Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
статья

Ринчинова Мираида Валерьевна

Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть востребованным. А для этого современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Тема: Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть востребованным. А для этого современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.

Одной из задачей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся основной школы является: вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию.

Исходя из этого, считаю, что необходимо поставить обучающегося в центр учебного процесса, создать такие условия для воспитания и развития, когда обучающиеся будут активно познавать мир, знания применять на практике, реально ощущая результат своей деятельности.

В своей работе с обучающимися, я придерживаюсь определенной системы, целью которой является: развитие у них познавательного и творческого интереса к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных проблемных и биологических заданий, системного мышления, способности мыслить творчески, а также воспитать  в них уверенность в своих силах.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи: 

  •  выявить одаренных обучающихся, проявляющих интерес к биологии;
  • при изучении основного и дополнительного материала по предмету развить творческие способности и гибкость мышления;
  • использовать индивидуальный подход в работе с одаренными обучающимися уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • стимулировать проявления учебно- познавательной деятельности;
  • применять  в своей работе различные приёмы и методы обучения, способствовать реализации познавательного, исследовательского и  мотивационного потенциала обучающихся.

Методы работы с одаренными обучающимися:

Анкетирование, опрос, тестирование, творческие работы и др.

Формы работы: 

  • урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности; 
  • индивидуальные консультации; 
  • кружковая работа; 
  • проведение предметных недель; 
  • научно-практические конференции; 
  • олимпиады; 
  • экскурсии и походы;
  • летний экологический лагерь;
  • опытническая работа на учебно-опытном участке.

Работа организована по двум направлениям: урочная и внеурочная.  

Урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности, способствующих развитию функциональной грамотности обучающихся;

Внеурочная работа обучения: проведение факультативных и дополнительные занятий с одарёнными обучающимися по предмету; проведение предметных недель; научно-практические конференции; участие в Интернет - олимпиадах, интеллектуальных марафонах.

Для работы с одаренными обучающимися можно использовать задания разного характера, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний, например:

  • задания на развитие логического мышления:

нахождение общего, частного, промежуточного понятий;

Расположение понятий так, чтобы слева располагалось общее понятие, справа частое, а в середине промежуточное.

Например, «бактерия - болезнетворная бактерия – палочка Коха» или «растение – розоцветные - роза».

1.  Ярутка полевая, двудольные, крестоцветные.

2.  Лесное растение, дуб, дерево.

3.  Куриные, птицы, глухарь.

  • расположение понятий от более частных к более общим;

Например, если даны понятия «гусь», «животное», «птица», «домашние птицы», то их следует расположить так: «гусь  –птица – домашние птицы – животное».

1. Пресмыкающееся; гадюка; змея; ядовитая змея; позвоночные.

2. Бледная поганка; ядовитый гриб; гриб; пластинчатый гриб.

3. Позвоночные; насекомоядные; выхухоль; млекопитающие. [1, с.38]

  • нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых;

Назовите обобщающее (родовое) понятие к данным видовым.

Например, «черешковый – сидячий» (лист)

1. Дерево – кустарник

2. Вены – артерии

3. Корзинка – колос

4. Белок – крахмал

5. Кокки – бациллы.

Генеральная задача педагога как раз и заключается в том, чтобы научить детей приемам и методам анализа теории в сравнении с фактами и гипотезами.

Исходя из этих целей стараюсь апробировать современные педагогические технологии, как условие формирования активной учебной деятельности учащихся, направленной на развитие творческих способностей учащихся.

1. Дифференцированное обучение

С целью создания оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей использую метод индивидуального обучения. Например, рабочие тетради, тетради на печатной основе,  дифференцированные задания и тесты и т.д.

Ученики усваивают знания программного материала на различных уровнях не ниже обязательного. Доказательство- 100% успеваемость.

2. Проблемное обучение

Применяю проблемные, частично-поисковые и практические методы; на всех этапах урока решение познавательных биологических задач, опорного конспекта.

Ученики пишут исследовательские работы по различным темам.

3. Игровое обучение

С целью обеспечения личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений использую игровые методы, вовлекаю детей в творческую деятельность

Такие уроки прививают интерес к предмету. Мною разработана система повторительно-обобщающих уроков-6-9 кл. с использованием игровых методов

4.Информационно-коммуникационная технология

Способствует развитию интеллектуального уровня детей, их интереса и творческих способностей, самостоятельности. Создает принципиально новые возможности получения человеком знаний, позволяет сделать занятия интересными и наглядными.

Применяю на всех этапах урока:

  • показ презентаций, слайдов, видео-фрагментов, таблиц,
  • выделение ключевых моментов темы,
  • проверочные работы.

