«Использование здоровьесберегающей технологий на уроках гуманитарного цикла»
статья по изобразительному искусству (изо)

Оксузян Юлия Витальевна

Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей  и родителей. Рациональная организация урока  оказывает благоприятное  воздействие на  обучающегося -  способствует полноценному развитию,  безболезненной адаптации к учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_inovatsiya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 27»

 «Использование здоровьесберегающей технологий на уроках гуманитарного цикла»

   Работу выполнила:

 учитель ИЗО Оксузян Ю. В.

г. Дзержинск, 2013 год

   Наибольшее количество  отклонений в организме учащегося по мере увеличения ученического стажа связано с увеличением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, особенностями построения уроков.

    Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы  продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы ребенок учился искусству учёбы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей  и родителей. Рациональная организация урока  оказывает благоприятное  воздействие на  обучающегося -  способствует полноценному развитию,  безболезненной адаптации к учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

     Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающие технологии.

    Прежде чем рассматривать эти технологии, необходимо уточнить, какие элементы учебного процесса могут оказывать отрицательные воздействия на здоровье детей.

    Это в первую очередь многопредметность в расписании, по пять-семь предметов ежедневно; большой объем и сложность учебного материала, неадекватные методы обучения (традиционная жесткая схема урока - ежедневное повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке), стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок (их приоритет в классе) и так далее.

     Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, невосприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.

    Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса, в частности - с расписания уроков.

     Мы знаем, что самые продуктивные уроки - со второго по четвертый. Но в расписании не может не быть 1-го, 6-го и даже 7 -го уроков.

     С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса.

     Если в расписании ваш урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств.

      Например, в понедельник в каком то классе последний урок -математика. Как же учителю добивается внимания и сосредоточенности учащихся на уроке, эффективности учебного процесса? Только благодаря использованию элементов технологии Шаталова, которая служит здоровьесбережению:

1. Работа в парах или мелких группах, «вертушка», то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую.

 2. Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем. Сохранению здоровья способствует применение системы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

 Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение, отношение к уроку, к теме и т.д. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.

Активно внедряю в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.

Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего «да», «нет», «прошу слова».

Во время фронтального опроса использую игру с предметом ( напр. С  воздушным шариком): ученик ловит шар  на правильный ответ, не ловит - на неправильный или ловит шарик и дает свой вариант ответа. Эта технология тоже может иметь  свои варианты.

Укреплению физического и нравственного здоровья служат так называемые «уроки здоровья» - это обязательные уроки, где линия  здоровья сочетается с  темой урока.

Использую элементы театрализации с появлением литературных или театральных героев, словарная работа в игровой форме, когда дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с соревнованиями благотворно влияют на здоровье детей.

Один из приемов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по три-шесть учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока.

Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа учителя с учениками на разных этапах урока, с одаренными детьми, работа по индивидуальной программе.

«Уроки-праздники», способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе и здоровьесбережения.

Здоровьесбережению служат уроки с использованием валеологического аспекта, они формируют внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.

Сознательно и целенаправленно способствует укреплению здоровья учащихся  выполнение практических заданий, где включаются различные группы мышц,   происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.

Рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе:

1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку.  Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей технологии:

1.Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

2. Реализация, на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как  общедидактических, так и специфических.

3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.  

4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.

6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегаюших образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).

8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

10. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье и о близких.

Основополагающие принципы программы работы по здоровьесберегающей деятельности:

 1. Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.

 2. Учёт познавательной активности в двигательной деятельности.

 3. Единство физического, эмоционального  и психического развития.

 4. Наглядность.

 5. Принцип непрерывности здорового воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.

 6. Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию  культуры здоровья.

 7. Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.

Однако при этом необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков. Для этого мною взята следующая  прогнозируемая модель личности ученика:

 1. Физически, нравственно, духовно здоровая личность.

 2. Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.

 3. Осознание себя как биологического, психического и социального существа.

 4. Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.

 5. Правильная организация своей жизнедеятельности.

 6. Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.

 7. Потребность в самостоятельной двигательной активности.

 8. Самоконтроль и стремление саморазвиваться.

 9. Творческая деятельность.

В результате осуществления данной работы мною прогнозируются следующие результаты:

 1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся.

 2.  Повышение приоритета здорового образа жизни.

 4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

 5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.

 6. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии на уроках гуманитарного цикла

выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла...

Презентация к выступлению на педсовете "Здоровьесберегающие технологии на уроках гуманитарного цикла"

Данная презентация представляет собой теоретические основы здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания...

Применение проблемно диалогической технологии на уроках гуманитарного цикла

Проблемно  диалогическое обучение  рассматривается  как один  из  основных видов  деятельности, помогающий  обучающимся  адаптироваться  к  современны...

Мастер-класс «Эффективность использования современных технологий на уроках гуманитарного цикла»

Данный мастер-класс «Эффективность использования  современных  технологий  на  уроках  гуманитарного  цикла»  был проведен на краевом семинаре для молодых педагогов....

Презентация "Опыт использования проблемно-диалогической технологии на уроках гуманитарного цикла"

ull;ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ – это  тип  обучения,  обеспечивающий   творческое  усвоение  знаний  учащимися  посредством  специально...

Специфика использования исследовательской деятельности на уроках гуманитарного цикла в основной школе

В  концепции развития образования на 2016-2020 годы ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ли...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках естественнонаучного цикла.

В статье делается акцент на проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников....