Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7класс биология
рабочая программа по биологии (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_7_klass.docx | 41.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Чернава
Измалковского муниципального района Липецкой области»
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № 1 от 29.08.2019 г. | Утверждено Приказ № 208 от 29.08.2019 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Биология»
для 7 класса
на 2020-2021 учебный год
(обучение на дому)
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2012г.
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2014, под редакцией В. В. Воронковой.
Учебно-методический комплекс:
1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2014, под редакцией В. В. Воронковой.
2. Учебник – Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / З.А. Клепинина – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Содержание учебного предмета
Преподавание биологии в коррекционной школе VIII вида направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.
В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.
Изучение курса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» в 7 классе рассчитана на обучающихся коррекционной школы VIII вида и направлено на достижение следующих целей:
дать элементарные, но научные и систематические сведения об окружающем мире, о неживой природе, растениях, животных, строении человека.
Основными задачами преподавания биологии являются:
1) сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а также общие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье
2) формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и не живой природе;
3) проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как компонента условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
4) первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
5) приветствие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся интеллектуальной недостаточностью. Биологический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинно-следственные зависимости.
Работа с пособиями учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках биологии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им употреблять новые слова в связной речи. Курс биологии имеет много смежных тем с географией, чтением и развитием речи, изобразительным искусством, СБО и др.
Методы обучения
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
- практический метод;
- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
- работа с учебником.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
- устные или письменные методы контроля;
- фронтальные, групповые или индивидуальные;
- итоговые и текущие.
Формы обучения
1.По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные)
2. По месту организации (школьные)
3. Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа)
4. Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д..
Виды деятельности
- обогащение и уточнение словаря,
- наблюдение за предметами и явлениями природы,
- чтение литературы по изучаемому материалу,
- называние и характеристика предметов и явлений по их основным свойствам,
- сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями, их классификация, установление элементарных зависимостей,
- активное участие в беседе,
- составление небольших рассказов с опорой на план
- описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям,
- связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам,
- дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного,
- составление небольших рассказов на предложенную учителем тему,
- использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи,
- освоение на практике полученных знаний.
Планируемые результаты освоения курса
Учащиеся должны знать:
- названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
- строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
- некоторые биологические особенности, а также приёмы возделывания наиболее распространённых сельскохозяйственных растений, особенно местных (в Липецкой области);
- разницу ядовитых и съедобных грибов;
Учащиеся должны уметь:
- отличать цветковые растения от других групп (мхи, папоротниковые, голосеменные);
- приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, сложноцветных, линейных);
- различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
- различать однодольные и двудольные растения по строению корней плодов и семян;
- выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду, дома, в классе);
- различать грибы и растения между собой.
Содержание учебной программы по биологии
Введение
Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.
Растения
Общее знакомство с цветковым растениями
Общее понятия об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Подземные и наземные органы цветкового растения
Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Стебель. Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растения.
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черенок). Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения.
Цветок. Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятия о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Растение – целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).
Демонстрация опытов:
1. Испарение воды листьями
2. Дыхание растений (поглащение илистьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте)
3. Образование крахмала в листьях на свету
4. Передвижение минеральных веществ и воды о древесине
5. Условия, необходимые для прорастания семян
Практические работы:
Органы цветкового растения.
Строение цветка.
Определение строения семени с двумя семидолями (фасоли).
Строение семени с одной семидолей (пшеница).
Определение всхожести семян.
Многообразие цветковых растений (покрытосеменных)
Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок – многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Практические работы:
Перевалка и пересадка комнатных растений.
Строение луковицы.
Двудольные растения
Пасленовые. Картофель, томат – помидор (баклажан, перец- для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.
Бобовые. Горох (фасоль, соя – для южных районов). Бобы. Клевер, люпин – кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос – для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы – однолетние цветочные растения. Маргаритка – двулетнее растение. Георгин – многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Арготехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.
Практические работы:
Строение клубня картофеля.
Выращивание рассады.
Многообразие бесцветковых растений
Голосеменные. Сосна и ель – хвойные деревья. Отличие от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Месса произрастания папоротника.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Охрана растительного мира.
Бактерии
Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы
Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознование. Правила сбора и обработки съедобных грибов.
Практические работы:
Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке.
Рыхление междурядий, прокопка и другие работы в саду и на участке.
Уборка прошлогодней листвы.
