Использование здоровьесберегающих технологий на уроках естественнонаучного цикла.
статья по биологии

В статье делается акцент на проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий

на уроках естественнонаучного цикла.

Понятие "здоровье" развивалось в связи с понятием "болезнь" и прошло ряд этапов.      Первоначально под здоровьем подразумевали отсутствие заболевания. Здоровым считали  человека, у которого нет признаков болезни. Для первого этапа характерно противопоставление понятий "здоровье" — "болезнь"? Второй этап трактовки здоровья связан с включением в его определение понятия внешней среды: здоровье — такое состояние организма, при котором функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Современная медицина подразделяет здоровье на общественное, или популяционное, которое характеризует здоровье общественных и демографических групп населения, и индивидуальное.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), определила здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Учёными доказано, что здоровье человека лишь на 7 % зависит от здравоохранения, на 20 % - от наследственности, на 20 % от экологии и более чем на 50% от образа жизни, который он ведёт.

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья учащихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования и реализуется в соответствии со   стратегических документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации.

Причины снижения здоровья школьников:

  • Высокая интенсификация  и информатизация учебно-воспитательного процесса;
  • Создание и внедрение авторских программ, УМК, часто не прошедших гигиеническую экспертизу;
  • Сокращение двигательного компонента в режиме учебного дня;
  • Раннее начало профессиональной подготовки;
  • Безграмотность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья собственных детей;
  • Недостаточные знания педагогов по вопросам здоровьесбережения школьников;
  • Низкая мотивация самих школьников на здоровый образ жизни.

По определению А.С. Царегородцева:

  «Здоровье- это  состояние  оптимального  функционирования организма, позволяющее ему наилучшим  образом   выполнять свои видоспецифические функции»

Для   школьников такой функцией    является   учеба.  Больной     или   имеющий отклонения в состоянии здоровья ребенок справляться с такой функцией не может. Среди детей с плохим здоровьем отличников нет, а удовлетворительные оценки имеют 70%.Среди здоровых школьников на «отлично» успевают 10%, а 30% -  на «удовлетворительно». (Д.Д.Венедиктов с соавторами, 1998г.)                                                                

Вклад фактора внутришкольной среды на состояние здоровья детей составляет:

  • В начальной школе -12,5%
  • В выпускных классах -20,6%

За годы обучения в общеобразовательных учреждениях количество больных детей увеличивается в 2 раза. ( Б.З.Воронкова,1996г.)

Одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Приобретение практических умений и навыков по сохранению и укреплению здоровья, хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний способствует снижению заболеваний, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. Применение в школах педагогических технологий, построенных на индивиализации обучения и направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника с учётом его состояния здоровья, склонностей, интересов, учебно - познавательных и функциональных возможностей составляет главный педагогический резерв здоровьесберегающего воздействия на обучающихся. Этим занимается педагогика здоровья – наука о воспитании и обучении человека здоровому образу жизни. (А.М. Митяева стр.4)

 Предметы естественнонаучного цикла дают возможность учащимся познавать законы, механизмы развития, функционирования и взаимодействия объектов живой и не живой природы  как факторов, обуславливающих здоровье человека. (Бабенкова Е.А. стр. 41-42) Здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направлены на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему. Существует несколько групп здоровьесберегающих технологии, наиболее значимыми из которых по степени влияния на здоровье учащихся являются здоровьесберегающие образовательные технологии обучения, основанные на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности, вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе, культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе  образования, необходимо выделить несколько групп.

Физиолого-гигиенические технологии определяют как те, которые направлены на контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями  СанПиНов.

Физкультурно-оздоровительные технологии определяют те, которые направлены на физическое развитие учащихся, качества, отличающие здорового, тренированного, закаленного и крепкого человека от физически ослабленного.

Н.К. Смирнов разделяет образовательные здоровьесберегаю технологии на три подгруппы:

Организационно-педагогические технологии - определяющие структуру учебного процесса (часто регламентированную СанПиНах, способствующую предотвращению дезадаптационных  состояний - переутомления, гиподинамии и т.д.).

Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке и воздействием на учеников. Сю же включается и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса. Социально-адаптирующие и личностностно-развивающие технологии включают в себя технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психического здоровья учащихся, повышение ресурсов психической адаптации личности.

Учебно-воспитательные технологии, которые включают себя программы по обучению грамотной заботе о здоровье и формированию у них культуры здоровья, мотивации к ведению ЗОЖ, проведение   организационно-воспитательной   внеклассной   работы   со школьниками и родителями. 

По мнению Н.К. Смирнова, здоррвьесберегающую технологию можно определить как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех приемов, принципов, методов, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития задачами здоровьесбережения.

