Программа детского объединения "Занимательная каллиграфия"
рабочая программа
Программа ориентирована на создание условий для развития творческих способностей и интеллектуальных навыков обучающихся в системе дополнительного образования. Цель прграммы: формирование у младших школьников навыков каллиграфического письма через выполнение творческих заданий, основанных на занимательном материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zanimatelnoy_kalligrafii.docx | 79.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Занимательная каллиграфия»
социально - гуманитарной направленности
(стартовый уровень)
адресована учащимся 7 - 11 лет
срок реализации: 1 год
Составитель: педагог
дополнительного
образования,
Кирилюк Светлана Ивановна
2022
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Основные разделы программы | № страницы |
1 | ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ | 4 |
2 | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 6 |
3 | УЧЕБНЫЙ ПЛАН | 11 |
4 | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 13 |
5 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 17 |
6 | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 23 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное наименование | Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Занимательная каллиграфия» |
Автор - составитель | Кирилюк Светлана Ивановна, педагог дополнительного образования |
География реализации | С 2022 года |
Адресат программы | учащиеся в возрасте 7 – 11 лет |
Срок реализации | 1 год |
Направленность программы | Социально-гуманитарная |
Вид программы | Модифицированная |
Цель программы | Формирование у младших школьников навыков каллиграфического письма через выполнение творческих заданий, основанных на занимательном материале. |
Задачи | Обучающие: - формировать пространственные представления: ориентирование на плоскости, на листе бумаги, ориентирование на примере собственного тела; - познакомить учащихся с гигиеническими правилами письма; - совершенствовать умение управлять своими движениями – как мелкими, так и крупными; - совершенствовать начальные навыки письма: письмо элементов букв, букв, слов и предложений; - познакомить учащихся с различными пишущими и каллиграфическими инструментами; - закрепить умение правильно держать ручку, карандаш, кисть; - познакомить детей с каллиграфией как с искусством на примере работ известных мастеров каллиграфии; - расширять знания и представления об окружающем мире и истории родного государства; - пополнять словарный запас новыми понятиями; - познакомить детей с историей письменности. Развивающие: - развивать навыки учебной деятельности (умение слушать и слышать инструкцию, действовать по образцу); - развивать творческую активность, эмоционально-волевую сферу; - способствовать развитию психических процессов – внимание, память, творческое мышление, воображение; - развивать мелкую моторику пальцев рук; - способствовать развитию зрительно-пространственного восприятия, слуховой памяти, фонематического слуха; Воспитательные: - воспитывать добросовестное отношение к работе; - формировать культуру общения и поведения в коллективе, умение договариваться при работе в паре и в группе; - формировать эстетическое отношение к окружающему миру; - формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы; - воспитывать интерес к истории всего мира и к истории родного государства; - воспитывать устойчивый интерес к занятиям каллиграфией и к творческой деятельности, связанной с ручным письмом; |
Ожидаемые результаты освоения программы | Ожидаемый результат: Предметные: - знание гигиенических правил письма; - сформированность пространственных представлений: ориентирование на плоскости, ориентирование на примере собственного тела; - готовность мелкой моторики руки к овладению письмом; - знание правил работы с ножницами; - умение работать широкой и остроконечной кистями, остроконечным пером; - умение правильно располагать тетрадь и держать ручку при письме; - умение писать элементы письменных букв, буквы, слова и предложения шариковой ручкой на листе в линию, разделенную на ячейки; - умение выполнять готовые орнаменты на листе в летку и создание собственных орнаментов; Метапредметные: - умение пользоваться письменными принадлежностями; - умение правильно организовать свое рабочее место; - умение действовать по образцу и заданному правилу; - умение слушать собеседника, задавать вопросы; - умение оценивать свою работу по заданным параметрам. |
Количество часов в неделю/год | 2 часа в неделю/ 72 часа в год |
Возраст учащихся | 7-11 лет |
Формы занятий | Практическое занятие, беседа, игра, выставка, творческая мастерская. |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | - учебный кабинет, стулья, столы - компьютер, ноутбук, проектор - бумага А4 - тетради в узкую линейку и в клетку - картон, пластилин - простые и цветные карандаши, фломастеры - шариковые ручки - перья, тушь |
РАЗДЕЛ 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная каллиграфия»» имеет социально - гуманитарную направленность, «стартовый уровень» и адресована учащимся младшего школьного возраста, рассчитана на 1 год обучения.
Программа «Занимательная каллиграфия» составлена в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, на основании материалов специальной методической и научно-популярной литературы, соответствует уровню и направленности программы, учитывает возрастные и психологические особенности и интересы детей, запросы социума, материальные возможности семей учащихся, конкретные условия учреждения, личный опыт педагога.
При разработке программы соблюдены Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная каллиграфия»в настоящее время приведена в соответствие с современной нормативно – правовой базой:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014, рег. №33660).
Каллиграфия в переводе с греческого – «красивый почерк», «красиво пишу». В прошлые века и вплоть до середины 60-х г. XX в. во всех начальных классах российских школ учащиеся писали сначала хорошо отточенным карандашом, а уже затем стальным пером и чернилами. У детей вырабатывались навыки не только красивого, аккуратного письма, но и, что самое главное, воспитывались усидчивость, терпение, трудолюбие, основы самодисциплины и самоуважения. Через радость от красивого, аккуратного письма, формировалось отношение к родному языку, родной речи, отечественной культуре. Именно этим можно объяснить очень высокие требования к красоте написания букв, слов, письма, в целом, в школах России. Уроки чистописания, ныне напрасно забытые, были неотъемлемой частью сложного учебного процесса по воспитанию культурного человека.
Новизна программы
Письмо называют «базовым» навыком. Навыком, на котором практически строится всё дальнейшее обучение, а значит, учащийся, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учёбе. Вот почему так важна готовность руки к школьному обучению. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко. Поэтому подобранные упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движения руки, формированию навыков анализа, сравнения, распознавания, а также зрительного восприятия, произвольного внимания.
В основе программы лежит принцип преемственности между начальным общим образованием с учетом требований ФГОС и дополнительным образованием.
