Строение клетки урок в 5 классе по ФГОС
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Урок поможет вам найти интересную творческую работу с учениками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse.docx | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки»
Автор: Захарова Нина Николаевна, учитель биологии МБОУ Катановская СОШ аал.Катаново Республика Хакасия.
Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для УМК Пасечник В.В. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.
Тема урока: Строение клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
Задачи:
- образовательные: знать о строении клетки, а так же о роли органоидов клетки.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать строение клетки;
- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;
- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения работать с учебником.
- Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
- Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
- Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
- Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
- Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
- Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, таблицы «Строение клетки», «Устройство увеличительных приборов», лук - репка, микролаборатория.
Основные термины и понятия: Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли.
Ход урока
1). Мотивация
Добрый день, ребята!
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?
Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
Из чего состоят все живые организмы из … (клеток).
Кто изобрел световой микроскоп ?(Антони ван Левенгук)
Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)
Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.
Тема урока «Строение клетки».
2). Актуализация пройденного материала.
С помощью чего мы сможем узнать строение клетки? (микроскопа)
Рассказать об устройстве микроскопа( дети показывают на объекте).
Каковы правила нужны при работе с микроскопом? (рассказ детей)
3). Актуализация нового материала.
Чтобы изучить строение клетки мы проведем лабораторную работу.
. Лабораторная работа.
а) «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука»
1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.
3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.
4 – Покройте кожицу покровным стеклом.
5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.
6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.
7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
б) работа с учебником стр.34-36 Заполнить таблицу.
«Роль органоидов в клетке.
Название органоидов | Значение органоидов. |
Оболочка | |
Мембрана | |
Ядро | |
Вакуоль | |
Пластиды | |
Ядрышко | |
Цитоплазма |
4).Закрепление.
Выполняем задание по контролю после изучения темы «Строения клетки», проверяем свои умения.
Составить кроссворд.
1.Вещества с растворенными в ней сахарами и другими органическими и не органическими веществами.
2.Как называются зеленые пластиды.
3.Красящие вещества в клеточном соке.
4.С помощью какого прибора можно рассмотреть строение клетки.
5.Бесцветное вязкое вещество клетки.
6.Какой органоид сохраняет целостность клетки и придает ей форму.
1) | в | а | к | у | о | л | ь | ||||||||||||
2) | х | л | о | р | о | п | л | а | с | т | ы | ||||||||
3) | п | и | г | м | е | н | т | ы |
| ||||||||||
4) | ц | и | т | о | п | л | а | з | м | а | |||||||||
5) | м | и | к | р | о | с | к | о | п | ||||||||||
6)о | б | о | л | о | ч | к | а |
5). Рефлексия.
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:
До урока:
- Не знал…
- Не понимал…
- Не мог представить…
- Не мог выразить…
- Не мог выполнить…
Сейчас:
- Выяснил…
- Выучил…
- Познакомился…
- Запомнил…
-Все ли вам было понятно в течение урока?
-Какая часть урока показалась самой интересной?
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое у вас настроение после урока?
Подведение итогов с помощью стихотворения:
Стихотворение «Клетки»
Клетка - жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетку перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, петух и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки!
VI. Домашнее задание.
Всем:
Параграф §7, вопросы на странице 38.
Творческий уровень:
вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами,
сочинить сказку о клетке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Строение клетки. Урок ОНЗ (ФГОС). Биология. 6 класс.
Урок биологии в 6 классе на тему "Строение клетки". Урок разработан рамках системно-деятельностного подхода с соблюдением всех основных этапов урока открытия нового знания....
Открытый урок по биологии на тему "Строение клетки". 6-й класс
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний по теме "Клетка". Биология 6 класс...
Строение клетки урок в 5 классе по ФГОС
Урок поможет вам найти интересную творческую работу с учениками....
Строение клетки урок в 5 классе по ФГОС
Урок поможет вам найти интересную творческую работу с учениками....
Строение клетки урок в 5 классе по ФГОС
Урок поможет вам найти интересную творческую работу с учениками....
Проверочная работа по теме "Строение клетки" для 5 класса по программе В.В.Пасечник (ФГОС).
Проверочная работа по теме "Строение клетки" для 5 класса по программе В.В.Пасечник (ФГОС) представляет собой презентацию с анимацией. В ней представлени 4 различных типа заданий с вар...
Сборник методических материалов при изучении раздела «Строение клетки» в 5 классе в рамках ФГОС ООО»
Сборник методических разработок при изучении раздела «Строение клетки» в 5 классе составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Все виды работ предполагают формирование у у...