Рабочая программа по предмету биология (раздел "Растения. Бактерии. Грибы") 7 класс
рабочая программа (7 класс) на тему
Рабочая программа по предмету биология (раздел "Растения. Бактерии. Грибы") предназначена для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_.7_klass.docx | 46.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 854»
отделение для обучающихся
с особыми образовательными потребностями
«Согласовано» Председатель МО ____________ Протокол № ___ от «____» _____20____ г | «Принята» На педагогическом совете Протокол №____ от
«_____» _____ 20____ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ №854 __________ «_____» ____20_____ г. |
Рабочая программа
по учебному предмету биология для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости
7 класс
Разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В.Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой.
.
Одобрена Министерством образования РФ для использования в образовательном учреждении.
Составитель:
Карасева М.А.
Учитель-дефектолог
Высшая квалификационная категория
Москва 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету биология (раздел «Растения. Бактерии. Грибы») составлена на основе учебной программы для V-IХ классов общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой.
Нормативным основанием для составления учебной программы являются следующие документы:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2.Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3.Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят государственной думой 18 июля 1996 г.;
4.Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка:
Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.;
Декларация о правах инвалидов от 9 ноября 1971г.;
Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971г.;
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.;
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990г.;
5.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г. №288);
6.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919.
7.Методическое письмо «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIIIвидов». Письмо Минобразования России от 4 сентября 1997 года № 48 (с изменениями от 26.12.2000г.);
8.Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009
9. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов» под редакцией В.В.Воронковой. Москва, издательство «ВЛАДОС», 2011
10.Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы.М.: Просвещение, 2010.
11.Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013
Данная программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности на весь курс обучения. Учебный курс базируется на принципах доступности, наглядности, индивидуального подхода, практической направленности и принципа коррекции.
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений.
Основными задачами преподавания биологии по разделу «Растения, грибы, бактерии» являются:
1.Сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (строении и жизни растений).
2.Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.
3.Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними.
В результате изучения естествоведческого курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии растений.
Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно –следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё.
Формирование жизненных компетенций.
Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования для детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимых ребенку в повседневной жизни. Овладение академическими знаниями, умениями и навыками (в доступной для ребенка форме, структуре и объёме) направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение ребенка.
Учебно-познавательные компетенции.
1.Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности.
2.Задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме.
3.Выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).
Информационные компетенции.
1.Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-RОМ, Интернет.
2. Владеть элементарными навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, принтера, модема.
3.Применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Коммуникативные компетенции.
1.Уметь представлять свой класс, школув ситуациях межкультурного общения.
2.Владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог.
3.Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями.
4.Владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции.
1.Иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.).
2.Знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми.
3.Позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляциии самоконтроля.
4.Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи.
Средства обучения: наглядные, ТСО, дополнительные пособия, изготовленные учителем.
Наглядные средства: натуральные объекты (гербарии, образцы культурных и дикорастущих растений, коллекции, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, раздаточный материал.
При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные документальные и художественные фильмы.
Методы и приемы, используемые в ходе обучения: наблюдения, работа с натуральными наглядными пособиями, беседа, работа с учебником, с изобразительными наглядными пособиями, таблицами, лабораторные и практические задания.
Формы организации учебного процесса:
Урок сообщения новых знаний
Комбинированный урок
Повторительно-обобщающий урок
Практический урок.
Содержание программы «Растения, грибы и бактерии» 7 класс
(2 ч в неделю)
Введение
Многообразие растений.
Значение растений и их охрана.
Общее знакомство с цветковыми растениями.
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений.
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).
Лабораторные работы.
1.Органы цветкового растения.
2.Строение цветка.
3.Строение семени фасоли.
4.Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.
Практическая работа. Определение всхожести семян.
Демонстрация опытов:
1.Условия, необходимые для прорастания семян.
2.Испарение воды листьями.
3.Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
4.Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Экскурсии в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября).
Многообразие растений, бактерий и грибов
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.
Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.
Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Экскурсии в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.
Цветковые растения
Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневой системы, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Лабораторная работа. Строение луковицы.
Двудольные растения
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, дикий паслен, душистый табак.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности paзмножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение.
Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.
Лабораторная работа. Строение клубня картофеля.
Практическая работа по перевалке и пересадке комнатных растений.
Практическая работав саду, на школьном учебно-опытном участке. Вскапывание приствольных кругов. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Экскурсия — «Весенние работы в саду».
Обобщение по теме «Растение — живой организм».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых, строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий;
- некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
- разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими.
Учащиеся должны уметь:
- отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
- приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
- различать органы у цветкового растения;
- различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
- выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;
- различать грибы и растения.
Учащиеся 1 уровня должны знать:
- названия некоторых грибов, растений (по систематическим группам);
- строение цветковых растений;
- биологические особенности, приемы возделывания основных сельскохозяйственных растений (местных);
- особенности ядовитых и съедобных грибов.
Учащиеся 1 уровня должны уметь:
- отличать цветковые растения от других групп растений;
- приводить примеры растений (по группам);
- различать органы цветковых растений;
- различать однодольные и двудольные растения;
- выращивать некоторые растения;
- называть и различать местные растения.
Учащиеся 2 уровня должны знать:
- названия некоторых грибов, растений;
- строение цветковых растений;
- некоторые приемы возделывания местных сельскохозяйственных растений;
- разницу ядовитых и съедобных грибов.
Учащиеся 2 уровня должны уметь:
- отличать цветковые растения от других групп растений;
- приводить примеры цветковых растений;
- выращивать некоторые цветковые растения;
- различать некоторые грибы и растения;
- отличать некоторые съедобные грибы от несъедобных.
7 класс I четверть | ||||
№ п/п | Темы уроков | Часы | Учебно-методическое обеспечение | Оценочная работа |
1. | Многообразие растений. | 1ч | Учебные плакаты 1.Разнообразие цветков (примула, тюльпан, крапива). 2.Простые соцветия (клевер, ландыш, подорожник, вишня). 3.Семена однодольных растений (ирис, частуха). 4.Сложные соцветия (морковь, сирень). 5.Соцветие, цветок и плод пшеницы. 6.Опыление. 7.Оплодотворение у цветковых растений. 8.Сухие плоды (жёлтая акация, белена, горчица, лопух). 9.Сочные плоды (вишня, яблоня, огурец, томат). Учебные таблицы Строение цветка. Распространение сухих плодов и семян. Опыление. Опыление растений ветром и самоопыление. Строение цветка (тычинки, пестик, лепестки, развитие плода). Опыление клевера шмелями. Типы плодов и семян. Распространение семян и плодов. Строение и прорастание семени фасоли. Строение и прорастание зерновки пшеницы. Семена двудольных растений. Охраняемые растения. Коллекции: «Хлопок», «Шёлк» Гербарий для курса ботаники Средней школы Гербарий важнейших культурных растений Гербарий культурных растений Гербарий для начальной школы Лабораторное оборудование Видеоматериалы 1.Опыление растений насекомыми. 2.Перекрёстное опыление ветром. 3. Развитие растений из семени. 4. Строение семян. 5.Оплодотворение цветковых растений. Учебник З.А.Клепина Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 2005г Учебник З.А.Клепина Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 2008г. Слайды Растения Иллюстрации Файлы с заданиями Карточки Рабочая тетрадь по «Естествознанию» З.А.Клепина В.С.Капралова | |
2. | Значение растений. | 1ч | ||
3. | Охрана растений. | 1ч | ||
4. | Строение цветкового растения. Строение цветка. | 1ч | Практическая работа | |
5. | Виды соцветий. | 1ч | ||
6. | Экскурсия «Ознакомление с цветками и соцветиями». | 1ч | ||
7. | Опыление цветков. | 1ч | ||
8. | Разнообразие плодов. | 1ч | ||
9. | Распространение плодов и семян. | 1ч | ||
10. | Осенняя обработка почвы. | 1ч | Практическая работа | |
11. | Внешний вид и строение семени фасоли. | 1ч | Лабораторная работа | |
12. | Строение семени пшеницы | 1ч | Лабораторная работа | |
13. | Условия прорастания семян. | 1ч | ||
14. | Практическая работа: Правила заделки семян в почву. | 1ч | Практическая работа | |
15. | Обобщающий урок по теме: «Цветок. Плоды. Семя». | 1ч | Тестовые задания. | |
16. | Экскурсия в лесопарк. | 1ч | ||
Итого за I четверть - 16 часов |
Знания и умения учащихся
Учащиеся должны знать:
- признаки сходства и различия между группами растений;
- строение растения;
- некоторые растения, занесенные в Красную книгу;
- виды соцветий (зонтик, колос, корзинка).