Актуальность программы
Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Учитывая количественный состав класса (превышающий 10 человек) и плотность проведения занятия педагог не имеет достаточного времени для развития каллиграфического навыка каждого учащегося. Если ребенок небрежно относится к разборчивости своего почерка, то эта небрежность переходит и к усвоению орфографии. Не достаточно сформированные каллиграфические навыки сказываются не его успеваемости в начальной школе и могут способствовать потере интереса к обучению.
Целенаправленные увлекательные занятия с детьми по формированию каллиграфических навыков помогут достичь красивого и грамотного письма, орфографической грамотности. Именно поэтому данная программа вызывает интерес детей и родителей.
Педагогическая целесообразность заключается в воспитании и развитии памяти, мышления и воображения ребенка. Программа способствует вовлечению учащихся в учебно-тренировочный процесс, что в свою очередь, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, способствует повышению самооценки. Обучение ведётся с учетом возрастных особенностей и закономерностей развития.
Содержание программы строится на основе системно-деятельного подхода. Основное условие ее эффективной реализации заключается в постоянном вовлечении учащихся в различные виды деятельности, позволяющей им приобретать новые знания, формировать суждения, осваивать практические навыки, развивать творческие способности. В соответствии с каждой темой разработана теоретическая часть и набор творческих заданий, которые варьируются в зависимости от особенностей того или иного письменного инструмента. Дети не просто знакомятся с историей письменности, но и на собственном практическом опыте проходят этапы ее развития. Это помогает понять логику развития письма и сделать сам процесс письма осознанным и интересным.
Основные принципы реализации программы
1. Принцип В.А Илюхина – это проговаривать каждую букву при ее написании. Дети легко усваивают главные элементы, которые встречаются чаще всего.
2. Принцип Е.М. Гуровой, нужно выделять отдельные элементы каллиграфического почерка и отрабатывать каждый из них. При этом нужно учить детей писать в такт или по команде.
3. Принципы, о которых пишет Н.Г. Агаркова, следующие:
- буквы нужно изучать поэлементно;
- важно добиться стабильного одновариантного написания буквы;
- буквенные знаки нужно логически группировать.
Поэлементное усвоение букв проявляется в том, что перед тем, как приступить к начертанию буквы, нужно сформировать у ребенка ее зрительный образ в памяти так, чтобы он четко понимал, из каких отдельных элементов строится данная буква. Он также должен хорошо помнить, какие соотношения существуют между этими элементами. Буква воспроизводится поэлементно, но теперь уже задействуются двигательные элементы. В результате в сознании учеников формируется устойчивый буквенный образ. Это позволит создать прочный фундамент для формирования хорошего каллиграфического почерка.
Стабильное написание разных букв достигается за счет соблюдения закономерностей правильного движения рук в процессе написания текста на бумаге. Это круговые движения, которые замкнуты и направлены внутрь к плечу. Как правило, рука во время написания разных букв совершает одни и те же движения.
Если логически группировать разные буквы, то можно достаточно быстро после изучения отдельных букв сформировать в сознании учеников ясные образы каждой буквы, а это позволит избежать частых графических ошибок при быстром письме. В результате закладывается прочный фундамент для формирования способности автоматически писать каллиграфическим почерком.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у младших школьников навыков каллиграфического письма через выполнение творческих заданий, основанных на занимательном материале.
Задачи:
Обучающие:
- формировать пространственные представления: ориентирование на плоскости, на листе бумаги, ориентирование на примере собственного тела;
- познакомить детей с гигиеническими правилами письма;
- совершенствовать умение управлять своими движениями – как мелкими, так и крупными;
- совершенствовать начальные навыки письма: письмо элементов букв, букв, слов и предложений;
- познакомить учащихся с различными пишущими и каллиграфическими инструментами;
- закрепить умение правильно держать ручку, карандаш, кисть;
- познакомить детей с каллиграфией как с искусством на примере работ известных мастеров каллиграфии;
- расширять знания и представления об окружающем мире и истории родного государства;
- пополнять словарный запас новыми понятиями;
- познакомить детей с историей письменности.
Развивающие:
- развивать навыки учебной деятельности (умение слушать и слышать инструкцию, действовать по образцу);
- развивать творческую активность, эмоционально-волевую сферу;
- способствовать развитию психических процессов – внимание, память, творческое мышление, воображение;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- способствовать развитию зрительно-пространственного восприятия, слуховой памяти, фонематического слуха;
Воспитательные:
- воспитывать добросовестное отношение к работе;
- формировать культуру общения и поведения в коллективе, умение договариваться при работе в паре и в группе;
- формировать эстетическое отношение к окружающему миру;
- формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы;
- воспитывать интерес к истории всего мира и к истории родного государства;
- воспитывать устойчивый интерес к занятиям каллиграфией и к творческой деятельности, связанной с ручным письмом.
Отличительные особенности образовательной программы:
Программа ориентирована на создание условий для развития творческих способностей и интеллектуальных навыков учащихся в системе дополнительного образования. Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структур: включает зрительный и звуковой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений. Чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 7-9 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам.
При организации учебного процесса учитываются индивидуально - типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности, возраст и физиологическое развитие учащихся).
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа адресована учащимся в возрасте от 7 до 11 лет.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Годовая нагрузка на учащегося составляет 72 часа. Режим занятий соответствует нормам и требованиям СанПиНов - 1 раз в неделю по 2 академических часа с 15 минутным перерывом. Оптимальная наполняемость группы в объединении 10- 15 человек.
Форма обучения – очная
При составлении данной программы учитывались и возрастные и психофизические особенности контингента учащихся.
Возрастные особенности детей 7-11 лет
В младшем школьном возрасте у детей начинается новая деятельность — учебная. Под воздействием учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Теперь его положение в обществе — положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя.
Данный возраст характеризуется интеллектуальной и познавательной активностью, которая стимулируется учебно-познавательной мотивацией. В этом возрасте у детей ещё не сформирована эмоционально-волевая сфера. Затруднена произвольная регуляция собственного поведения. Формируются навыки учебной рефлексии. Присутствует незрелость личностных структур (совесть, приличия, эстетические представления). Преобладает тревожность, страх оценки.
Учащиеся ориентированы на общение со значимым взрослым (педагогом) с оправданием ожидания одобрения им. Поэтому в работе с учащимися данной возрастной группы применяются опорные слова и символы, использование образцов изделий, схем, постоянная смена наглядного материала, обращается особое внимание на доступность дидактического и информационного материала.
Преобладает положительная эмоциональная окраска обстановки. На занятиях часто меняются виды деятельности, игровые, соревновательные формы, викторины, кроссворды, ребусы и т. п. (по теме занятия), самостоятельные задания с возможностью презентации результатов (показ готовых работ). Это повышает самооценку учащихся и делает их работы более значимыми. Обязательно оценивается деятельность каждого учащегося в процессе занятия, в том числе через признание его успешности, различные поощрения. Ребята обучаются навыкам учебной рефлексии через совместную выработку критериев оценки их деятельности.
В этом возрасте происходит активное развитие психики и личности. Школа, новые правила, нормы поведения сильно меняют взгляд ребенка на мир, и в первую очередь на самого себя. Ребенок учится принимать решения, выделять важность совершения тех или иных действий в зависимости от их целей. Деятельность становится предметной. Раньше это была игра, теперь же - учеба, интересы. Постепенно меняются приоритеты, но игровая деятельность еще долго будет оставаться важной для детей этого возраста. В этом возрасте важно постепенно прививать ребёнку понятие об ответственности за свои решения, действия.
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо — вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.
В соответствии с учебным планом по предмету проводятся следующие типы занятий: теоретический, комбинированный, практический, лабораторный, тренировочный.
На занятиях используются следующие методы обучения:
- словесные (устное изложение, беседа, объяснение),
- наглядные (показ видеоматериалов, показ педагогом приемов исполнения,
- наблюдение,
- практические (тренинг, упражнения, творческие и самостоятельные работы).
При проведении занятий используются следующие формы проведения занятий:
- практическое занятие - основная форма проведения занятий, обучающиеся выполняют задания в течение части задания или нескольких занятий;
- фронтальная (получение учащимися нового материала);
- индивидуальная;
- групповая (работа в малых группах);
- презентация (презентация новых техник и технологий, новых проектов);
- проектная деятельность (получение новых знаний, реализация личностных проектов, защита проектов);
- открытое занятие.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Предметные:
- знание гигиенических правил письма;
- сформированность пространственных представлений: ориентирование на плоскости, ориентирование на примере собственного тела;
- готовность мелкой моторики руки к овладению письмом;
- умение работать широкой и остроконечной кистями, остроконечным пером;
- умение правильно располагать тетрадь и держать ручку при письме;
- умение писать элементы письменных букв, буквы, слова и предложения шариковой ручкой на листе в линию, разделенную на ячейки;
- умение выполнять готовые орнаменты на листе в клетку и создание собственных орнаментов.
Метапредметные:
- умение пользоваться письменными принадлежностями;
- умение правильно организовать свое рабочее место;
- умение действовать по образцу и заданному правилу;
- умение слушать собеседника, задавать вопросы.
1.3 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ КАЛЛИГРАФИЯ»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1.
№ п\п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации и контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности. Входная диагностика. Беседа размышление «Что такое чистописание, каллиграфия...» (Знакомство с программой обучения). | 2 | 1 | 1 | Практическая работа. Наблюдение. Диагностика в форме тестирования |
2. | Кто такой каллиграф? Экипировка. Организация рабочего места. Необходимый материал. | 2 | 1 | 1 | П Практическая работа. Наблюдение. |
3 | Терминология. Понятия «Верхняя» «Нижняя граница» строки. Ориентирование в тетради. Штриховка | 2 | 2 | П Практическая работа. Наблюдение | |
4. | Письмо элементов | 4 | 1 | 2 | Практическая работа. Наблюдение. |
5. | Отрывное и безотрывное письмо. Строчные буквы.
л, м, я, к.
- Строчные буквы шестой группы с выносными элементами – б, в, д, з, р, у, ф. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа. Творческое задание. Конструирование букв. Наблюдение. Самооценка и взаимооценка. Проблемное задание. |
6. | Цифры и знаки | 4 | 1 | 3 | Творческое задание. Конструирование букв. Наблюдение. |
7. | Соединение букв | 4 | 1 | 3 | Практическая работа. Творческое задание. Наблюдение. Самооценка и взаимооценка |
8. | Базовые элементы заглавных букв. Написание заглавных букв.
- Заглавные буквы четвѐртой группы– Ж Х Э З СЕ Заглавные буквы пятой группы –АЛ М Д Я | 10 | 2 | 8 | Практическая работа. Наблюдение. Проблемное задание. |
9. | Декорирование в каллиграфии: - декоративные элементы в каллиграфии (росчерки, выносные элементы, виньетки); монограмма, буква-образ) | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическая работа. Творческое задание. Наблюдение. |
10. | Парадное письмо. «Пословицы и поговорки» | 4 | 1 | 3 | Практическая работа. Наблюдение. |
11. | Оформление работы. Выставочный вариант. (Паспарту, рамка, багет) | 2 | 2 | Практическая работа. Наблюдение. | |
12 | Русская вязь | 4 | 0,5 | 3,5 | Практическая работа. Наблюдение. |
14. | Проекты «Каллиграфия как произведение искусства». | 4 | 1 | 3 | Самостоятельная работа. Проблемное задание. Наблюдение. |
15. | Семейные мастерские «Творим вместе» | 6 | 2 | 4 | Творческое задание. Наблюдение. Выставка, отзывы родителей |
12 | Творческая мастерская. | 12 | 2 | 10 | Выставка, наблюдение |
13 | Итоговое занятие. Итоговый контроль | 2 | 1 | 1 | Практическая работа. Наблюдение. |
14 | Итого: | 72 |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Примечание |
1 | Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности. Входная диагностика. | 1 | |
2 | Беседа-размышление «Что такое чистописание, каллиграфия...». Презентация «История возникновения каллиграфии». | 1 | |
3 | Кто такой каллиграф? Экипировка. «По грибы, по ягоды» (обведение рисунков по контуру) | 1 | |
4 | Организация рабочего места. Необходимый материал. Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания. «Делай как я» (повторение заданных фигур, узора) | 1 | |
5 | Терминология. Понятия «Верхняя» «Нижняя граница» строки. «Узоры на стекле» (наклонные линии с закруглениями внизу и вверху) | 1 | |
6 | Ориентирование в тетради. Штриховка. «Юный строитель» (вертикальная штриховка) | 1 | |
Письмо элементов | 4 | ||
7 | Письмо элементов «Забавные мордашки» (рисование с использованием элементов букв). | 1 | |
8 | Письмо элементов. «В гостях у Винни-Пуха и Пятачка» (знакомство с элементом - наклонная палочка с петелькой) | 1 | |
9 | Письмо элементов. «Зимние забавы» (знакомство с элементами: овал и полуовал) | 1 | |
10 | Письмо элементов. «Умелые ручки» (лепка элементов букв, складывание букв) | 1 | |
Отрывное и безотрывное письмо. | 8 | ||
11 | Отрывное и безотрывное письмо. Строчные буквы первой группы – а, о, ю, в, е. Письмо по шаблону. Строчные буквы первой группы в каллиграфической фигурке «Щенок». | 1 | |
12 | Строчные буквы второй группы–и, ш, ц, щ, ч. Строчные буквы второй группы в каллиграфической фигурке «Замок». Написание слогов иш, щи, чи. | 1 | |
13 | Строчные буквы третьей группы–н, п, т, г. «Никита Кожемяка» (восстановление текста). | 1 | |
14 | Строчные буквы четвёртой группы – л, м, я, к. Строчные буквы четвѐртой группы в каллиграфической фигурке «Подводная лодка». Написание слов капля, клѐн, наша мама, челнок, теплица, гигант. | 1 | |
15 | Строчные буквы пятой группы–с, х, ж, э. Строчные буквы пятой группы в каллиграфической фигурке «Танк». Написание слов ситечко, жетон, этаж, хамелеон, хижина, этот птенец. | 1 | |
16 | Строчные буквы пятой группы–с, х, ж, э. «Жар-птица» (рисование с использованием элементов букв) | 1 | |
17 | Строчные буквы шестой группы с выносными элементами – б, в, д, з, р, у, ф. Письмо по шаблону. Строчные буквы шестой группы в каллиграфической фигурке «Паровозик». Написание небольших слов. Каллиграфическая фигурка «Щенок». | 1 | |
18 | Строчные буквы шестой группы с выносными элементами – б, в, д, з, р, у, ф. «Финист – ясный сокол» (дорожка с волшебными предметами) | 1 | |
Цифры и знаки | 4 | ||
19 | Цифры и знаки. Правила написания. Начало написания цифр, нажимы и завершение написания цифр. | 1 | |
20 | Цифры и знаки. Написание цифр и знаков в каллиграфической фигурке «Вертолѐтик». | 1 | |
21 | Цифры и знаки. «С Аладдином за волшебной лампой» (лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры) | 1 | |
22 | Цифры и знаки. Животные из цифр (соединение картинок по цифрам). | 1 | |
Соединение букв | 4 | ||
23 | Соединение букв. Особенности соединения строчных букв – д з р у ф э. «Этакий и хуже этакого» (текст с пропущенными буквами) | 1 | |
24 | В гостях у Айболита (сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э) | 1 | |
25 | Соединение букв. Волшебный клубочек (сравнительные характеристики элементов букв (Д, Ю, Ф, В, Б) | 1 | |
26 | Соединение букв. Эти странные буквы (сравнительные характеристики элементов букв Ы, Ь, Ъ) | 1 | |
Базовые элементы заглавных букв. Элементы заглавных букв. | 10 | ||
27 | Заглавные буквы первой группы – П Т Г Б Р В. Написание заглавных букв на строке. | 1 | |
28 | Заглавные буквы первой группы – П Т Г Б Р В. Незнайка в Солнечном городе (сравнительные характеристики элементов букв Г, Р, П, Т) | 1 | |
29 |
| 1 | |
30 |
| 1 | |
31 | Заглавные буквы третьей группы – И Ш Ц Щ У Ч. Ледяной город (сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ) | 1 | |
32 |
| 1 | |
33 | Заглавные буквы четвѐртой группы– Ж Х Э З СЕ. Веселый жук (сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж). | 1 | |
34 | Заглавные буквы четвѐртой группы– Ж Х Э З СЕ. Храбрый заяц (сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё) | 1 | |
35 | Заглавные буквы пятой группы –АЛ М Д Я. «Иван-Царевич» (сравнительные характеристики букв) | 1 | |
36 | Заглавные буквы пятой группы –АЛ М Д Я. Написание слов с заглавных букв. Учебный лист «Русский алфавит» | 1 | |
Декорирование в каллиграфии: - декоративные элементы в каллиграфии (росчерки, выносные элементы, виньетки); | 2 | ||
37 | Декорирование в каллиграфии: Презентация «Декоративные элементы в каллиграфии: росчерки, выносные элементы, виньетки» | 1 | |
38 | Декорирование в каллиграфии. Творческая работа «Буквы с животными». | 1 | |
Парадное письмо. «Пословицы и поговорки» | 4 | ||
39 | Парадное письмо. «Пословицы и поговорки». «По-щучьему велению» (запись пословицы по стрелкам) | 1 | |
40 | Парадное письмо. «Пословицы и поговорки». Пословица о сказках (лабиринт) | 1 | |
41 | Парадное письмо. «Пословицы и поговорки». «Времена года» (изображение пословицы в виде рисунка) | 1 | |
42 | Парадное письмо. «Пословицы и поговорки». Игра «Угадай пословицу» | 1 | |
Оформление работы. Выставочный вариант. (Паспарту, рамка, багет) | 2 | ||
43 | Презентация «Оформление работы. Паспарту, рамка, багет» | 1 | |
44 | Оформление работы. Выставочный вариант. (Паспарту, рамка, багет) | 1 | |
Русская вязь | 4 | ||
45 | Русская вязь. Презентация «История, правила и особенности письма». | 1 | |
46 | Русская вязь. Составление имѐн и коротких предложений в стиле русской вязи. | 1 | |
47 | Русская вязь. Буквицы в древних текстах. «Делай как я» (повторение заданного узора) | 1 | |
48 | Русская угловатая вязь. | 1 | |
Проекты «Каллиграфия как произведение искусства». | 4 | ||
49 | Презентация «Роль каллиграфии в жизни культурного общества» | 1 | |
50 | Проект. Написание текстов и оформление в паспарту. | 1 | |
51 | «Буква Я» (конструирование из пластилина) | 1 | |
52 | Проекты «Каллиграфия как произведение искусства». | 1 | |
Семейные мастерские «Творим вместе» | 6 | ||
53 | Семейные мастерские «Творим вместе». «Пригласительный на день рождения» | 1 | |
54 | Семейные мастерские «Творим вместе». «Поздравление с 8 Марта» | 1 | |
55 | Семейные мастерские «Творим вместе». «Моя фамилия» | 1 | |
56 | Семейные мастерские «Творим вместе». «Реклама» | 1 | |
57 | Семейные мастерские «Творим вместе». «Бирки для шоколада» | 1 | |
58 | Семейные мастерские «Творим вместе». Выставка работ. | 1 | |
Творческая мастерская. | 12 | ||
59 | Творческая мастерская. Написание букв славянского алфавита | 1 | |
60 | Творческая мастерская. Написание букв славянского алфавита. | 1 | |
61 | Творческая мастерская. Книжки - самоделки | 1 | |
62 | Творческая мастерская. Книжки - самоделки | 1 | |
63 | Творческая мастерская. Роспись макета дома из букв | 1 | |
64 | Творческая мастерская. Роспись макета дома из букв. | 1 | |
65 | Творческая мастерская. Открытки - поздравления | 1 | |
66 | Творческая мастерская. Открытки - поздравления | 1 | |
67 | Творческая мастерская. Создание бирок на любую тематику | 1 | |
68 | Творческая мастерская. Создание бирок для мыла ручной работы | 1 | |
69 | Творческая мастерская. Театральная афиша для спектакля | 1 | |
70 | Творческая мастерская. Театральная афиша для сказки | 1 | |
71 | Итоговый контроль. Итоговая аттестация | 1 | |
72 | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 |
1.4 СОДЕРЖАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
- Вводное занятие. Каллиграфия
Теория Знакомство с программой. Беседа-размышление «Что такое каллиграфия...» Правила поведения и техника безопасности. Оборудование рабочего места. Необходимые принадлежности. Посадка за столом. Положение корпуса и руки. Правила пользования карандашом, ручкой, пером. Правила обмакивания пера. Использование воды. Правила ухода за пишущими принадлежностями.(1 час)
Практика Первые пробные упражнения. Разминочные упражнения. Написание отдельных букв и знаков в произвольной форме. Входная диагностика.(1 час)
- Кто такой каллиграф? Экипировка
Организация рабочего места. Материалы и инструменты.
Теория Беседа «Каллиграф. Вчера и сегодня». Рассказ «Организация рабочего места. Материалы и инструменты каллиграфа».(1 час)
Практика Упражнения: Наклонные линии, крючки, молния, буква «О» (1 час)
- Терминология
Теория Терминология. Разметка и терминология строки (верхняя, средняя и нижняя линии строки, четверти, надстрочные и подстрочные линии, межстрочное пространство).
Терминология букв и знаков (спинки, головки, шейки, щѐчки, носики, ушки, ножки, пяточки, флажки букв). Штриховка. Разминочные упражнения. Владение карандашом и приѐмы разметки листа.(2 часа)
Практика Разминочные упражнения. Владение карандашом и приѐмы разметки листа.
- Письмо элементов
Теория Беседа о правилах письма короткой прямой наклонной линии. Правильном положении линии в рабочей строке и «ячейке».(1час)
Практика Упражнения на листах прописей, с отработкой верной посадки, удержания пишущего , соблюдение наклона в написании группы элементов. (3 часа)
5. Отрывное и безотрывное письмо. Строчные буквы
Теория Отрывное письмо как основа чистописания и каллиграфии. (2 часа)
Практика. Начало написания букв, нажимы и завершение написания букв. Написание букв в строке. (6 часов)
5.1. Строчные буквы первой группы – а о ю в е.
Практика Разминочное упражнение. Письмо по шаблону. Самостоятельное письмо. Строчные буквы первой группы в каллиграфической фигурке «Щенок». Написание слогов аю, ою, ею.(1 час)
5.2. Строчные буквы второй группы – и ш ц щ ч.
Практика Самостоятельная работа. Разминочные упражнения. Письмо по шаблону. Самостоятельное письмо. Строчные буквы второй группы в каллиграфической фигурке «Замок». Написание слогов иш, щи, чи.(1 час)
5.3. Строчные буквы третьей группы – н п т г.
Практика Самостоятельная работа. Разминочное упражнение. Письмо по шаблону. Строчные буквы третьей группы в каллиграфической фигурке «Каравелла». Написание слов ниша, птица, погон,наш папа, енот, юнга. (1 час)
5.4. Строчные буквы четвѐртой группы – л м я к.
Практика Самостоятельная работа. Разминочное упражнение. Письмо по шаблону. Самостоятельное письмо. Строчные буквы четвѐртой группы в каллиграфической фигурке «Подводная лодка». Написание слов капля, клѐн, наша мама, челнок, теплица, гигант.(1 час)
5.5. Строчные буквы пятой группы – с х ж э.
Практика Письмо по шаблону. Самостоятельное письмо. Строчные буквы пятой группы в каллиграфической фигурке «Танк». Написание слов ситечко, жетон, этаж, хамелеон, хижина, этот птенец.(1 час)
5.6. Строчные буквы шестой группы с выносными элементами б в д з р у ф.
