Урок "От худого семени не жди доброго племени", 11 класс
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

Чукарина Наталья Николаевна

Изучение темы "Размножение и развитие организмов" по программе УМК И.Н. Пономаревой в 11 классе завершается уроком на тему "Влияние алкоголя, табакокурения и наркотических веществ на развитие зародыша человека". Данная разработка урока  направлена на осознание обучающимися  ценности здорового и безопасного образа жизни не только для себя, но и для своих будущих детей,  ответственного поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_vliyanie_narkotich.veshchestv_ot_hudogo_semeni.docx47.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «От худого семени не жди доброго племени»

или

«Влияние  алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша человека»

11 класс

Цель урока: создать условия для осознания обучающимися  ценности здорового и безопасного образа жизни не только для себя, но и для своих будущих детей.

 Задачи:

Конкретизировать знания об эмбриональном развитии организмов на примере развития человека.

Определить критические периоды эмбрионального развития  человека.

Знать причины нарушения развития организма человека, его репродуктивного здоровья.

Доказать, патологическое влияние  негативных факторов жизни человека, как употребление наркотических веществ, алкоголя и  табакокурение, на внутриутробное  развитие  человека.

Формировать у учащихся установки на здоровый образ жизни в сфере репродуктивного здоровья.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

учащиеся  знакомятся с негативным влиянием вредных привычек на развитие человека, учатся объяснять опасность табакокурения, употребления алкогольных и наркотических веществ для индивидуального развития и здоровья человека.

Метапредметные: учащиеся учатся работать с различными источниками информации, находить информацию о негативном влиянии вредных привычек на развитие человека в научно-популярной литературе, справочниках, словарях, Интернете,  интерпретировать ее.

Личностные: учащиеся осознают ценность здорового и безопасного образа жизни.

Деятельность учащихся:

«Мозговой штурм», беседа, тестирование в интерактивном режиме, анализ текстов  дополнительных источников, сотрудничество при обсуждении в группах, дискуссия,  проектная деятельность.

Оборудование:

медиапроектор, компьютер, интерактивная доска, система голосования «Вотум», медиапрезентация, магнитная доска, маркеры, ватманы, бутылка с соской.

Тип урока: применение и совершенствование знаний

Вид урока: комбинированный

Форма проведения: классно-урочный урок

Литература:

1. А.И. Брусиловский «Жизнь до рождения»- М.: Росмэн, 1991

2. О. Ф. Выхристюк, Г. А. Самсыгина Проблемы хронической патологии в детском возрасте и демографическая ситуация
РГМУ, кафедра детских болезней педиатрического факультета №1, М.:,2004 год

3. Пузяка.ру - сайт и форум про беременность и роды

4. Руководство по амбулаторной поликлинической помощи в акушерстве и гинекологии  под редакцией В.И. Кулакова М.: -Асмон,2007

                                        Структура урока

I. оргмомент («мозговой штурм», определение цели урока в ходе обсуждения)

II. Актуализация знаний о стадиях развития зародыша человека.

    Определение цели данного этапа урока и критериев результативности деятельности учащихся 

Работа с терминами (дифференцированное задание)

-составление схем «Стадии онтогенеза», «Зародышевые листки»  и т.д., -тестирование  по системе «Вотум».

Анализ

    III.  Изучение нового материала

Определение цели данного этапа урока и критериев результативности деятельности учащихся.

3.1 Проблемы  роста алкоголизма, наркомании табакокурения (телетайп слайд)

 Работа в малых  группах по заданиям (технология сотрудничества)

Определение цели данного этапа урока и критериев результативности деятельности учащихся.

Обсуждение

Рефлексия

Что я делаю лично для своего здоровья, а значит и для здоровья моих будущих детей?

Домашнее задание:    выполнить творческий проект: социальная  реклама малых форм -листовка в ликеро-водочный отдел, женскую консультацию, используя компьютерные технологии.

6..Итоги урока

                                         Конспект урока

Оргмомент

         Здравствуйте, друзья!