- способы опыления: самоопыление и перекрестное опыление;
- группы плодов: сочные и сухие;
- способы распространения плодов и семян;
- строение семени фасоли и семени пшеницы;
- значение растений для животных и человека.
Учащиеся должны уметь:
- классифицировать растения по группам (деревья, кустарники, травы; цветковые и хвойные растения);
- называть органы цветкового растения; некоторые виды соцветий;
- отличать перекрестное опыление от самоопыления;
- отличать сочные плоды от сухих плодов;
- различать некоторые однодольные и двудольные растения;
- приводить примеры некоторых однодольных и двудольных растений;
- проводить несложную обработку почвы.
7 класс II четверть | ||||
№ п/п | Темы уроков | Часы | Учебно-методическое обеспечение | Оценочная работа |
1. | Корень. Виды корней. | 1ч | Учебные плакаты Растение – живой организм (побеги, плоды, корни). Вегетативное размножение комнатных растений. Вегетативное размножение лесных трав Учебные таблицы Типы корневых систем. Листорасположение и листовая мозаика. Строение стебля дерева. Строение почки и развитие побега. Модели. Лист в разрезе Гербарии Лабораторное оборудование Видеоматериалы по темам: Корень. Лист.Стебель. Слайды Растения Дерево и его значение в жизни Иллюстрации Файлы с заданиями Карточки Учебник З.А.Клепина Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 2005г Учебник З.А.Клепина Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 2008г Рабочая тетрадь по «Естествознанию» З.А.Клепина В.С.Капралова 2010г | |
2. | Корневые системы. Значение корня. | 1ч | ||
3. | Видоизменения корней. | 1ч | ||
4. | Внешнее строение листа | 1ч | ||
5. | Образование органических веществ в растении. Постановка опыта с картофелем. | 1ч | Практическая работа | |
6. | Испарение воды листьями. | 1ч | ||
7. | Дыхание растений. | 1ч | ||
8. | Листопад и его значение. | 1ч | ||
9. | Строение стебля. | 1ч | ||
10. | Значение стебля в жизни растения. | 1ч | ||
11. | Разнообразие стеблей. | 1ч | ||
12. | Взаимосвязь частей растения. | 1ч | ||
13. | Обобщающий урок по темам: «Корень. Лист. Стебель». | 1ч | Тестовые задания. | |
14. | Викторина «Пищевые растения». | 1ч | ||
Итого за II четверть -14 часов |
Знания и умения учащихся
Учащиеся должны знать:
- виды корней;
- значение корня для растения;
- внешнее строение листа;
- какие вещества входят в состав растения;
- условия, при которых в растении образуются органические вещества;
- причины листопада и его значение;
- строение и значение стебля в жизни растения;
- условия, необходимые для жизни растения.
Учащиеся должны уметь:
- различать виды корней;
- называть вид жилкования листа; простые и сложные листья;
- называть виды стеблей (прямостоячий, вьющийся, цепляющийся, ползучий);
- устанавливать взаимосвязь между явлениями неживой природы (временем года) и живой (опаданием листьев).
- размножать растение с помощью корней,листьев, стеблевых черенков.
- создавать благоприятные условия для жизни растений.