Практика Самостоятельная работа. Разминочное упражнение. Письмо по шаблону. Строчные буквы шестой группы в каллиграфической фигурке «Паровозик». Написание небольших слов. Каллиграфическая фигурка «Щенок»(1 час)
6. Цифры и знаки
Теория Правила написания. Начало написания цифр, нажимы и завершение написания цифр.(1 час)
Практика Самостоятельная работа. Разминочное упражнение. Письмо по шаблону. Самостоятельное письмо. Написание цифр и знаков в каллиграфической фигурке «Вертолѐтик». Арифметические действия. (3 часа)
7. Соединение букв.
Теория Особенности соединения строчных букв – д з р у ф э.(1 час)
Практика Самостоятельная работа. Разминочное упражнение. Написание примеров соединения букв в строке: ур др фл эк уз зв ве ви вь въ вы.(3 часа)
8. Заглавные буквы.
Теория Начало написания, нажимы и завершение написания букв (2 часа)
8.1 Заглавные буквы первой группы–П Т Г Б Р В.
Практика. Самостоятельная работа. Разминочное упражнение. Написание заглавных букв на строке. Написание слов с заглавных букв. (1 час)
8.2. Заглавные буквы второй группы–К Н Ю О Ф.
Практика Самостоятельная работа. Разминочное упражнение. Написание заглавных букв на строке. Написание слов с заглавных букв. (1 час)
8.3. Заглавные буквы третьей группы–И Ш Ц Щ У Ч.
Практика Самостоятельная работа. Разминочное упражнение. Написание заглавных букв на строке. Написание слов с заглавных букв. Учебный лист «Русский алфавит»(2 час)
8.4. Заглавные буквы четвѐртой группы –Ж ХЭЗСЕ.
Практика Самостоятельная работа. Разминочное упражнение. Написание заглавных букв на строке. Написание слов с заглавных букв.(2 час)
8.5. Заглавные буквы пятой группы–А Л М Д Я.
Практика Самостоятельная работа. Разминочное упражнение. Написание заглавных букв н а строке. Написание слов с заглавных букв.Учебныйлист«Русский алфавит» (2 часа)
- ПОЛУГОДИЕ
9. Декорирование в каллиграфии:
-декоративные элементы в каллиграфии (росчерки, выносные элементы, виньетки);
- шрифтовая композиция (монограмма, буква - образ).(0,5 часов)
Теория Просмотр и обсуждение арт – объектов презентаций: «Декоративные элементы в каллиграфии (росчерки, выносные элементы, виньетка)», «Буквица. Вензель», «Иллюминированная буква с животными», «Буква - образ». «Монограмма».
Практика. Творческие работы
- «Виньетка» (написание карандашом, доработка гелиевой ручкой), «Буква с животными», «Монограмма» (1,5 часа)
10. Письмо. «Пословицы и поговорки»
Теория Обсуждение пословиц, обучение продумыванию оптимального композиционного решения. (1 час)
Практика Письмо на листах для пастели, разметка листа самостоятельно. Оформление композиционного решения. (3 часа)
- Оформление работы.
Теория Выставочный вариант. (Паспарту. Рамка. Багет)
Практика Подбор варианта паспарту, рамки, багета. Доработка ранее выполненной работы при необходимости. Законченный вариант оформления должен подчеркнуть красоту ранее выполненной работы. (2 часа).
12. Русская вязь.
Теория История, правила и особенности письма. Базовые примеры объединения букв.(0,5 часов)
Практика Составление имѐн и коротких предложений в стиле русской вязи.(3,5часа)
13. Проекты «Каллиграфия как произведение искусства»
Теория Каллиграфия как произведение искусства. Дискуссия, обсуждение роли каллиграфии в жизни культурного общества. Возможности использования полученных знаний в повседневной жизни.(1 час)
Практика. Написание текстов, по возможности и при наличии желания оформление в паспарту, рамку.(3 часа)
14. Семейные мастерские «Творим вместе»
Теория Обсуждение презентаций: «Пригласительный», «Поздравление».(2 часа)
Практика Творческие работы: «Пригласительный», «Поздравление».(4 часа)
15. Творческая мастерская.
Теория Написание букв славянского алфавита, умение заполнять пространство листа.(2 часа)
Практика Оформление книжки - самоделки, роспись макета дома из изученных элементов и букв, открытки – поздравления. (10 часов)
16. Итоговое занятие.
Теория Подведение итогов обучения. (1 час)
Практика Итоговая работа. Выдача работ, грамот учащимся. (1 час)
РАЗДЕЛ 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Занятия по программе проходят в форме учебных занятий, мастер-классов, семейных мастерских.
Методы и приемы, используемые на занятиях
- словесный: при объяснении нового материала и самостоятельной работе, через созерцание, диалог, беседу, любование объектами реального мира, с использованием поэтических и музыкальных фрагментов;
- наглядный: педагогический показ, демонстрация слайдов и видеоматериалов, репродукций и реальных объектов; восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения (пейзажей, портретов, архитектурных ансамблей, изделий народного искусства и т.д.);
- практический: выполнение упражнений, коротких тестов, дидактических упражнений и игр, самостоятельных творческих заданий и коллективных работ.
- частично-поисковый: получив задание, дети сами ищут пути его реализации, пользуясь ранее полученными знаниями, методической литературой и помощью педагога.
Особое внимание уделяется развитию интеллектуально-творческого потенциала, воображения, исследовательскому опыту самого ребёнка и дифференцированному подходу при освоении программы.
Процесс обучения, развития и воспитания по программе «Занимательная каллиграфия» строится на единстве активных, побуждающих к творчеству методах и приемах, с целью развития у детей творческого воображения и мышления.
В программе используются:
- различные техники и технологии, направленные на раскрепощение творческого потенциала ребенка, где он свободно экспериментирует с материалами и инструментами;
- логические задачи и задания с принципом симметрии «Нарисуй вторую половину рисунка»;
- тесты, направленные на развитие творческого мышления: «Необычное использование предметов»; «Словесные ассоциации»; «Эскизы»; «Спрятанная форма»; «Закончи рисунок».