По характеру действия здоровьесберегающие технологии мо быть разделены на следующие группы.

Защитно-профилактические - к этой группе относятся приемы, методы, технологии, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий.

Компенсаторно-нейтрализующие. При их использовании ставится задача восполнить недостаток того,- что требуется организму для положительной жизнедеятельности или частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда нельзя полностью защитить от них человека (физкультпауза).

Стимулирующие технологии. Эти приемы, методы, технологии позволяют активизировать собственные силы организма, использовать ресурсы выхода из нежелательного состояния (закаливание).

Информационно-обучающие, обеспечивающие учащимся, учителям, медработникам и родителям необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье (своем и окружающих), формировании и воспитании культуры здоровья.

По организационным особенностям здоровьесберегающие приемы и методы, используемые в учебно-воспитательных учреждениях, могут быть разделены на обеспечивающие необходимые условия учебно-воспитательного процесса, регламентированные в СанПиНах и дополнительные - нацеленные на привнесение новых, дополнительных элементов в здоровьесберегающий процесс в учебно-воспитательных учреждениях (фитобар, кабинет физиотерапии, цветомузыка).

Главным условием оздоровления образовательной среды является внедрение в учебно-воспитательный процесс системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Исследования ученых Института возрастной физиологии РАО имеют научно-обоснованную концепцию здоровьесберегающих технологий (ЗСТ) и комплект научных разработок для организационного и научно-методического обеспечения деятельности образовательных учреждений по охране и укреплению здоровья детей и подростков, формированию у них ценности здоровья и здорового образа жизни.

Целью ЗСТ в образовании является формирование, сохранение, совершенствование, укрепление здоровья обучающихся, воспитанников в общеобразовательных учреждениях. Совокупность воздействий и взаимодействий, т.е. технологий, в педагогической системе, эказывающих влияние на здоровье ребенка, обозначены как педагогические факторы обеспечения здоровья.

Для достижения этой цели большую роль играет предмет «биология», преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы.

На уроках биологии использую следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ):

- соблюдение правил ТБ на уроках и переменах

2. Здоровьесберегающие образовательные технологии:

А) организационно – педагогические технологии (ОПТ)

- построение уроков согласно требованиям методики и технологии их ведения, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

Б) психолого–педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников:

- учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся

- создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе

- минутка для шутки

- релаксационные паузы.

В) учебно – воспитательные технологии (УВТ), включающие вопросы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек:

- технология сотрудничества,

- групповые технологии,

- интерактивные игровые технологии,

- технология личностно–ориентированного обучения,

- педагогические методы и приемы оптимизации и индивидуализации образовательного процесса.

) Длительность применения технических средств обучения

Классы

Просмотр видеофильмов

мин.

Просмотр передач

мин.

Длительность работы с компьютером мин.

5 - 7

20 - 25

20 - 25

15-20

        8 - 11

25 - 30

25 - 35

20-25

Социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ), включающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности:

- социально-психологические тренинги,

- программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

Д) лечебно – оздоровительные технологии (ЛОТ)

- физминутки

- смена видов деятельности

- аэрация воздуха

- зарядка для глаз.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ), направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельностиучащихся, гармоничных взаимоотношений с природой:

-обустройство пришкольной территории,

- зеленые растения в классе,

- участие в природоохранных мероприятиях.

Считаю, что для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса:

-рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

-в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у них ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

- количество видов учебной деятельности на уроке должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.; Однообразие урока способствует утомлению школьников,

- в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;

- в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;

- обучение должно проводиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

- должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;

- необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся, осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей;

- на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

- нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся; необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.

Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых – растения. Кроме этого решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Результат использования ЗОЖ:

1. Положительная динамика мотивации на ведение здорового образа жизни.

2. Снижение конфликтных ситуаций между обучающимися.

3. Положительные результаты работы с детьми с плохим поведением.

4. Повышенный уровень учебной активности в хорошо проветренном и чистом  классе.

5. Отсутствие жалоб на проведение учебного процесса от обучающихся и их родителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педсовете "Здоровьесберегающие технологии на уроках гуманитарного цикла"

Данная презентация представляет собой теоретические основы здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания...

методические рекомендации "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии"

материал, цель которого обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...

«Использование здоровьесберегающей технологий на уроках гуманитарного цикла»

Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей ...

СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GOOGLE КАРТ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

В статье рассматривается вопрос использования сервисов Google на уроках естественнонаучного цикла.  В частности, авторы предлагают читателям познакомиться с опытом работы в картографическом серви...

Экспериментальная площадка по теме «Использование современных технологий на уроках естественнонаучного цикла»

Цель: внедрение современных технологий обучения, способствующих повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ...

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии»

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии - задача особой важности.  В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья п...