7 класс III четверть | ||||
№ п/п | Темы уроков | Часы | Учебно-методическое обеспечение | Оценочная работа |
1. | Многообразие растительного мира. Экологические группы растений. | 1ч | Учебные таблицы Грибы шляпочные. Белый гриб с грибницей. Мох - кукушкин лён. Коробочка мха. Молодой папоротник. Папоротники. Голосеменные. Сосна обыкновенная Кукуруза. Рис. Хлебные злаковые Помидор. Ягода - чёрный паслён. Паслён. Муляжи Гербарии Лабораторное Оборудование Видео материалы по темам: Бактерии Грибы Мхи Папоротники Голосеменные Злаковые Лилейные Пасленовые Коллекция «Плоды и семена зерновых растений» Коллекция Голосеменные Иллюстрации Карточки Файлы с заданиями Учебник З.А.Клепина Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 2005г Учебник З.А.Клепина Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 2008г Рабочая тетрадь по Естествознанию З.А.Клепина В.С.Капралова 2010г | |
2. | Бактерии. Значение в природе и жизни человека. | 1ч | ||
3. | Строение грибов. | 1ч | Практическая работа | |
4. | Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы. | 1ч | ||
5. | Мхи. Понятие. Места произрастания. Образование торфа. | 1ч | ||
6. | Папоротники. | 1ч | ||
7. | Голосеменные. Сосна и ель. | 1ч | ||
8. | Обобщающий урок по пройденным темам. | 1ч | Тестовые задания | |
9. | Цветковые растения.Однодольные покрытосеменные. | 1ч | ||
10. | Общие признаки злаковых. Хлебные злаковые культуры. | 1ч | ||
11. | Выращивание зерновых. | 1ч | ||
12. | Использование злаков в народном хозяйстве. | 1ч | ||
13. | Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные и дикорастущие. | 1ч | ||
14 | Строение луковицы и чеснока. | 1ч | Практическая работа | |
15. | Обобщающий урок «Однодольные растения». | 1ч | Тестовые задания | |
16. | Двудольные покрытосеменные. Паслёновые. Томат. Баклажан. Перец. | 1ч | ||
17. | Строение картофеля. | 1ч | Практическая работа | |
18. | Выращивание картофеля. | 1ч | ||
19. | Цветочно-декоративные пасленовые. | 1ч | ||
20. | Перевалка комнатных растений. | 1ч | Практическая работа | |
21. | Обобщающий урок по теме: «Пасленовые». | 1ч | Тестовые задания | |
22. | Мероприятие «Международный день леса». | 1ч | ||
Итого: за III четверть – 22 часа |
Знания и умения учащихся
Учащиеся должны знать:
- группы растений по определенным признакам;
- группы бактерий;
- строение мхов и папоротников, ихиспользование человеком;
- основные признаки голосеменных растений, их хозяйственное значение;
- признаки однодольных и двудольных растений;
- некоторых представителей злаковых растений; признаки и использование злаков в народном хозяйстве;
- этапы выращивания зерновых;
- некоторых представителей лилейных растений; признаки и использование лилейных человеком;
- некоторых представителей пасленовых растений; признаки и использование пасленовых человеком.
Учащиеся должны уметь:
- описывать растение по плану;
- приводить примеры, доказывающие, как человек научился использовать деятельность бактерий в своей жизни;
- сравнивать строение мхов и цветковых растений;
- различать папоротники от мхов;
- давать характеристику злаковым растениям по общим признакам;
- осуществлять уход за некоторыми цветочно-декоративными комнатными растениями.