Экскурсия: «Веселая работа в саду»
Контрольная работа
Структура и содержание учебного предмета
Количество часов | ||||||
Класс | В неделю | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
По плану | 1 ч | 8 | 8 | 10 | 8 | 34 |
№ | Наименование темы | Количество часов по программе |
1 | Введение | 1 |
2 | Общее знакомство с цветковыми растениями | 12 |
4 | Многообразие растительного мира | 13 |
8 | Бактерии | 1 |
9 | Грибы | 2 |
10 | Экскурсия | 1 |
11 | Практические работы | 4 |
Итого: | 34 часов |
Приложение
к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование по биологии 7а класс
на 2020-2021 учебный год учителя Косыгиной Елены Петровны
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
Введение. Растения вокруг нас. Разнообразие растений. Значение растений. Охрана растений. | 1 четвер. 7.09 | ||
Строение растения. Лабораторная работа. Цветок. Строение цветка. Лабораторная работа. | 14.09 | ||
Виды соцветий. Опыление цветков. Плоды. Разнообразие плодов. | 21.09 | ||
Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян. | 28.09 | ||
Семя. Внешний вид и строение семени фасоли. Лабораторная работа. Строение семени пшеницы. Лабораторная работа. | 5.10 | ||
Условия прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву | 12.10 | ||
Корень. Виды корней. Корневые системы | 19.10 | ||
Значение корня. Видоизменение корней | 26.10 | ||
Лист. Внешнее строение листа. Из каких веществ состоит растение. Демонстрация опыта. | 2 четвер. 9.11. | ||
Образование органических веществ в растениях. Демонстрация опыта. | 16.11 | ||
Испарение воды листьями. Дыхание растений. Демонстрация опытов. Листопад и его значение. | 23.11 | ||
Строение стебля. Значение стебля в жизни растения. Демонстрация опыта. Разнообразие стеблей. | 30.11 | ||
Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой обитания. | 7.12 | ||
Деление растений на группы. Мхи. Папоротники. | 14.12 | ||
Голосеменные. Хвойные растения. Покрытосеменные или цветковые. Деление цветковых на классы. | 21.12 | ||
Злаковые. Общие признаки злаковых. Хлебные злаковые культуры. Выращивание зерновых. Использование злаков в народном хозяйстве | 28.12 | ||
Линейные. Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные. Овощные лилейные. Дикорастущие лилейные. Ландыш. Лабораторная работа. | 3 четвер. 11.01 | ||
Паслёновые. Общие признаки паслёновых. Дикорастущие паслёновые. Паслён. | 18.01 | ||
Овощные и технические пасленовые. Картофель. Выращивание картофеля. Лабораторная работа. | 25.01 | ||
Овощные паслёновые. Томат. Овощные паслёновые. Баклажан и перец. | 1.02 | ||
Цветочно-декоративные паслёновые | 8.02 | ||
Бобовые. Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения. Фасоль и соя – южные бобовые культуры. Кормовые бобовые растения | 15.02 | ||
Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник. | 24.02 | ||
Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня, груша. Вишня, малина, земляника. Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры. | 1.03 | ||
Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник. Календула и бархатцы – однолетние цветочно-декоративные сложноцветные. Маргаритка и георгин - многолетние цветочно-декоративные сложноцветные. | 11.03 | ||
Перевалка и пересадка комнатных растений. Практическая работа. Контрольная работа «Растения – живой организм». | 15.03 | ||
Бактерии. | 4 четвер. 29.03 | ||
Строение грибов. | 5.04 | ||
Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы. | 12.04 | ||
Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками. Практическая работа. | 19.04 | ||
Экскурсия «Веселая работа в саду». | 26.04 | ||
Практическая работа: Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке. | 14.05 | ||
Практическая работа: Практическая работа: Уборка прошлогодней листвы. | 17.05 | ||
Итоговая контрольная работа. | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс биология
Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9классгеография
Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29....
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9класс история отечества
Адаптированная рабочая программа по истории отечества для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федера...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7класс география
Учебник – География России 7 класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение», 2008 г. Количество часов по учебному плану - 1 час в неделю ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7класс история отечества
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирова...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7класс математика
Процесс математического образования по данной рабочей программе обеспечивает учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: - Математика 7 кл. (авторы: Алышева Т.А. Мат...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8 класс биология
Рабочая программа по биологии для учащихся 8 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе: Учебного плана МБОУ СОШ с.Чернава ...