие функции в организме человека выполняют поступающие с пищей жиры? Укажите не менее двух функций.
4 четверть
ЧАСТЬ 1(А): из предложенных ответов выберите один верный.
А1. К какому типу тканей относится кровь:
1.соединительной 3.проводящей
2.основной 4.эпителиальной
А2. В состав какой системы входят диафрагма и межреберные мышцы:
1.дыхательной 3.опорно-двигательной
2.покровной 4.эндокринной
А3.какой из рефлексов относится к условным
1.чихание 3.способность ходить
2.моргание 4.икота
А4. Куда непосредственно попадают гормоны поджелудочной железы:
1.в кровь 3.в брюшную полость
2.в тканевую жидкость 4. в 12-ти перстную кишку
А5. В каком отделе головного мозга расположены нервные центры координации движений, поддержания позы, равновесия тела:
1.в мозжечке 3.в промежуточном мозге
2.в продолговатом мозге 4.в коре полушарий
А6.Функцией тромбоцитов является:
1.транспорт О2 и СО2 3.выработка гормонов
2.свертывание крови 4.защита от инородных тел
А7. Какая из фаз сердечного цикла длится 0,4 с?
1.сокращение предсердий (систола) 3. общая пауза (диастола)
2.сокращение желудочков (систола) 4.весь сердечный цикл
А8.В аорту кровь поступает из
1.правого предсердия 3.левого предсердия
2.правого желудочка 4.левого желудочка
А9.функция гортани
1.очищение воздуха 3.звукоообразование
2.газообмен 4.увлажнение воздуха
А10. В процессе пищеварения белки распадаются до
1.аминокислот 3.глицерина и жирных кислот
2.простых сахаров 4.воды и СО2
А11.Сколько изгибов формирует позвоночник человека 2.2 3.3 4.4
А12.Что является структурной и функциональной единицей почки?
1.нефрон 3.нейрон
2.почечный клубочек 4.почечная капсула
А13. Где происходит развитие плода у человека
1.в плаценте 3.в маточной трубе
2.в яичнике 4.в матке
А14.В состав вестибулярного аппарата входят
1.система 3-х косточек 3.улитка
2.евстахиева труба 4.полукружные каналы
А15 .Какая структура глазного яблока обеспечивает аккомодацию (преломление света)?
1.роговица 3.хрусталик
2.сетчатка 4.зрачок
ЧАСТЬ 2(В) : задания на установление последовательности биологических процессов и явлений.
В1.Установите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения:
А.сокращение левого желудочка
Б.артерии
Г.аорта
Д.капилляры в тканях
Е.правое предсердие
В2.Установите соответствие между тканью и ее характеристикой
1.служит местом накопления минеральных веществ
2.выполняет защитную функцию
3.выполняет опорную функцию
4.осуществляет обмен веществ между организмом и окружающей средой
5.клетки плотно прилегают друг другу
6.межклеточное вещество сильно развитоА- эпителиальная Б- соединительная
В3.Вставтье в текст «Кровь» пропущенные термины из предложенного перечня.
Кровь – это ________________(А). В её состав входят ________________(Б) и форменные элементы: красные клетки –эритроциты, белые клетки-_____________(В) и кровяные пластинки- тромбоциты.
Кровь, __________________ (Г) тканевая жидкость образуют внутреннюю среду организма.
Перечень терминов:
1) лимфа 5)белок
2) лейкоцит 6)сыворотка
3) вода 7) покровная ткань
4) плазма 8)соединительная ткань
А | Б | В | Г |
В4.Задание с кратким ответом
1. Сколько у человека спинномозговых нервов?
2. Сколько нервных клеток входит в состав коры головного мозга?
3. Из скольких частей состоит ухо человека?
4. Сколько грудных позвонков у человека?
5. Сколько выделяют у человека групп крови?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В5. Выберите три ответа из шести : Какие функции характерны для кровеносной системы:
1.перенос веществ
2.газообмен
3.защита
4.передача импульсов
5.выделение ненужных веществ
6.объединение организма в единое целое
Часть 3 (С)
1.У человека обнаружены больные почки, а врач рекомендует ему лечить гнилые зубы и ангину. Объясните, чем вызвана рекомендация врача.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу биологии «Биология.Человек». 8 класс.
№ | Название разделов и темы | Дата | Элементы содержания | Виды и формы контроля | д/з | |
Те ма 1. Общий обзор организма человека (5 ч) | ||||||
Вводный инструктаж по Т/Б при работе в кабинете биологии Науки, изучающие орга низм человека. Место человека в живой природе | Искусственная (социальная) и природная среда. Биосоциальная приро- да человека. Анатомия. Физиология. Гигиена. Методы наук о человеке. Части тела человека. Пропорции тела человека. Сходство человека с другими животными. Общие черты млекопитающих, приматов и человекообразных обезьян в организме человека. Специфические особенности человека как биологического вида | Фронтальный опрос, беседа | § 1 | |||
Строе ние, хи ми че ский со став и жизнедеятельность клетки | Органоиды в животной клетке. Процессы, происходящие в клет ке: об мен веществ, рост, раз ви тие, раз мно же ние. Воз бу ди - мость. | Фронтальный опрос, Монологический ответ | § 2 | |||
Ткани организма человека. | Эпи те ли аль ные, со еди ни тель ные,мышечные ткани. Нервная ткань. | Фронтальный опрос | § 3 | |||
. Общая характеристика систем ор- га нов организма человека. Регуляция рабо ты внутренних орга нов Практическая работа №1 | Система покровных органов. Опор-но-двигательная, пищеварительная, кровеносная, иммунная, дыхатель-ная, нервная, эндокринная, моче- вы де ли тель ная, по ло вая сис те мыорганов. Уровни организации орга- низма. Нервная и гуморальная регу-ляция внутренних органов. Рефлек- торная дуга | Фронтальный опрос | § 4, 5 | |||
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Организм человека. Общий обзор», Проект | Специфические особенности человека как биологического вида | Фронтальный опрос | § 6-8, р.20 | |||
Тема 2. Опорно-двигательная система. (9 ч) | ||||||
Строение, состав и типы соедине- ния кос тей | Общая характеристика и значение скелета. Три типа костей. Строение костей. Состав костей. Ти пы соеди- ненияи костей. | Фронтальный опрос, Рубежный тест | § 9, р.22а сообщ | |||
Скелет головы и туловища. | Отделы черепа. Кости, образующие череп. От делы позвоночника. Строе- ние по звон ка. Строе ние груд ной клетки Скелет го ловы и ту ловища | Фронтальный опрос, Монолог. Опрос, текущее тестирование | § 10, р.26 сообщ | |||
Скелет конечностей.Практическая работа №2 | Строение скелета поясов конечно стей, верх ней и ниж ней ко неч но - стей. | Фронтальный опрос, | § 11,12 р.31 сообщ | |||
Первая помощь при повреждениях опорно-двига тельной системы | Виды травм, затрагивающих скелет (рас тя же ния, вы ви хи, от кры тые и закрытые переломы). Необходи- мые приёмы первой помощи при травмах | Фронтальный опрос | с. 54 | |||
Строение, основные типы и группы мышц Практическая рабо та №3 | Глад кая и ске лет ная мус ку ла ту ра. Строение скелетной мышцы. Основ- ные груп пы ске лет ных мышц. | Фронтальный опрос, монологический ответ | § 13,14 р.41 с.67 сообщ | |||
Работа мышц. | Мышцы — антагонисты и синергис- ты. Динамическая и статическая ра- бота мышц. Мышечное утомление | Фронтальный опрос Итоговый тест | § 15 р.53 | |||
Нарушения осанки и плоскостопие.Практические работы №4 « | Нарушение осанки и плоскостопие Осан ка. При чи ны и по след ст вия неправильной осанки. Предупреж- дение искривления позвоночника, плоскостопия. | Фронтальный опрос Монолог.ответ, Текущее тстир. | § 16 р.60 сообщ | |||
Развитие опорно-двигательной системы | Значение двигательной активности и мышеч- ных на гру зок. Фи зи че ская под го - товка. Статические и динамич | Фронтальный опрос, Монологический ответ | § 17 сообщ | |||
Обобщение и систематизация зна- ний по материалам темы 2 «Опорно-двигательная система» | Фронтальный опрос | § 18,19 с.93 сообщ | ||||
Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (7 ч) | ||||||
. Зна че ние кро ви и её со став | Жид ко сти, об ра зую щие внут рен - нюю сре ду ор га низ ма че ло ве ка (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Функции крови в организме. Состав плазмы крови. Форменные элемен- ты крови (эритроциты, тромбоци- ты, лейкоциты). | Фронтальный опрос | § 20 сообщ | |||
Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови | Им му ни тет и им мун ная сис те ма. Важнейшие открытия в сфере изу- чения иммунтета. Виды иммуните- та. Прививки и сыворотки. Причи- ны несовместимости тканей. Группы крови. Резус-фактор. Правила пере- ливания крови | Фронтальный опрос Монолог. ответ | § 21 | |||
Сердце. Круги кровообращения. | Органы кровообращения. Строение сердца. Виды кровеносных сосу дов. Большой и малый круги кровообра- щения | Фронтальный опрос | § 22 сообщ | |||
Движение лимфы Практическая работа №7 | Лимфатические сосу ды. Лимфатиче- ские узлы. Роль лимфы организме. | Фронтальный опрос | § 23 | |||
Движение крови по сосудам Практические работы №8 | Давление крови в сосу дах. Верхнее и нижнее артериальное давление. За бо ле ва ния сер деч но со су ди стой сис те мы, свя зан ные с дав ле ни ем крови. Скорость кровотока. Пульс. Перераспределение крови в рабо- тающих органах. | Фронтальный опрос Итоговое тестирование. Защита проектов | с.112 | |||
Регу ляция рабо ты орга нов крове- носной системы Практическая работа №10 «Доказательство вреда табакокурения» УЗИРУ | От де лы нерв ной сис те мы, управ - ляющие работой сердца. Гу мораль- ная регуляция сердца. Автоматизм сердца. | Фронтальный опрос | § 24 сообщ | |||
Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях Практическая работа №11 | Фи зи че ские на груз ки и здо ро вье сердечнососу дистой системы. Влия- ние курения и алкоголя на состоя- ние сердечнососу дистой системы. Виды кровотечений (капиллярное, венозное, артериальное). | Фронтальный опрос Монолог.ответ | § 25 сообщ | |||
Те ма 4. Дыхательная система (7 ч) | ||||||
Значение дыхательной систмы. Органы дыхания УИНЗ | Связь ды ха тель ной и кро ве нос - ной сис тем. Строе ние ды ха тель ных путей. Органы дыхания и их функции | Фронтальный опрос Рубежное тестиров. | § 26 сообщ | |||
Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Лабораторная работа № 6 | Строение лёгких. Процесс поступ- ле ния ки сло ро да в кровь и транс - порт ки сло ро да от лёг ких по те лу. Роль эрит ро ци тов и ге мо гло би на в переносе кислорода. | Фронтальный опрос | § 27 | |||
Дыхательные движения. Лабораторная работа № 7 | Грудная полость. Межреберные мышцы. Диафрагма. Дыхательные движения: вдох, выдох. Модель Дондерса. Эмфизема легких. | Фронтальный опрос Текущее тестиров. | § 28 | |||
Регуляция дыхания. Практическая работа №12 | Кон троль ды ха ния цен траль ной нервной системой. Бессознательная и сознательная регуляция. Рефлек- сы кашля и чихания. Дыхательный центр. Гу моральная регуляция ды- хания. | Фронтальный опрос Монологический ответ | § 29 Проектная работа | |||
Заболевания дыхательной системыПрактическая работа №13 | Бо лез ни ор га нов ды ха ния, пе ре - дающиеся через воздух (грипп, ту- беркулёз лёгких). Рак лёгких. Зна- чение флюорографии. Жизненная ёмкость лёгких. Значение закалива- ния, физических упражнений для тренировки органов дыхания и ги- гиены помещений для здоровья че- ловека. | Фронтальный опрос Защита проектов | с.144 | |||
. Первая помощь при повреждении дыхательных орга нов | Пер вая по мощь при по па да нии инородного тела в верхние дыха- тельные пути, при утоплении, уду- ше нии, за ва ли ва нии зем лёй, при электротравмах. Искусственное ды- хание. Непрямой массаж сердца | Фронтальный опрос | § 30 Проект работа | |||