7 класс IV четверть | ||||
№ п/п | Темы уроков | Часы | Учебно-методическое обеспечение | Оценочная работа |
1. | Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения. | 1ч | Учебные таблицы Сухой плод – бобы гороха. Сухие плоды (жёлтая акация, белена). Строение и прорастание семени фасоли. Чина луговая. Чина лесная. Клевер Опыление клевера шмелями. Плод шиповника. Роза. Сочный плод – яблоко в разрезе. Сочный плод – вишня в разрезе. Побег вишни с соцветиями. Сочный плод – малина в разрезе. Многокостянка: малина. Гербарии Лабораторное Оборудование Видеоматериалы по темам: Бобовые Розоцветные Розоцветные Иллюстрации Карточки Файлы с заданиями Учебник З.А.Клепина Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 2006г Учебник З.А.Клепина Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 2008г Рабочая тетрадь по Естествознанию З.А.Клепина В.С.Капралова, 2010 | |
2. | Фасоль и соя – южные бобовые. | 1ч | ||
3. | Кормовые бобовые растения. | 1ч | Тестовые задания | |
4. | Общие признаки розоцветных. Шиповник. | 1ч | ||
5. | Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня. | 1ч | ||
6. | Плодово-ягодные розоцветные. Вишня. | 1ч | ||
7. | Плодово-ягодные розоцветные. Груша. | 1ч | ||
8. | Плодово-ягодные розоцветные. Малина и земляника. | 1ч | ||
9. | Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры. | 1ч | ||
10. | Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник. | 1ч | ||
11. | Календула и бархатцы. | 1ч | ||
12. | Маргаритка и георгин. | 1ч | ||
13. | Обобщающий урок по теме: «Двудольные покрытосеменные растения». | 1ч | Тестовые задания | |
14. | Пересадка комнатных растений. | 1ч | Практическая работа | |
15. | Весенние работы на пришкольном участке | 1ч | Практическая работа | |
16. | Весенние работы в цветниках. | 1ч | Практическая работа | |
Итого за IV четверть – 16 часов Итого за год - 68часов |
Знания и умения учащихся
Учащиеся должны знать:
- названия и особенности внешнего строения некоторых представителей бобовых;
- биологические особенности выращивания бобовых, использование их человеком;
- названия и особенности внешнего строения некоторых представителей розоцветных;
- особенности размножения яблони, малины, земляники;
- способы уборки и использования плодов и ягод розоцветных;
- пользу свежих фруктов и ягод;
- названия и особенности внешнего строения некоторых представителей сложноцветных;
- агротехнику выращивания и использование растений человеком.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры растений из разных групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных.);
- находить признаки сходства и различия между растениями;
- выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;
- работать с ручным сельскохозяйственным инвентарем.
Учебно – методическая литература образовательного процесса
1.З.А.Клепина «Биология.Растения.Бактерии.Грибы». Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. «Просвещение» ОАО Московские учебники» Москва, 2008
2.З.А.Клепинина. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы»: рабочая тетрадь, 7класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2010
3.Лифанова Т.М. Дидактические игры и занимательный материал для уроков естествознания.М.1993 г.
4.Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе \Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников.-М:МГПИ,1987
5. Худенко Е.Д. Использование словесных методов на уроках естествознания \Дефектология.- 1989. - №1.
6. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания \Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников.-М.: МГПИ,1983 г.
7. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала \\ Начальная школа, 2003г. №2.
8.Т.В.Маркова. Оценка сформированности естествоведческой компетентности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Биология" (растения, бактерии, грибы), 6 класс, линия В.В.Пасечник.
В данной программе сформулированы: цели и задачи для каждого урока, знания и умения, которые должны быть сформированыв процессе изучения, порядок проведения лабораторных работ, а также оборудование не...
Рабочая программа учебного предмета биология для 8-9 классов (II ступень)
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы Н.И.Сонина, соответствующей Федеральному ...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Неживая природа" 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Неживая природа» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством ...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Растения. Бактерии. Грибы." 7 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Пояснительная запискаРабочая программа по учебному предмету «Биология. Растения. Бактерии. Грибы.» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 к...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Биология» для 5-9 классов (280 часов) 2015 год
Рабочая программа по предмету «Биология» для учащихся 5-9 классов составлена с учетом:· Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от ...
Рабочая программа по предмету «Биология. Живой организм» 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо предмету «Биология. Живой организм»5 класс...