- упражнения на ассоциации;
- тактильные ощущения и физические ассоциации, слуховые ассоциации. Для проведения занятий используются дидактические игры:
- «Дорисуй линии».
- «Угадай симметричное изображение».
- «Определи тень от предмета».
- «Найди отличия».
- «Пофантазируй над заданным пятном».
- «Знакомство».
- «Составь картинку».
- «Потрогай, вообрази, нарисуй и сделай в материале».
- Презентации: «История развития письменности», «Типы каллиграфии», «Шрифт и его виды», «Кириллица», «Первый алфавит», «Декоративные элементы в каллиграфии», «Буквица. Вензель», «Буква-образ»
Алгоритм учебного занятия
1 этап – организационный (подготовка детей к работе на занятии)
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2 этап – основной
Содержание этапа:
1) Усвоение новых знаний и способов действии - обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения, активизация познавательной деятельность учащихся.
2) Первичная проверка понимания - установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция, применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3) Закрепление знаний и способов действуй - применение тренировочных упражнений, заданий, выполняемые учащимися самостоятельно.
4) Обобщение и систематизация знаний - формирование целостного представления знаний по теме.
3 этап – итоговый, контрольный - выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция, анализ и оценка успешности достижения цели, и перспектива последующей работы, рефлексия занятия.
- Материально-техническое оснащение программы:
- Оборудованное помещение.
- Ноутбук.
- Столы-7шт.
- Стулья-14шт.
- Выставочные стенды–1шт.
- Доска учебная.
1. Материалы для работы - тушь, перья, карандаши, ручки, фломастер, капиллярные ручки, бумага и др..
2. Наглядные пособия и презентации по темам программы.
Оснащение учебного процесса:
1. Рабочие листы «Чистописание».
2. Рабочие листы «Каллиграфия».
3. Бумага для черчения формата А3, А4.
4. Бумага принтерная (120 гр.) с разметкой для выполнения упражнений.
5. Картон цветной формата А4; листы для пастели.
6. Перья для каллиграфии в ассортименте.
7. Тушь цветная во флаконах.
8. Подставка для туши с широким основанием.
9. Флакон для воды с широким основанием.
10. Салфетки для промокания и обтирания перьев.
11. Линейка
12. Персональные папки учащихся для каллиграфических и учебных работ.
2) Информационное обеспечение:
- аудио, видео, фото, интернет источники
3) Кадровое обеспечение: реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности объединения художественного направления.
2.2 Формы аттестации
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводится входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Входной контроль проводится при зачислении ребёнка в объединение в виде тестирования, по итогам которого можно выявить способности и наклонности детей, оценить их стартовый уровень.
Текущий контроль проводится по итогам освоения каждой темы в виде наблюдения педагога и практических работ.
Промежуточный контроль осуществляется в середине года обучения в форме выставки творческих работ.
Итоговый контроль – в конце первого года обучения, по итогам освоения образовательной программы, в форме практической работы (выставка работ)
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- Написание текстов;
- Информационная карта «Уровень освоения образовательной программы»;
-Анкетирование/тестирование
- Фото и видеозаписи итоговых занятий.
- Итоговые занятия.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка работ учащихся,
Формы и методы отслеживания
Анализ написанных текстов. Тестирование учащихся педагогом, наблюдение.
Средство фиксации результата
Работы учащихся. Наблюдения. Фото/видео съемка. Результаты тестов, конкурс, портфолио.
Оценочные материалы (приложение №2)
2.3 Воспитательные мероприятия
Воспитательный процесс включает в себя основные формы деятельности:
- сотрудничество с родителями;
- участие в делах и мероприятиях Учреждения;
- анкетирование, наблюдение, психолого-педагогические тренинги;
- беседы на тему «Нормы поведения», «Техника безопасности», правила поведения на улице с незнакомыми людьми, при переходе улицы и т. д.;
Работа по воспитательной деятельности делится по следующим разделам:
1. Психолого-педагогическое сопровождение;
2. Культурно-досуговой;
3. Работа с родителями.
Индивидуальная воспитательная работа в творческом объединении
Персональное взаимодействие педагога с каждым учащимся является обязательным условием успешности образовательного процесса.
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:
• Помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;
• Выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности учащегося;
• Формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
• Способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
• Развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
• Формирует у обучающегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов своей работы;
• Создает условия для развития творческих способностей обучающегося.
К тому же педагогу необходимо отслеживать организационные вопросы: как регулярно ребенок посещает занятия (в случае пропуска 2-3 занятий подряд необходимо сделать звонок домой, и уточнить причины), насколько он активен в учебном процессе и «вне учебных» мероприятиях, каковы его отношения с другими обучающимися. Но самое главное, в ходе индивидуальной работы с каждым учащимся педагог реализует и анализирует результаты процесса профессионального и социального воспитания.
Санитарно - гигиеническое обеспечение
Санитарно-гигиеническое обеспечение деятельности по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Маски» регламентируется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Сохранению и укреплению здоровья учащихся, предотвращению утомляемости, повышению работоспособности и результативности продуктивной творческой деятельности способствуют:
- температурный режим и освещение согласно установленных норм;
- проветривание учебного кабинета;
- предупреждение утомления детей;
- чередование видов деятельности;
- физкультминутки;
- правильная рабочая поза и осанка ребенка;
- соответствие мебели росту учащихся.
2.4. Список литературы
Список литературы используемой при составлении программы
- Ю. И. Аруцев, Л.Ю.Третьякова, Н.А.Головлева Дополнительные образовательные программы авторской школы Ю. И. Аруцева: «Русская каллиграфия и вязь», «Чистописание»:методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений/ 3 –е изд., перераб., и доп. – Ярославль: Филигрань, 2016. – 48 с.
- Аруцев Ю.И. Искусство монограммы /Ю. И. Аруцев.—Я рославль: Ремдер,2010.— 164 с.
