Внеурочная деятельность "Если хочешь быть здоров..." 2018-2019г
учебно-методический материал по биологии (9 класс)

Мораш Ольга Ивановна

Данная программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана  на 34 часа в год. Данная программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана  на 34 часа в год. Здоровье - важный аспект жизни человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти

«Школа №75 имени И.А. Красюка»

Календарно-тематическое планирование

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для 9 А, Б классов

Составила:

Мораш О.И.

первая квалификационная категория

2018-2019 уч. год

Рабочая программа по внеурочной деятельности

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ…

Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ.

М. Монтень.

Пояснительная записка.

Данная программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана  на 34 часа в год. Каждый человек рано или поздно понимает, что самое главное богатство в жизни - это собственное здоровье. Но чаще всего эта истина становится ясной, когда наш организм уже одолевают недуги. Не лучше ли взять инициативу в свои руки и заблаговременно позаботиться о профилактике различного рода заболеваний? На помощь в этом деле к нам может прийти природа - все, что ею создано: растения, животные, вода, солнце и так далее. Ведь, несмотря на достижения научно-технического прогресса, мы остаемся детьми Природы.

       В связи с высоким уровнем заболеваемости учащихся наших школ, заставляющих в серьез бить тревогу, очевидно, что данная программа должна быть направлена не только для создания условий выбора и развития познавательных интересов в области биологии, но и для формирования здорового образа жизни в гармонии с природой

    Все темы программы раскрываются с позиции понятия о взаимодействии окружающих объектов природы и их влияния на здоровье человека. При реализации тем программы учитывается региональный компонент (растения своего края, экологические проблемы своего города).

Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье — это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье — это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. Очень часто человек теряет своё здоровье только потому, что не обладает достаточным количеством знаний о причинах и последствиях тех или иных заболеваний, не знает как правильно питаться, как провести простейшие само обследования и самонаблюдение, не знает особенности психики человека; учащиеся плохо представляют, как окружающая среда влияет на человека. Программа курса позволит учащимся освоить основы валеологических знаний, развивать творческие способности, сформировать практическую деятельность в изучаемой области знаний.

Цель: создание условий для осуществления выбора и развития познавательных интересов в области наук биологического цикла, в рамках системы «Здоровье, красота - окружающая среда».

Задачи: - развивать у учащихся познавательный интерес к наукам биологического направления, в частности медицины, гигиены, фитотерапии и т. д;

- сформировать необходимые медицинские знания для дальнейшего их применения на практике, в целях сохранения и укрепления своего здоровья;

- изучить лекарственные растения своего края, познакомить с их фармаколотаческими свойствами правилами сбора и хранения;

- воспитать потребность в здоровом образе жизни, чувство ответственности за свое здоровье, за будущее окружающего мира.

-. раскрыть секреты  красоты и хорошего самочувствия: вести здоровый образ жизни.

-Помочь ученику с сознательным определением профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.

-Закрепить навыки проведения лабораторных работ с использованием простого лабораторного оборудования и анализа полученных результатов.

Программа построена на основе ряда принципов, которые позволяют планировать определенный педагогический и оздоровительный эффект:

- научность;

- гуманистичность - ориентация содержания на принципы телесного и духовного здоровья человека; представление природы, ее объектов, как уникальной ценности, формирования культуры их потребления и здорового образа жизни;

- практицизм - применение полученных знаний и умений на практике, для профилактики болезней и укрепления своего здоровья.

В процессе изучения курса учащиеся приобретают следующие знания:

- о профилактическом и лечебном действии меда и его составляющих;

- о правилах культуры питания, как фактора, определяющего красоту и здоровье;

- о болезнях химической зависимости, и их действии на организм. 

-о приемах ухода за кожей и проведении косметических процедур в домашних условиях.;

- готовить лечебные отвары, мази и фиточаи. Травяные настои для профилактики и лечения заболеваний;

- пользоваться натуральным богатством средств «зеленой косметики»;

- демонстрировать приобретенные навыки.

Инструментарий для оценивания результатов:

презентация учащимся, исследования, пресс-конференции, практические занятия, проведение экскурсий.

Ожидаемые результаты

  1. Объяснять необходимость знаний о здоровье для каждого культурного человека.
  2. Сопоставлять характеристику понятий «здоровье» и  «болезнь».
  3. Объяснять влияние факторов здоровья и риска болезни на увеличение смертности.
  4. Объяснять связь наследственных болезней с изменением генотипа человека.
  5. Давать характеристику природной среды своей местности, своей квартиры.
  6. Предотвращать негативное влияние стресса на здоровье человека.
  7. Анализировать и оценивать образ жизни себя самого и своей семьи.
  8. Составлять и обосновывать основные требования к образу жизни человека с целью сохранения и укрепления собственного здоровья.
  9. Составлять рацион питания, полезный для здоровья чело века, учитывая индивидуальные особенности.
  10. Уметь сказать «нет!» вредным привычкам.

На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения:

- понимать  важность ЗОЖ,  соблюдения личной  гигиены.

- оценивать степень важности ответственного  отношения к своему здоровью, вести ЗОЖ, не забывать о физической активности, правильно питаться, отказаться от вредных привычек, следить за своей внешностью.

-формировать собственную стратегию и технологию сохранения и укрепления здоровья, связанных с правильным питанием.

- готовить косметические средства: кремы, лосьоны, бальзамы, скрабы, маски в домашних условиях.

