Рабочая программа по биологии для 7 класса УМК Пономарева И.Н., Константинов В.М.,Кучменко В.С., 1 час в неделю
рабочая программа по биологии (7 класс)

Поломошнова Нина Ивановна
Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования. Примерной программы по биологии для основной школы, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7kontr.docx592.67 КБ

Предварительный просмотр:

Новый документ 3 дек. 2022 г. 12.25-1(1).jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе курса Биология 7 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.»

И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова.

Базовый уровень

  Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования.  Примерной программы по биологии для основной школы, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе авторской программы  В.М. Константинова, В.С. Кучменко  И.Н. Пономаревой «Животные».

Кроме того, программа, которая составлена с учетом программы развития школы, дает учащимся возможность развивать интеллектуальные и творческие способности, формирующие потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, способности к социальной адаптации, то есть быть успешным на данный период  

 времени.    

Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:

1. Пояснительную записку.

2. Общую характеристику курса биологии.

3. Место курса биологии в базисном учебном плане.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии.

5. Основное содержание;

6. Календарно-тематическое планирование;

7. Учебно-методическое и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

8. Ожидаемые результаты обучения.

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов:

                        Животные» (7 класс) разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (С изменениями на 26 января 2016 года)
  • Учебный план МАОУ ПСОШ №1 на 2022-2023 учебный год;
  • Положение о рабочей программе МАОУ ПСОШ №1 2022-2023учебный год.

Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Перечень УМК:

Образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой в соответствии с альтернативным учебником, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко «Биология. Животные», М.: «Вентана-Граф», 2017г. и рассчитана на 68 часа, 2 час в неделю.

а также дополнительных пособий для учителя:  

Методическое пособие В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко «Биология. Животные», М.: «Вентана-Граф».

для учащихся:

Сборник упражнений, тестов В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко «Биология. Животные», М.: «Вентана-Граф».

Данный комплект дополнен сериями «Экзамен для всех», «За страницами учебника», «Библиотека учителя».

Настоящая рабочая программа по биологии для 8 класса предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса.

Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: Электронные пособия, Электронная виртуальная лаборатория, Электронный репетитор по биологии, Электронная учебная программа, Электронная энциклопедия, а также Интернет.

Адреса электронных ресурсов:

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Все практические и лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и

могут оцениваться по усмотрению учителя.

Актуальность:

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Изучение курса биологии обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном виде. Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Цели и задачи курса:

Целями курса «Биология» на ступени основного общего образования на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях являются:

  • социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений,

обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)

ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

  • развитие познавательных мотивов обучающихся, направленных на получение

знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • создание условий для овладения обучающимися ключевыми компетентностями:

учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.

Задачи:

Биология как учебная дисциплина обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной

картины мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, проводить эксперименты и

оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с

объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде,

осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного

оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.

Общая характеристика учебного предмета:

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования.

В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой, направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Срок реализации: 1 год

Количество часов в год (по программе): 34 час.

Количество часов в неделю (по учебному плану школы): 1 час.

Технологии, методы:

  • здоровьесберегающих;
  • информационно-коммуникативных;
  • проблемного обучения;
  • развивающего обучения;
  • дифференцированного обучения;
  • личностно-ориентированных;
  • коммуникативно-диалоговой деятельности;
  • развития исследовательских навыков;
  • развития проектной деятельности;
  • опережающего обучения;
  • продуктивного чтения;
  • развития навыков контроля и самоконтроля.

Формы текущего и итогового контроля: контрольные работы, тестирование.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты изучения курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (7 класс) включают в себя:

  • понимать смысл биологических терминов;
  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и

оценивать их роль в познании живой природы;

  • осуществлять элементарные биологические исследования;
  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
  • пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и

перечислять свойства живого;

  • выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и

бактерий;

  • описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост,

развитие, размножение;

  • различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых

организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);

  • сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе

сравнения;

  • характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых

организмов;

  • определять роль в природе различных групп организмов;
  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
  • составлять элементарные пищевые цепи;
  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
  • находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых

организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
  • описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
  • формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении

лабораторных работ;

  • демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа

жизни;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
  • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами

(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

  • демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и

растениями;

  • уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Метапредметные результаты изучения «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (7 класс) включают в себя:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • вычитывать все уровни текстовой информации.
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Личностные результаты изучения курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (7 класс) включают в себя:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания

и объяснения на основе достижений науки;

  • постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках

самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.);

  • оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;
  • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и

поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;

  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и

сохранения здоровья;

  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
  • эстетическое отношение к живым объектам.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:

Учащийся научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов, животных,

аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

  • классифицировать биологические объекты на основе определения их принадлежности к

определенной систематической группе;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных

организмов в жизни человека;

  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп и животных на

 примерах сопоставления биологических объектов;

  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде

обитания;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их

изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты, процессы жизнедеятельности; делать выводы и

умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и

тканей, органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты

и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и

оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения домашних животных,

ухода за ними;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Учащийся получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно - популярной

литературе, биологических словарях, справочниках, интернет - ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных

царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;

  • использовать приемы оказания первой помощи при укусах животных;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой

природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать

целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях

и грибах, на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением

особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнения окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Тематическое распределение количества часов:            

№ п/п

Название раздела

Количество часов /рабочая программа/

1.

Общие сведения о мире животных

1

2.

Строение тела животных

1

3.

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

Лабораторная работа № 1«Строение и передвижение инфузории туфельки (простейших)».

2

4.

Подцарство Многоклеточные

1

5.

Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви.

Лабораторная работа №2 «Внешнее строение дождевого червя, передвижение

3

6

Тип Моллюски

Лабораторная работа №3 «Внешнее строение раковин моллюсков»

3

7

Тип Членистоногие

Лабораторная работа№ 4 «Внешнее строение насекомого»

4

8

Тип хордовых. Бесчерепные. Рыбы.

Лабораторная работа №5 «Особенности передвижения рыб, внешнее строения».

3

9

Класс Земноводные, или Амфибии

2

10

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

2

11

Класс Птицы

Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Лабораторная работа № 7 « Строение скелета птицы».

5

12

Класс Млекопитающие, или Звери

Лабораторная работа № 8 « Строение скелета млекопитающих»

5

13

Развитие животного мира на земле

Итоговый контроль

Экскурсия № 3 «Жизнь природного сообщества весной.»

2

Итого: Экскурсий - 1

Лабораторных работ - 8

34ч

Распределение часов практической части:

№ урока

Название лабор., практич. работы

7 класс

20

Изучение внешнего строения рака

22

Изучение внешнего строения насекомых

29

Изучение внешнего строения рыбы

34

Изучение внешнего строения лягушки

46

Строение пера

48

Строение куриного яйца

Практические и лабораторные работы являются частью комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя.

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 7 класс

В результате изучения биологии 7 класса ученик должен:

 знать / понимать:

  • естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
  • многообразие животных, их классификации; методы изучения;
  • развитие животного мира на Земле (на уровне представлений);
  • строение живой клетки (главные части);
  • типы, классы, отряды животных (перечислять, приводить примеры представителей);
  • беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
  • среды обитания животных (перечислять и кратко характеризовать);
  • влияние деятельности человека на животный мир;
  • важнейшие экологические проблемы животного мира;
  • внешнее и внутреннее строение животных;
  • классификацию и систематику животных с характеристикой систематической группы;
  • экологические группы животных, их особенности;
  • редкие, исчезающие, охраняемые вида животных нашей местности

уметь:

  • узнавать наиболее распространенные животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия животных с использованием атласа определителя;
  • приводить примеры приспособлений животных к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; влияние изменений в окружающей среды на животных;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных животных;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях; делать выводы (7-9 минут);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения животных;
  • определения наиболее распространенных в данной местности опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за домашними животными;
  • оказания первой помощи при несложных травмах, полученных от животных.

Национально- региональный компонент

Приложение к учебным программа по биологии

Одна из ярких примет современного образования — возрастание роли регионализации в обучении и воспитании молодежи. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет формировать эффективное воспитательное пространство в образовательном учреждении, поселке, городе, районе.

Национально-региональный компонент — это часть учебного плана, отражающая национально-региональную специфику  нашего региона.

 Национально-региональный компонент является обязательной частью учебного плана образовательного учреждения.

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение школьников системой знаний о регионе; подготовка молодежи к жизнедеятельности в проблемной социокультурной среде ближайшей территории и за ее пределами.

Составление учебных программ и их корректировка с введением национально-регионального компонента базируется на региональном экологическом, краеведческом и фенологическом материалах. Изучение представителей местной флоры и фауны, а также мероприятия по охране природы составляют до 30% от общего количества учебного материала. Включение местного материала значительно обогащает содержание образования, делает его живым, доступным, интересным. При этом у учащихся повышается активность, самостоятельность на уроках, приобретается особая эмоциональная окраска занятий, что способствует творческому усвоению основных понятий, законов, положений биологической науки. Практические навыки по разделам биологии связаны с умением различать живые организмы, работать с определителями, наблюдать и документировать особенности образа жизни отдельных представителей растений и животных своего региона, что требует пересмотра не только содержания образования, но также форм, методов и методических приемов обучения, которые будут:

  • стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
  • способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;
  • обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений;
  • вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.

Процесс обучения строится в соответствии с особенностями региона и народов, населяющих его, обеспечивает передачу подрастающему поколению всего того, чего достиг народ в своей многовековой истории.

Культ предков, родителей тесно связан с любовью к родным местам, и жизнь проходит в каждодневном общении с живой природой. С родными местами, с их неповторимой природой, растительным и животным миром люди связывали свои судьбы, что является твёрдой основой для осуществления экологического воспитания. Проблема охраны природы заставляет школьников задуматься, к каким последствиям приведёт активное вмешательство человека в природу. Например, в Забайкалье ягельники после пожаров восстанавливаются только через 30-50 лет.

Литература:

1.Журнал «Байкал»

2.Красная Книга Бурятии..третье издание Красной книги Республики Бурятия.  Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН...

3А.П.Шкатулова, «Земноводные и пресмыкающиеяся Бурятии», Улан-Удэ 1987г.

4.Шаргаев М.А. Экология Буряии» 1985г.

5. Чистые воды Бурятии / В. С. Молотов, Б. Б. Шайбонов, А. Н. Денисова ; Отв. ред. А. К. Тулохонов; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Бурят. науч. центр, Байкал, 1997г.

6. "Состояние популяций, экология, охрана копытных и крупных хищных млекопитающих Бурятии". ... Новосибирск: Наука, 1987. -С.60-75. 142. Смирнов М.Н. Сибирский горный козел. Красная Книга Бурятской АССР.

7.Пернатые хищники Бурятии  Старков И.А. Улан –Удэ, 1984г.

8.НОЦ Байкал «Ихтиафауна Байкала»

9.Архивные данные Петропавловской районной больницы

10, Архивные данные Джидинской семенной лаборатории

Содержание учебного предмета:

«Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (34 ч)

Введение,Общие сведения о мире животных.  (2 часа)

Организм животных как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных: нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории.

 Одноклеточные 3час.

Общая характеристика простейших. Клетка одно клеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики. Споровики - паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Лабораторная работа №1 "Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки".

Подцарство Многоклеточные (28 часов)

Тип Кишечнополостные (1час)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных. Классы: Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Лабораторная работа №2 "Изучение таблиц, отражающих ход регенерации у гидры".

Тип Плоские черви (1 часа)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле. Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей - паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний.

Лабораторная работа №3 "Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня".

Тип Круглые черви (1 часа)

Особенности организации круглых червей (на приме ре человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза.

Лабораторная работа №4 "Жизненный цикл человеческой аскариды".

Тип Кольчатые черви (1 часа)

Особенности организации кольчатых червей (на при мере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Лабораторная работа №5 "Внешнее строение дождевого червя".

Тип Моллюски (1часа)

Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Многообразие моллюсков. Классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Лабораторная работа №6 "Внешнее строение Моллюсков".

Тип Членистоногие (63час.)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса. Отряды насекомых с полным и неполным превращением (метаморфозом). Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Лабораторная работа №7 "Изучение внешнего строения и многообразие Членистоногих".

Тип Хордовые (18 часов)

Подтип Бесчерепные (1 час)

Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник, особенности его организации и распространения.

1 Надкласс Рыбы (3 час)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб. Рыбы РБ.

Лабораторная работа №8 "Особенности внешнего строения рыб, связанный с их образом жизни".

2). Класс Земноводные (3 часа)

Первые земноводные. Общая характеристика земно водных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обита ния и экологические особенности. Структурно - функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных. Земноводные РБ

Лабораторная работа №9 "Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни".

3). Класс Пресмыкающиеся (2 часа)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первично наземных животных. Структурно - функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), Крокодилы и Черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся. Пресмыкающиеся РБ

Лабораторная работа №10 "Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы, змеи".

4). Класс Птицы (5 час)

Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или Бегающие, Пингвины, или Плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воз душных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Птицы РБ

Лабораторная работа №11 "Особенности внешнего строения птиц, связанных с их образом жизни".

5). Класс Млекопитающие (4 час)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные). Млекопитающие РБ

ООПТ РБ: Государственные природные заповедники « Байкальский». «Баргузинский Национальный парк  «Тункинский»,  Заказники РБ и Джидинского района,  Памятники природы, Охраняемые природные ландшафты.

Национально- региональный компонент

Одна из ярких примет современного образования — возрастание роли регионализации в обучении и воспитании молодежи. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет формировать эффективное воспитательное пространство в образовательном учреждении, поселке, городе, районе.

Национально-региональный компонент — это часть учебного плана, отражающая национально-региональную специфику  нашего региона.

 Национально-региональный компонент является обязательной частью учебного плана образовательного учреждения.

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение школьников системой знаний о регионе; подготовка молодежи к жизнедеятельности в проблемной социокультурной среде ближайшей территории и за ее пределами.

Составление учебных программ и их корректировка с введением национально-регионального компонента базируется на региональном экологическом, краеведческом и фенологическом материалах. Изучение представителей местной флоры и фауны, а также мероприятия по охране природы составляют до 30% от общего количества учебного материала. Включение местного материала значительно обогащает содержание образования, делает его живым, доступным, интересным. При этом у учащихся повышается активность, самостоятельность на уроках, приобретается особая эмоциональная окраска занятий, что способствует творческому усвоению основных понятий, законов, положений биологической науки. Практические навыки по разделам биологии связаны с умением различать живые организмы, работать с определителями, наблюдать и документировать особенности образа жизни отдельных представителей растений и животных своего региона, что требует пересмотра не только содержания образования, но также форм, методов и методических приемов обучения, которые будут:

  • стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
  • способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;
  • обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений;
  • вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.

Процесс обучения строится в соответствии с особенностями региона и народов, населяющих его, обеспечивает передачу подрастающему поколению всего того, чего достиг народ в своей многовековой истории.

Культ предков, родителей тесно связан с любовью к родным местам, и жизнь проходит в каждодневном общении с живой природой. С родными местами, с их неповторимой природой, растительным и животным миром люди связывали свои судьбы, что является твёрдой основой для осуществления экологического воспитания. Проблема охраны природы заставляет школьников задуматься, к каким последствиям приведёт активное вмешательство человека в природу. Например, в Забайкалье ягельники после пожаров восстанавливаются только через 30-50 лет.

Литература:

1.Журнал «Байкал»

2.Красная Книга Бурятии..третье издание Красной книги Республики Бурятия.  Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН...

3А.П.Шкатулова, «Земноводные и пресмыкающиеяся Бурятии», Улан-Удэ 1987г.

4.Шаргаев М.А. Экология Буряии» 1985г.

5. Чистые воды Бурятии / В. С. Молотов, Б. Б. Шайбонов, А. Н. Денисова ; Отв. ред. А. К. Тулохонов; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Бурят. науч. центр, Байкал, 1997г.

6. "Состояние популяций, экология, охрана копытных и крупных хищных млекопитающих Бурятии". ... Новосибирск: Наука, 1987. -С.60-75. 142. Смирнов М.Н. Сибирский горный козел. Красная Книга Бурятской АССР.

7.Пернатые хищники Бурятии  Старков И.А. Улан –Удэ, 1984г.

8.НОЦ Байкал «Ихтиафауна Байкала»

9.Архивные данные Петропавловской районной больницы

10, Архивные данные Джидинской семенной лаборатории

Дистанционное обучение - это различные модели, методы и технологии обучения, при которых педагог и обучающийся пространственно и во времени разделены, поэтому создается среда, с помощью которой происходит их общение в целях обучения. Эта среда может представлять собой получение материалов посредством почты, факса, телефонной связи, учебных телевизионных программ, учебных материалов на дисках, использования ресурсов Интернет, цифровых образовательных ресурсов.

Формы организации самостоятельной работы обучающихся: тесты, викторины, домашние задания, самостоятельные работы; получение обратной связи в виде письменных ответов, фотографий, видеозаписей, презентаций; онлайн-консультации, текстовые и аудио рецензии. Создание педагогом новых и использование имеющихся на Образовательных порталах и платформах ресурсов и заданий (текстовых, фото, видео, мультимедийных и др.).

Работаю в платформе для проведения онлайн уроков ZOOM. Применяю

электронные ресурсы для урока на сайте инфоурок. Даю задания в

электронном журнале. Обратная связь с учащимися через электронный журнал.

использованием компьютера (интернета) определяются индивидуальные задания для ребёнка с использованием учебников и других методических пособий, оцениваются знания таких учащихся после окончания карантинного режима.

Центральным понятием в образовательном процессе на сегодняшний день
выступает
функциональная грамотность – общеучебная компетенция, которая на
современном этапе обеспечивается за счет внедрения ФГОС. Лишь
функциональная грамотность способна использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения
максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность по предмету биология включает в себя:
- коммуникативную грамотность;
- информационную грамотность;
- компьютерная грамотность;
- общая грамотность;
- бытовая грамотность;
В условиях дистанционного режима обучения еженедельное количество и продолжительность он-лайн занятий / консультаций по классам регулируется требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 (в редакции от 22.05.2019г.), а также объемом учебного времени, отводимого конкретному предмету Учебным планом Школы, а именно: ·1- 2 часа в неделю – 1 трансляция; ·3- 4 часа в неделю – 2 трансляции; 5 и более часов – 3 трансляции.

Занятия будут проводиться на платформе ZOOM, также для обучения использовать сервис Учи.ру, Skyeng. ru, вайбер. В случае, если семья находится в трудной жизненной ситуации и не может организовать для ребёнка дистанционное обучение с использованием компьютера (интернета) определяются индивидуальные задания для ребёнка с использованием учебников и других методических пособий, оцениваются знания таких учащихся после окончания карантинного режима.

Приложения к рабочей программе

Контрольные работы

1четверть

1 вариант

  1. Животные, как правило:

А) создают органические вещества из неорганических

Б) питаются готовыми веществами

В) всасывают неорганические соли из воды

Г) всасывают органические вещества из воды

2Органоиды передвижения инфузории – туфельки

А) ложноножки

Б) реснички

В) жгутики и ложноножки

Г) жгутики и реснички

3Инфузория – туфелька погибает в кипяченой воде, так как там нет:

А) кислорода

Б) углекислого газа

В) соли

Г) глюкозы

 4Может питаться как растение:

А) амеба

Б) инфузория

В) эвглена зеленая

Г) малярийный паразит

5Почки – это часть:

А) половой системы

Б) пищеварительной системы

В) дыхательной системы

Г) выделительной системы

 6Обыкновенная амеба при дыхании выделяет:

А) углекислый газ

Б) кислород

В) азот

Г) угарный газ

 7Остатки непереваренной пищи у амебы:

А) идут на построение тела

Б) выбрасываются наружу

В) всасываются в цитоплазму

Г) скапливаются в сократительной вакуоли

8Простейшие имеют:

А) условные рефлексы

Б) безусловные рефлексы

В) раздражимость

Г) регенерацию

9Энергия вырабатывается в:

А) рибосомах

Б) митохондриях

В) аппарате Гольджи

Г) ядре

 10Ископаемые остатки организмов изучает:

             А) физиология

              Б) анатомия

              В) палеонтология

              Г) этология

             11.В чем состоит отличие в питании амебы обыкновенной от хламидомонады?

      12.Почему ботаники относят зеленую эвглену к растениям, а зоологи к животным?

      13. Назовите основную единицу классификации. Дайте её определение. Приведите примеры.

      14.    Охарактеризуйте эпителиальную ткань.

 

 

  1. вариант

 1Простейшее, которое передвигается по дну, это:

А) амеба

Б) эвглена

В) вольвокс

Д) инфузория

 2Жгутик - органоид передвижения:

А) амебы

Б) эвглены

В) инфузории

Г) Малярийного паразита

 3Эвглена зеленая образует органические вещества так как:

А) она находится в светлой части водоема

Б) у неё есть светочувствительный глазок

В) в её цитоплазме есть хлоропласты

Г) она имеет жгутик

 4При дыхании  эвглена зеленая выделяет:

А) кислород

Б) углекислый газ

В) азот

Г) угарный газ

 5Среда обитания животного это:

А) область его распространения

Б) способность ориентироваться в пространстве

В) лес, водоем, луг, почва

Г) все, что их окружает, там, где они живут

 6В клетке животных отсутствуют:

А) ядра

Б) цитоплазма

В) хлоропласты

Г) клеточный центр

7Амеба обыкновенная обитает:

А) в толстой кишке человека

Б) на дне пресных водоемах

В) в морях и океанах

Г) на поверхности пресных водоемов

 8Переваривание пищи у инфузории происходит:

А) в специальных вакуолях

Б) в глотке

В) в цитоплазме

Г) в ядре

 9Роль инфузорий - туфелек в пресных водоемах:

А) они быстро размножаются

Б) они плавают в толще воды

В) они дышат кислородом

Г) ими питаются мальки рыб

10Амеба для построения тела использует:

А) непереваренные остатки пищи

Б) углекислый газ

В) кислород

Г) питательные вещества

              11Охарактеризуйте нервную ткань

        12.  Как наука систематика помогает изучать царство животных?

        13.  Что происходит с бактериями и водорослями, попавшими в цитоплазму амебы?

         14.  Охарактеризуйте наземно – воздушную среду обитания

 3четверть  Вариант № 1 Вариант № 2

Б-1.Закончить предложение.

1.От сердца кровь течет по…

2.Пищеварение паукообразных…

3.Дыхательная система ракообразных представлена…

4.Нервная система насекомых…

5.Выделительная система ракообразных представлена…

Б-2. Рапределите признаки классов членистоногих, указав цифры в порядке возрастания.

А-Насекомые Б-Паукообразные

1)Восемь ног

2)Головогрудь и брюшко

3)Фасеточные глаза и простые глазки

4)Шесть ног

5)Одна пара усиков

6)Внекишечное пищеварение

Б-3. Найдите соответствие, расположив буквы в алфавитном порядке.

1.Развитие с неполным превращением

А) Отряд стрекозы

Б) Личинка имеет червеобразную форму

В) Личинка – уменьшенная копия взрослого насекомого

Г) Личинка развивается из куколки

Д) Личинки живут в той же среде, что и взрослые насекомые

С-1. Дать развернутые ответы на вопросы

--Многие виды пауков строят ловчие сети. Из чего они состоят, перечислите основные функции паутины в жизни пауков.

--У бабочки капустницы личинки поедают листья капусты, а взрослые насекомые питаются нектаром. Какое значение имеет разный тип питания взрослых особей и личинок? Для какого типа развития характерен этот образ жизни?

Б-1.Закончить предложение

1.Органы дыхания членистоногих…

2.Мальпигиевы сосуды представляют собой…

3.Кровеносная система насекомых состоит из…

4.Нервная система паукообразных…

5.Пищеварительная система насекомых состоит из…

Б-2. Рапределите признаки классов членистоногих, указав цифры в порядке возрастания

А)Насекомые Б)Ракообразные

1)Гемолимфа переносит только питательные вещества

2)Пять пар ходильных ног

3)Дышат жабрами

4)Мальпигиевы сосуды

5)Только фасеточные глаза

6)Дышат трахеями

Б-3.Найдите соответствие, расположив буквы в алфавитном порядке.