Учащиеся самостоятельно создают презентации по различным темам.

5. Здоровьесберегающее обучение

С целью развития здоровой личности

При планировании урока использую различные способы

коллективной и групповой работы учащихся.

Комфортность детей на уроке

6.Модульная технология

Ориентирована прежде всего на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению учебного материала и развитию у учащихся всех «само»: самопланирование, самоанализ, самоконтроль, рефлексия.

Организую работу учащихся на уроке по модулю, методическому средству, в котором указаны цели учебной деятельности школьника на каждом уроке, а также учебные задания и методы их выполнения.

На модульных уроках учащиеся работают индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава.

Четко выделяется учебная деятельность ребенка как системное свойство.

Считаю необходимым научить ученика мыслить теоретическими категориями.

Урок в современной школе по-прежнему остается важнейшим компонентом образовательного процесса. Все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. Как сделать, чтобы каждый новый урок для ученика стал ступенькой нового знания и развития? В связи с этим считаю, что необходимо шире использовать такие формы работы, которые позволили бы учащимся проявить собственную активность, наиболее полно реализовать свои знания и умения, побуждали к старательному учению.

Главными приемами считаю:

Приемы критического мышления, решение проблемных биологических задач, составление таблиц, схем, опорных конспектов, ключевых слов, формирование биологических понятий. Использование этих приемов позволяет перевести ученика из пассивного объекта обучения к деятельной личности.

Знание биологических терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому уделяю большое внимание их осознанному формированию. Для этого использую следующие приемы:

А) закрытые задания, в которых ученик выбирает 1 или несколько правильных ответов из предложенных 4-5 вариантов. При этом каждый альтернативный ответ должен быть правдоподобным, основанным на типичных ошибках учащихся.

Б) задания на соответствие (установление соответствия между понятием-термином и его содержанием).

В) задания на установление правильной последовательности (стадии развития, процессы)

Г) задания, в которых ответ конструирует сам ученик (вставьте пропущенные термины)

Д) задания с исключением лишнего понятия (из 4-5 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню и объяснить свой выбор)

Эритроциты, лейкоциты, тканевая жидкость, тромбоциты, кровь, плазма (8 класс); ядро, митохондрии, комплекс Гольджи, пластиды (Цитология 8-10 класс)

Е) задания на выявление общих закономерностей например, аксон - дендриты (отростки нейронов), митохондрии - рибосомы (органоиды клетки), лист - хлорофилл (процесс фотосинтеза).

Ж) терминологический диктант, где учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию – сформулировать определение и записать его или задать вопрос, если осуществляется устный опрос.

З) задания на поиск и исправления биологических ошибок. Данный прием состоит в том, что учащимся предлагается текст, cодержащий биологические ошибки и предлагается их исправить.

1.Например (9-10 класс): Найдите ошибки в молекуле ДНК:

А-Г-Т-Т-А-Г-Ц-Т-Т-Г-

Т-Т-Г-А-Т-Ц-Г-А-Т-Ц-

Выполняя эти задания, ученики не только применяют полученные на уроках знания в новых условиях, но и используют свой жизненный опыт.

И) задания на определения верного и неверного суждения (блеф-клуб)

В работе с учащимися на уроке использую проблемно-поисковый метод обучения.

Основой метода является создание проблемных ситуаций, которые включают эмоциональную, поисковую и волевую стороны. Мышление начинается с проблемы (вопроса, удивления, противоречия), разрешение которой ведет к мыслительному процессу.

Формируя «учебную проблему» на уроке, задаю вопрос, для ответа на который не хватает знаний у учеников. С таким вопросом обращаюсь к классу до объяснения материала и, выслушав гипотезы учеников, мы вместе разрешаем проблемную ситуацию методом проблемного изложения и активного поиска информации учащимися, побуждая при этом учащихся к активной познавательной деятельности. Дети самостоятельно формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответ, ставят цели и задачи урока, прошу ребят поставить собственную цель, имеющую практическую направленность изучаемого материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках английского языка

 В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. С этими детьми проводится целенаправленная работа. Формы и методы работы с одаренными детьми...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физкультуры

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по  выявлению и развитию ...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках ОБЖ

Поэтому изучение закономерностей формирования и развития   личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка ...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Цель работы:   - создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся. Задачи: - изучить данные о психологических особенностях детей с творч...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Одаренность- есть сочетание трех основных характеристик:• интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);• креативности;• настойчивости (мотивация, ориентированная на задач...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

 Для каждого учителя главным вопросом является вопрос о том, как пробудить интерес к своему предмету, как выявить и помочь детям развить их способности. Согласно ФГОС целью обучения...