Взаимосвязи животных в природе
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Урок изучения новой темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_vzaimosvyazi_zhivotnyh_v_prirode.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязи животных в природе 7 класс

Цели урока: Сформировать у учащихся знания о разнообразии типов экологических взаимодействий и их характерных признаках, показать на конкретных примерах формы взаимоотношений, существующих в природе.

Оборудование: таблицы, фотографии, рисунки по теме.

Ход урока

  1.  Организационный момент
  2. Повторение изученного материала

.                   Фронтальный опрос

1)Какие среды жизни населяют животные Земли?

2)Что называют местообитанием животных?

3)Является ли окраска животных приспособительным признаком? Приведите примеры.

4)Почему по внешнему виду животных можно определить, в каких местообитаниях они встречаются? Приведите примеры.

5)Цапля имеет длинные ноги, длинную шею, а дятел крепкий долотовидный клюв. Какое значение эти признаки имеют в жизни птиц?

6)В какой среде обитают самые быстродвигающиеся животные?

7)Назовите самое крупное животное, которое когда-либо существовало (и существует ныне) на Земле. В какой среде оно обитает? Почему в других средах обитания возникнуть и существовать такие крупные животные не могут?

8)Объясните, почему постоянноводные млекопитающие (киты, дельфины) имеют гораздо более мощные теплоизоляционные покровы (подкожный жир), чем наземные звери, обитающие в суровых и холодных условиях. (Для сравнения: температура соленой воды не опускается ниже — 1,3 °С, а на поверхности суши она может падать до - 70 "С.)

Проверка выполнение домашнего задания в тетради выборочно.

Среды жизни и местообитания животных.

Среды жизни

Местообитания

Названия животных

Водная среда

Реки и озера с чистой водой и илистым дном и обрывистыми берегами

Речные раки, речной-окунь, щука

Толща морской воды

Акула, кит

Морское дно

Камбала

Наземно-воздушная среда

Смешанный лес

Заяц, волк, лисица, лось

Степь

Сайгак, дрофа, журавль-красавка, степная гадюка

Организменная среда

Кишечник свиньи

Свиная аскарида

Кишечник человека

Человеческая аскарида

  1. Изучение новой темы

Сообщение учителя:

В природных сообществах организмы различных видов животных и растений взаимодействуют друг с другом.

Такие взаимодействия называются экологическими (известно, что экология (от греч. ойкос — дом, и логос — наука) — наука о доме, об окружающей среде). Они различаются по характеру и носят различные названия, например, известные нам хищничество, паразитизм, симбиоз.

Организмы, живущие на одной территории и контактирующие друг с другом, вступают в различные отношения между собой. Что это за отношения? Попробуем в этом разобраться.

Для характеристики типов экологических взаимодействий используют условные знаки. Знак «минус» означает неблагоприятное влияние (организм испытывает угнетение или вред). Знак «плюс» обозначает благоприятное влияние (вид извлекает пользу). Знак «ноль» показывает, что отношения безразличны (отсутствие влияния).

В ходе беседы с учащимися необходимо выделить 6 групп взаимодействий.

  1.  + +   Взаимополезные (полезные для обоих организмов связи).
  2.  + -    Полезиовредные (один вид получает пользу, другой испытывает угнетение.)
  3.  + о  Полезнонейтральные (один вид испытывает пользу, другой не испытывает вреда.)
  4. -  -     Взаимовредные (отношения, вредные для обоих видов.)
  5. -  0    Вреднонейтральные (один вид угнетается, другой не извлекает пользы)
  6. 0  0   Взаимонейтральные (ни один из организмов не влияет на другой).

Разбор в общих чертах основные типы взаимодействия.

Разбор терминов: симбиз, комменсализм. Хищничество,  конкуренция, мутуализм,

квартирантство, нахлебничество, сотрапезничество.

   4.   Закрепление 

1) Назовите типы биотических отношений, которые могут проявляться при взаимодействии пары организмов:

а)    корова — человек;

б)    рыба-прилипала — акула;

в)    тля — рыжий муравей;

г)    человек — кровососущий комар;

д)    лось — белка;  

е)    волк — ворон;

ж)   щука — карась;

з)    термиты — кишечные жгутиковые.

2)  Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в мутуалистических отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз): пчела, гриб подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, гриб подосиновик, липа, клубеньковые азотфиксирующие бактерии.

  1. Домашнее задание. Изучить § 4, термины

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционный урок животноводства ТЕМА: "Разнообразие животных в природе"

ЦЕЛЬ: формировать понятие «звери», «птицы», «земноводные», «Рыбы», «насекомые», «черви», «моллюски», «раки», «пауки»;- Развивать умение сравнивать, наблюдать;- Воспитывать любовь к природе, жела...

Необычные растения и животные в природе.

На нашей планете существует огромное количество всевозможных растений, увидев которые можно только удивляться тому, как природа смогла придумать нечто подобное. Невероятное количество видов и подвидов...

Необычные растения и животные в природе.

На нашей планете существует огромное количество всевозможных растений, увидев которые можно только удивляться тому, как природа смогла придумать нечто подобное. Невероятное количество видов и подвидов...

Тема урока: "Значение животных в природе и жизни человека."

биология – 5  классТема урока: Значение животных в природе и жизни человека. Цель урока: Обеспечить в ходе урока закрепление раздела «Многообразие живых организмов» Задачи: Образовательные: ...