- Аруцев Ю. И. Русское слово: каким оно может быть?/Ю. И. Аруцев.—Ярославль: Ремдер, 2013.— 68 с.
- Блажевская С. Е. Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле: путеводитель.—Северныйпаломник,2003.—128 с.
- Всѐ о технике: Каллиграфия. Незаменимый справочник для художников/пер.с исп. Е. В. Левшуна. — М.: АРТ-РОДНИК, 2009. — 144 с.
- Декоративные мотивы и орнаменты всех времѐн и стилей. –М.:АСТ:Астрель, 2010. — XIV. — 206 с., ил.
- Орнаменты и узоры всех времѐн, стран и народов.—М.:АСТ:Астрель,2010.— 264 с., ил.
- Маргарет Морган БУКВИЦЫ. Энциклопедия. Декоративная каллиграфия: альбом.–М.:АРТ-РОДНИК;2008.—256с.
- Семчанка П. А. Методика каллиграфа /П. А. Семчанка —Минск:Полымя,1993.— 207 с.
Список литературы для детей и родителей
1. Илюхина, В.А. Письмо с «секретом»//Начальная школа: научно- методический журнал. – 1999. - №9. – с.36.
2. Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах/ М.Р.Львов. – М.: Просвещение, 1987. – 383 с.
3. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учебное пособие для студентов пед. институтов./М.Р.Львов – М.: Просвещение, 1998. – 240 с.
4. Мельникова С. С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки//Начальная школа: научно-методический журнал. – 1994. - №8. С.43.
Интернет-ресурс:
- https://vk.com/arutcev_shkolacalligrafy
- https://www.calligraphy-museum.com/
- http://starove.ru/izbran/starye-propisi-sovetskie-uchebniki-arifmetika-skachat-kulturu-besplatno/
Приложение №1
Оценочные материалы
Критерии | Степень освоения программы | ||
Творческий уровень | Прикладной уровень | Общекультурныйуровень | |
Личностныйрезультат,методдиагностики-наблюдение | |||
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разныхсоциальных ситуациях. | Легко вступает в контакт, появляется положительнаяреакция на «непохожесть» участников взаимодействия, умеет полно и ясно выражать свои мысли в разных социальных ситуациях | Умеетдействоватьс учетом позиции другого и согласовывать свои действия, но часто полагается на помощь педагога. | Включается в совместную деятельность,если она интересна на данный момент. |
Метапредметныерезультаты,методдиагностики-наблюдение | |||
Умение контролировать и оценивать свои действия, оценивать правильность выполнения действийдругими, вносить необходимые коррективы | В процессе выполнения заданийсамостоятельно оцениваетправильность выполнения познавательнойзадачии имеющиеся возможности ее достижения. | Выполняет индивидуальные заданиявпарах,в группах, но нуждается в постоянном контроле. | Неохотновыполняет задания, мало участвует в работе |
Умение распознаватьзвуки, соотношение звуков и букв, слова, речь(устную и письменную) | Различает на слух похожие звуки, правильносоотносит звуки и буквы | Различает на слух похожие звуки, правильносоотносит звуки и буквы, но нуждается в помощи педагога | Испытывает трудности с распознаванием и соотношениемзвуков и букв |
Уровень освоение программы | более80% | 61-80% | до60% |
Предметныерезультаты,методдиагностики-наблюдение |
Тексты для списывания, тексты(диктант). Оценочные материалы:
п/ № | Критерий | Уровень обучаемости | ||
общекультурный | прикладной | творческий | ||
1 | Соблюдение размеров рабочей строки | все элементы букв надо доводить до верхней и нижней линейки рабочей строки; при переходе к письму в тетради в широкую линейку-соблюдать рабочую строку на основе “чувства строки” | ||
2 | Соблюдение правильного и единообразногоугла наклона при письме | Тетрадь должна лежать с наклоном; все линии надо вести прямо на центр груди; проверить наклоны можно по косымлинейкамв тетради | ||
3 | Соблюдение одинаковых интервалов между письменнымизнаками | расстояние между элементами, буквами на строке, между словами в предложении должно равняться примерно букве и строчной; ширина букв должна быть одинаковой, равной ширине буквы и; буквы т, м, ф, ш, ,щшире и в полтора раз | ||
4 | Соединение элементоввбукве, букв в слове | Должно производиться по алгоритму трех видов соединения (верхнее, нижнее, средне - плавное) | ||
5 | Письмо буквенных комплексов и слов должнобытьплавным, связным | надо знать начальную точку для письма каждого элемента, чтобы безотрывно писать целую букву (подготовительный класс); надо знать начальную точку для письма каждой буквы, чтобы безотрывно писать две-три буквы (2-й класс); более 3 (3-4 класс) останавливаться можно лишь в начальной точке. | ||
6 | Писать без напряжения | При письме линий вниз рука напрягается-считаем:1,2,3;при письме линий в сторону-вверх рука расслабляется-считаем: 1, 2,3 | ||
7 | Писать надо быстро | Чтобы научиться писать быстро, нужно соблюдать правила 5 и 6. | ||
8 | Писать красиво | на протяжении всего обучения письму вырабатываются критерии красивого письма: чисто, без помарок, четко, по правилам 1-7 и т.д.). | ||
Критерий оценки | до60% | 61-80% | 81-100% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения
Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...
Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень
Пояснительная записка. В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...
программа Детского оздоровительного лагеря "Город детских сердец"
в данной программе воспитанники детского лагеря строят свой город из подручного материала...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Каллиграфия и здоровье"
рабочая программ а внеурочной деятельности "Каллиграфия и здоровье"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ» Тип программы: модифицированная. Срок реализации: 3 года.
Программа рассчитана на 4 часа внеделю (за год 144 часа)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ» Тип программы: модифицированная Срок реализации: 3 года. Календарно-тематическое планирование.
Планирование составлено на 2 года обучения.(144 часа в год)....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) детского творческого объединения «Экодизайн»
Программа детского творческого объединения "Экодизайн"...