1.Развитие с полным превращением

А) Отряд жуки

Б) Из яйца развивается личинка, похожая на взрослых насекомых

В) Личинка и взрослое насекомое живут в разных средах

Г) Есть стадия куколки

Д) У личинки есть недоразвитые крылья

С-1.Дать развернутые ответы на вопросы

--Какое значение имеет линька в жизни членистоногих?

Почему многие насекомые (жуки, бабочки, мухи, комары, пчелы) во взрослом состоянии не линяют?

--Сколько стадий развития характерно для насекомых с полным и неполным превращением? Какой тип развития способствует лучшему сохранению насекомых в природе? Объясните.

Итоговая контрольная работапо биологии.

1 вариант

Часть А.

Выберите один правильный о

твет на вопрос

1. По способу питания животные являются:

а) автотрофами

б) гетеротрофами

в) паразитами

г) симбионтами

2. Раздел биологии, изучающий животных, называют:

а) ботаника

б) зоология

в) генетика

3.Органоидом движения у амебы служат:

а) жгутики

б) ложноножки

в) реснички

4. Днем питается как растение, в темноте питается как животное:

а) амеба

б) инфузория

-туфелька

в) эвглена зеленая

5. Тело кишечнополостных образовано:

а) из одного слоя клеток

б) из двух слоев клеток

в) одной клеткой

6. Бычий цепень относится:

а) Классу Кольчатые черви

б) Классу Плоские черви

в) Классу Круглые черви

7. У паразитических червей покровы тела:

а) снабжены ресничками

б) состоят из хитина

в) не растворяются пищеварительными соками

8. К Классу Головоногие моллюски относятся:

а) виноградная улитка

б) беззубка

в) осьминог

9. Снаружи тело членистоногих покрыто:

а) кутикулой из хитина

б) тонкой кожей

в) кожей с роговыми чешуйками

10. Внекишечное пищеварение характерно:

а) для речного рака

б) для паукакрестовика

в) для майского жука

11. Продуценты в биоценозе

а) животные

б) растения

в) бактерии

12. Заражение человека аскаридой происходит при употреблении

а) немытых овощей

б) воды из стоячего водоема

в) плохо про

жаренной говядины

13.

Плавательный пузырь характерена)

А)костным рыбам

б) хрящевым рыбам

14.Органы дыхания у земноводных:

а) жабры

б) легкие

в) кожа, легкие

15. Пищеварительная система у лягушки заканчивается:

а) клоакой

б) анальным отверстием

в) мочевым пузырем

16. Для пресмыкающихся характерно:

а) внутреннее оплодотворение

б) наружное оплодотворение

в) живорождение

17. Воздушные мешки имеются у

а) птиц

б) рыб

в) млекопитающих

18. Киль у птиц это вырост:

а) большой берцовой кости

б) грудины

в) лопатки

19. Сколько позвонков имеет грудной отдел позвоночника млекопитающих?

а) 5

б) 7

в) 12

20

. Четырехкамерное сердце имеют

а) рыбы

б) млекопитающие

в) пресмыкающиеся

Часть В.

Выберите три правильных ответа из шести:

В1. У насекомых с полным превращением

1) три стадии развития

2) четыре стадии развития

3) личинка похожа на взрослое насекомое

4) личинка отличается от взрослого насекомого

5) за стадией личинки следует стадия куколки

6) во взрослое насекомое превращается личинка

Ответ:____________

В2. Установите соответствие между особенностью строения членистоногих и

классом, для которого она характерна.

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ ЧЛЕНИСТОНОГИХ КЛАСС

A) отделы тела: голова, грудь, брюшко

1) Паукообразные

Б) 3 пары ходильных ног

2) Насекомые

B) наличие паутинных желез

Г) 4 пары ходильных ног

Д) отделы тела: головогрудь, брюшко

Е) наличие усиков

В3. Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции:

А) Млекопитающие Б) Пресмыкающиеся В) Рыбы Г) Птицы Д) Бесчерепные хордовые

Часть С.

Дайте полный свободный ответ на вопрос:

С1.

Назовите не менее трёх признаков,отличающих строение Пресмыкающихся и

Млекопитающих

С2.

Охарактеризуйте поведение общественных насекомых

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу биологии   «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс. 34 час.

Название темы

Дата

Элементы содержание

Виды

и формы контроля

д/з

Тема 1. Общие сведения о мире животных 2час.

  1. 1

Вводный инструктаж по Т/Б при работе в кабинете биологии

Зоология — наука о животных.

Зоология. Систематика. Морфология. Физиология. Анатомия. Эмбриология. Палеонтология. Генетика. Этология. Многообразие и значение животных. Систематика. Классификация. Вид. Род. Семейство. Тип. Царство. Популяция. Ареал.

