«Использование здоровьесберегающей технологий на уроках гуманитарного цикла»
статья по изобразительному искусству (изо)
Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей и родителей. Рациональная организация урока оказывает благоприятное воздействие на обучающегося - способствует полноценному развитию, безболезненной адаптации к учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_inovatsiya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 27»
«Использование здоровьесберегающей технологий на уроках гуманитарного цикла»
Работу выполнила:
учитель ИЗО Оксузян Ю. В.
г. Дзержинск, 2013 год
Наибольшее количество отклонений в организме учащегося по мере увеличения ученического стажа связано с увеличением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, особенностями построения уроков.
Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы ребенок учился искусству учёбы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей и родителей. Рациональная организация урока оказывает благоприятное воздействие на обучающегося - способствует полноценному развитию, безболезненной адаптации к учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.
Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающие технологии.
Прежде чем рассматривать эти технологии, необходимо уточнить, какие элементы учебного процесса могут оказывать отрицательные воздействия на здоровье детей.
Это в первую очередь многопредметность в расписании, по пять-семь предметов ежедневно; большой объем и сложность учебного материала, неадекватные методы обучения (традиционная жесткая схема урока - ежедневное повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке), стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок (их приоритет в классе) и так далее.
Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, невосприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.
Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса, в частности - с расписания уроков.
Мы знаем, что самые продуктивные уроки - со второго по четвертый. Но в расписании не может не быть 1-го, 6-го и даже 7 -го уроков.
С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса.
Если в расписании ваш урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств.
Например, в понедельник в каком то классе последний урок -математика. Как же учителю добивается внимания и сосредоточенности учащихся на уроке, эффективности учебного процесса? Только благодаря использованию элементов технологии Шаталова, которая служит здоровьесбережению:
1. Работа в парах или мелких группах, «вертушка», то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую.
2. Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем. Сохранению здоровья способствует применение системы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение, отношение к уроку, к теме и т.д. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.
Активно внедряю в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего «да», «нет», «прошу слова».
Во время фронтального опроса использую игру с предметом ( напр. С воздушным шариком): ученик ловит шар на правильный ответ, не ловит - на неправильный или ловит шарик и дает свой вариант ответа. Эта технология тоже может иметь свои варианты.
Укреплению физического и нравственного здоровья служат так называемые «уроки здоровья» - это обязательные уроки, где линия здоровья сочетается с темой урока.
Использую элементы театрализации с появлением литературных или театральных героев, словарная работа в игровой форме, когда дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с соревнованиями благотворно влияют на здоровье детей.
Один из приемов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по три-шесть учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока.
Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа учителя с учениками на разных этапах урока, с одаренными детьми, работа по индивидуальной программе.
«Уроки-праздники», способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе и здоровьесбережения.
Здоровьесбережению служат уроки с использованием валеологического аспекта, они формируют внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.
Сознательно и целенаправленно способствует укреплению здоровья учащихся выполнение практических заданий, где включаются различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.
Рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе:
1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей технологии:
1.Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
2. Реализация, на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.
6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегаюших образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
10. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье и о близких.
Основополагающие принципы программы работы по здоровьесберегающей деятельности:
1. Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.
2. Учёт познавательной активности в двигательной деятельности.
3. Единство физического, эмоционального и психического развития.
4. Наглядность.
5. Принцип непрерывности здорового воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.
6. Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию культуры здоровья.
7. Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.
Однако при этом необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков. Для этого мною взята следующая прогнозируемая модель личности ученика:
1. Физически, нравственно, духовно здоровая личность.
2. Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.
3. Осознание себя как биологического, психического и социального существа.
4. Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.
5. Правильная организация своей жизнедеятельности.
6. Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.
7. Потребность в самостоятельной двигательной активности.
8. Самоконтроль и стремление саморазвиваться.
9. Творческая деятельность.
В результате осуществления данной работы мною прогнозируются следующие результаты:
1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
2. Повышение приоритета здорового образа жизни.
4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
6. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические технологии на уроках гуманитарного цикла
выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла...
Презентация к выступлению на педсовете "Здоровьесберегающие технологии на уроках гуманитарного цикла"
Данная презентация представляет собой теоретические основы здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания...
Применение проблемно диалогической технологии на уроках гуманитарного цикла
Проблемно диалогическое обучение рассматривается как один из основных видов деятельности, помогающий обучающимся адаптироваться к современны...
Мастер-класс «Эффективность использования современных технологий на уроках гуманитарного цикла»
Данный мастер-класс «Эффективность использования современных технологий на уроках гуманитарного цикла» был проведен на краевом семинаре для молодых педагогов....
Презентация "Опыт использования проблемно-диалогической технологии на уроках гуманитарного цикла"
ull;ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально...
Специфика использования исследовательской деятельности на уроках гуманитарного цикла в основной школе
В концепции развития образования на 2016-2020 годы ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ли...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках естественнонаучного цикла.
В статье делается акцент на проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников....