Внеурочная деятельность "Если хочешь быть здоров..." 2018-2019г
учебно-методический материал по биологии (9 класс)
Данная программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 34 часа в год. Данная программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 34 часа в год. Здоровье - важный аспект жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность "Если хочешь быть здоров..." 1 вариант | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Тольятти
«Школа №75 имени И.А. Красюка»
Календарно-тематическое планирование
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для 9 А, Б классов
Составила:
Мораш О.И.
первая квалификационная категория
2018-2019 уч. год
Рабочая программа по внеурочной деятельности
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ…
Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ.
М. Монтень.
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 34 часа в год. Каждый человек рано или поздно понимает, что самое главное богатство в жизни - это собственное здоровье. Но чаще всего эта истина становится ясной, когда наш организм уже одолевают недуги. Не лучше ли взять инициативу в свои руки и заблаговременно позаботиться о профилактике различного рода заболеваний? На помощь в этом деле к нам может прийти природа - все, что ею создано: растения, животные, вода, солнце и так далее. Ведь, несмотря на достижения научно-технического прогресса, мы остаемся детьми Природы.
В связи с высоким уровнем заболеваемости учащихся наших школ, заставляющих в серьез бить тревогу, очевидно, что данная программа должна быть направлена не только для создания условий выбора и развития познавательных интересов в области биологии, но и для формирования здорового образа жизни в гармонии с природой
Все темы программы раскрываются с позиции понятия о взаимодействии окружающих объектов природы и их влияния на здоровье человека. При реализации тем программы учитывается региональный компонент (растения своего края, экологические проблемы своего города).
Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье — это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье — это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. Очень часто человек теряет своё здоровье только потому, что не обладает достаточным количеством знаний о причинах и последствиях тех или иных заболеваний, не знает как правильно питаться, как провести простейшие само обследования и самонаблюдение, не знает особенности психики человека; учащиеся плохо представляют, как окружающая среда влияет на человека. Программа курса позволит учащимся освоить основы валеологических знаний, развивать творческие способности, сформировать практическую деятельность в изучаемой области знаний.
Цель: создание условий для осуществления выбора и развития познавательных интересов в области наук биологического цикла, в рамках системы «Здоровье, красота - окружающая среда».
Задачи: - развивать у учащихся познавательный интерес к наукам биологического направления, в частности медицины, гигиены, фитотерапии и т. д;
- сформировать необходимые медицинские знания для дальнейшего их применения на практике, в целях сохранения и укрепления своего здоровья;
- изучить лекарственные растения своего края, познакомить с их фармаколотаческими свойствами правилами сбора и хранения;
- воспитать потребность в здоровом образе жизни, чувство ответственности за свое здоровье, за будущее окружающего мира.
-. раскрыть секреты красоты и хорошего самочувствия: вести здоровый образ жизни.
-Помочь ученику с сознательным определением профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.
-Закрепить навыки проведения лабораторных работ с использованием простого лабораторного оборудования и анализа полученных результатов.
Программа построена на основе ряда принципов, которые позволяют планировать определенный педагогический и оздоровительный эффект:
- научность;
- гуманистичность - ориентация содержания на принципы телесного и духовного здоровья человека; представление природы, ее объектов, как уникальной ценности, формирования культуры их потребления и здорового образа жизни;
- практицизм - применение полученных знаний и умений на практике, для профилактики болезней и укрепления своего здоровья.
В процессе изучения курса учащиеся приобретают следующие знания:
- о профилактическом и лечебном действии меда и его составляющих;
- о правилах культуры питания, как фактора, определяющего красоту и здоровье;
- о болезнях химической зависимости, и их действии на организм.
-о приемах ухода за кожей и проведении косметических процедур в домашних условиях.;
- готовить лечебные отвары, мази и фиточаи. Травяные настои для профилактики и лечения заболеваний;
- пользоваться натуральным богатством средств «зеленой косметики»;
- демонстрировать приобретенные навыки.
Инструментарий для оценивания результатов:
презентация учащимся, исследования, пресс-конференции, практические занятия, проведение экскурсий.
Ожидаемые результаты
- Объяснять необходимость знаний о здоровье для каждого культурного человека.
- Сопоставлять характеристику понятий «здоровье» и «болезнь».
- Объяснять влияние факторов здоровья и риска болезни на увеличение смертности.
- Объяснять связь наследственных болезней с изменением генотипа человека.
- Давать характеристику природной среды своей местности, своей квартиры.
- Предотвращать негативное влияние стресса на здоровье человека.
- Анализировать и оценивать образ жизни себя самого и своей семьи.
- Составлять и обосновывать основные требования к образу жизни человека с целью сохранения и укрепления собственного здоровья.
- Составлять рацион питания, полезный для здоровья чело века, учитывая индивидуальные особенности.
- Уметь сказать «нет!» вредным привычкам.
На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения:
- понимать важность ЗОЖ, соблюдения личной гигиены.
- оценивать степень важности ответственного отношения к своему здоровью, вести ЗОЖ, не забывать о физической активности, правильно питаться, отказаться от вредных привычек, следить за своей внешностью.
-формировать собственную стратегию и технологию сохранения и укрепления здоровья, связанных с правильным питанием.
- готовить косметические средства: кремы, лосьоны, бальзамы, скрабы, маски в домашних условиях.
-пользоваться натуральным богатством средств «зеленой косметики».
-ухаживать за кожей лица, глаз, шеи, губ, рук, ног.
-применять основы фармакологических знаний.
-пользоваться натуральными лекарствами от природы и с грядки.
-демонстрировать приобретенные навыки.
- высказывать свою точку зрения по поводу вредных привычек и их преодоления, о пользе раздельного питания, диеты, о современной моде.
- уметь излагать и анализировать прочитанное по вопросам диетологии, косметологии,
- уметь применять полученные знания в жизненной практике.
В связи с высоким уровнем заболеваемости учащихся наших школ программа обучения предусматривает развитие и расширение познавательных интересов в области биологии, медицины, для формирования здорового образа жизни в гармонии с природой. Формирование культуры здоровья учащихся - одно из самых приоритетных направлений в системе образования. Учащиеся получают знания о своем здоровье и о том, что и как делать для сохранения своего здоровья; культуру отношения, т.е. эмоционально-ценностное отношение к своему здоровью, мотивы, желания: человек должен знать, для чего ему нужно быть здоровым; Курс разработан с учетом индивидуальных интересов учащихся, призван укрепить сознательное отношение школьников к собственному здоровью. Ребята получают навыки работы с природным материалом, это и приготовление масок для различного типа кожи, травяных настоек по рецептам бабушек. Узнают о лекарственных растениях и их применении в фототерапии. Научатся правилам заготовки лекарственного сырья, получат основы медицинских и фармакологических знаний.
Содержание программы построено таким образом, что обеспечивает связь содержания изучаемого материала с жизнью самого школьника. Немаловажное значение имеет настоящий курс в воспитании и самовоспитании школьников. На занятиях курса уделяется должное внимание борьбе с употреблением алкоголя, курением и другими вредными привычками, что актуально в этом возрасте.
Тематическое планирование занятий
№ | Название темы | В том числе | |
Теоретические | Практические | ||
Тема 1 Введение 2 часа | |||
1. | Мой физиологический возраст. Гетерохрония подростков. Человек - есть существо природное и духовное. | 1 | |
2. | Понятия «здоровье» и «болезнь». Показатели здоровья человека | 1 | |
Тема 2 Это важно знать в любом возрасте. | |||
3. | Золотые правила всех времен и народов. Причины демографических показателей. | 1 | |
4. | Искусство отдыхать. | 1 | |
5. | Жизнь в экстремальных условиях. Тропики, пустыня, высокогорье. | 1 | |
6. | Понятие об инфекционных заболеваниях, их классификация. | 1 | |
7. | История эпидемий. Влияние изменение погоды на здоровье человека. | 1 | |
8. | Здоровый образ жизни – главное условие профилактики возникновения вредных привычек | 1 | |
9. | Как вы спите? | 1 | |
Тема 3. Культура питания, как фактор, определяющий красоту и здоровье человека 10 часов | |||
10. | Десять главных фруктов и овощей. Что нужно нам знать, чтобы овощи и фрукты приносили нам пользу? | 1 | |
11. | Обеспечим свой организм нужными витаминами и микроэлементами. | 1 | |
12. | Семь правил домашней диетологии. | 1 | |
13. | Как вы питаетесь? Правильно ли вы питаетесь? | 1 | |
14. | Как держать процесс старения в узде. | 1 | |
15. | Питание и здоровье . Значение правильного питания. | 1 | |
16. | Принципы рационального питания: умеренность, разнообразие, режим приема пищи. | 1 | |
17. | Меню для интеллектуалов. Красота на тарелке. | 1 | |
18. | Калории надо подсчитать. Полезные советы здорового питания. Раздельное питание. | 1 | |
19. | Что такое диета? Лечебное питание или диетотерапия. | 1 | |
Тема 4. Экология питания | |||
20. | Что мы едим. Питательные вещества и добавки. | 1 | |
21. | Трансгенные продукты питания – «за» и «против». | 1 | |
22. | Пища как источник энергии. Энергозатраты человека при физических нагрузках. | 1 | |
Тема 5. Алкоголизм, табакокурение , наркомания – болезни химической зависимости-3 часа | |||
23. | «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» - влияние алкоголя на организм человека. | 1 | |
24. | Курение – одна из вредных привычек. | 1 | |
25. | Наркомания, ее виды, отрицательное влияние на психическое и физическое развитие подростка. | 1 | |
Тема 6. Лекарство из природы – 3 часа | |||
26. | Приготовление растительных препаратов из растительного сырья. | 1 | |
27. | Действующие вещества лекарственных растений: алкалоиды, гликозиды, фитонциды. | 1 | |
28. | Состав и употребление витаминных чаев. О пользе употребления чая. | 1 | |
Тема 7. Гигиена умственной деятельности и физического развития школьников 6 часов | |||
29. | Понятие о биоритмах и работоспособности. Динамика работоспособности. | 1 | |
30. | Роль сна, рационального режима в поддержании высокой работоспособности. | 1 | |
31. | Понятие о мотивации. Темперамент и формирование характера. Способности и одаренность. | 1 | |
32. | Как люди создают себе болезни. Организм как саморегулирующая система. | 1 | |
33. | Физическая активность и здоровье | 1 | |
34. | Урок- конференция «Человек, обстоятельства и …стресс» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДВИЖЕНИЕ – ЖИЗНЬ! Древние греки говорили: "Если хочешь быть красивым — бегай, если хочешь быть здоровым — бегай, если хочешь быть сильным — бегай"
Интересная статья...
Программа внеурочной деятельности по физкультуре ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ 5 класс
Программа внеурочной деятельности по физкультуре "ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ" 5 класс...
Внеурочная деятельность "Если хочешь быть здоров"
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Если хочешь быть здоров 4 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Если хочешь быть здоров 4 класс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Если хочешь быть здоров.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Если хочешь быть здоров....
Внеурочная деятельность "Если хочешь быть здоров..." 2017-2018гг.
Программа предназначена для учащихся 9 класса. Рассчитана на 34 часа в год...
Внеурочная деятельность "Если хочешь быть здоров..." 2019-2020г
Данная программа предназначена для обучающихся 9 класса. Рассчитана на 34часа...