Фронтальный опрос,

беседа

§ 1

  1. 2

Животные и окружющая среда

Среда обитания. Среда жизни. Факторы среды. Взаимосвязи в природе. Биоценоз. Цепи питания. Продуценты. Консументы. Редуценты.

Фронтальный опрос,

Монологический ответ

§ 2

Тема 2. Строение тела животных -2час.

  1. 3

Клетка

Цитология. Клетка. Оболочка. Цитоплазма. Органоиды. Ядро. Хромосомы. Вакуоль. Митохондрии. Рибосомы. Аппарат Гольджи. Лизосомы. Клеточный центр

Фронтальный опрос
монологический ответ. Текущее тестирование

§ 3р.20

  1. 4

Ткани. Органы и системы органов..

Ткани: эпителиальная, соединительная, Мышечная, нервная. Строение, значение.

Фронтальный опрос

§ 4, 5

 Тема 3. Подцарство Простейшие – 3час.

  1. 5

Класс Саркодовые (Sarcodina).

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Роль в природе и жизни человека.

Фронтальный опрос,

Рубежный тест

§ 6

сообщ

  1. 6

Класс Жгутиконосцы (Mastigophora).

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Роль в природе и жизни человека.

Фронтальный опрос,

Монолог. Опрос, текущее тестирование

 § 7

сообщ

  1. 7

Тип Инфузории (Ciliophora). Лабораторная работа. Многообразие. Паразитические простейшие.

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Роль в природе и жизни человека.

Фронтальный опрос,

§ 8

Тема 4. Тип кишечнополостные 1час.

  1. 8

Тип Кишечнополостные (Coelenterata). Морские кишечнополостные.

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Эктодерма, энтодерма. Колония. Роль в природе и жизни человека.

Фронтальный опрос, монологический ответ

§ 9

Тема 5. Типы Плоские черви. Круглые черви.  Кольчатые черви. – 3час.

  1. 9

Тип Плоские черви (Plathelminthes).

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Полость тела (целом). Роль в природе и жизни человека.

Фронтальный опрос

Итоговый тест

§ 10

  1. 10

Тип Круглые черви (Nemathelminthes).

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Роль в природе и жизни человека.

Фронтальный опрос,

Монологический ответ

§ 17

сообщ

  1. 11

Тип Кольчатые черви (Аnntlida). Класс Малощетинковые черви (Oligochaeta). Лабораторная работа.

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Роль в природе и жизни человека.

Фронтальный опрос

§ 11

Тема 6. Тип Моллюски – 1 час.

  1. 12

Тип Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Мантия. Кровеносная система. Двухкамерное сердце. Роль в природе и жизни человека.

Фронтальный опрос

§ 12

Тема 7. Тип Членистоногие – 3час.

  1. 13

КлассРакообразные (Crustacea). Лабораторная работа: «Изучение внешнего строения рака»

Строение, жизнедеятельность, размножение. Хитин. Наружный скелет. Прерывистый рост. Фасеточные глаза. Мозаичное зрение. Роль в природе и жизни человека.

Фронтальный опрос

§ 13

  1. 14

Класс Паукообразные (Arachnida).

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Хелицеры. Паутина. Паутинные железы. Роль.

Фронтальный опрос

Монолог.ответ

§ 25

сообщ

  1. 15

Класс Насекомые (Insecta). Типы развития насекомых.

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Развитие с пол Развитие с полным и неполным превращением. Яйцо, личинка, куколка, взрослое насекомое. Покоящаяся стадия.ным и неполным превращением. Роль в природе и жизни человека. Общественные насекомые. Насекомые РБ.

Фронтальный опрос

Рубежное тестиров.

§ 14

Тема 8. Общая характеристика типа Хордовых. Бесчерепные и черепные рыбы. -4 час.

  1. 16

Общие признаки хордовых животных. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные.

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Роль в природе и жизни человека. Роль в эволюции.

Фронтальный опрос

§ 15

  1. 17

Тип Хордовые. Подтип. Позвоночные (Черепные)

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Роль в природе и жизни человека.

Фронтальный опрос

Итоговая СР

§ 16

  1. 18

Надкласс Рыбы (Pisces). Лабораторная работа: «Изучение внешнего строения рыбы». Внутреннее строение рыбы

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Среда обитания. Адаптация. Роль в природе и жизни человека. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Значение.

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Роль в природе и жизни человека.

Фронтальный опрос

§ 17

  1. 19

Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Подведене итогов.

проект

Классификация рыб. Многообразие. Значение. Искусственное разведение. Прудовое хозяйство. Рыбы РБ

Фронтальный опрос

Итоговое тестир. Фронтальный опрос

Защита проектов

§ 18

Тема 9.Класс Земноводные, или Амфибии -3час.

  1. 20

Места обитания и строение земноводных. Лабораторная работа: «Изучение внешнего строения лягушки»

1

Земноводные (амфибии). Особенности внешнего строения и скелета в связи с выходом на сушу. Кожное дыхание.