                                   

    Мы живем в стремительное и информационно-беспокойное время. Теле- и радионовости постоянно сообщают нам  о новых природных катаклизмах, экономических кризисах, политических реформах, происходящих в мире. Но для большинства из нас  эти новости - лишь фон для приема пищи, уборки  квартиры и т.п.. Я же  хочу привлечь ваше внимание к своей новостной ленте. Тревожные новости, касающиеся каждого из нас, а особенно вас, молодое поколение…

 ( демонстрация слайдов с фото и статистическими данными)).

 Слайд 1.

Слайд 2.

Раздался голос старого горшка:

«Они кричат – кривы мои бока.

Они кричат, что я –

 Смешной урод»…

  Что ж, дрогнула горшечника рука? Омар Хайям

   (Слад № 3-13)   Музыка тревожная 

                (Текст слайдов)

Ежегодно в мире рождаются 1.5 миллиона детей с тяжелыми наследственными  болезнями.

Хромосомные мутации - у 19-22 детей на 1000 новорожденных

В России   17 тысяч детей  ежегодно умирает в возрасте до года.

 Уровни смертности юного поколения в России в 24 раза выше, чем в экономически развитых   странах.

   По комплексу медицинских и психолого-педагогических критериев 30-50% детей шести лет не готовы к школьному обучению.

   Только 20% юношей призывного возраста полностью соответствуют международным стандартам для службы в армии.

Частота врожденных пороков сердца составляет 3-8 на 1000 новорожденных, при этом в России сегодня 80% детей не получают необходимого хирургического лечения.

 В России с 1999  по 2005 годы  произошло увеличение частоты врожденных аномалий и хромосомных  нарушений у новорожденных с 18,8  до 29,9  детей на тысячу новорожденных , или в  1,6 раза.

Сегодня наблюдается рост числа детей с врожденными и наследственными болезнями почек: в нефрологическом стационаре до 20% больных.

( «Мозговой штурм») Продолжить показ этих новостей?

ВОПРОС:  Почему? Что чувствовали вы при просмотре  этих слайдов? О чем думали?

  Так почему же «дрогнула горшечника рука»? Различают патологии врожденные и наследственные. В  чем, по-вашему мнению,  причина роста  всех видов патологий развития человека?

          (Возможные ответы:  состояние окружающей среды, наследственность, образ жизни человека, мутации)

Вырисовывание на доске схемы по предложенным учащимися факторам:

Эмбрион –экологические факторы( радиация, химические

                                     вещества, магнитные поля),

                   социальные   факторы (образ жизни: питание, вредные

                                   привычки, условия труда и быта)

                   биологические факторы( наследственность, возбудители

                             болезней)

Слайд 15 .

Специалисты же выделяют следующие 3 фактора  воздействия на формирование плода: (физические : вибрация, механические воздействия),

биологические (вирусы, бактерии), химические (наркотики, алкоголь, лекарства, никотин).

ВОПРОС: Какой из предложенных ранее  факторов, по-вашему мнению,  принимает  черты эпидемии  и   наносит будущему России наиболее сокрушительный удар? или В чем причина большинства врожденных патологий?

     Возможные ответы: (социальный фактор или алкоголизм, наркомания и табакокурение).

СЛАЙД 16 

    Тему завершающего урока в разделе «Размножение и развитие организмов» я сформулировала как «От худого семени не жди доброго племени». Как вы думаете, о чем пойдет речь? Как бы вы сформулировали тему урока, учитывая ранее указанные причины патологий? («Влияние никотина, алкоголя и наркотических веществ на развитие зародыша человека»).

 

     Тема злободневная,  деликатная, можно сказать интимная, но о которой в создавшихся  условиях нашего общества нельзя и молчать.

   ВОПРОС.   С какой целью  мы будем изучать  эту тему: (возможные ответы): узнать  в чем вред этих веществ на зародыш, какие последствия для развития зародыша имеет употребление этих веществ будущими родителями, в какие стадии развития зародыша влияние этих веществ наиболее губительно?

    ВОПРОС,   Получается, что  вас волнуют лишь свидетельства этих патологий ?

Ответ:  Как себя вести, чтобы предотвратить эти патологии? Что надо делать  для повышения ответственности  будущих родителей? 

СЛАД 17  Итак,  цель нашего занятия: осознание ценности здорового и безопасного образа жизни не только для себя, но и для своих будущих детей.

