Урок 6 класс биология "Строение семени"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Урок по биологии "Строение семени"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryazhnikova_n.s._opisanie_uroka.docx | 186.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 5
Формат описания урока
- Фамилия, имя, отчество автора Пряжникова Наталья Сергеевна
- Место работы Саянский район Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Тинская основная общеобразовательная школа
- Должность учитель
- Класс 6
- Предмет биология
Тема урока «Строение семян» Л.р. №: 2 «Строение семян однодольных и двудольных растений»
- Место урока в теме и в программе по предмету[1] Данный урок является первым в теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» и 16-м в курсе биологии 6 класса. Изучена тема «Жизнедеятельность организмов». На уроке будет изучено строение семян однодольных и двудольных растений, обучающиеся начнут оформлять практическую работу.
- Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса[2]
Семя – это будущая жизнь. Как вы считаете, верно ли это высказывание?
- Цель[3] (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:
знать:
- Разнообразие семян
- Особенности строения семян однодольных и двудольных растений
уметь (сможет продемонстрировать):
- характеризовать строение семян
- приводить примеры однодольных и двудольных семян.
- Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запанированных результатов[4]: самостоятельная работа в тестовой форме, лабораторная работа
Заявка на оценку: планирование учащимися оценки, фиксирование её на полях в тетради.
Правильные ответы: 1-1 |
Фамилия, имя | +/- |
|
1. Генеративный орган размножения растений, развивающийся внутри плода 1) семя |
|
|
2. Снаружи семя покрыто 1) эндоспермом |
|
|
3. Эндосперм — это 1) зародыш семени |
|
|
4. На рисунке эндосперм обозначен буквой 1) а 5. Из семядолей, стебелька, корешка и почечки состоит 1) эндосперм 6. Основные функции плода 1) защита семян |
|
|
оценка |
|
- Организационно-педагогические условия проведения урока[5]
Урок начинается с прочтения стихотворения учителем и загадок.
У меня в руке будущая жизнь
Будущий побег и могучий корень.
Дружно прорастут они в глубину и ввысь,
Лишь вода дождей землю всю напоит.
А пока гостит осень на дворе,
А пока зима вьюгою все воет
Спит и дышит жизнь у меня в руке
Будущий побег и могучий корень.
А сейчас отгадайте загадку и определите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Лежало я на свету,
Просилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы вырваться на свет!
(Семя)
*****
Их в землю теплую сажай,
Корми их понемножку —
И соберешь ты урожай:
Морковь, редис, картошку…
(Семена)
Обучающиеся выдвигают свои предположения.
На этапе мотивации учащимся предлагается вопрос: Семя – это будущая жизнь. Как вы считаете, верно ли это высказывание? Учащиеся высказывают свое мнение и приходят к выводу, что да, т.к. из семени зарождается будущая жизнь, тем самым определяя тему урока.
На следующем этапе перед учениками ставится вопрос: А что вы знаете, о семени? (Ответы обучающихся (Может иметь разные размеры, цвета, формы, находятся в плоде, могут привести примеры семян)
А что бы хотели еще узнать или может чему научиться? Давайте мы с вами сформулируем цели урока. Ребята высказывают цели урока, обсуждаем и правильно формулируем их.
1.изучить строение семян
2.разобраться все ли семена одинаковы по строению
3. запомнить на какие группы делят растения по строению семян
На этапе первичного усвоения знаний учащиеся работают с учебником и дают определение понятию Семя, записывают его в тетрадь. После этого на доске записывается слово Семя и обучающимся предлагается заполнить кластер по строению семени, используя материал учебника. Совместно заполняют кластер о строении семени (семенная кожура, зародыш ( почечка, стебелек, семядоли, зародышевый корешок)).
Записывают определение из учебника зародыша и семядолей
Каковы особенности строения семян?
Изучают информацию в учебнике на стр. 158-159 и дополняют схему (семена: однодольные, двудольные)
На этапе первичного закрепления индивидуально учащиеся самостоятельно выполняют задание (Приложение 1), проводят проверку и выставляют отметки.
На доске таблица (1 столбик – однодольные, 2 – двудольные, у обучающихся на партах карточки с изображением растений. Определить, какие из них относятся к однодольным, какие к двудольным и приклеить в таблицу)
Можем ли мы рассмотреть на практике строение однодольных и двудольных растений?
Отвечают на вопрос (Да, можно с помощью лупы рассмотреть строение семян)
Учащиеся выполняют лабораторную работу «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений на примере семени фасоли и пшеницы». (учебник стр. 159)
Рассматривают оборудование, знакомятся с инструкцией, вспоминают ТБ (Приложение 2)
Результаты работы вы заносите в бланк (Приложение 3)
На столах бланки, рабочие карты, необходимое оборудование (лупы) и материалы для работы (семена фасоли и пшеницы). Учитель на этом этапе осуществляет консультативную работу.