Обобщение и систематизация знаний по материалам тем 3 и 4 «Кровеносная система. Внутренняя среда организма», «Дыхательная система» | Фронтальный опрос Итоговая СР | § 31 | ||||
Тема 5. Пищеварительная система. (8 ч) | ||||||
Строе ние пи ще ва ри тель ной сис- темы | Зна че ние пи ще ва ре ния. Ор га ны пищеварительной системы. Пище- варительные железы. | Фронтальный опрос | § 32 сообщ | |||
Зубы | Строе ние зуб но го ря да че ло ве ка. Смена зубов. Строение зуба. Значе- ние зу бов. Уход за зу ба ми | Фронтальный опрос Текущ СР | § 32 р.121б | |||
Пищеварение в ротовой полости и желудке | Механическая и химическая обра- бот ка пи щи в ро то вой по лос ти. Пищеварение в желудке. Строение стенок желудка. | Фронтальный опрос | § 33 | |||
Пищеварение в кишечнике | Химическая обработка пищи в тон- ком кишечнике и всасывание пита- тель ных ве ществ. Пе чень и её функ - ции. Тол стая киш ка, ап пен дикс и их функции | Фронтальный опрос Итоговое тестир. | § 34,35 | |||
Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав | Реф лек сы ор га нов пи ще ва ри тель - ной системы. Работы И.П. Павлова в об лас ти изу че ния реф лек сов. Гу мо раль ная ре гу ля ция пи ще ва ре - ния. Правильное питание. Питатель- ные ве ще ст ва пи щи. Во да, ми не ральные вещества и витамины в пи- ще. Пра виль ная под го тов ка пи щи | Фронтальный опрос Защита проектов | с. 171 | |||
Заболевания органов пищеварения | Инфекционные заболевания желу - доч но-ки шеч но го трак та и гли ст - ные заболевания: способы зараже- ния и симптомы. Пищевые отрав- ления: симптомы и первая помощь. | Фронтальный опрос, беседа | § 36 сообщ | |||
Обобщение и систематизация знаний по те ме 5«Пищеварительная система» УИНЗ | Фронтальный опрос, Монологический ответ | § 37 р.137б | ||||
Обобщение и систематизация знаний по те мам 1–5 | Фронтальный опрос | § 38 | ||||
\ Тема 6. Об мен ве ществ и энер гии (3 ч) | ||||||
Обменные процессы в орга низме | Стадии обмена веществ. Пластиче- ский и энергетический обмен | Защита проектов | с. 187 | |||
Нормы питания | Расход энергии в организме. Факто- ры, влияю щие на ос нов ной и об щий обмен организма. Нормы питания. Калорийность пищи. | Фронтальный опрос, тест | § 40 | |||
Витамины. | Роль витаминов в организме. Ги пер- и гиповитаминоз, авитаминоз. Важ- нейшие витамины, их значение для организма. Источники витаминов. Пра виль ная под го тов ка пи ще вых продуктов к употреблению в пищу | Фронтальный опрос, Монолог. Опрос, текущее тестирование | § 41 р.147 | |||
Тема 7. Мочевыделительная система. (2 ч) | ||||||
Строение и функции почек. | Строение мочевыделительной сис- те мы. Функ ции по чек. Строе ние неф ро на. Ме ха низм фильт ра ции мочи в нефроне. Этапы формиро- ва ния мо чи в поч ках | Фронтальный опрос, Проектная деятельность, защита проектов | § 42 сообщ | |||
Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим | Причины заболеваний почек. Зна- чение воды и минеральных солей для организма. Ги гиена питья. Обез- во жи ва ние. Вод ное от рав ле ние. Ги гиенические требования к питье- вой воде. Очистка воды. ПДК | Фронтальный опрос | § 43 Проектная работа | |||
Тема 8. Кожа. (3 ч) | ||||||
Значение кожи и её строение | Функции кожных покровов. Строе- ние ко жи | Фронтальный опрос, монологический ответ | ||||
Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. | Ги гие на кож - ных покровов Причины нарушения здоровья кож- ных покровов. Первая помощь при ожогах, обморожении. Инфекции кожи (грибковые заболевания, че- сотка). Участие кожи в терморегуля- ции Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе | Фронтальный опрос Итоговый тест | с. 203 | |||