Актуализация знаний о стадиях развития зародыша человека

Цель : актуализировать имеющиеся знания по развитию организмов в целом.

   

    Прежде чем, мы перейдем к изучению особенностей эмбрионального развития человека и факторов, влияющих на него,  проверим владение вами информацией об особенностях  индивидуального развития организмов , в частности эмбрионального развития. Для этого одна группа   учащихся осуществит контроль усвоения  биологических понятий  с помощью  системы голосования «Вотум». Другая группа учащихся  составит из указанных понятий  схемы и кластеры.

(тест из 10 заданий). Критерии оценивания  автоматически в баллах.

 Критерии оценки схемы: количество (НЕ МЕНЕЕ 3), иерархичность, логичность и правильность.

СЛАЙД 18. А)   работа с понятиями  

Бластула--                             Прямое развитие            Мезодерма-

Онтогенез-                             Дробление-                Зародышевый листок-

Эктодерма-                            Органогенез-                   Гаструла-

Нейрула-                                Репродукция-       Постэмбриональный период-

Эмбриональный период-        гаструляция -            развитие с метаморфозом

Зигота                                    энтодерма                      гистогенез

Анализ схем и ответов

Изучение нового материала о влиянии веществ

Цель этапа:  доказать,  что нездоровый образ жизни будущих родителей  оказывает  патологическое влияние на  развитие  зародыша человека.

Поиск доказательств вы проведете , работая в малых группах.

. Работа в малых  группах по заданиям

Используя дополнительную  научно-популярную литературу, свои знания, полученные в результате выполнения опережающего задания,

в группе проработать следующие вопросы и презентовать ответ в виде опорного конспекта,  схемы, графика, таблицы или

Критериями эффективности авшей работы в группе будут аргументированность ваших ответов, включенность в деятельность каждого члена группы.

Класс разбит на три группы, деятельность с использованием элементов технологии сотрудничества и критического мышления.

Группы:  А ( алкоголь)  (………)

                К (курение)     (…….)

                Н  (наркотики)  (……….)

 ( Правила работы в группе и предложенным раздаточным материалом.)

СЛАЙД 19

  

1 группа

Задания:

1.Уточните особенности внутриутробного  периода развития человека.

Специалисты  выделяют несколько так называемых критических  периодов в эмбриональном  развитии человека, в разных источниках – по-разному.  Сколько бы критических  периодов развития  выделили  вы, в какие сроки беременности и почему? Какой период  специалисты называют временем максимальной ранимости зародыша?  

Докажите,  что употребление алкоголя родителями оказывает  патологическое влияние на  развитие  зародыша человека?

Презентовать ответ в виде опорного конспекта,  схемы, графика, таблицы или…

2 группа

Задания:

1. Уточнить особенности эмбрионального периода человека.

2. Специалисты  выделяют несколько так называемых критических  периодов в развитии эмбриона человека, в разных источниках – по-разному.  Сколько бы критических  периодов развития  выделили  вы , в какие сроки беременности и почему? Какой период  специалисты называют временем максимальной ранимости зародыша?  

Докажите,  что табакокурение  родителей оказывает  патологическое влияние на  развитие  зародыша человека?

Презентовать ответ в виде опорного конспекта,  схемы, графика, таблицы или…

                                    3 группа

Задания:

1. Уточните особенности эмбрионального периода человека

2. Специалисты  выделяют несколько так называемых критических  периодов в эмбриональном  развитии человека, в разных источниках – по-разному.  Что такое критический период развития, сколько бы критических  периодов выделили  вы, в какие сроки беременности и почему? Какой период  специалисты называют временем максимальной ранимости зародыша?  

3.Докажите,  что употребление наркотических веществ родителями оказывает  патологическое влияние на  развитие  зародыша человека? Что такое врожденные болезни?

4. Презентовать ответ в виде опорного конспекта,  схемы, графика, таблицы или…

3.4.Обсуждение  

1.  Слайд 20-21 В эмбриональном развитии зародыша вида Человек разумный есть свои особенности развитии( по срокам периодов, наличие имплантации, плаценты, плодного период, настоящий эмбриональный период-8 недель, далее –плодный.)