Фронтальный опрос,

беседа

§ 19

  1. 21

Строение и деятельность внутренних органов.

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Трёхкамерное сердце, два круга кровообращения. Роль.

Фронтальный опрос,

Монологический ответ

§ 20

  1. 22

Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных. Проект.

Хладнокровные животные. Оцепенение. Развитие с метаморфозом. Головастик. Кистепёрые рыбы. Ихтеостегиды. Бесхвостые, хвостатые, безногие земноводные. Значение, охрана.

Земноводные РБ

Фронтальный опрос
монологический ответ. Итоговая СР

Защита проектов

§ 21

Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии – 2час.

  1. 23

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.

Особенности строения, жизнедеятельности, среда обитания.

Фронтальный опрос,

 тест

§ 22

  1. 24

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся.

Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.

Особенности строения, жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека.

Многообразие, значение, происхождение пресмыкающихся.

Пресмыкающиеся РБ

Фронтальный опрос,

Монолог. Опрос, текущее тестирование

Проектная деятельность, защита проектов

§ 23

Тема 11. Класс Птицы -5 час.

  1. 25

Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа.

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Перьевой покров. Приспособления к полёту.

Фронтальный опрос

Монолог.ответ, Текущее тстир.

§ 24

  1. 26

Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа: «Строение пера»

Особенности скелета: срастание и отсутствие костей, полые кости. Киль. Цевка.

Фронтальный опрос,

Монологический ответ

§ 25

  1. 27

Внутреннее строение птиц.

Четырёхкамерное сердце. Воздушные мешки. Роль в природе и жизни человека.

Фронтальный опрос

Защита проектов

§ 26

  1. 28

Размножение и развитие птиц. Лабораторная работа: «Строение куриного яйца» Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

Многообразие птиц.

Строение и развитие яйца. Зародышевый диск Халазы. Известковая скорлупа. Выводковые и гнездовые птицы.  Ритуальное поведение, токование, брачные танцы. Половой деморфизм. Гнездование. Насиживание. Послегнездовой период. Сезонные миграции. Кочующие, перелётные, оседлые птицы. Ориентация в пространстве.

Классификация птиц. Характерные особенности.  Многообразие птиц. Роль птиц в природе и жизни человека.

Особенности строения птиц, связанные с образом жизни и средой обитания

Фронтальный опрос

Монологический ответ

§ 27

  1. 29

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. Урок –проект.

. Птицы Бурятии

Сообщения, доклады об основных группах изученных животных. Дебаты.

§ 28

Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери – 4час.

  1. 30

Внешнее строение. Среды жизни и места обитания.

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения.

Фронтальный опрос

Монолог.ответ

§ 29

  1. 31

Внутреннее строение млекопитающих.

Особенности внутреннего строения. Железы. Большие полушария. Диафрагма. Внутриутробное развитие.

Фронтальный опрос

Рубежное тестиров.

§ 30

  1. 32

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.

Плацента. Матка. Молочные железы. Внутриутробное развитие. Живорождение. Беременность. Забота о потомстве.

Фронтальный опрос

Тестирование

§ 31

  1. 33

Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие, или Плацентарные, звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные.

Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы.

Экологические группы млекопитающих.

Значение млекопитающих для человека.

1

. Роль в природе и жизни человека. Звери РБ

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Роль в природе и жизни человека.

Экологические группы млекопитающих. связь строение и среды обитания. Млекопитающие РБ

Многообразие. Особенности и жизнедеятельности. Распространение.

Сообщения о гр. изученных животных.

Фронтальный опрос

§ 32

Тема 13. Развитие животного мира на Земле – 1 час.

  1. 34

Доказательства эволюции животного мира. Проект

ООПТ

Палеонтологические, анатомо морфологические, эмбриологические, географические. ООПТ РБ и Джидинского района

  ООПТ РБ и Джидинского района

Фронтальный опрос

Итоговое тестир.

§ 33,34 Проект работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 7 класс линия Пономаревой

Рабочая программа по биологии для 7 класса по линии Пономаревой.Программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы, учебно-тематиче...

Рабочая программа по биологии 7 класс к учебнику В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучуменко. Биология. Животные.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 7 класс. УМК Пономарева И.Н

Программа разработана на основе авторской программы: 7 класс. Животные.//Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы.  Программы. М.: Вентана –Граф, 2009. Авторы: Константинов В.М., Кучменко ...

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС автор И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,

Структура рабочей программы включает :1. Титульный лист2. Пояснительную записку3.Планируемые результаты4. Содержание учебного предмета5. Календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС автор И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,

Структура рабочей программы:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Планируемые результаты4. Содержание учебного предмета5.Календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по биологии 9 класс УМК Пономарева ФГОС

Рабочая программа по биологии 9 класс УМК ПОНОМАРЕВА ФГОС  2 часа в неделю...

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК Пономарева ФГОС

Рабочая программа по биологии ФГОС 5 класс 1 час в неделю...