Обобщение и систематизация зна- ний по те мам 6–8 | Фронтальный опрос Монолог.ответ, Текущее тстир. | § 44 | ||||
9. Эндокринная и нервная система ( 5 ч) | ||||||
Железы и роль и гормонов в организме | Железы внешней, внутренней и сме- шан ной сек ре ции. Роль гор мо нов в росте и развитии организма. Влия ние нарушений работы гипофиза, щитовидной железы на процессы роста и развития. Роль поджелу доч- ной железы в организме; сахарный диабет. Роль надпочечников в орга- низме; адреналин и норадреналин | Фронтальный опрос, Монологический ответ | § 45 | |||
Значение, строение и функция нервной системы | Общая характеристика роли нерв- ной системы. Части и от делы нерв- ной системы. Центральная и пери- ферическая нервная система. Сома- тический и вегетативный от делы. Прямые и обратные связи. | Фронтальный опрос Защита проектов | § 46 р.165б | |||
Автономный отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляцияПрактическая работа | Парасимпатический и симпатиче- ский подот делы автономного от де- ла нерв ной сис те мы. Связь же лёз внут рен ней сек ре ции с нерв ной системой. Согласованное действие гуморальной и нервной регуляции на организм. Скорость реагирова- ния нервной и гуморальной систем. | Фронтальный опрос Монологический ответ | § 47 р.167 | |||
Спинной мозг | Строение спинного мозга. Рефлек- тор ная функ ция спин но го моз га (соматические и вегетативные реф- лексы). Проводящая функция спин- ного мозга | Фронтальный опрос Монолог. ответ | § 48 Проектная работа | |||
Головной мозг Практическая работа №18 | Серое и белое вещество головного мозга. Строение и функции от де- лов го лов но го моз га. Рас по ло же - ние и функ ции зон ко ры боль ших полушарий. | Фронтальный опрос | § 49 сообщ | |||
Те ма 10. Органы чувств. Анализаторы (6 ч) | ||||||
Принцип работы органов чувств и анализаторов | Пять чувств человека. Расположе- ние, функции анализаторов и осо- бенности их работы. Развитость ор- ганов чувств и тренировка. Иллюзия | Фронтальный опрос | ||||
Орган зрения и зрительный анализатор | Значение зрения. Строение глаза. Слёзные железы. Оболочки глаза. | Фронтальный опрос | с. 241 | |||
Заболевания и повреждения органов зрения | Бли зо ру кость и даль но зор кость. Первая помощь при повреждении глаз | Фронтальный опрос Монолог.ответ | § 51 | |||
Органы слуха, равновесия и их анализаторы | Значение слуха. Части уха. Строение и функ ции на руж но го, сред не го и внут рен не го уха. Шум как фак тор, вредно влияющий на слух. Заболе- вания уха. Строение и расположе- ние органа равновесия. | Фронтальный опрос Рубежное тестиров. | § 52 р.195б | |||
Органы осязания, обоняния и вкуса | Значение, расположение и устрой- ство органов осязания, обоняния и вкуса. Вредные пахучие вещества. Особенности работы органа вкуса. | Фронтальный опрос Тестирование | § 53 | |||
Обобщение и систематизация знаний по те мам 9 и 10 | Фронтальный опрос | § 54 сообщ | ||||
Те ма 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (9 ч) | ||||||
Врождённые формы поведения | Положительные и отрицательные (побу дительные и тормозные) ин- стинкты и рефлексы. Явление запе- чат ления (импринтинга) | Фронтальный опрос Рубежная СР | § 55 сообщ | |||
Приобретённые формы поведения | Ус ловные рефлексы и торможение рефлекса. Подкрепление рефлекса. Динамический стереотип. | Фронтальный опрос Текущее тестиров. | § 56,57 сообщ | |||
Закономерности работы головного мозга | Цен траль ное тор мо же ние. Без ус - лов ное (вро ж дён ное) и ус лов ное (приобретённое) торможение. Явле- ние до ми нан ты. За кон вза им ной индукции | Фронтальный опрос | § 58 сообщ | |||
Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление | Наука о высшей нервной деятель- ности. Появление и развитие речи в эволюции человека и индивидуаль- ном развитии. Внутренняя и внеш- няя речь. Познавательные процес- сы. Восприятие и впечат ление. Виды и процессы памяти. Особенности запоминания. Воображение. Мыш- ление | Фронтальный опрос Итоговая СР | § 59 сообщ | |||
Психологические особенности лич- ности | Ти пы темперамента. Характер лич- но сти и фак то ры, влияю щие на него. Экстраверты и интроверты. Ин те ре сы и склон но сти. Спо соб- ности. Выбор бу дущей профессио- нальной деятельности | Фронтальный опрос Защита проектов | ||||
Регуляция поведения | Волевые качества личности и воле- вые действия. Побу дительная и тор- мозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоциональные ре- акции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чув- ства). Астенические и стенические эмоции. Непроизвольное и произ- воль ное вни ма ние. Рас се ян ность внимания. | Фронтальный опрос Текущ СР | с. 284 | |||
Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение | Стадии работоспособности (враба- ты ва ние, ус той чи вая ра бо то спо - собность, истощение). Значение и состав правильного режима дня, ак- тив но го от ды ха. Сон как со став - ляющая суточных биоритмов. Мед- ленный и быстрый сон. Природа сновидений. Значение сна для че- ловека. Гигиена сна | Фронтальный опрос | § 60 Проект работа | |||
Вред наркогенных веществ | При ме ры нар ко ген ных ве ществ. Причины обращения молодых лю- дей к наркогенным веществам. Про- цесс привыкания к курению. Влия- ние ку ре ния на ор га низм. Опас - ность при вы ка ния к нар ко ти кам и токсическим веществам. Реакция абстиненции. Влияние алкоголя на организм. | Фронтальный опрос Итоговое тестир. | § 61 | |||
Обобщение и систематизация зна- ний по материалам темы 11 | § 61 | |||||
Те ма 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (4 ч) | ||||||
Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым | Факторы, определяющие пол. Строе- ние жен ской и муж ской по ло вой системы. Созревание половых кле- ток и сопутствующие процессы в ор- ганизме. Ги гиена внешних половых органов. Причины наследственных заболеваний. Врождённые заболе- вания. Заболевания, передаваемые половым путём. СПИД | Творческая работа | § 61 | |||
Развитие организма человека | Созревание зародыша. Закономерно- сти роста и развития ребёнка. Росто- вые скачки. Календарный и биоло- гический возраст | Летнее задание | § 61 | |||
ПРОЕКТ | Обобщение и систематизация зна- ний по материалам темы 12 | |||||
Ито го вый кон троль зна ний по раз- делу «Человек и его здоровье» | Обобщение | § 61 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 7 класс линия Пономаревой
Рабочая программа по биологии для 7 класса по линии Пономаревой.Программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы, учебно-тематиче...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 7 класс. УМК Пономарева И.Н
Программа разработана на основе авторской программы: 7 класс. Животные.//Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. Программы. М.: Вентана –Граф, 2009. Авторы: Константинов В.М., Кучменко ...
Рабочая программа по биологии 9 класс УМК Пономарева ФГОС
Рабочая программа по биологии 9 класс УМК ПОНОМАРЕВА ФГОС 2 часа в неделю...
Рабочая программа по биологии 5 класс УМК Пономарева ФГОС
Рабочая программа по биологии ФГОС 5 класс 1 час в неделю...
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Пономарева ФГОС
Рабочая программа 6 класс 1 час в неделю ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс УМК Пономарева (Концентрическая линия)
Рабочая программа с КТП...