Далее слайд 22-23.

В организме человека - в прогенезе, эмбриогенезе, в процессе формирования системы мать – плод, в поснатальный период существуют критические периоды.

овогенез и сперматогенез,

оплодотворение,

 имплантация (7-8 сутки эмбриогенеза) ,

развитие осевых органов, и формирование плаценты (3-8 неделя эмбриогенеза),

 период усиленного развития головного мозга (15-20 неделя)

  формирования основных систем организма, в том числе полового аппарата (20-24 неделя развития),

рождение,

период новорожденности до 1 года

 половое созревание с 11 до 16 лет.

Обсуждение 2 и 3 вопросов.

2. Группы доказывают наличие определенного количества  критических  периодов развития. Обсуждение  проходит в форме дискуссии. Например,  ( одна группа в ходе урока предложила наличие  - 2 критических периодов ( как в тексте №1, другая-3, 3-ья группа –весь период беременности и даже гаметогенез и поснатальный период считает критическим периодом) , аргументы в доказательство.

Обсуждение 3 вопросов

                                                 

 Статистические иллюстрации:

Слайд  24-26

42% женщин принимают алкоголь во время беременности,

12 % - злоупотребляют.

Ежегодно 4,3% детей рождаются с фетальным алкогольным синдромом (ФАС)

Слад 27-29

Наркомания в   России распространяется угрожающими темпами. За последние пять лет количество наркоманов в стране возросло примерно в 3,5 раза. Уже в следующем году их может стать 3 млн. человек. С учетом возраста большинства наркоманов (13–25 лет) под угрозой оказывается фактически треть нового поколения страны.

За последние десять лет число смертей от употребления наркотиков выросла среди детей                           в 42 раза!

11%  женщин принимают наркотики в состоянии беременности.

95% детей рождается с абстинентным синдромом.

Слайд 30=31

В 14 лет курит 38% девушек,

К 18 годам курит 75% девушек.

Доля курящих беременных -23%

 Дополнительные вопросы для  обсуждения:   

-Какие особенности обеспечивают зародышу человека защиту от негативных воздействий среды? (плацента, но она не является барьером для тяжелых металлов, никотина, героина, ВИЧ)

-Процесс развитие зародыша определяется только образом жизни  матери ребенка?

-Процесс образования и развитие мужской гаметы длится 780 дней, какие рекомендации, исходя из этого, какую бы рекомендацию  дали бы вы будущему папе, желающему иметь здорового ребенка?

-Женские гаметы закладываются еще при внутриутробном развитии будущей девочки, как исходя из этого, объяснить опасность алкоголизма матери для будущего репродуктивного здоровья ее дочки?

Какова же была цель  изучения нового материала»….., сделаем выводы .

Выводы:

Во внутриутробном развитии человека существуют несколько критических периодов.

Негативный образ жизни будущих родителей –причина многих врожденных патологий развития ребенка..(«волчья пасть», «заячья губа», водянка  мозга, абстенентный синром, алкогольный синдром, внезапная смерть новорожденных. нарушения нервной системы (агрессивность, ЗПР, недержание мочи и т.д.и т.п.)

Рефлексия. 

А сейчас я хочу   прочитать  теплое  лирическое стихотворение Н. Горленко, подумайте, каким вопросом озадачен автор?

Слайд 32.

Мой росточек нежный-нежный,
Мой цветочек белоснежный!
Как мне быть, чтоб не нарушить
Хрупкий сон твой безмятежный?

Как мне жить, чтобы в потоке
Бурь, страстей, потерь горючих
Сохранить твои истоки,
Уберечь от слез от жгучих?

Чтоб в назначенное время
Крик твой, Землю оглашая,
Звонким был бы,
Жизни бремя,
Жизни чудо предвкушая!                          Н.Горленко)


Так как же жить , чтобы  сохранить  истоки, уберечь  зародившуюся жизнь– это один из  вопросов,  интересовавших вас в начале урока.  
Как предотвратить негативные воздействие вредных веществ на развитие эмбриона человека? Что надо делать  для повышения ответственности  будущих родителей?

(Обсуждение)

Ответ: быть ответственностым за свое здоровье и здоровье  будущего поколения, вести здоровый образ жизни. 

Мы,  взрослые, очень переживаем за ваше будущее, посоветуйте,  что нам делать сейчас  для воспитания  у вас ценностного отношения к своему здоровью с позиции  будущих родителей?? ( Быть примером, вести самим здоровый образ жизни, быть ответственными за жизнь других)

Рефлексия

     Что лично каждый из вас делает  для собственного здоровья, а значит и для здоровья   будущих детей?  На листочках  напишите  свои действия по здоровому образу жизни

  «Копилка здоровья моих будущих сыночков и крошечек дочек»:

  ( бутылочку с соской положить их и огласить)

Возможные ответы :

 Веду  здоровый образ жизни : не курю.

Не употребляю наркотические средства,

Не употребляю алкогольные  напитки.

Не загрязняю окружающую среду,

Занимаюсь энергосбережением

 Занимаюсь волейболом, Баскетболом,

Танцами,

Употребляю продукты, выращенные на своем подворье,

Провожу много времени на свежем воздухе, занимаюсь охотой, выгуливаю собак.

Мои родители не курили и не употребляли алкогольных напитков( наследственность) и т.д.

….изменить

 Учитель:   ценность вашего здоровья важна не только лично для вас. Ваше здоровье- это фундамент  здоровья  ваших будущих детей. Какой образ жизни вы ведете сейчас  и будете вести во многом определит их будущее. В эту копилку вы вложили кирпичики этого фундамента, конечно же, оно определяется  многими факторами, к этому мы вернемся еще при изучении  темы о наследственных болезнях. Тогда мы снова  проверим-  приросла ли  копилка здоровья ваших будущих деток, или, к сожалению, уже что-то утрачено.

………

  Слайд 33                                                                                      

V. Итоги урока: Т.о.  Оценки вам выставлены автоматически вовремя тестирования,  работа в группах …..Самую главную оценку  нашей деятельности на уроке вам поставит сама жизнь, ваши будущие дети.

Слайд 34 .Домашнее задание: 

   Вы -активная и деятельная часть молодежи. Часто  общественность  средствами социальной рекламы пытается от чего-то предостеречь,   заставить задуматься над своим поведением. Предлагаю вам создать рекламную продукцию, используя полученную вами на уроке информацию  о  влияние вредных привычек на развитие человека.  Это может быть буклет-памятка будущей маме,  листовка в ликеро-водочный или табачный отдел магазина.

МУЗЫКА О ЛЮБВИ

 Слайд 35-37.

  Надеюсь, что знания о формировании организма на самых ранних этапах его развития помогут вам в дальнейшем избежать трагических ошибок и создать счастливую семью.

Мы-  источник веселья и скорби рудник.

Мы - вместилище скверны и и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир, многолик.

Он ничтожен и все же – безмерно велик         Омар Хайям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "спеши творить добро" 9 класс

Открытое мероприятиеклассный час  «Спеши творить добро!» «Спешите делать добрые дела Добро посеянное Вами Плодами на Земле взойдёт И мир наш станет лучше и добрее».У человека есть два в...

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Жить по законам добра..." (5 класс)

Конспект открытого урока "Жить по законам добра..." (по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне о и семи богатырях") разработан в соответствии с новыми стандартами ФГОС и включает в себ...

Классный час "Добро" (5 класс)

1. Мы с вами живём дружной, большой семьёй 2 месяца. О каждом из вас я знаю многое – маленькие секретики, проявление качеств характера, где родились, где воспитывались. А вы обо мне ничего не зн...

План-конспект урока ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме «Зачем творить добро?» 4 класс

Тема урока: «Зачем творить добро?»Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра; сформировать п...

Социальный проект "Доброе дело класса"

Этот материал мог бы помочь моим коллегам в создании презентации для защиты своего социального проекта. Здесь наглядно отражены все необходимые этапы проектной деятельности: от актуализации проблемы д...

Презентация к уроку " Царство Растений. Строение семени покрытосеменных растений" для 6 класса

Презентация к уроку состоит из двух частей. Дело в том, что Царство растений по УМК Пасечника подробно изучается в 5 классе. А физиология и анатомия растений  - в 6 классе. Чтобы подвести к изуче...