-пользоваться натуральным богатством средств «зеленой косметики».

-ухаживать за кожей лица,  глаз, шеи, губ, рук, ног.

-применять основы фармакологических знаний.

-пользоваться натуральными лекарствами от природы и с грядки.

-демонстрировать приобретенные навыки.

- высказывать свою точку зрения по поводу вредных привычек и их преодоления, о пользе раздельного питания, диеты, о современной моде.

- уметь излагать и анализировать прочитанное по вопросам диетологии, косметологии,

- уметь применять полученные знания в жизненной практике. 

В связи с высоким уровнем  заболеваемости учащихся наших школ программа  обучения предусматривает  развитие и расширение познавательных интересов в области биологии, медицины, для формирования здорового образа жизни в гармонии с природой.  Формирование культуры здоровья учащихся - одно из самых приоритетных направлений в системе образования. Учащиеся получают знания о своем здоровье и о том, что и как делать для сохранения своего здоровья; культуру отношения, т.е. эмоционально-ценностное отношение к своему здоровью, мотивы, желания: человек должен знать, для чего ему нужно быть здоровым; Курс  разработан с учетом индивидуальных интересов учащихся, призван укрепить сознательное отношение школьников  к собственному здоровью. Ребята получают навыки работы с природным материалом, это и приготовление масок для различного типа кожи, травяных настоек по рецептам бабушек. Узнают о лекарственных растениях и их применении в фототерапии. Научатся правилам заготовки лекарственного сырья, получат основы медицинских и фармакологических знаний.

        Содержание программы построено таким образом, что обеспечивает связь содержания изучаемого материала с жизнью самого школьника. Немаловажное значение имеет настоящий курс в воспитании и самовоспитании школьников. На занятиях курса уделяется должное внимание борьбе с употреблением алкоголя, курением и другими вредными привычками, что актуально в этом возрасте.

Тематическое планирование занятий

Название темы

В том числе

Теоретические

Практические

Тема 1 Введение 2 часа

1.

Мой физиологический возраст. Гетерохрония подростков. Человек  - есть существо природное и духовное.

1

2.

Понятия «здоровье» и «болезнь». Показатели здоровья человека

1

Тема 2 Это важно знать в любом возрасте.

3.

Золотые правила всех времен и народов. Причины демографических показателей.

1

4.

Искусство отдыхать.

1

5.

Жизнь в экстремальных условиях. Тропики, пустыня, высокогорье.

1

6.

Понятие об инфекционных заболеваниях, их классификация.

1

7.

История эпидемий. Влияние изменение погоды на здоровье человека.

1

8.

Здоровый образ жизни – главное условие профилактики возникновения вредных привычек

1

9.

Как вы спите?

1

Тема 3. Культура питания, как фактор, определяющий красоту и здоровье человека 10 часов

10.

Десять главных фруктов и овощей. Что нужно нам знать, чтобы овощи и фрукты приносили нам пользу?

1

11.

Обеспечим свой организм нужными витаминами и микроэлементами.

1

12.

Семь правил домашней диетологии.

1

13.

Как вы питаетесь? Правильно ли вы питаетесь?

1

14.

Как держать процесс старения в узде.

1

15.

Питание и здоровье . Значение правильного питания.

1

16.

Принципы рационального питания: умеренность, разнообразие, режим приема пищи.

1

17.

Меню для интеллектуалов. Красота на тарелке.

1

18.

Калории надо подсчитать. Полезные советы здорового питания. Раздельное питание.

1

19.

Что такое диета? Лечебное питание или диетотерапия.

1

Тема 4. Экология питания

20.

Что мы едим. Питательные вещества и добавки.

1

21.

Трансгенные продукты питания – «за» и «против».

1

22.

Пища как источник энергии. Энергозатраты человека при физических нагрузках.

1

Тема 5. Алкоголизм, табакокурение , наркомания – болезни химической зависимости-3 часа

23.

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» - влияние алкоголя на организм человека.

1

24.

Курение – одна из вредных привычек.

1

25.

Наркомания, ее виды, отрицательное влияние на психическое и физическое развитие подростка.

1

Тема 6. Лекарство из природы – 3 часа

26.

Приготовление растительных препаратов из растительного сырья.

1

27.

Действующие вещества лекарственных растений: алкалоиды, гликозиды, фитонциды.

1

28.

Состав и употребление витаминных чаев. О пользе употребления чая.  

1

Тема 7. Гигиена умственной деятельности и физического развития школьников 6 часов

29.

Понятие о биоритмах и работоспособности. Динамика работоспособности.

1

30.

Роль сна, рационального режима в поддержании высокой работоспособности.

1

31.

Понятие о мотивации. Темперамент и формирование характера. Способности и одаренность.

1

32.

Как люди создают себе болезни. Организм как саморегулирующая система.

1

33.

Физическая активность и здоровье

1

34.

Урок- конференция «Человек, обстоятельства и …стресс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по физкультуре ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ 5 класс

Программа внеурочной деятельности по физкультуре "ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ" 5 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Если хочешь быть здоров 4 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Если хочешь быть здоров 4 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Если хочешь быть здоров.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Если хочешь быть здоров....

Внеурочная деятельность "Если хочешь быть здоров..." 2017-2018гг.

Программа предназначена для учащихся 9 класса. Рассчитана на 34 часа в год...

Внеурочная деятельность "Если хочешь быть здоров..." 2019-2020г

Данная программа предназначена для обучающихся 9 класса. Рассчитана на 34часа...