Генетика человека
презентация к уроку по биологии (10 класс)

Красикова Алла Леонидовна

Типы наследования,их характеристики. Задачи по типам наследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл genetika_cheloveka.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Генетика человека. Генеалогический метод.

Слайд 2

Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности. А.С. Пушкин Особенности генетики человека Невозможность использовать гибридологический метод; Позднее наступление половой зрелости; Малое число потомков в каждой семье; Невозможность создания равных условий жизни для потомков; Отсутствие точной регистрации проявления наследственных свойств в семье; Отсутствие чистых линий; Большое число хромосом; Медленная смена поколений.

Слайд 3

Методы изучения наследственности человека Близнецовый метод Цитогенетический метод Генеалогический метод Биохимический метод Онтогенетический метод

Слайд 4

Генеалогический метод Генеалогический метод основан на составлении и анализе родословных Родословная – графическое отображение родственных связей в семье или в роду

Слайд 8

Основные обозначения при составлении родословных

Слайд 9

Правила, используемые при составлении графического изображения родословной Составление родословной начинают с пробанда. Братья и сестры (сибсы) располагаются в порядке рождения слева направо, начиная со старшего. Все члены родословной располагаются строго по поколениям, в один ряд. Поколения обозначаются римскими цифрами слева от родословной сверху вниз. Арабскими цифрами нумеруется потомство одного поколения (одного ряда) слева направо. Благодаря такой нумерации каждый член семьи имеет свой шифр (например: I -1, I -2, II -2, II -4 и др.)

Слайд 10

У человека установлены следующие типы наследования: Аутосомно-доминантное наследование (АД). Аутосомно-рецессивное наследование (АР ). Доминантное, сцепленное с Х хромосомой наследование (ХД). Рецессивное, сцепленное с Х хромосомой наследование (ХР). Сцепленное с Y хромосомой наследование ( Y Н) и цитоплазматическое наследование (ЦН).

Слайд 11

Аутосомно - доминантный тип наследования 1.Гены, отвечающие за определенные признаки располагаются в аутосомах и наследуются, как доминантные признаки. 2. Признак встречается в родословной часто, практически во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек. 3. Если один из родителей является носителем признака, то этот признак проявится либо у всего потомства, либо у половины.

Слайд 12

По аутосомно - доминантному типу наследуются: - полидактилия- 6-палость (Сикстинская мадонна) -веснушки - раннее облысение - катаракта глаз- помутнение хрусталика. - хрупкость костей -карие глаза

Слайд 13

Аутосомно - рецессивный тип наследования. признак встречается редко, не во всех поколениях, одинаково у мальчиков и у девочек; признак может проявиться у детей, даже если родители не обладают этим признаком; если один из родителей является носителем признака, то он не проявится у детей или проявится у половины потомства.

Слайд 14

По аутосомно - рецессивному типу наследуются: альбинизм- отсутствие пигмента в коже, волосах, радужной оболочке глаза врожденная глухота полиомиелит костей сахарный диабет.

Слайд 15

Доминантное, сцепленное с Х хромосомой наследование (ХД) чаще признак встречается у лиц женского пола; если мать больна, а отец здоров, то признак передается потомству независимо от пола, он может проявляться и у девочек, и у мальчиков; если мать здорова, а отец болен, то у всех дочерей признак будет проявляться, а у сыновей нет. Например: коричневая эмаль зубов.

Слайд 16

Рецессивное, сцепленное с Х хромосомой наследование (ХР). чаще признак встречается у лиц мужского пола; чаще признак проявляется через поколение; если оба родителя здоровы, но мать гетерозиготна , то признак часто проявляется у 50% сыновей; если отец болен, а мать гетерозиготна , то обладателями признака могут быть и лица женского пола. Так наследуются, например: гемофилия – заболевание несвертываемости крови. дальтонизм - не различение отдельных цветов. отсутствие потовых желез.

Слайд 17

Сцепленное с Y хромосомой наследование ( Y Н) Y -сцепленное наследование: признак встречается только у лиц мужского пола; если отец несет признак, то, как правило, этим признаком обладают и все сыновья. Например: гипертрихоз - оволосение по краю ушной раковины. перепонки между пальцами ног. ихтиоз- заболевание кожи, чешуйки , как у рыб.

Слайд 18

Родословная семьи с наследованием синдактилии Определите характер наследования

Слайд 19

Родословная семьи с наследованием гипертрихоза ушной раковины

Слайд 20

Родословная семьи с наследованием гемофилии

Слайд 21

Родословная семьи с наследованием дефекта зубной эмали.

Слайд 22

Составление схем родословных ЗАДАЧА 1 Женщина со вздорным характером вышла замуж за человека с мягким характером. От этого брака родились три дочери, у одной из которых был вздорный характер. Одна из дочерей с мягким характером вышла замуж за человека с таким же характером. У них было два сына, один из которых был скандалистом, а другой мягким человеком. Укажите на родословной этой семьи генотипы всех членов.

Слайд 24

Составление схем родословных ЗАДАЧА 2. Составьте родословную. Таня и Наташа родные сестры и обе страдают дальтонизмом. У них есть сестра с нормальным зрением и брат с нормальный зрением, но гемофилик . Таня и Наташа вышли замуж за здоровых по указанным признакам мужчин. У Тани родились 2 мальчика -дальтоника и две здоровых девочки. У Наташи два сына - гемофилики и дальтоники одновременно. Определите генотипы Тани, Наташи, их родителей и всех детей. Почему у Наташи оказались дети, заболевшие двумя болезнями?

Слайд 25

Таня и Наташа – родные сестры и обе страдают дальтонизмом . У них есть сестра с нормальным зрением и брат с нормальным зрением . Таня и Наташа вышли замуж за здоровых по указанному признаку мужчин. У Тани родились две девочки, которые нормально различают цвета, и два мальчика. У Наташи два сына. Определите генотипы Тани и Наташи, их родителей, пол их детей-дальтоников. Заштрихуйте на родословных значки в соответствии с решением (больных – сплошной штриховкой, носителей – пунктирной).

Слайд 27

Составьте родословную семьи со случаем сахарного диабета . Пробанд - больная женщина, ее брат, сестра и родители здоровы. Со стороны отца имеются следующие родственники: больной сахарным диабетом дядя и две здоровые тети. Одна из них имеет трех здоровых детей, вторая - здорового сына. Дедушка и бабушка со стороны отца - здоровы. Сестра бабушки болела сахарным диабетом. Мать пробанда, дядя дедушка и бабушка с материнской стороны здоровы. У дяди два здоровых ребенка. Определите характер наследования болезни и вычислите вероятность рождения больных детей в семье пробанда, если она выйдет замуж за здорового мужчину

Слайд 29

Дано: А- ген нормы а – ген опред. сах. диабет F 1- ? 1 вариант Р: Г/т ♀ аа × ♂ АА Ф/т больна здоров G : F 1 : Аа - все здоровы 2 вариант Р: Г/т ♀ аа × ♂ Аа Ф/т больна здоров G : ; F 1 : Аа - 50% - здоровы аа - 50% Ответ: Аутосомно-рецессивный тип наследования; вероятность рождения больных детей либо отсутствует ♂АА либо 50% (♂ Аа ) А а А а а

Слайд 30

В браке женщины с нормальным зрением, братья которой были дальтоники, и мужчины с нормальным зрением, отец которого страдал дальтонизмом, родились три дочери с нормальным зрением и два сына дальтоника. Установите генотипы родителей и их детей. P F F 1 2

Слайд 31

Решите задачу: Пробанд болен врожденной катарактой. Он состоит в браке со здоровой женщиной и имеет больную дочь и здорового сына. Отец пробанда болен, а мать здорова и имеет здоровую сестру и здоровых родителей. Дедушка по линии отца болен, а бабушка здорова. Пробанд имеет по линии отца здоровых родных тетю и дядю. Дядя женат на здоровой женщине. У них три здоровых сына. Определите тип наследования признака и вероятность появления в семье дочери пробанда больных внуков, если она выйдет замуж за гетерозиготного по катаракте этого типа мужчину.

Слайд 32

1.Какой тип наследования показан на рисунке? Каковы генотипы родителей — родоначальников, если аллель обозначить буквами А и а? Каковы генотипы всех людей, не несущих данного исследуемого признака?

Слайд 33

2.По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.

Слайд 34

3. По изображённой на рисунке родословной установите характер наследования признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), и обоснуйте его. Определите генотипы людей 1, 2 и 3. Установите, с какой вероятностью женщина 4 будет гетерозиготной.

Слайд 35

4.Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной.

Слайд 36

5. По изображённой на рисунке родословной определите и обоснуйте генотипы родителей, потомков, обозначенных на схеме цифрами 1–7. Установите вероятность рождения ребёнка с исследуемым признаком у женщины под № 7, если в семье её супруга этот признак никогда не наблюдался.

Слайд 37

6.По изображённой на рисунке родословной определите и обоснуйте генотипы родителей, потомков, обозначенных на схеме цифрами 1–6. Установите вероятность рождения ребёнка с исследуемым признаком у женщины под № 4, если её супруг имеет этот признак.

Слайд 38

7.По изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Ответ обоснуйте. Определите генотипы родителей (1, 2), генотипы детей в первом (3, 4, 5) и во втором поколениях (6, 7). Какова вероятность рождения ребёнка с признаком, выделенным на рисунке чёрным цветом, у мужчины 5, если будущая жена будет иметь данный признак?

Слайд 39

Домашнее задание Составить родословную своей семьи по наследованию одного из предложенных признаков: цвет глаз (карие, голубые или серые); цвет волос (рыжие, не рыжие); пигментирование кожи лица (веснушки, отсутствие веснушек); острота зрения (близорукость, нормальное); ямочки на щеках (есть, нет).

Слайд 40

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме: "Генетика человека"

n Презентация по теме: "Генетика человека"   рассматривает вопросы определения пола  будущего ребенка. Как произойдёт распределение ХХ и ХУ хромосом нельзя предугада...

Урок по общей биологии "Генетика человека - природа или воспитание?"

Единый государственный экзамен - это тестовая форма проверки знаний обучающихся, от которой зависит судьба выпускника. На данном уроке ребенок узнает о том, какие виды тестов бывают и сам пытается сос...

Дидактический материал "Генетика человека"

Методы изучения генетики человека, аутосомно-рецессивные признаки, сцепленные с  Х - и -Y - хромосомами признаки....

Методы изучения генетики человека

Методическая разработка по биологии для использования в 10 классе, включающая в себя: конспект урока, мультимедийную презентацию к уроку, разноуровненвые тесты по пройденному материалу, карточки задан...