Далее, обсудить с обучающимися достигнута ли цель, поставленная в начале урока, выставить оценки в соответствии с критериями оценивания.
Домашнее задание §38 Ответить на вопрос: «Какова биологическая роль семени в жизни цветкового растения?»
- Перечень дидактических материалов[6]
- Тест (Приложение 1)
- Инструкция (бланк выполнения работы) ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «СТРОЕНИЕ СЕМЕНИ» (приложение 2)
- Инструкция по технике безопасности (приложение 3)
- Оснащение урока[7] семена фасоли и пшеницы (сухие и размоченные), лупа, пинцет, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал (карточки), рабочие листы
Тест Приложение 1
Фамилия, имя | +/- |
|
1. Генеративный орган размножения растений, развивающийся внутри плода 1) семя |
|
|
2. Снаружи семя покрыто 1) эндоспермом |
|
|
3. Эндосперм — это 1) зародыш семени |
|
|
4. На рисунке эндосперм обозначен буквой 1) а 5. Из семядолей, стебелька, корешка и почечки состоит 1) эндосперм 6. Основные функции плода 1) защита семян |
|
|
оценка |
|
Инструкция (бланк выполнения работы) Приложение 2
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «СТРОЕНИЕ СЕМЕНИ»
Цель: изучить строение семян однодольного и двудольного растения
Оборудование: сухие и намоченные семена фасоли, пшеницы; лупа, пинцет.
ХОД РАБОТЫ
Изучение строения семени фасоли
1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму.
2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик (место прикрепления семени к семяножке). Над ним находится маленькое отверстие – семявход (он хорошо заметен у набухшего семени). Через него в семя проникают воздух и вода.
3. Снимите блестящую плотную кожуру фасоли. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевый корешок, стебелек и почечку.
4. В какой части семени фасоли находятся питательные вещества?
Подпишите части семени фасоли на рисунке .
1. Рассмотрите семядоли – в них находятся запасные питательные вещества.
2. Сделайте вывод о строении семени фасоли, используя слова для справок.
ВЫВОД:
1. Семя фасоли состоит из …………………….. и ………………...
………………состоит из……………….., ……………………, …………………….,
…………………………………..
2. Растения, зародыш семени которых состоит из 2-х семядолей -
…………………………
Слова для справок: стебелек, почечка, зародыш, корешок, кожура, семядоли, двудольные, зародыш.
Изучение строения зерновки пшеницы.
1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.
2. Пинцетом попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно.
3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм (запасающая ткань) и зародыш (корешок, стебелек с почечкой и семядолю).
4. Подпишите части семени на рисунке.
Сделайте вывод о строении зерновки пшеницы, используя слова для справок.
ВЫВОД:
1. Зерновка пшеницы имеет снаружи ……….. оболочку, которая плотно ……………..с кожурой семени; внутри зерновки одно семя, состоящее из ………… …..и……………..
………………….состоит из ……………., ………………………..,
………………………, …………………….
2. Растения, зародыш семени которых состоит из одной семядоли - ………………………..
Слова для справок: плодовая, срослась, зародыш, эндосперм, зародыш,
семядоля, корешок, однодольные, стебелек, почечка.
Инструкция по технике безопасности. Приложение 3
1.Работать за столом аккуратно.
2.Не делать резких движений.
3.Осторожно пользоваться инструментом
4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
Урок "От худого семени не жди доброго племени", 11 класс
Изучение темы "Размножение и развитие организмов" по программе УМК И.Н. Пономаревой в 11 классе завершается уроком на тему "Влияние алкоголя, табакокурения и наркотических веществ на развитие зародыша...
Презентация к уроку алгебры в 10 классе по теме:"Определение синуса, косинуса, тангенса", выполненная учеником 10 класса Шуруповым Семеном.
Презентация носит обучающий характер. Данная тема имеет важное значение при сдачи ЕГЭ....
Презентация к уроку алгебры в 10 классе по теме:"Определение синуса, косинуса, тангенса", выполненная учеником 10 класса Шуруповым Семеном.
Презентация носит обучающий характер. Данная тема имеет важное значение при сдачи ЕГЭ,...
Презентация к уроку "Голосеменные -высшие семенные растения"
Презентация к уроку "Голосеменные -высшие семенные растения" (Учебник Т.С.Сухова, Т.А.Дмитриева)...
К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc
Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...